Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика школ управления первой половины ХХ века





Лекция 1

Эволюция управленческой мысли

Изучаемые вопросы:

1. Характеристика школ управления первой половины ХХ века.

2. Современные подходы к управлению.

Дополнительная литература:

1. Г. Форд. Моя жизнь – мои достижения. – М.: Финансы и статистика, 1989.

2. Ли Якокка. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990.

3. Хаммер М., Чампи Дж. Реинженеринг в корпорации: манифест революции в бизнесе. – СПб.: Университет, 1997.

4.Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах /Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

5.Б.З. Мильнер. Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Характеристика школ управления первой половины ХХ века

До ХХ века возникли отдельные научные идеи управления, но они не были оформлены в теории. Наиболее значительные из них:

-1700 лет до н.э.: формулировка управления в своде законов (285 законов), введение элементов мотивации (авт. римский царь Хаммурапи);

-600 лет до н.э.: контроль за производством и стимулирование через заработную плату (авт. римский царь Навухудоносор);

-400 лет до н.э.: формулировка принципа универсальности менеджмента (авт. ученый Сократ);

-350 лет до н.э.: формулировка принципа специализации (авт. ученый Платон);

-200 лет до н.э.: принцип иерархии (авт. церковный служитель Диоклетиан);

-20 г.г. н.э.: единоначалие, золотое правило, человеческие отношения (Иисус Христос).

Управление как наука возникло в начале ХХ века в США. Основоположником его считают Фредерика Тейлора - основателя Школы научного управления. В первой половине ХХ века выделяют 4 основные школы: научного управления, классическая (административная), человеческих отношений и каличественная.

Школа научного управления строится на следующих принципах:

- выполнению работы должно предшествовать ее обдумывание, то есть управление;

- выделение планирования в качестве основной функции управления;

- аналитический подход к организации труда, то есть проектирование работы должно начинаться с анализа разделения работы до операции; далее следует анализ целесообразности каждой операции и выявление наиболее эффективных операций - передовых приемов;

- обучение рабочих передовым приемам;

- стимулирование труда за более производительную работу;

- введение карт-инструкций;

- строгое иерархическое подчинение;

- тесное сотрудничество администрации и рабочих.

В США при жизни Ф. Тейлора и позже внедрение принципов научной организации труда приобрело широкий размах. Однако разнобой в методах исследования при отсутствии централизованного руководства, спешка консультантов, стремящихся достичь быстрого успеха, не позволила достичь замыслов автора. Согласно теоретическим расчетам Ф. Тейлора, внедрение его системы обеспечивает рост производительности труда на предприятии в 2– 3 раза. В то же время анализ данных статистики свидетельствует, что в первую четверть ХХ века прирост производительности труда в США не превышал 2-3% в год. Как видно, разница между двумя цифрами очень серьезная. Однако влияние тейлоризма сказалось в другом – он коренным образом изменил культуру труда и организацию производства. И тейлоризм здесь надо понимать как широкое научное движение инженеров-рационализаторов, охватившее тысячи людей. Изменился менталитет и стиль управления американских предпринимателей.

В России в 20-е годы ХХ века идеи Ф. Тейлора развивал и внедрял в практику А.К. Гастев – директор Центрального института труда (ЦИТ). Оригинальность А.К. Гастева как теоретика состоит в утверждении о том, что каждому работнику необходимо дать не «застывшую норму» или стандарт, как это делал Ф. Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку – нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда. Ориентация на творческое отношение к идеям НОТ – важный вклад А.К. Гастева в развитие теории управления. В 20-е годы в стране активно внедрялись идеи НОТ: существовало около десяти научно-исследовательских институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и лабораторий НОТ – первичных ячеек массового рационализаторского движения; по проблемам управления и НОТ выходило около 20 журналов; ЦИТ подготовил около 20 тыс. компетентных инструкторов. Однако в силу общей отсталости экономики России в тот период и смены экономической политики государства эффект от внедрения системы НОТ оказался ниже задуманного.

 


Классическая или Административная школа. Автором ее является Андре Файоль (20-е годы ХХ века). Эта школа предложила 14 принципов управления, которые носят универсальный характер:

1. Разделение труда (специализация);

2. Власть и ответственность (власть есть право отдавать приказы, а ответственность ее противоположность);

3. Дисциплина (послушание и уважение к достигнутым соглашением между организацией и ее работниками);

4. Единоначалие (работник должен получать приказы только от своего непосредственного начальника);

5. Единство руководства (каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и имеет одного руководителя);

6. Подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации);

7. Вознаграждение персонала (для того чтобы обеспечить верность работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою службу);

8. Централизация;

9. Скалярная цепь (ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена);

10. Порядок (место для каждого и каждому свое место);

11. Справедливость (отношение администрации к работнику должно базироваться на честных и законных основаниях);

12. Стабильность рабочего места для персонала (при высокой текучести кадров снижается эффективность организации);

13. Инициатива (самостоятельная разработка плана действий и обеспечение его успешной реализации);

14. Корпоративный дух (единение – это сила, которая является результатом гармонии персонала).

Эти принципы охватывают в основном функции и структуру управления.

А. Файоль сформулировал два типа функций управления – основные и конкретные. К основным функциям он отнес пять:

- планирование и предвидение;

- организацию;

- активизацию;

- координацию;

- контроль.

Совокупность этих функций составляет управленческий цикл.

Конкретные функции представляют собой управление по материально-вещественным объектам. Это производство, маркетинг и финансы. Для каждой конкретной функции могут быть использованы все основные.

За формулировку функций управления А.Файоля называют «отцом» современного менеджмента.

Школа человеческих отношений. Авторами ее являются Э.Мэйо и М. Фиолетт (30-е годы ХХ века). Эта школа уделяет большое внимание человеческому фактору и считает, что этот фактор является резервом повышения эффективности при условии, что организация труда находится на высоком уровне. Человеческий фактор роста производительности труда состоит в повышении удовлетворенности работника своей работой, взаимоотношениями с коллегами и с руководством.

Количественная школа. Школа основана в 50-е годы ХХ века на использовании математики, моделирования, статистики в менеджменте и связана с появлением компьютера. Моделирование позволяет провести эксперимент на теоретическом уровне. Так как возможности проведения реального эксперимента в менеджменте ограничены. Количественная школа позволила создать теоретическую базу для поиска оптимальных управленческих решений.

В России в 20-е года широко развивались исследования по организации труда. Был создан Институт труда. Особо следует отметить исследования А.А. Богданова, который предложил так называемые тектологии, которые представляли собой системный подход применительно к организационным структурам управления. Его исследования сводятся к следующему: любой организационный комплекс строится на основе системообразующего принципа, то есть целое больше суммы частей.

Богданов предложил два типа организационных структур:

- централистические;

- скелетные.

Централистические структуры – это структуры иерархические, которые рассматривались Файолем. Вторые структуры – гибкие, то есть в скелетных структурах имеется пластическая составляющая, которая позволяет перегруппировывать элементы.

Все школы первой половины ХХ века анализировали одну из систем менеджмента, которые в дальнейшем были объединены системным подходом.







Date: 2015-07-24; view: 4217; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию