Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический кризис. Угроза фашизма





Лекция 10. Великобритания в 1919-1929 гг.

 

План:

1. Великобритания после Первой мировой войны. Послевоенная реконструкция.

2. Период стабилизации в Великобритании и его особенности.

 

Литература:

История Франции. Т.3. / отв. Ред. А.З. Манфред. – М., 1973.

Белоусова З.С. Франция и европейская безопасность. 1929-1939. – М., 1976.

Белоусова З.С. Французская дипломатия накануне Мюнхена. – М., 1969.

Егоров Ю.В. Народный фронт во Франции. – Л., 1972.

Кравченко Е.А. Народный фронт во Франции. – М., 1972.

Малафеев К.А. Луи Барту. Политик и дипломат. – М., 1988.

Малафеев К.А., Демидов С.В. Эдуард Даладье – человек и политик // Новая и новейшая история. 2001. №4.

Покровская С.А. Движение против фашизма во Франции 1932-1939 гг. – М., 1980.

Рубинский Ю.И. Тревожные годы Франции. Борьба классов и партий от Версаля до Мюнхена (1919-1939). – М., 1973.

Салычев С.С. Французская социалистическая партия в период между двумя мировыми войнами. 1921-1940 гг. – М., 1973.

Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья – Пятая республика. – М., 1987.

Экономический кризис. Угроза фашизма.

Великобритания как одна из главных держав-победительниц добилась выполнения большинства своих целей. Был разбит главный конкурент – Германия. Обеспечив себе немалую часть репараций, Англия захватила и львиную долю бывших колониальных владений Германии. Еще более укрепились позиции Британской империи в Африке и на Ближ­нем Востоке.

Но победа досталась Англии дорогой ценой. Ее людские потери составили око­ло 750 тыс. человек убитыми и 1,7 млн. ранеными. Еще около 200 тыс. солдат ли­шились в войне страны Британской импе­рии. Война нанесла немалый урон хозяй­ству. Англия потеряла около 1/3 нацио­нального богатства, утратила около 40% торгового флота. Выпуск про­мышленной продукции упал на 20%. Резко ухудшилось состояние внешней торговли: импорт вырос в 2 раза, а экспорт сократился почти на 50%. Наибольший ущерб причинила первая мировая война британским финансам. Расходы на войну составили более 10 млрд. ф. ст., налоги выросли в 6 раз. 2/3 военных расходов были покрыты за счет внутренних и внешних военных займов. Это привело к огромному росту государ­ственного долга – более чем в 10 раз (до 6,6 млрд. ф. ст.), внешний долг составил 1150 млн. ф. ст., из которых большая часть приходилась на долю США. Так из кре­дитора американских банкиров Англия превратилась в их должника.

Нарастали и признаки кризиса британской колониальной империи. Ослабление им­перских торгово-экономических связей в условиях войны привело к расширению промышленного производства в домини­онах и колониях Англии, вызвало укрепление позиций местной буржуазии, что усиливало цент­робежные тенденции внутри Британской империи. В Ирландии, Индии, Египте и других английских владениях поднялась мощная волна национально-освободи­тельной борьбы.

Кризисные тенденции, проявившиеся после окончания войны, содействовали сплочению правящего класса Англии на консервативных позициях. Переход от войны к миру, получивший в Англии название «реконструкции», рас­сматривался им теперь не как создание новой Британии, но как возмож­но более полный и скорый возврат к дово­енной ситуации. «Назад к 1914 году!». Страх большевизма и желание пресечь его распространение в Англии, империи и мире стали важными и долговременны­ми факторами формирования внутренней и внешней политики Великобритании. С марта 1918 г. Англия вела вооруженную интервенцию против Советской России, а с окончанием войны оно приступило и к подавлению нацио­нально-освободительной борьбы в коло­ниях. В самой Англии годы войны спо­собствовали активизации масс и общему полевению основной части населения.

К моменту окончания войны политическая ситуация в Англии была весьма сложной. У власти с декабря 1916 г. находилось ко­алиционное правительство, объединявшее представителей всех главных политичес­ких партий: Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Численно и по своему политическому весу в правительстве преобладали консерваторы, а вот Либераль­ная партия при формировании правитель­ства раскололась: небольшая часть либе­ралов во главе с Д. Ллойд Джорджем вош­ла в правительство (коалиционные либе­ралы), а основная часть либералов под руководством прежнего лидера Г. Асквита от участия в правительстве отказалась и стала официальной оппозицией (некоа­лиционные либералы). Пост премьер-министра коалиционного правительства занимал Ллойд Джордж.

В годы войны всеобщие парламентс­кие выборы в Англии не проводились, но когда война закончилась, откладывать их больше было нельзя. Исход первых пос­левоенных выборов никто не брался предска­зать. По принятому в феврале 1918 г. закону право голоса на выборах впервые получили во­еннослужащие и женщины старше 30 лет. Число избирателей выросло почти втрое: с 8 до 21 млн. человек. Кроме того, послевоенный период должен был стать не менее трудным, чем во­енные годы. В этих условиях Ллойд Джордж предложил сохранить коалицию, и его поддержали в этом консерваторы, которым не хватало яркого лидера. Принципиальное решение о выходе из коалиции приняли лейбористы, т.к. это означало возможную потерю многих новых избирателей. Под влиянием опыта госу­дарственного регулирования военной эко­номики и в условиях роста общественно-политической активности масс в 1918 г. лейбористы приняли два программ­ных документа. В феврале был утвержден Устав Лейбористской партии. Он вводил, наряду с коллективным, и инди­видуальное членство в партии, определял конечные цели партии, сре­ди которых значилось достижение «общественной собственнос­ти на средства производства и наилучшей системы народного управления и контро­ля в каждой отрасли промышленности и каждом виде услуг». Этот пункт на многие десятилетия опре­делил социалистический характер Лейбо­ристской партии. Другим программным документом стала принятая в августе того же года программа «Труд и новый социальный порядок», котором содержалась широкая про­грамма послевоенного реформирования страны на основе государственного ре­гулирования экономики, социальных преобразований и демократизации об­щественной жизни.

Состоявшимся в декабре 1918 г. пар­ламентским выборам предшествовала необычайно короткая, менее трех недель, предвыборная кампания. Лейбористы призывали к национали­зации ряда ведущих отраслей экономики и введению «демократического контроля» над производством, установлению общенацио­нального минимума заработной платы, перенесению основной тяжести на­логообложения на лиц с крупными дохо­дами, дальнейшему расширению социально­го законодательства. Либерально-консервативная коалиция выступила на выборах 1918 г. с программой «экономической и социальной реконструкции», цель кото­рой состояла в том, чтобы «сделать Англию достойной героев, возвращающихся с полей сраже­ний». Этот лозунг лучше всего отвечал массовым ожиданиям счастливой жизни после войны. Ничего более конкретного программа не предлагала, за исключени­ем двух обязательств. Демобилизуемым воинам было обещано трудоустройство, а до момента получения работы – выплата им государственного пособия по безрабо­тице. Населению в целом – государствен­ная помощь в решении жилищного воп­роса и обязательное школьное образова­ние для детей до 14 лет. Обещания важных социальных реформ сопровождались активной антигерманс­кой пропагандой. «За все заплатят немцы!»

Все это обеспечило на парламентских выборах прочную победу консервативно-либеральной коалиции. Она получила 484 депутатских мандата из 707 мест в палате общин, причем 348 мест завоевали кон­серваторы и 136 — коалиционные либера­лы Ллойд Джорджа. Последний вновь возгла­вил правительство, ключевые посты в ко­тором получили лидеры консерваторов Э. Бонар Лоу и лорд Керзон, а также ли­берал У. Черчилль. Выборы подтвердили углубление кри­зиса партийно-политической системы в Англии. Некоалиционные либералы су­мели завоевать лишь 26 депутатских ман­датов и окончательно расста­лись с положением официальной оппози­ционной партии. На эту роль впервые выд­винулась Лейбористская партия, собрав­шая на выборах почти 2,5 млн. голосов (по сравнению с 400 тыс. на выборах 1910 г.) и получившая 60 мест в палате общин.

Внутренняя политика правительства Ллойд Джорджа. С окончанием первой мировой войны экономика Англии всту­пила в полосу кратковременного оживле­ния. Эко­номический подъем во многом носил ха­рактер спекулятивного бума. В условиях относительно медленного перевода про­мышленности на мирные рельсы бурно росли цены на все виды товаров и услуг. К апрелю 1920 г. цены выросли в среднем в 2,5 раза, соответственно поднялись и прибыли британских предпринимателей, требовавших полностью освободить их от ограничений военного периода. Правительство охот­но шло им навстречу. Уже в 1919 г. были ликвидированы почти все го­сударственные контрольные органы, со­зданные в годы войны. Однако это не озна­чало полного возврата к довоенному по­ложению.

За годы войны в Англии резко усилились концентрация и монополизация производства и капита­ла, что в перспективе делало неизбежным новое расширение государственного вме­шательства в экономику. Несмотря на приватизацию большей части государственных военных заводов, к началу 20-х годов государство владело вчетверо большей сетью их, чем до вой­ны. Отказ от золотого стандарта фунта стер­лингов превратил государство в един­ственного контролера выпуска бумажных денег. Контроль над железными дорогами не был полностью отменен – их объединили в четыре региональные группы и создали министерство транспорта. Расширились и социальные функции го­сударства. Масштабы социальных про­грамм правительства Ллойд Джорджа не­измеримо выросли. Принятые парламен­том в 1919-1921 гг. законы распространи­ли государственное социальное страхова­ние на сотни тысяч людей. В 1919 г. было создано министерство здравоохранения. Особое значение имела разработка и на­чало осуществления первой государствен­ной программы жилищного строитель­ства. И хотя в первые послевоенные годы в рамках этой программы было построе­но лишь около четверти необходимого стране жилья (около 200 тыс. домов из предусмотренных программой 850 тыс.), широкомасштабное участие государства в решении жилищной проблемы было принципиально новым явлением. Иными словами, после окончания первой мировой войны в Англии начинается становление систе­мы социальной ответственности госу­дарства.

Огромный государственный долг, толь­ко на погашение процентов по которому ежегодно расходовалось около 40% госу­дарственного бюджета, способствовал сохранению высокого уровня налогов. Это прежде всего сказывалось на положении трудящихся. Даже в условиях экономического подъема оно продолжало ухудшаться, так как рост цен значительно обгонял повышение заработной платы, демобилизация 4 млн. военнослужащих вызвала рост безработицы, а традицион­ное нежелание крупного бизнеса вклады­вать капиталы внутри страны замедляло темпы перестройки промышленного про­изводства на мирный лад. Платежеспособ­ность населения, задавленного гигантским налоговым прессом, была крайне низкой, и потому подъем экономики оказался очень недолгим: уже осенью 1920 г. разра­зился первый послевоенный экономичес­кий кризис (объем промышленного производства составил 2/3 довоенно­го, экспорт сократился почти наполовину, импорт – на 40%). К концу того же года кри­зис был в основном преодолен, но нового подъема не наступило.

Внешняя и колониальная политика. Внешнеполитическая деятельность прави­тельства Ллойд Джорджа была проникну­та стремлением восстановить былую роль Англии как мирового лидера.

В начале 1919 г. правящие круги Вели­кобритании совместно с Францией и США развернули новую военную интервенцию в Россию. Бри­танские рабочие ответили на это столь мощным выступлением, что прави­тельство вынуждено было отступить. Про­вал политики вооруженной интервенции привел к возобновлению советско-английских переговоров, завершившихся подпи­санием 16 марта 1921 г. торгового согла­шения - признанием Англией Советской России де-факто.

Более успешной выглядела борьба Англии за политическое лидерство в ка­питалистическом мире. На Парижской мирной конференции британской дипло­матии удалось не только одержать верх над США и Францией. Однако на Вашингтонской конференции Англии пришлось сделать ряд крупных уступок. В целом Великобритания су­мела сохранить прочные позиции в систе­ме международных отношений.

Серьезные проблемы возникли перед Англией и в такой заповедной сфере ее могущества, как колониальная империя. Британские доминионы – Канада, Австра­лия и Южно-Африканский Союз – на им­перской конференции 1917 г. добились статуса автономных государств в составе Британской империи. В 1923 г. они полу­чили право самостоятельно заключать до­говоры с иностранными государствами.

Столкнувшись с подъемом национально-освободительной борьбы народов Индии в годы войны, английское правительство попыталось отколоть верхушку индийской национальной буржуазии и помещиков от антибританской оппози­ции, позволив верхам индийско­го общества принять участие в работе административных органов власти. Од­новременно парламент принял закон, расширивший права британских кара­тельных органов в колонии. С окончанием войны приступили к вооруженному подавлению национально-освободительного движе­ния. Индийский народ ответил на них бойко­том английских учреждений и товаров, многолюдными митингами и демонстра­циями, народными восстаниями. С 1921 г. движение, лишенное единого руковод­ства, пошло на убыль.

Не менее острый кризис переживало британское владычество в Египте, с 1914 г. имевшем статус протектората. Весной 1919 г. здесь вспыхнуло воо­руженное восстание. В декабре 1922 г. английс­кое правительство провозгласило отмену протектората и признание Египта «неза­висимым королевством». Однако Англия сохранила контроль над зоной Суэцкого канала и продолжала держать в Египте свои войска под предлогом охраны жизни иностранных поселенцев.

Национально-освободительным дви­жением были охвачены Ближний и Сред­ний Восток. В 1919 г. Англии пришлось отказаться от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана. В 1921 г. правительство Ирана расторгло кабальный англо-иранский договор 1919 г., фактически навязавший Ирану британский протекторат.

Особое значение имела национально-освободительная борьба в Ирландии. На парла­ментских выборах 1918 г. 73 места из пре­доставленных Ирландии 103 мест в пала­те общин английского парламента были завоеваны кандидатами партии шинфей­неров, выступавшей за независимую Ир­ландскую республику. Из них 36 депута­тов находились в момент выборов в анг­лийских тюрьмах, другие – в эмиграции. Остававшиеся на свободе 27 депутатов отказались выехать в Лондон и, собрав­шись 21 января 1919 г. в мэрии Дублина, провозгласили себя ирландским парламен­том – Дойлом, а Ирландию – суверенной и независимой республикой. Опираясь на поддержку населения, с помощью воору­женных добровольческих отрядов – Ир­ландской республиканской армии – шин­фейнеры приступили к созданию местных органов власти. В ответ в Ирландии было введено осад­ное положение. ИРА развернула партизанскую войну. Массовое движение протеста поднялось и в самой Англии.

Правящие круги Великобритании вы­нуждены были уступить. 6 декабря 1921 г. был подписан договор с шинфейнерами, по которому шесть наиболее промышленно развитых графств северо-востока Ир­ландии, населенные преимущественно протестантами оставались в составе Соединенного Королевства Вели­кобритании и Северной Ирландии, а ос­тальные 26 графств с преобладанием ко­ренного населения, исповедовавшего ка­толицизм, провозглашались «Ирландским свободным государством» с правами до­миниона. Англия сохранила за собой пра­во держать в Ирландии военно-морские базы и сухопутные войска, а также право контроля над ее внешней политикой. Половинчатый характер договора, не дававшего Ирландии подлинной независи­мости, привел к расколу в рядах шинфей­неров. Против поддержавшего договор правого крыла партии, руководимого Гриффитом, выступили левые шинфейне­ры во главе с Де-Валера, опиравшиеся на ИРА. Летом 1922 г. вспыхнула гражданская война, продол­жавшаяся до апреля следующего года, ког­да Де-Валера объявил о прекращении огня и роспуске ИРА. Ирландия осталась расчлененной, и Англии удалось сохранить в ней важные экономические и политические позиции.

Послевоенный подъем рабочего дви­жения. Борьба рабочего класса достигла в первые послевоенные годы не­виданного ранее размаха и накала, за три послево­енных года бастовало почти 6,5 млн. че­ловек. Основными требованиями рабочих были повышение заработной платы и со­кращение рабочей недели. Наряду с этим зачастую выдвигалось требование нацио­нализации ряда отраслей промышленно­сти. Стачки были, как пра­вило, непродолжительными, но отлича­лись массовостью и высоким боевым на­строем бастующих.

В январе 1919 г. началась забастовка 100 тыс. ра­бочих промышленного района долины реки Клайд в Шотландии, требовавших 40-часовой рабочей недели. Стачкой руководил комитет шоп-стюардов — фабрично-заводских старост, изби­равшихся самими рабо­чими. В стачечный комитет входил один из видных лидеров профсо­юза судостроителей Клайда У. Галлахер. Правительство направило против стачеч­ников войска. Правые лидеры тред-юниона машиностроителей отказались предоста­вить участникам забастовки материаль­ную помощь из кассы профсоюза. Все это заставило комитет шоп-стюардов прекратить стачку через две недели пос­ле ее начала. Особенно важное значение имела про­шедшая в конце сентября – начале октяб­ря всеобщая забастовка железнодорожни­ков. Рабочие требовали повышения зара­ботной платы, а правительство пыталось урезать ее. С целью раскола единства же­лезнодорожников оно удовлетворило тре­бования машинистов и кочегаров, а ос­тальным предъявило требование о сниже­нии зарплаты. Однако этот маневр не удал­ся: машинисты и кочегары полностью под­держали выступление своих товарищей. О своей солидарности с железнодорожника­ми заявили многие профсоюзы. Провалилась и попытка властей использовать про­тив бастующих войска – солдаты брата­лись с рабочими. Правительству пришлось отменить свое требование. И хотя победа не была полной – уровень заработной платы удалось лишь сохранить – стачка наглядно показала рабочим силу их единства. Итогом стачечной борьбы 1919 г. ста­ло повышение заработной платы 6 млн. рабочих и сокращение рабочей недели для 6,5 млн. человек.

В рабочем движении послевоенного периода тесно соединились борьба за на­сущные нужды трудящихся и более глу­бокие социальные изменения с борьбой против антисоветской интервенции и по­давления национально-освободительного движения народов колоний. С начала 1919 г. по всей Англии под лозунгом «Руки прочь от России!» стали создаваться специальные комитеты. Они стали готовить всеобщую за­бастовку за вывод войск из Советской Рос­сии и отмену воинской повин­ности. Это заставило правительство про­вести ускоренную демобилизацию основ­ных сухопутных сил в 1919 г.

В ок­тябре 1919 г. вышла из II Интернациона­ла и присоединилась к Коминтерну 10-тысячная Британская социалистическая партия. На близких к ней позициях стояли и некоторые другие левые группы. Во всех этих организациях были очень сильны ультралевые позиции. Учредительный съезд Коммунистичес­кой партии Великобритании состоялся в Лондоне 31 июля – 1 августа 1920 г. Объединение сил в рядах КПВ продол­жалось и в последующие годы, в нее вступили Коммунистическая рабочая партия Шотландии во гла­ве с Уильямом Галлахером и левое крыло Независимой рабочей партии.

Правитель­ство начало готовиться к противостоянию с рабочим движением всерьез. В октябре 1920 г. парламент принял закон о «чрезвычайных полномочиях», разрешивший правитель­ству в мирное время вводить осадное по­ложение в стране и использовать войска для подавления «беспорядков». Ареной предстоящей схватки была выбрана угольная промышленность. Профсоюзное движение шахтеров являлись самым сплоченным, оно объединяло более 770 тыс. членов или свыше 2/3 всех рабочих отрасли. С 1917 г. существовало соглашение о единстве действий с профсоюзами железнодо­рожников и транспортников. Предотвра­щение их совместного выступления, означавшего паралич хозяйства, стало в пос­левоенные годы постоянной заботой пра­вительства. Только сломив сопротивление шахтеров, оно могло надеяться остановить рост всего рабочего движения. Особая острота конфликта объясня­лась и тем, что осуществление правитель­ственного курса на ликвидацию государ­ственного контроля прямо зависело от ус­пеха в противостоянии с шахтерами. Отмена контроля означала и пре­кращение государственных дотаций, а шахтовладельцы открыто заявили о намерении в этом случае сократить зарплату рабочих на треть. Но шахтеры хотели не просто сохранения государственного кон­троля, они добивались национализации шахт и введения рабочего контроля над ними.

Официально государственный конт­роль над добычей угля должен был дей­ствовать до конца лета 1921 г. Однако пра­вительство, накопив полуторамесячные запасы угля, подготовив разветвленную организацию штрейкбрехеров и сконцен­трировав войска в районах угледобычи, нанесло точно рассчитанный удар. Оно объявило о прекращении контроля отрас­ли с 31 марта. 1 апреля шахтовладельцы в ответ на отказ шахтеров согласиться на сокращение оплаты их труда объявили локаут. 15 апреля 1921 г. была сорвана стачка солидарности Трой­ственного союза. Поражение шахтеров стало началом спада борьбы рабочих. Сократилось чис­ло стачек и массовых выступлений трудя­щихся, произошел отток рабочих из их массовых организаций – тред-юнионов и Лейбористской партии. Социальный кон­фликт не был разрешен, скорее, он был загнан вглубь. Но внешне социальная си­туация в стране стабилизировалась.

К концу 1921 г. основные задачи пос­левоенной «реконструкции» были выполнены. Англия преодо­лела экономический кризис, был завершен демонтаж механизма государ­ственного контроля экономики и перевод хозяйства на мирные рельсы, сломлено сопротивление шахтеров, наступил спад рабочего движения. Оставалось лишь вос­становить политический механизм мирно­го времени. Сохранение коалиции с либералами Ллойд Джорджа теперь представлялось британским правящим кругам излишним. В октябре 1922 г. руководство Консервативной партии приняло решение о разрыве коалиции. Одержав затем победу на парламентских выборах в ноябре того же года, консерва­торы сформировали однопартийный каби­нет, который возглавил Э. Бонар Лоу, а с мая 1923 г. – Стенли Болдуин. Последнему удалось сплотить партию на основе борьбы за введение протекционистских тарифов, с тем, чтобы на внеочередных выборах 1923 г. резко противопоставить ее Либеральной партии, традиционно высту­павшей под флагом свободы торговли. Но сплотилась и оппозиция: единым фронтом шла на выборы Либеральная партия, против курса консерваторов активно выступили и лейбористы.

Date: 2015-07-24; view: 711; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию