Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономический кризис. Угроза фашизма ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Лекция 10. Великобритания в 1919-1929 гг.
План: 1. Великобритания после Первой мировой войны. Послевоенная реконструкция. 2. Период стабилизации в Великобритании и его особенности.
Литература: История Франции. Т.3. / отв. Ред. А.З. Манфред. – М., 1973. Белоусова З.С. Франция и европейская безопасность. 1929-1939. – М., 1976. Белоусова З.С. Французская дипломатия накануне Мюнхена. – М., 1969. Егоров Ю.В. Народный фронт во Франции. – Л., 1972. Кравченко Е.А. Народный фронт во Франции. – М., 1972. Малафеев К.А. Луи Барту. Политик и дипломат. – М., 1988. Малафеев К.А., Демидов С.В. Эдуард Даладье – человек и политик // Новая и новейшая история. 2001. №4. Покровская С.А. Движение против фашизма во Франции 1932-1939 гг. – М., 1980. Рубинский Ю.И. Тревожные годы Франции. Борьба классов и партий от Версаля до Мюнхена (1919-1939). – М., 1973. Салычев С.С. Французская социалистическая партия в период между двумя мировыми войнами. 1921-1940 гг. – М., 1973. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья – Пятая республика. – М., 1987. Экономический кризис. Угроза фашизма. Великобритания как одна из главных держав-победительниц добилась выполнения большинства своих целей. Был разбит главный конкурент – Германия. Обеспечив себе немалую часть репараций, Англия захватила и львиную долю бывших колониальных владений Германии. Еще более укрепились позиции Британской империи в Африке и на Ближнем Востоке. Но победа досталась Англии дорогой ценой. Ее людские потери составили около 750 тыс. человек убитыми и 1,7 млн. ранеными. Еще около 200 тыс. солдат лишились в войне страны Британской империи. Война нанесла немалый урон хозяйству. Англия потеряла около 1/3 национального богатства, утратила около 40% торгового флота. Выпуск промышленной продукции упал на 20%. Резко ухудшилось состояние внешней торговли: импорт вырос в 2 раза, а экспорт сократился почти на 50%. Наибольший ущерб причинила первая мировая война британским финансам. Расходы на войну составили более 10 млрд. ф. ст., налоги выросли в 6 раз. 2/3 военных расходов были покрыты за счет внутренних и внешних военных займов. Это привело к огромному росту государственного долга – более чем в 10 раз (до 6,6 млрд. ф. ст.), внешний долг составил 1150 млн. ф. ст., из которых большая часть приходилась на долю США. Так из кредитора американских банкиров Англия превратилась в их должника. Нарастали и признаки кризиса британской колониальной империи. Ослабление имперских торгово-экономических связей в условиях войны привело к расширению промышленного производства в доминионах и колониях Англии, вызвало укрепление позиций местной буржуазии, что усиливало центробежные тенденции внутри Британской империи. В Ирландии, Индии, Египте и других английских владениях поднялась мощная волна национально-освободительной борьбы. Кризисные тенденции, проявившиеся после окончания войны, содействовали сплочению правящего класса Англии на консервативных позициях. Переход от войны к миру, получивший в Англии название «реконструкции», рассматривался им теперь не как создание новой Британии, но как возможно более полный и скорый возврат к довоенной ситуации. «Назад к 1914 году!». Страх большевизма и желание пресечь его распространение в Англии, империи и мире стали важными и долговременными факторами формирования внутренней и внешней политики Великобритании. С марта 1918 г. Англия вела вооруженную интервенцию против Советской России, а с окончанием войны оно приступило и к подавлению национально-освободительной борьбы в колониях. В самой Англии годы войны способствовали активизации масс и общему полевению основной части населения. К моменту окончания войны политическая ситуация в Англии была весьма сложной. У власти с декабря 1916 г. находилось коалиционное правительство, объединявшее представителей всех главных политических партий: Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Численно и по своему политическому весу в правительстве преобладали консерваторы, а вот Либеральная партия при формировании правительства раскололась: небольшая часть либералов во главе с Д. Ллойд Джорджем вошла в правительство (коалиционные либералы), а основная часть либералов под руководством прежнего лидера Г. Асквита от участия в правительстве отказалась и стала официальной оппозицией (некоалиционные либералы). Пост премьер-министра коалиционного правительства занимал Ллойд Джордж. В годы войны всеобщие парламентские выборы в Англии не проводились, но когда война закончилась, откладывать их больше было нельзя. Исход первых послевоенных выборов никто не брался предсказать. По принятому в феврале 1918 г. закону право голоса на выборах впервые получили военнослужащие и женщины старше 30 лет. Число избирателей выросло почти втрое: с 8 до 21 млн. человек. Кроме того, послевоенный период должен был стать не менее трудным, чем военные годы. В этих условиях Ллойд Джордж предложил сохранить коалицию, и его поддержали в этом консерваторы, которым не хватало яркого лидера. Принципиальное решение о выходе из коалиции приняли лейбористы, т.к. это означало возможную потерю многих новых избирателей. Под влиянием опыта государственного регулирования военной экономики и в условиях роста общественно-политической активности масс в 1918 г. лейбористы приняли два программных документа. В феврале был утвержден Устав Лейбористской партии. Он вводил, наряду с коллективным, и индивидуальное членство в партии, определял конечные цели партии, среди которых значилось достижение «общественной собственности на средства производства и наилучшей системы народного управления и контроля в каждой отрасли промышленности и каждом виде услуг». Этот пункт на многие десятилетия определил социалистический характер Лейбористской партии. Другим программным документом стала принятая в августе того же года программа «Труд и новый социальный порядок», котором содержалась широкая программа послевоенного реформирования страны на основе государственного регулирования экономики, социальных преобразований и демократизации общественной жизни. Состоявшимся в декабре 1918 г. парламентским выборам предшествовала необычайно короткая, менее трех недель, предвыборная кампания. Лейбористы призывали к национализации ряда ведущих отраслей экономики и введению «демократического контроля» над производством, установлению общенационального минимума заработной платы, перенесению основной тяжести налогообложения на лиц с крупными доходами, дальнейшему расширению социального законодательства. Либерально-консервативная коалиция выступила на выборах 1918 г. с программой «экономической и социальной реконструкции», цель которой состояла в том, чтобы «сделать Англию достойной героев, возвращающихся с полей сражений». Этот лозунг лучше всего отвечал массовым ожиданиям счастливой жизни после войны. Ничего более конкретного программа не предлагала, за исключением двух обязательств. Демобилизуемым воинам было обещано трудоустройство, а до момента получения работы – выплата им государственного пособия по безработице. Населению в целом – государственная помощь в решении жилищного вопроса и обязательное школьное образование для детей до 14 лет. Обещания важных социальных реформ сопровождались активной антигерманской пропагандой. «За все заплатят немцы!» Все это обеспечило на парламентских выборах прочную победу консервативно-либеральной коалиции. Она получила 484 депутатских мандата из 707 мест в палате общин, причем 348 мест завоевали консерваторы и 136 — коалиционные либералы Ллойд Джорджа. Последний вновь возглавил правительство, ключевые посты в котором получили лидеры консерваторов Э. Бонар Лоу и лорд Керзон, а также либерал У. Черчилль. Выборы подтвердили углубление кризиса партийно-политической системы в Англии. Некоалиционные либералы сумели завоевать лишь 26 депутатских мандатов и окончательно расстались с положением официальной оппозиционной партии. На эту роль впервые выдвинулась Лейбористская партия, собравшая на выборах почти 2,5 млн. голосов (по сравнению с 400 тыс. на выборах 1910 г.) и получившая 60 мест в палате общин. Внутренняя политика правительства Ллойд Джорджа. С окончанием первой мировой войны экономика Англии вступила в полосу кратковременного оживления. Экономический подъем во многом носил характер спекулятивного бума. В условиях относительно медленного перевода промышленности на мирные рельсы бурно росли цены на все виды товаров и услуг. К апрелю 1920 г. цены выросли в среднем в 2,5 раза, соответственно поднялись и прибыли британских предпринимателей, требовавших полностью освободить их от ограничений военного периода. Правительство охотно шло им навстречу. Уже в 1919 г. были ликвидированы почти все государственные контрольные органы, созданные в годы войны. Однако это не означало полного возврата к довоенному положению. За годы войны в Англии резко усилились концентрация и монополизация производства и капитала, что в перспективе делало неизбежным новое расширение государственного вмешательства в экономику. Несмотря на приватизацию большей части государственных военных заводов, к началу 20-х годов государство владело вчетверо большей сетью их, чем до войны. Отказ от золотого стандарта фунта стерлингов превратил государство в единственного контролера выпуска бумажных денег. Контроль над железными дорогами не был полностью отменен – их объединили в четыре региональные группы и создали министерство транспорта. Расширились и социальные функции государства. Масштабы социальных программ правительства Ллойд Джорджа неизмеримо выросли. Принятые парламентом в 1919-1921 гг. законы распространили государственное социальное страхование на сотни тысяч людей. В 1919 г. было создано министерство здравоохранения. Особое значение имела разработка и начало осуществления первой государственной программы жилищного строительства. И хотя в первые послевоенные годы в рамках этой программы было построено лишь около четверти необходимого стране жилья (около 200 тыс. домов из предусмотренных программой 850 тыс.), широкомасштабное участие государства в решении жилищной проблемы было принципиально новым явлением. Иными словами, после окончания первой мировой войны в Англии начинается становление системы социальной ответственности государства. Огромный государственный долг, только на погашение процентов по которому ежегодно расходовалось около 40% государственного бюджета, способствовал сохранению высокого уровня налогов. Это прежде всего сказывалось на положении трудящихся. Даже в условиях экономического подъема оно продолжало ухудшаться, так как рост цен значительно обгонял повышение заработной платы, демобилизация 4 млн. военнослужащих вызвала рост безработицы, а традиционное нежелание крупного бизнеса вкладывать капиталы внутри страны замедляло темпы перестройки промышленного производства на мирный лад. Платежеспособность населения, задавленного гигантским налоговым прессом, была крайне низкой, и потому подъем экономики оказался очень недолгим: уже осенью 1920 г. разразился первый послевоенный экономический кризис (объем промышленного производства составил 2/3 довоенного, экспорт сократился почти наполовину, импорт – на 40%). К концу того же года кризис был в основном преодолен, но нового подъема не наступило. Внешняя и колониальная политика. Внешнеполитическая деятельность правительства Ллойд Джорджа была проникнута стремлением восстановить былую роль Англии как мирового лидера. В начале 1919 г. правящие круги Великобритании совместно с Францией и США развернули новую военную интервенцию в Россию. Британские рабочие ответили на это столь мощным выступлением, что правительство вынуждено было отступить. Провал политики вооруженной интервенции привел к возобновлению советско-английских переговоров, завершившихся подписанием 16 марта 1921 г. торгового соглашения - признанием Англией Советской России де-факто. Более успешной выглядела борьба Англии за политическое лидерство в капиталистическом мире. На Парижской мирной конференции британской дипломатии удалось не только одержать верх над США и Францией. Однако на Вашингтонской конференции Англии пришлось сделать ряд крупных уступок. В целом Великобритания сумела сохранить прочные позиции в системе международных отношений. Серьезные проблемы возникли перед Англией и в такой заповедной сфере ее могущества, как колониальная империя. Британские доминионы – Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз – на имперской конференции 1917 г. добились статуса автономных государств в составе Британской империи. В 1923 г. они получили право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами. Столкнувшись с подъемом национально-освободительной борьбы народов Индии в годы войны, английское правительство попыталось отколоть верхушку индийской национальной буржуазии и помещиков от антибританской оппозиции, позволив верхам индийского общества принять участие в работе административных органов власти. Одновременно парламент принял закон, расширивший права британских карательных органов в колонии. С окончанием войны приступили к вооруженному подавлению национально-освободительного движения. Индийский народ ответил на них бойкотом английских учреждений и товаров, многолюдными митингами и демонстрациями, народными восстаниями. С 1921 г. движение, лишенное единого руководства, пошло на убыль. Не менее острый кризис переживало британское владычество в Египте, с 1914 г. имевшем статус протектората. Весной 1919 г. здесь вспыхнуло вооруженное восстание. В декабре 1922 г. английское правительство провозгласило отмену протектората и признание Египта «независимым королевством». Однако Англия сохранила контроль над зоной Суэцкого канала и продолжала держать в Египте свои войска под предлогом охраны жизни иностранных поселенцев. Национально-освободительным движением были охвачены Ближний и Средний Восток. В 1919 г. Англии пришлось отказаться от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана. В 1921 г. правительство Ирана расторгло кабальный англо-иранский договор 1919 г., фактически навязавший Ирану британский протекторат. Особое значение имела национально-освободительная борьба в Ирландии. На парламентских выборах 1918 г. 73 места из предоставленных Ирландии 103 мест в палате общин английского парламента были завоеваны кандидатами партии шинфейнеров, выступавшей за независимую Ирландскую республику. Из них 36 депутатов находились в момент выборов в английских тюрьмах, другие – в эмиграции. Остававшиеся на свободе 27 депутатов отказались выехать в Лондон и, собравшись 21 января 1919 г. в мэрии Дублина, провозгласили себя ирландским парламентом – Дойлом, а Ирландию – суверенной и независимой республикой. Опираясь на поддержку населения, с помощью вооруженных добровольческих отрядов – Ирландской республиканской армии – шинфейнеры приступили к созданию местных органов власти. В ответ в Ирландии было введено осадное положение. ИРА развернула партизанскую войну. Массовое движение протеста поднялось и в самой Англии. Правящие круги Великобритании вынуждены были уступить. 6 декабря 1921 г. был подписан договор с шинфейнерами, по которому шесть наиболее промышленно развитых графств северо-востока Ирландии, населенные преимущественно протестантами оставались в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а остальные 26 графств с преобладанием коренного населения, исповедовавшего католицизм, провозглашались «Ирландским свободным государством» с правами доминиона. Англия сохранила за собой право держать в Ирландии военно-морские базы и сухопутные войска, а также право контроля над ее внешней политикой. Половинчатый характер договора, не дававшего Ирландии подлинной независимости, привел к расколу в рядах шинфейнеров. Против поддержавшего договор правого крыла партии, руководимого Гриффитом, выступили левые шинфейнеры во главе с Де-Валера, опиравшиеся на ИРА. Летом 1922 г. вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся до апреля следующего года, когда Де-Валера объявил о прекращении огня и роспуске ИРА. Ирландия осталась расчлененной, и Англии удалось сохранить в ней важные экономические и политические позиции. Послевоенный подъем рабочего движения. Борьба рабочего класса достигла в первые послевоенные годы невиданного ранее размаха и накала, за три послевоенных года бастовало почти 6,5 млн. человек. Основными требованиями рабочих были повышение заработной платы и сокращение рабочей недели. Наряду с этим зачастую выдвигалось требование национализации ряда отраслей промышленности. Стачки были, как правило, непродолжительными, но отличались массовостью и высоким боевым настроем бастующих. В январе 1919 г. началась забастовка 100 тыс. рабочих промышленного района долины реки Клайд в Шотландии, требовавших 40-часовой рабочей недели. Стачкой руководил комитет шоп-стюардов — фабрично-заводских старост, избиравшихся самими рабочими. В стачечный комитет входил один из видных лидеров профсоюза судостроителей Клайда У. Галлахер. Правительство направило против стачечников войска. Правые лидеры тред-юниона машиностроителей отказались предоставить участникам забастовки материальную помощь из кассы профсоюза. Все это заставило комитет шоп-стюардов прекратить стачку через две недели после ее начала. Особенно важное значение имела прошедшая в конце сентября – начале октября всеобщая забастовка железнодорожников. Рабочие требовали повышения заработной платы, а правительство пыталось урезать ее. С целью раскола единства железнодорожников оно удовлетворило требования машинистов и кочегаров, а остальным предъявило требование о снижении зарплаты. Однако этот маневр не удался: машинисты и кочегары полностью поддержали выступление своих товарищей. О своей солидарности с железнодорожниками заявили многие профсоюзы. Провалилась и попытка властей использовать против бастующих войска – солдаты братались с рабочими. Правительству пришлось отменить свое требование. И хотя победа не была полной – уровень заработной платы удалось лишь сохранить – стачка наглядно показала рабочим силу их единства. Итогом стачечной борьбы 1919 г. стало повышение заработной платы 6 млн. рабочих и сокращение рабочей недели для 6,5 млн. человек. В рабочем движении послевоенного периода тесно соединились борьба за насущные нужды трудящихся и более глубокие социальные изменения с борьбой против антисоветской интервенции и подавления национально-освободительного движения народов колоний. С начала 1919 г. по всей Англии под лозунгом «Руки прочь от России!» стали создаваться специальные комитеты. Они стали готовить всеобщую забастовку за вывод войск из Советской России и отмену воинской повинности. Это заставило правительство провести ускоренную демобилизацию основных сухопутных сил в 1919 г. В октябре 1919 г. вышла из II Интернационала и присоединилась к Коминтерну 10-тысячная Британская социалистическая партия. На близких к ней позициях стояли и некоторые другие левые группы. Во всех этих организациях были очень сильны ультралевые позиции. Учредительный съезд Коммунистической партии Великобритании состоялся в Лондоне 31 июля – 1 августа 1920 г. Объединение сил в рядах КПВ продолжалось и в последующие годы, в нее вступили Коммунистическая рабочая партия Шотландии во главе с Уильямом Галлахером и левое крыло Независимой рабочей партии. Правительство начало готовиться к противостоянию с рабочим движением всерьез. В октябре 1920 г. парламент принял закон о «чрезвычайных полномочиях», разрешивший правительству в мирное время вводить осадное положение в стране и использовать войска для подавления «беспорядков». Ареной предстоящей схватки была выбрана угольная промышленность. Профсоюзное движение шахтеров являлись самым сплоченным, оно объединяло более 770 тыс. членов или свыше 2/3 всех рабочих отрасли. С 1917 г. существовало соглашение о единстве действий с профсоюзами железнодорожников и транспортников. Предотвращение их совместного выступления, означавшего паралич хозяйства, стало в послевоенные годы постоянной заботой правительства. Только сломив сопротивление шахтеров, оно могло надеяться остановить рост всего рабочего движения. Особая острота конфликта объяснялась и тем, что осуществление правительственного курса на ликвидацию государственного контроля прямо зависело от успеха в противостоянии с шахтерами. Отмена контроля означала и прекращение государственных дотаций, а шахтовладельцы открыто заявили о намерении в этом случае сократить зарплату рабочих на треть. Но шахтеры хотели не просто сохранения государственного контроля, они добивались национализации шахт и введения рабочего контроля над ними. Официально государственный контроль над добычей угля должен был действовать до конца лета 1921 г. Однако правительство, накопив полуторамесячные запасы угля, подготовив разветвленную организацию штрейкбрехеров и сконцентрировав войска в районах угледобычи, нанесло точно рассчитанный удар. Оно объявило о прекращении контроля отрасли с 31 марта. 1 апреля шахтовладельцы в ответ на отказ шахтеров согласиться на сокращение оплаты их труда объявили локаут. 15 апреля 1921 г. была сорвана стачка солидарности Тройственного союза. Поражение шахтеров стало началом спада борьбы рабочих. Сократилось число стачек и массовых выступлений трудящихся, произошел отток рабочих из их массовых организаций – тред-юнионов и Лейбористской партии. Социальный конфликт не был разрешен, скорее, он был загнан вглубь. Но внешне социальная ситуация в стране стабилизировалась. К концу 1921 г. основные задачи послевоенной «реконструкции» были выполнены. Англия преодолела экономический кризис, был завершен демонтаж механизма государственного контроля экономики и перевод хозяйства на мирные рельсы, сломлено сопротивление шахтеров, наступил спад рабочего движения. Оставалось лишь восстановить политический механизм мирного времени. Сохранение коалиции с либералами Ллойд Джорджа теперь представлялось британским правящим кругам излишним. В октябре 1922 г. руководство Консервативной партии приняло решение о разрыве коалиции. Одержав затем победу на парламентских выборах в ноябре того же года, консерваторы сформировали однопартийный кабинет, который возглавил Э. Бонар Лоу, а с мая 1923 г. – Стенли Болдуин. Последнему удалось сплотить партию на основе борьбы за введение протекционистских тарифов, с тем, чтобы на внеочередных выборах 1923 г. резко противопоставить ее Либеральной партии, традиционно выступавшей под флагом свободы торговли. Но сплотилась и оппозиция: единым фронтом шла на выборы Либеральная партия, против курса консерваторов активно выступили и лейбористы. Date: 2015-07-24; view: 741; Нарушение авторских прав |