Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели и методы подготовки управленческих решенийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 14 Методы и модели принятия решений Изучаемые вопросы: 1. Модели и методы подготовки управленческих решений. 2. Классификация методов управления производством.
Модели и методы подготовки управленческих решений При подготовке решений различными методами следует стремиться к формализации и составлению алгоритма подготовки решений. С этой целью применяется этап – моделирование. Различают следующие виды моделей: - физические модели, то есть уменьшенное описание объекта с помощью материальных носителей; - аналоговые модели представляют собой аналог, который заменяет объект исследования, но имеет другую форму (например, график); - математические модели: используются символы для описания ситуации. Необходимость моделирования обусловлена сложностью реальных систем, ограниченными возможностями экспериментирования в условиях человеческого фактора, ориентация управления на будущее. Методы подготовки управленческих решений являются методами труда функциональных специалистов.
Рис. 1. Классификация методов подготовки управленческих решений Программно-целевые методы. Предполагают качественный анализ ситуации, построение дерева целей. Они используются при обосновании целей организации в стратегическом управлении и целей подготовки решений в оперативном управлении. Интуитивные (экспертные) методы. Основаны на привлечении компетентных специалистов (экспертов), которых опрашивают с помощью анкет. Эксперты в основном привлекаются в области прогнозирования и в области определения факторов, влияющих на исследуемый объект. Для использования результатов экспертного опроса следует рассчитать показатель согласованности мнений экспертов, оценить квалификацию, определить численность экспертной группы. Метод экспертных оценок состоит в том, что собираются данные от экспертов, которые рассматриваются, как статистический опыт. Эти данные обрабатываются с помощью математических и логических приемов. Всех экспертов делят на 2 группы: 1) Узкого профиля 2) Широкого профиля Эксперт должен удовлетворять двум требованиям: 1) Должен быть профессиональным специалистом 2) Должен быть опыт проведения экспертизы Экспертные методы всегда субъективны. Существует 2 вида ошибок экспертов: А) Систематические, т.е. устойчивые к отклонениям данных одного эксперта от всех других. Б) Случайные – носят вариабельный характер и оцениваются дисперсией. Экспертиза может проводиться в устной и письменной форме. Анкета для экспертов может быть программируемой и непрограммируемой. В программируемой форме структура анкеты задана и эксперт должен дать оценку элементам структуры. В непрограммируемой задача эксперта состоит в том, что он должен определить структуру проблемы, если известны ее цель. Эта организация работы эксперта должна быть обеспечена некоторыми условиями: 1) Должны быть разработаны нормы гарантирующие неразглашение идей, связанных с экспертизой 2) Должны быть разработаны формы моральной, материальной и профессиональной заинтересованности 3) Должны быть предусмотрены организационные формы работы эксперта Исследование необходимо обеспечить достоверностью экспертизы. При этом задаются ошибка выборки и считают численность, либо устанавливают численность выборки и считают ошибку. Оценка компетентности экспертов. Используется 3 способа оценки компетентности экспертов: 1) Косвенный (по стажу работы) – отмечается % экспертов, имеющих значительный опыт работы; 2) Прямой – т.е. компетентность экспертов оценивается в баллах по специальной шкале (обычно эксперты сами оценивают друг друга) Оценка может производиться по одному параметру или по совокупности критериев с расчетом средневзвешенного показателя. 3) Способ по результатам экспертизы, который в отличие от 1 и 2 может быть использован после проведения экспертизы. При этом методе все эксперты ранжируются в зависимости от того, как их мнения совпадают со средним. Оценку компетентности экспертов используют в результатах экспертизы. Результаты экспертизы иногда корректируют на компетентность экспертов. Экспертные методы предполагают получение информации в форме, которая пригодна для математической обработки. Это достигается за счет использования шкал (4 шкалы): 1) Номинальная – простейший тип шкал, в которых используется какой-либо символ для обозначения наличия или отсутствия какого-либо свойства; 2) Упорядоченная (ранжированная) – т.е. оценивается логическое соотношение между объектами; 3) Интервальная – аналогичная упорядоченной, но объект представлен в виде интервала; 4) Бальная (отношений) – здесь элементы сравнивают с некоторым максимальным значением, которое определяет размер шкалы. При проведении экспертных опросов информацию получают из анкет. Анкета – структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых логичен и связан с центральной задачей экспертизы. Вопросы принято различать по содержанию, по форме и по функциям. В зависимости от содержания все вопросы разделяются: 1) Объективные данные о самом эксперте 2) Характеристики, позволяющие оценить мотивы, которыми руководствуются эксперты при оценке 3) Вопросы, касающиеся существа исследуемой проблемы По форме вопросы различаются на: 1) Открытые и закрытые 2) Прямые и косвенные На открытый вопрос ответ может быть дан в произвольной форме. У закрытых вопросов содержаться варианты вопросов. В прямых вопросах цель экспертизы указана четко, а в косвенных она замаскирована. Открытые вопросы имеет следующие достоинства: они позволяют использовать интеллект всей экспертной группы. Недостатки открытых вопросов: 1) Трудно обобщать 2) Следствие неоднозначности восприятия могут получиться несопоставимые данные. У закрытых вопросов плюсы и минусы меняются местами. По функциям вопросы могут быть количественными и качественными, в том числе с разной степенью детализации. При разработке вопросов можно пользоваться одним из следующих типов вопросов:
Разработанную анкету проверяют на случайной группе экспертов. Если большинство экспертов ответили «не знаю», «не понял», то формулировка анкеты очень сложная. Если все эксперты ответили одинаково, то вопросы анкеты слишком стандартные. Если анкета вызывает слишком много отказов в ответах, то причиной может быть неудачная структура анкеты, т.е. она начинается с очень сложных вопросов. Анкета считается удачно составленной, если эксперты понимают вопросы также, как организаторы экспертизы. Эвристические методы. Основаны на интуитивно-логических процедурах. Специалист должен догадываться о существовании логической взаимосвязи в явлениях. Эти методы используются в неформализованных ситуациях. Расчетно-аналитические методы. Предполагают наличие конкретных формул и специальных зависимостей, которые имеют место на практике. Оптимизационные методы. Специальные методы поиска наилучшего варианта решения по критерию оптимальности и с учетом имеющихся ограничений. Маржинальный анализ. Метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Область применения данного метода: - определение зоны безопасности (безубыточности) предприятия; - определение критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; - определение критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат; - выбор вариантов изменения производственной мощности; - оценка эффективности принятия дополнительного заказа. Линейное программирование. Линейное программирование является классическим вариантом оптимизационных методов. Это алгоритм целенаправленного перебора вариантов решений и постоянное приближение к наиболее рациональному. Поиск осуществляется по критерию оптимальности, который представлен линейной функцией. Существует система ограничений по видам ресурсов. Система ограничений имеет также линейный вид. В качестве целевой функции выступает максимум прибыли или минимум затрат. Область применения данного метода: - укрупненное планирование производства, то есть составление графиков производства, минимизирующих издержки при заданных ограничениях по трудовым ресурсам и уровнем запасов; - планирование ассортимента изделий, то есть определение оптимального ассортимента продукции, в котором каждому ее виду свойственны свои издержки и потребности в ресурсах; - управление технологическими процессами, то есть сведение к минимуму отходов; - задача регулирования запасов: определение оптимального сочетания продуктов на складе; - определение оптимального местоположения нового завода, т.е. определение наилучшего пункта местоположения путем оценки затрат на транспортировку сырья и готовой продукции; - распределение персонала по рабочим местам, которое максимизирует производительность труда при существующих затратах. Имитационное моделирование. Создание моделей, учитывающих большое количество переменных, а затем определение зависимостей. С помощью этих моделей решаются задачи влияния одной переменной при неизменном уровне других переменных. Они используются в ситуациях, которые являются сложными для линейного программирования. Теория игр. Метод оценки ситуации на рынке с учетом вероятностного характера ее изменения. Она используется для прогноза поведения конкурентов на рынке. Теория массового обслуживания(теория очередей). Предлагает способ определения оптимального числа каналов обслуживания, которое уменьшает время ожидания у клиента и минимизирует затраты у предприятия. Управление запасами. Позволяет определить, такой объем запасов, при котором затраты предприятия на содержание запасов снижаются, а производство работает бесперебойно. Многомерный статистический анализ. Основан на многомерном представлении характеристик объекта. Например, предприятие характеризуется большим количеством показателей; персонал – большим количеством профессиональных и личных качеств. Эта группа включает следующие методы: 1) метод главных компонент и факторный анализ (используется для определения комплекса наиболее главных факторов, в его основе лежит корреляционно-регрессионный анализ); 2) кластерный анализ (классификация объектов по двум или более признакам); 3) дискриминантный анализ (позволяет определить признак, которым различаются две группы многомерных объектов). Графическое представление многомерных данных возможно с помощью многомерного шкалирования. Метод экстраполяции. Метод прогнозирования, основанный на выявлении тренда в динамических рядах и его распространении на будущее. Корреляционно-регрессионный анализ (КРА). Метод установления взаимосвязи между несколькими рядами случайных величин. Используется в прогнозировании и анализе. Date: 2015-07-24; view: 3761; Нарушение авторских прав |