Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра клинической иммунологии ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ Учебное пособие по курсу «КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ» Для студентов Под редакцией д.м.н., профессора Гришиной Т. И.
Москва 2011 г. Рекомендовано Учебно-методическим объединением По медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 – Лечебное дело, Педиатрия. ББК:52.7я73 + 52.731 И53 УДК:612.017.1-07+615.37(075.8) Рецензенты Академик РАЕН, профессор, заведующий кафедрой иммунологии РГМУ Ковальчук Леонид Васильевич Член-корр.РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой биохимии РГМУ Терентьев Александр Александрович. Составители: д.м.н., профессор, заведующая кафедрой клинической иммунологии ГОУ ВПО МГМСУ, Гришина Т.И. д.м.н., профессор кафедры Сучков С.В. к.м.н., доцент кафедры Ларина В. Н, к.м.н., ассистент кафедры Лутковская Ю.Е. к.м.н., ассистент кафедры Филатова Г.А. ст.лаб. с в/о Шабанов Д.В. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой детских болезней РУДН Кузьменко Л.Г. д.м.н., Овсянников Д. Ю., профессор кафедры детских болезней РУДН
Содержанием данного учебного пособия являются основные сведения об анатомии и физиологии иммунной системы человека, механизмах врожденного и приобретенного иммунитета, а также, способах диагностики иммунологических нарушений и клинической интерпретации полученных результатов. Учебное пособие «Основы клинической иммунологии» предназначено для студентов медицинских ВУЗов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия». Оглавление. Введение РАЗДЕЛ І. Строение и функция иммунной системы человека. 4 1.1 Онтогенез иммунной системы человека 7 1.2 Особенности функционирования иммунной системы при беременности, лактации и менопаузе. 23 1.3 Факторы врожденного иммунитета организма 30 1.4 Приобретенный иммунитет. Определение и основные понятия 35 1.5 Иммунная система: строение 37 1. 6 Иммунная система: функционирование 62 1. 7 Иммунный ответ 66 1.8 Тестовые задания по разделу І. 67 РАЗДЕЛ ІІ. Иммунограмма и её компоненты 83 2. 1 Нормативные значения иммунограммы у взрослых 86 2.2 Отражение основных патологических состояний иммунной системы в иммунном статусе 88 2.3 Клиническая интерпретация отклонений показателей иммунного статуса 92 2.4 Тестовые задания по разделу ІІ. 97 2.5 Правильные ответы на тестовые задания по всем разделам 101 Рекомендуемая литература 102
Список сокращений. CD- кластер дифференцировки G-CSF- гранулоцитарный колониестимулирующий фактор GM-CSF – гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор HLA-DR- второй класс главного комплекса гистосовместимости IFN – интерферон(ы) Ig – иммуноглобулин(ы) IgA – иммуноглобулин А IgD – иммуноглобулин Д IgE – иммуноглобулин Е IgG – иммуноглобулин G IgM – иммуноглобулин М Th1, Th2 – соответственно Т-хелперы 1 и 2 TNF – фактор некроза опухоли (ФНО) MALT - mucosal associated lymphoid tissue, ассоциированная со слизистыми оболочками лимфоидная ткань
Введение Среди фундаментальных наук, составляющих основу современной теоретической медицины, самую короткую историю (всего около 100 лет) имеет иммунология. За это время из частного раздела микробиологии она превратилась в крупную самостоятельную дисциплину, наиболее логично объясняющую, каким образом организму высших животных удается сохранять свою биологическую индивидуальность и поддерживать постоянство внутренней среды. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunis» (так в древнем Риме называли гражданина, свободного от определенных государственных повинностей). Первоначально этот термин использовался для обозначения резистентности организма к инфекции, а иммунология составляла дисциплину, изучающую феномен иммунитета против инфекций. В настоящее время это определение существенно расширено и касается множества реакций, направленных на элиминацию из организма любого генетически чужеродного материала и сохранению в течение всей жизни человека его генетической индивидуальности. К области иммунологии относятся также проблемы патологии, связанные с нарушением нормального хода иммунных реакций (иммунодефициты, аутоиммунные заболевания, аллергозы, доброкачественные и злокачественные новообразования), созревания органов и тканей, а также их репарации при травмах и оперативных вмешательствах. Согласно определению ВОЗ, клиническая иммунология – это клиническая и лабораторная дисциплина, занимающаяся изучением вопросов диагностики и лечения больных с различными заболеваниями и патологическими состояниями, в основе которых лежат иммунологические механизмы, а также состояниями, в терапии и профилактике которых иммунотропные препараты играют ведущую роль. Представление о том, что иммунная система наряду с другими регуляторными системами организма играет важную роль в патогенезе многих (если не большинства) заболеваний, прочно вошло в сферу клинического мышления современного врача. Знания в области клинической иммунологии в наши дни необходимы врачу любой медицинской специальности. Сама жизнь заставляет не упрощенно, а крайне ответственно относится к такому предмету, как иммунология. Кроме того, сегодня наблюдается активное взаимопроникновение иммунологии и целого ряда ставших смежными дисциплин, таких как генетика, эмбриология, онтогенез, экология, эндокринология и др. Иммунная система состоит из двух компонентов: врождённого, или естественного иммунитета и приобретенного, или адаптивного иммунитета. Врожденный иммунитет считается наиболее древним и, вероятно, присутствует практически у всех многоклеточных организмов, тогда как адаптивный иммунитет является относительно молодым и имеется только у позвоночных животных. Как врождённый, так и приобретённый иммунитет осуществляют защиту организма от чужеродных агентов антигенной природы, как экзогенно проникающих (микробы, вирусы), так и эндогенно возникающих (мутантные и раковые клетки), но эта защита осуществляется с помощью различных механизмов. В основе защитных механизмов врождённого иммунитета лежат система комплемента, фагоцитоз, естественные киллеры и провоспалительные цитокины, продуцируемые клетками врождённого иммунитета: нейтрофилами, моноцитами, макрофагами и, частично, дендритными клетками. В основе защитных механизмов адаптивного иммунитета лежат антитела, образуемые В-клетками, и антиген-специфические эффекторные и регуляторные Т-клетки. В настоящее время известно, что примитивное распознавание чужого существует в системе врождённого иммунитета, т.е. не является прерогативой Т- и В-лимфоцитов. Но в отличие от клеток адаптивного иммунитета, осуществляющих высоко специфическое распознавание любых антигенов, клетки врождённого иммунитета распознают молекулярные структуры, которые встречаются только у микроорганизмов. Для этих структур характерно три свойства: -данная конкретная структура должна присутствовать у большой группы различных микроорганизмов, -данная конкретная структура должна быть консервативным продуктом микробного метаболизма, который не подвергается антигенным вариациям. Мутации по этим структурам являются летальными для микроба, так как они выполняют жизненно важные функции. -данная конкретная структура не должна встречаться у многоклеточных организмов (эукариотов) и поэтому её наличие во внутренней среде человека и животных является в известном смысле сигналом неблагополучия или признаком тревоги, сигнализирующим о присутствии в организме «лишнего» и может быть вредного материала. Молекулярные структуры, соответствующие указанным свойствам, называются патоген-ассоциированными молекулярными паттернами – РАМР (pathogen-associated molecular patterns). Следует сразу оговориться, что, хотя эти паттерны и называются патоген-ассоциированными, они имеются как у патогенных, так и у непатогенных микробов. Одним из главных механизмов распознавания паттернов микроорганизмов является распознавание с помощью целой семьи TOLL-рецепторов, играющих важную роль в защите организма от инфекции на различных этапах эволюции живой материи – растениях, насекомых, позвоночных вообще и млекопитающих в частности. У человека в настоящее время идентифицировано около 12 TOLL-подобных рецепторов (TLR – TOLL-like receptors), обозначаемых арабскими цифрами. TLR экспрессируются, прежде всего, на клетках врождённого иммунитета: нейтрофилов, моноцитов, макрофагов и дендритных клеток. C помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) показано, что моноциты периферической крови экспрессируют TLR1,2,6 и слабо экспрессируют TLR4,5. Нейтрофилы экспрессируют TLR1,2,4,6. Макрофаги, полученные из моноцитов с помощью ГМ-КСФ, экспрессируют TLR1,2,3,4,5. Дендритные клетки, полученные из моноцитов с помощью ИЛ-4 и ГМ-КСФ, характеризуются экспрессией практически всех TLR. Плазмацитоидные дендритные клетки экспрессируют TLR7 и TLR9. Есть сведения о присутствии TLR на клетках Лангерганса. До последнего времени считалось, что лимфоциты практически не экспрессируют TLR. Однако в последнее время появились данные об их экспрессии на В-клетках.
Date: 2015-07-24; view: 417; Нарушение авторских прав |