Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Напряжение





Напряжение в словаре психологии Дж. Древера (Dгеvег, 1974) опре­делено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором (с. 296). В. И. Медведев и А. М. Парачев (1971) в контексте инженерной психологии определяют напряжение как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. Они выделяют несколько видов напряжения в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность: физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, монотонии и политонии (вызываемое необходимостью частого переключения внимания).

Введение нового термина «тензионное измерение состояния» (от англ. tension — напряжение) позволяет в описаниях отделить соответствующий параметр состояния от вида состояния (Куликов, 1997). Тензионная характеристика присуща любым состояниям — не только тем состояниям, в названии которых фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль — в преодолении конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения.

В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы.

Обратим внимание на существенное различие между активационными и тензионными характеристиками. Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными особенностями эмоциональной и волевой сфер. В связи с многоаспектностью и особой сложностью феномена напряжения его необходимо рассмотреть подробнее.

Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном и т. д.) с его повышением возрастает и сила эмоциональных реакций, глубина переживаний. Напряжение — достаточно выраженное, но одновременно «безэмоциональное», — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрировано, отражено все происходящее в орга­низме, внутри личности и в ее связях с миром.

Можно ли найти «собственно эмоциональное напряжение»? Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевыми...) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или депривацией (информационной, социальной) и т. д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, представляющие собой закономерную реакцию на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А. В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» (Запорожец, 1986, с. 266).

 

Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — пове­дения и деятельности.

 

Еще раз подчеркнем, что в любых психических состояниях присутствует напряжение, но многие из них не называются состояниями напряжения, так как в них доминируют другие характеристики.

Изучение напряжения имеет долгую историю, которой мы здесь не будем касаться (основные этапы этой истории рассмотрены Т. А. Немчиным в монографии «Состояния нервно-психического напряжения»). Данный параметр состояний заслуживает пристального внимания. Здесь лишь напомним о точке зрения В. Вундта, который считал необходимым в каждом психическом состоянии выделять две дихотомии: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т. д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида — с особенностями его адаптации (степенью адаптированности-дезадаптированности).

Напряжение свойственно человеку всегда. Оно может быть обусловлено как внутренними факторами (повышенные требования к своему поведению, неуверенность в своих действиях в ответственной ситуации и др.), так и внешними (неблагоприятные условия деятельности, соперничество и др.).

Наибольшую опасность, ввиду особо частой встречаемости, представляет стрессовое состояние. Центральным субъективным феноменом состояния стресса является напряжение. Повышенное напряжение наблюдается при дискомфортной нагрузке — перегрузке и недогрузке, препятствиях на пути удовлетворения потребностей, при посттравматическом стрессе, в экстремальных условиях.

Дискомфортная нагрузка чаще всего встречается в вариантах: информационной, интеллектуальной, эмоциональной или двигательной нагрузки. Сюда же может быть отнесена политония — режим деятельности, при котором необходимы частые и быстрые переключения от одного объекта к другому, с одного режима деятельности на другой. Повышенные требования к результатам деятельности, осознание высокой ответственности приводят к повышенной эмоциональной нагрузке.

Понятие «дискомфортная нагрузка» противоположно понятию комфортная нагрузка. Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой (природной, предметной, социальной) и является дискомфортом. Чем больше отклонение от приемлемого диапазона, тем значительнее напряжение.

Не все препятствия на пути удовлетворения потребностей приводят к повышению напряжения, а только те, которые угрожают самой возможности достижения цели.

Date: 2015-07-24; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию