Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила и характеристика игры





Баскетбол – командная игра с мячом. Играют между собой две команды по 12 человек, из которых по пять с каждой стороны, одновременно находятся на площадке. Цель каждой команды – забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и не дать забросить мяч в корзину своей команды.

Основные элементы игры: дриблинг, бросок, передача, подбор, перехват, блокшот. Перемещение мяча по площадке возможно только при помощи дриблинга или передач от партнера к партнеру.

С 1968 г. все официальные матчи проходят только в закрытых помещениях высотой не менее 7 м.

Игра проводится специальным мячом на прямоугольной площадке длиной 28 м и шириной 15 м (от внутреннего края ограничивающих линий). Национальные федерации имеют право утвердить игровые площадки с минимальными размерами 26 х 14 м. Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите.

Мяч должен иметь форму сферы и быть оранжевого цвета установленного оттенка (для игр мужских команд окружность мяча 749-780 мм, масса 567-650 грамм; для женских соответственно 724-737 мм и 510-567 грамм).

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге площадки. Судья подбрасывает мяч строго вверх между двумя игроками команд-соперниц. В тот момент, когда они касаются мяча (брать мяч в руки нельзя), начинается отсчет игрового времени. После каждого свистка судьи секундомер останавливается, а с возобновлением игры включается вновь. Игровое время фиксирует судья-секундометрист. Согласно новым правилам, принятым в 2000 г., матч состоит из четырех таймов по 10 минут чистого времени каждый с перерывами (2-х и 15-ти минутными) между таймами. Возможна продолжительность игры в 4 периода по 12 мин, т. е. 48 мин.

По правилам ФИБА 2000 г. на атаку командам отводится не более 24 секунд. В состав судейской бригады входит так называемый оператор 24 секунд, который следит за соблюдением этого правила. Кроме этого, существуют также «правило трех секунд» (столько времени игрок атакующей команды может находиться в ограниченной зоне соперника, которую иногда так и называют – «3-х секундная зона») и «правило восьми секунд» (за это время команда, овладевшая мячом на своей половине площадки, должна перевести его из тыловой зоны в передовую).

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. Ничьих в баскетболе не бывает (т. е. отсутствует компромиссное решение борьбы). Если по истечении основного времени матча счет оказывается равным, назначается дополнительный 5-минутный тайм – овертайм. Если и в овертайме ни одна из команд не добьется победы, назначается еще одна дополнительная пятиминутка и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

Нередко судьям приходится разыгрывать в ходе игры спорный мяч. Мяч считается спорным в следующих случаях: если два соперника крепко держат мяч и ни один из них не может овладеть им, не нарушив правил; если мяч вышел за пределы площадки от двух игроков разных команд (или судья не смог точно определить, кто из игроков коснулся мяча последним); если мяч застрял между щитом и кольцом и т. д. Спорный мяч разыгрывается командами по очереди из-за боковой линии.

В баскетбольных правилах есть несколько ограничений, касающихся техники ведения мяча. После дриблинга игрок может сделать только два шага с мячом в руках, не ударяя им о пол. Затем он должен или бросить мяч в кольцо, или отдать партнеру. В случае третьего шага фиксируется пробежка, и мяч переходит к другой команде. Если же баскетболист остановился с мячом в руках и вместо броска в корзину или паса партнеру снова начинает дриблинг, фиксируется двойное ведение и мяч также переходит к сопернику. Игрок, владеющий мячом, может останавливаться и затем снова продолжать движение при условии, что во время остановки он продолжал ведение мяча. Мяч в баскетболе можно вести поочередно то одной, то другой рукой, но не двумя руками сразу. Если игрок получил мяч, стоя на месте, или остановился после того, как получил мяч, ему не разрешается отрывать от пола опорную ногу раньше, чем он выпустит мяч из рук. Запрещается возвращение мяча в зону защиты после того как команда, владеющая мячом, перевела его в зону нападения.

От каждой команды на площадке выступают одновременно пять игроков, еще несколько баскетболистов находятся во время игры на скамейке запасных. Количество замен в баскетболе не ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер.

По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами с 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются. Среди специальных жестов, используемых судьями по ходу матча, есть и жесты с этими числами: например, когда судья указывает на нарушение «правила трех секунд» или показывает, сколько штрафных бросков должен выполнить игрок пострадавшей команды. Точно так же, на пальцах, судья показывает секретарю матча номер игрока, который наказывается персональным замечанием.

Точный бросок в корзину с позиции за дугой, проведенной на расстоянии 6,25 м от щита, оценивается в три очка. Эта дуга называется также «трехочковой линией». Все остальные броски (в том числе и из-под щита) оцениваются в два очка. Если мяч брошен в корзину, но игроки команды-соперницы блокируют (перехватывают или отбивают) его непосредственно над корзиной, очки засчитывают, как если бы бросок достиг цели.

Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (прямой или согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (т.е. фол за несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.). Если спортсмен получил в течение матча 5 фолов (6 фолов в НБА), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков. Он не может больше принимать участие в данном матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных).

Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, или был зафиксирован технический фол, судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, и бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет дополнительно 1 штрафной бросок; если же бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда, будь бросок удачным. Броски выполняются со специальной («штрафной») линии и каждый точный штрафной бросок приносит команде одно очко.

При игре в баскетбол как тактический прием используется даже умышленное нарушение правил. Например, в конце игры команда, которая проигрывает, начинает умышленно «фолить», но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Этот прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет.

Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч.

Различают также технический фол (не вызванный контактом с соперником). Такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке (за неспортивное поведение), но также тренер, и запасные игроки за спор с судьей, задержку игры, нарушение процедурного характера, неуважение к сопернику, попытку затеять потасовку, нецензурную брань, оскорбления и т. д.

Различают и неспортивный фол (фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть в рамках правил, в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча). В наказание за эти нарушения правил (так же как и за технический фол) игрок команды соперника пробивает 2 штрафных броска, после чего мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Самое тяжелое наказание в баскетболе – так называемый дисквалифицирующий фол (это фол, полученный вследствие вопиющего неспортивного поведения). Он объявляется за серьезное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры вне зависимости от количества уже имевшихся у него фолов (на замену выходит другой баскетболист, а дисквалифицированному игроку не разрешается даже оставаться на скамейке запасных).

Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Тренер дисквалифицируется, если он совершит 2 технических фола, или если официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола; а также, если тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

В современных баскетбольных правилах есть такие пункты, как «игра, проигранная из-за нехватки игроков» (команде засчитывается поражение, если в ее составе остается один игрок) и «игра, проигранная лишением права» (в ситуации, когда команда отказывается начинать или продолжать игру после соответствующего сигнала арбитра).

Правилами определяются лишь основные принципы игры, в них не могут быть предусмотрены все возможные игровые ситуации. Помимо свода самих правил, существуют и их официальные интерпретации, в которых оговаривается возможная трактовка правил в различных спорных моментах. Судья матча вправе принимать самостоятельное решение в ситуациях, которые в правилах игры не оговорены.

При проведении всех официальных международных соревнований действуют правила, утвержденные ФИБА (последний их пересмотр произошел в мае 2000 г.). Они несколько отличаются от правил НБА.

В судействе баскетбола применяются следующие жесты:

1. Засчитывается одно очко – поднимается рука с указательным пальцем вверх и опускается кисть.

2. Засчитывается два очка – поднимается рука с указательным и средним пальцами вверх и опускается кисть.

3. Попытка трехочкового броска – поднимается рука с большим, указательным и средним пальцами вверх и удерживается до результата броска. При успешном броске – поднимаются обе руки с большим, указательным и средним пальцами вверх.

4. Очки не считать – быстрое разведение рук из скрещенного их положения на груди.

5. Остановка времени – рука поднимается вверх с открытой ладонью. Движение сопровождается свистком.

6. Остановка времени для фола – рука, сжатая в кулак поднимается вверх, другая открытой ладонью указывает на нарушителя правил. Движение при этом сопровождается свистком.

7. Включение игрового времени – производится отмашка рукой из положения вверх в положение вперед.

8. Новый отсчет 24 секунд – рука поднимается вверх. Указательный палец руки совершает круговое движение.

9. Замена – скрестить руки перед грудью одновременно со свистком.

10. Приглашение на площадку – взмахнуть открытой ладонью по направлению к себе.

11. Затребованный перерыв – указательный палец одной руки и повернутая вниз ладонь второй образуют букву "Т".

12. Связь между судьями на площадке и судьями за столом – рука вытягивается вперед с поднятым вверх большим пальцем.

13. Пробежка – вращательное движение кистями вокруг друг друга.

14. Видимый отсчет времени (5 и 8 секунд) ведется пальцами поднятой руки.

Для достижения успеха в игре необходимы согласованность и подчинение действий всех членов команды общей задаче. Немаловажным фактором является и правильное распределение игроков по функциям. Поэтому действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа: атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрфорвард.

Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют «рlaymaker», что в переводе с английского языка значит – тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он должен обладать филигранным дриблингом и уметь дать хороший пас. Он ведет игру всей команды, поэтому должен быть максимально быстрым, выносливым, рассудительным и внимательным – он должен прекрасно видеть игровую площадку. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, принимают активное участие в тактических комбинациях нападения, нередко завершают атаку дальними бросками.

Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. Крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно. Центрфорварды – обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом. Поэтому центровой игрок должен быть атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.

В настоящее время особенно ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях.

Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности. Для оценки психофизиологических функций, определяющих успешность игровой деятельности баскетболистов, используют методы исследования быстроты и точности двигательных действий, а также объем, распределение и переключение внимания.

Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития этого чувства лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени тесно связано с пространственным восприятием. Баскетболистам различных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 с, что связано с организацией игры; центровые – в интервале 3 с, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии – в интервале 1 с (интервале броска).

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть замыслы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отнять мяч и организовать свое наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Игровая деятельность в нападении базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

Однако каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности свободно произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча.

Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил. Участвуя в соревнованиях, только за одну игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество ускорений (до 120-150) и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча в корзину.

Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд./мин., энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный (аэробно-анаэробный) характер. У спортсменов разного пола и квалификации энерготраты различны. Основной показатель аэробных возможностей (величина максимального потребления кислорода – МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала. За игру спортсмен теряет в весе от 2 до 5 кг.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не отметить большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы.

Знание всех сторон, характеризующих деятельность баскетболистов, помогает правильно планировать учебно-тренировочный процесс.

Date: 2015-07-24; view: 3010; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию