Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие о психологическом здоровьеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Лекция 6-8 Психологическое здоровье участников образовательного процесса Вопросы: Понятие психологического здоровья. Уровни психологического здоровья. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс. Уровни психологического здоровья детей. Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса Основные понятия: психическое здоровье, психологическое здоровье, уровни психологического здоровья: витальный, социальный, экзистенциальный, глубинная со–бытийность как фактор психологического здоровья, критерии психологического здоровья, профессиональное выгорание, профессиональные деструкции. Понятие о психологическом здоровье Последнее время во многих государственных и негосударственных образовательных учреждениях формируются психологические службы. На вопрос об их функциях и значимости ответила И. В. Дубровина (2004), подчеркнув, что главной целью психологической службы является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Для студента педагогического университета – будущего педагога или психолога – важно осознавать, что представляет собой психологическое здоровье, каковы возможности обеспечения психологического здоровья учащихся в образовательном учреждении. Учителю, администрации образовательного учреждения важно уметь сохранять свое психологическое здоровье и психологическое здоровье учащихся. В медицинской, психологической литературе упоминаются понятия физического (физиологического, биологического, соматического), психического здоровья. Понятие же психологического здоровья употребляется относительно редко. При этом разные авторы зачастую дают ему разные определения. Для того чтобы ввести понятие психологического здоровья, важно показать разницу между понятиями «биологическое» («физическое»), «психическое» и «психологическое». Обращаясь к различению понятий «психическое» и «биологическое», можно отметить, что психическое всегда протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических) условий. Для обеспечения развития психики необходимы определенный диапазон этих условий и их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Как интересно выразился Б. С. Братусь, «биологическое составляет необходимое условие, в котором разыгрывается драма человеческой жизни». При этом психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром (Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.). Брушлинский А. В. (1978), описывая психическое как процесс, выделил две его основные особенности: 1) психическое относится к числу живых процессов, и 2) среди последних оно выделяется наибольшей динамичностью, непрерывной подвижностью и изменчивостью. И, согласно А. В. Брушлинскому, в этом отношении психическое отличается даже от физиологического. Таким образом, необходимо различать существование двух реальностей: а) класса условий (биологической и социальной реальности) и б) процесса, протекающего в этих условиях (психической реальности). В то же время психическая реальность предполагает наличие как минимум двух составляющих – психического и психологического. Отмечая разницу между психическим и психологическим, В. Н. Мясищев писал о существовании «собственно личностного психического» и «просто психического». Определение понятий «биологическое», «психическое» и «психологическое» позволяет более точно разделить понятия «соматическое здоровье», «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». В конце XX – начале XXI в. к разделению понятий «психическое» и «психологическое» обратились в связи с определением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Дубровина И. В. (2004), вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. Пахальян В. Э. (2006), анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития». Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности: • соматическое здоровье; • развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; • умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим; • умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм (Лазурский А. Ф.). В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности: 1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром. 2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе. 3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом. 4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком. 5. Глубинная со–бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его. 6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации. 7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу». 8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди. 9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире. google_ad_client = "pub-2342915532899944"; google_ad_slot = "6439441018"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; google_color_link = '0A14B1'; google_color_url = '0A14B1'; google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Рассматривая понятие психологического здоровья в свете представлений о единстве биологического (физического, физиологического), психического и социального, можно утверждать, что психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности. Date: 2015-07-24; view: 1336; Нарушение авторских прав |