Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Условия и принципы реализации современных педагогических технологий ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Одним из необходимых условий актуализации педтехнологии является педагогическая позиция.
Педагогическая позиция — система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к ребенку и детству, педагогической действительности и педагогической деятельности.
[Учитель с жесткой авторитарной позицией, скорее всего, не сможет реализовать личносшо ориентированные, гуманные педагогические технологии. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда. ]
Педагогическая позиция рассматривается и в других значениях. Открытая или скрытая педагогическая позиция — степень прямого (непрямого) руководства деятельностью воспитанников в педагогическом взаимодействии. Учителю-мастеру более свойственна позиция скрытая, поддерживающая, сопровождающая. Выделяют дистанционную позицию — определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия: далеко, близко, рядом. Уровневая позиция — расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: под, над, наравне. Кинестическая позиция — положение человека по отношению к другому в совместной деятельности: впереди, сзади, вместе. Наиболее приемлемой в педагогике можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди. [Еще одно понимание позиции педагога связано с физическим нахождением педагога в образовательном пространстве по отношению к воспитанникам. Сюда же можно отнести психологическую открытость (закрытость) педагога как собеседника (положение рук, головы, туловища). ]
Помимо указанно педагогической позиции выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения педагогом следующих условий: · установка педагога на инновационные технологии; · анализ имеющихся технологических ресурсов; · умение проектировать (планировать) деятельность; · умение осуществлять целеполагание, организацию; и лиз деятельности; · умение рефлексировать собственный опыт; · умение выражать собственный опыт в технологичной форме; · способность педагога к самовыражению и профессиональной самореализации; · умение отслеживать устаревание технологии в целом или ее отдельных элементов и перестраивать ее.
Принципы педагогических технологий (Коджаспирова Г.М., 2010):
1. Педагогический такт (чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами; одна и форм реализации педагогической этики). 2. Сочетание требовательности и уважения к личности воспитанника (современные пед. технологии - личностно-ориентированные, гуманные) 3. Скрытая педагогическая позиция (у ученика формируется установка, что он до всего додумывается сам или почти сам, педагог поддерживает, консультирует, вдохновляет) 4. Разнообразие форм и средств (несмотря на достаточно жесткий алгоритм, педтехнология – не трафаретный, не шаблонный подход, любая технология предполагает постоянный поиск и развитие; принцип новизны, уход от рутины) 5. Опора на положительное и создание ситуации успеха (положительное подкрепление) 6. Учет уровня общей воспитанности и обученности личности 7. Учет уровня развития коллектива 8. Взаимная трансакция (взаимное раскрытие личности педагога и воспитанника) 9. Чувство меры (любая хорошая идея при чрезмерном к ней внимании приводит к противоположному результату) Рисунок в конце лекции – Пирамида познания по Дж.Мартину Задание для практического занятия (по технологии коллективного взаимообучения)
Технология коллективного взаимообучения разработана еще в начале ХХ века русским педагогом А.Г. Ривиным. Описание данной технологии включается во многие современные учебники по педагогике (например, Коджаспирова 2010, с. 400). Суть технологии заключается в том, что каждый ученик выполняет свое задание, овладевает определенной порцией учебного материала, а затем обучает других в парах или в четверках. Эффективность технологии обусловлена тем, что обучение других способствует запоминанию до 95% изучаемого материала. Преподавателю необходимо раздробить учебный материал на части и предоставить студентам выбор одной из них для детального изучения. Избыток информации по определенному вопросу у одного студента и ее дефицит у других делает их общение на занятии подлинно коммуникативным, активизирует их внимание, память, мышление. Технология коллективного взаимообучения существенно повышает ответственность каждого не только за свои достижения, но и за результат всей группы.
Темы для индивидуальной подготовки:
|