Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная деятельность и ее формирование





(по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову)

 

I. Содержание учебной деятельности:
→ учебная деятельность направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; → в учебной деятельности осваиваются научные понятия и обобщенные способы действий, которые предваряют решение задач; → продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
II. Структура учебной деятельности:
Мотивационный компонент Действенный компонент Контрольно-оценочный компонент
Учебные мотивы — источники и смыслы учебной деятельности Учебные цели — представление субъекта учебной деятельности о том, чему он учится Учебные задачи — это учебные цели, поставленные в условия, требующие освоения учебного действия   Учебные действия— это познавательные средства, направленные на усвоение способа воспроизводства знаний, т.е. направленные на решение учебных задач Действия контроля— сопоставление полученных результатов с целями и задачами Действия оценки— определение степени освоения способа решения учебных задач
III. Формирование учебной деятельности:
→ В самом начале их жизни собственно учебной мотивации еще нет. Она возникает внутри учебной деятельности (Л. С. Выготский). → Формирование учебной мотивации необходимо начинать с воспитания положительного отношения к учению (В. И. Самохвалова, М. Н. Волокитина). → Использование отношения между мотивом и целью позволяет сблизить цели обучения и цели учения. При движении от цели к мотиву очень важно, чтобы учащиеся получали не «готовые» цели, а участвовали в их постановке (А. Н. Леонтьев). → Учащийся должен переживать успех в учении. Доминирование хронических неудач в учебной деятельности снижает мотивацию учения (М. В. Матюхина)   → Деятельность учащегося должна быть направлена на овладение обобщенными способами действий по решению широкого класса однотипных задач. → Этими действиями являются: 1) действие по вычленению проблемы из поставленной учебной задачи; 2) действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа, общих отношений в изучаемом учебном материале; 3) действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4) действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действий; 5) действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; 6) действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся Показатели сформированности действия контроля (по А. К. Марковой): а) умение составить план действия; б) умение изменить план в соответствии с условиями; в) умение чередовать развернутые и сокращенные формы контроля; г) умение действовать со знаково-символическими формами; д) умение самостоятельно составлять систему проверочных заданий  
IV. Показатели сформированности учебной деятельности:
→ степень доминирования в мотивации учения учебно-познавательных мотивов; → потребность и умение различать способы выполнения действий и их результаты; → уровень теоретического осмысления общих способов действий и понятий
           

Комментарии*

В конце 50-х годов Д. Б. Эльконин выдвинул в качестве гипотезы положение, что ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является особая деятельность, которую он не очень удачно назвал учебной. Ибо это не та учебная деятельность, которую обычно имеют в виду в педагогике. Там под учебной деятельностью понимается любая деятельность в процессе обучения, и поэтому учение отождествляется с учебной деятельностью. Д. Б. Эльконин ее понимал как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Д. Б. Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».

Следовательно, учебная деятельность в таком понимании отличается от любой другой деятельности ученика в учебном процессе (игровой, трудовой и т.д.) тем, что она не только объективно направлена на формирование личности школьника, как и все другие виды деятельности в этом процессе, но и субъективно направлена (целенаправлена) на это. Если мотивами других видов деятельности школьника в учебном процессе могут быть мотивы оценки, благополучия, соревнования и др., то мотивом учебной деятельности может быть только учебно-познава­тельный мотив, направленный на «овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий».

Высказанную Д. Б. Элькониным гипотезу необходимо было доказать. В конце 50-х годов началось экспериментальное исследование по формированию у учащихся целенаправленной учебной деятельности в условиях экспериментальной школы, которое велось под руководством Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В результате более чем тридцатилетней исследовательской работы гипотеза была достаточно убедительно доказана и установлены основные особенности целенаправленной учебной деятельности и процесса ее формирования.

Следует заметить, что при любом способе обучения у некоторых учащихся стихийно может сформироваться целенаправленная учебная деятельность. Но, как показывают исследования, лишь при обучении, построенном на принципах теории Д. Б. Эльконина, формирование такой деятельности у учеников принимает целенаправленный и плановый характер.

 

Date: 2015-07-24; view: 624; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию