Всё разнообразие условий труда, встречающееся на практике, подразделяется, на четыре класса по уровням вредных и опасных факторов.
1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда по степени изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени.
На практике в первую очередь для оценки класса условий труда устанавливают, соответствует ли нормам санитарно-гигиенических показателей:
- параметры световой среды производственных помещений.
NN п/п
| Требования к элементам рабочего места водителя
| Наименование НД, содержащей требования охраны труда
|
|
|
|
1. Кабина
|
1.1
| Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета на одного человека не менее 30 м /ч. При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. Система вентиляции должна обеспечивать: 1. подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с; 2. перепад между температурой наружного воздуха и температурой в кабине в зоне головы водителя при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С
| ГОСТ Р 50993-96 , п.5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 ГОСТ Р 50866-96
|
1.2
| Отопительные устройства кабины в холодное время должны быть исправны
| Правила по охране труда на AT , п.6.1.2
|
1.3
| Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении в зависимости от предназначения автотранспортного средства (АТС)
| ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 ГОСТ Р 50866-96
|
1.4
| Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С); 35 °С - при отключенной системе отопления
| ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 ГОСТ Р 50866-96
|
1.5
| Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30 до 60%. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С.
| ГОСТ Р 50993-96, п.5.4 ГОСТ Р 50866-96
|
1.6
| Содержание вредных веществ в воздухе кабины не должно превышать: Азота оксиды (в пересчете на NO ) - 5 мг/м Проп-2-ен-1-аль (акролеин) - 0,2 мг/м Углеводороды алифатические предельные С -С (в пересчете на С) - 300 мг/м Углерода оксида - 20 мг/м
| ГН 2.2.5.686-98 . п/п 5, 1570, 1918, 1920. ГОСТ Р 51206-98 ГОСТ 12.1.005-88
|
1.7
| Уровни звукового давления на рабочем месте не должны превышать допустимых величин
| СН 2.2.4/2.1.8.562-96 ГОСТ 12.1.003-83
|
1.8
| Уровни вибрации на рабочем месте не должны превышать допустимых величин
| СН 2.2.4/2.1.8.566-96 ГОСТ 12.1.012-90
|
1.9
| На сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.2
|
1.10
| Замки всех дверей должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.2
|
1.11
| Двери кабины, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.15
|
1.12
| Пол кабины автомобиля должен быть застлан ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.2
|
1.13
| Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин
| Правила по охране труда на АТ, п.6.1.14
|
Освещение
|
1.14
| Освещение в кабине должно составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк
| СП N 4616-88 , п.4.1, 4.2
|
Органы управления
|
1.15
| Рычаги и педали органов управления должны иметь исправные уплотнители, препятствующие проникновению отработавших газов
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.3
|
1.16
| Усилие на органе управления тормозной системой не должно превышать для АТС категорий : - М - 490 Н; - M , M , N , N , N - 686 Н.
| ГОСТ Р 51709-2001 , п.4.1.1
|
1.17
| Усилие, прилагаемое к органу управления стояночной тормозной системы, не должно превышать для АТС категорий: М - 392 Н; для остальных категорий - 588 Н.
| ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.5
|
2. Укомплектованность инструментом и приспособлениями
|
2.1
| Наличие специальных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.9;
|
2.2
| Наличие широкой подкладки под пяту домкрата
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.9
|
2.3
| Наличие огнетушителя и пломб на нем. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть укомплектованы 2 огнетушителями (1-й в кабине водителя, 2-й в салоне или в кузове)
| ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.15; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, п.4.1.9 Правила по охране труда на AT, пп.6.1.9, 6.1.10
|
3. Требования к обустройству автомобилей, прицепов и полуприцепов
|
3.1
| Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры
| Правила по охране труда на AT, п.6.2.2
|
3.2
| Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза и воды
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.4
|
3.3
| Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.8
|
3.4
| Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы
| Правила по охране труда на AT, п.6.1.13
|
3.5
| Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы
| Правила по охране труда на AT, п.6.2.8
|
3.6
| Полуприцепы должны иметь исправные передние опоры
| ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.22 Правила по охране труда на AT, п.6.2.10
|
3.7
| Все прицепы и полуприцепы (за исключением одноосных) должны иметь исправные стояночные тормоза, а также не менее двух противооткатных упоров
| Правила по охране труда, п.6.2.9
|
3.8
| Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправное устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла
| Правила по охране труда на AT, п.6.2.7
|
3.9
| Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова
| Правила по охране труда на AT, п.6.2.11
|
Дополнительные требования к обустройству автомобилей, работающих на газовом
|
3.10
| Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными и проверяться в установленные сроки
| Правила по охране труда на AT, п.6.3.2
|
3.11
| Баллоны, установленные на автомобиль, должны быть окрашены в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные, а также иметь надпись белой краской "Пропан" или "Метан"
| Правила по охране труда на AT, п.6.3.3
|
3.12
| Газопроводы высокого давления должны быть окрашены в красный цвет
| Правила по охране труда на AT, п.6.3.6
|
Дополнительные требования к обустройству специализированного
|
3.13
| Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами)
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.3
|
3.14
| Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.4
|
3.15
| На панелевозах должны быть исправные лебедки и устройства для крепления грузов
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.5
|
3.16
| Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз
| Правила по охране труда на AT, п.6.2.13
|
3.17
| Сливная арматура автоцистерны должна исключать возможность подтекания перевозимого груза
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.8
|
3.18
| Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные запоры, обеспечивающие герметичность цистерн
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.12
|
3.19
| Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов должны иметь: 1. лопату; 2. заземляющее устройство; 3. необходимый запас песка для тушения пожара; 4. средства нейтрализации перевозимых опасных веществ ; 5. средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.6; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
|
3.20
| Лестницы, переходные мостики и рабочие площадки должны быть исправны, очищены от грязи, льда и снега
| Правила по охране труда на AT, п.6.5.2
|
| | | |
На предприятиях проводилась аттестация рабочего места водителя пожарного автомобиля. По итогам оценки условий труда пожарного по степени вредности и опасности составляет 2 класс, частично 3.1.