Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность банковского менеджмента
В современной экономической науке понятие банковского менеджмента раскрывается как двойная категория, состоящая из финансового менеджмента и управления персоналом. Финансовый менеджмент предусматривает определение проблем,связанных с реализацией банковских операций,с рассмотрением оптимальных источников капитализационной прибыли,определения собственных лимитов и другая постоянная деятельность коммерческого банка. Управление персоналом рассматривает вопросы,связанные со стороной приема и размещения кадров,построение организационной системы управления,с формированием кадровой политики,с систематической оплатой труда и определением перечня специальностей по которым служащие должны пройти курсы повышения квалификации. В научном смысле менеджмент-система управления организацией, основанная на выявлении взаимосвязей между человеческим фактором и принципами функционирования организации. В итоге банковский менеджмент рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной в условиях рыночной экономики на достижение определенных, конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов, основанный на своих собственных принципах, функциях, методах. Банковский менеджмент как система управления КБ строится на использовании следующих принципов 1) Ориентация любого КБ на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести КБ планируемую прибыль. Основа данного принципа - построение оптимальной модели управления, ориентированной на использование свойств рыночной экономики с целью повышения собственной ликвидности. В оставшейся части этот принцип реализуется посредством маркетинга. 2) Постоянное следствие к повышению эффективности КБ деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных резервов. Постоянное ориентирование на построение системы управления, характеризующей оптимальное сочетание А-П операций КБ. 3) Корректировка целей, задач и проблем КБ в зависимости от состояния рынка. Предполагает наличие гибкой системы управления, предопределяет возможность изменения целевых ориентиров в зависимости от складывающихся ситуаций. Особое внимание уделяется рассмотрению краткого депозитного, процентного и рынка ценных бумаг. 4) Учёт окончательного результата работы КБ и его отделений в характеристике процесса деятельности на рынке. Предполагает рассмотрение резервов предпринимательской деятельности в постановке будущих целевых ориентиров. 5) Обязательное использование современной информационной базы (коммуникационные сети, высокие технологии). Разрабатываются с целью снижения затрат времени на выполнение обязательных операций, сокращение времени на принятие оптимальных решений, на быстрое всесторонние использование информации. 6) Рациональный подбор персонала и его эффективное использование. Выполнение данного принципа основано на формировании оптимальной кадровой политики с учётом специфики деятельности КБ. Ключевой термин в рассмотрении банковского менеджмента с точки зрения управления процессом функционирования организации становится понятие банковской деятельности. Она подразумевает организацию технологической цепочки банковского цикла (наличие А-П операций, финансовых условий) при обеспечении процесса работы КБ всеми необходимыми ресурсами. Банковская деятельность включает разработку и совершенствование банковской технологии, обеспечение требования уровня качества банковских процессов и услуг. Выполнение банковских операций и всех видов просчётов, технического обслуживания операций, материальное снабжение снабжение, обеспечение персоналом, поддержание стабильной ликвидности. В условиях современного управления банковской организации от КБ требуется такой стиль работы, который должен предусматривать постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения постоянных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах. Для функционирования банковской организации определяются конкретные цели деятельности, которые могут быть ближними,текущими, на дальнюю перспективу. Ближние цели характеризуют результативность выполняемых КБ операций и услуг. Текущие - конкретные ориентиры, расставленные ежедневно. Цели на дальнюю перспективу олицетворяют формирующуюся банковскую политику. Управление КБ путём определения целей производится с учётом оценки его потенциальных возможностей и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Для рассмотрения целевых функций КБ определяют цели общие и специфические. Общие цели - концепция развития КБ в целом, постоянных целей путём минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности персонала КБ на основе мотивации труда. Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимосвязь между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптимальным сочетанием. Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм-это три взаимосвязанных звена: 1) Внутрибанковское управление 2) Управление операциями 3) Управление персоналом Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения различных банковских операций. Рассматривая основные звенья банковского механизма, возможно выделить основные принципы характеризующую каждую из них. 1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах: 1) Централизация (децентрализация) в управлении 2) Сочетание централизации и децентрализации 3) Ориентация на долгосрочные цели развития 4) Партисипативный метод-участие персонала в управлении 2. Функции, свойственные звену: 1) Маркетинг 2) Планирование и прогнозирование 3) Организация 4) Контроль и учёт (внутренний аудит) 3. Банковские методы, свойственные звену: 1) Проведение активных и пассивных банковских операций 2) Внутрибанковский расчёт 3) Процентная политика 4) Выработка банковской стратегии, политики и их основных элементов Содержание каждого из трёх разделов, составляющих первое звено, предопределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя принципы, можно отметить, что: 1) Принцип централизации означает формирование основных стратегических целей в банковской политике на уровне высшего звена 2) Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов политики на уровне отделов или департаментов КБ 3) Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении. 4) Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление ориентируется на длительную перспективу и его цели носят долгосрочный характер. 5) Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием. Определяя функции внутрибанковского управления, регламентируют следующие их составляющие: 1) Функция маркетинга - рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах 2) Функция планирования и прогнозирования - включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды 3) Функция организации- разработка такой структуры КБ и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ 4) Функция контроля и учёта - постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит с целью поддержания оптимальной ликвидности. Банковский метод определяет: 1) Характеристика активных и пассивных операций предполагает рассмотрение основных операций КБ 2) Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между его различными отделами и подразделениями. 3) Процентная политика рассматривается как важный элемент банковских методов, зависящих от активности проводимых операций и установивших размер процентов по активности и пассивности деятельности. 4) Банковская стратегия и политика-система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации Составляющие элементы политики и стратегии: 1) Маркетинг 2) Процентная политика 3) Расширение зарубежной деятельности 4) Информационное обеспечение Разработка научно-технической политики КБ означает организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг. Разработка новых банковских продуктов - конкретная разработка наиболее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий физических и юридических лиц на конкретном рынке. Организация их деятельности - организация специальных подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для проведения НИС работ.
Разработка и выбор основных целей и задач банковского менеджмента.
1) Разработка банковской политики. 2) Формирование стратегических приоритетов. 3) Анализ сильных и слабых сторон работы КБ действенных и приоритетных направлений банковской деятельности 4) Анализ внешнего окружения и выявления его влияния на функционирование КБ 5) Разработка и определение альтернативных видов банковской деятельности. 6) Выбор методов достижения поставленной цели. 7) Составление ежегодного банковского баланса КБ в целом и по его подразделениям 8) Внешняя и внутренняя аудиторская проверка КБ. Основа для разработки политики - информационное обеспечение в результате деятельности КБ за текущий период и в перспективе. При разработке стратегических приоритетов КБ пользуется качественными и количественными показателями. Количественные показатели или ориентиры, качественные показатели называются заданиями. Определение цели - конкретный уровень принятия решения, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Между ориентирами, целями, стратегией есть тесная взаимосвязь. Стратегия разрабатывается правлением, может являться целью и ориентиром для определённых подразделений. Для этого различают общие цели, разрабатываемые для КБ в целом и специфические - для подразделений. Общие цели отражают концепцию развития КБ и становящиеся на длительную перспективу. Приоритетность общих целей выражается в количественном отношении, определяется следующими этапами. 1) Обеспечение оптимальной рентабельности, характеризующей объёмом депозитных операций, уровень и норму прибыли, долю на рынке и структуру капитала, цену акций, уровень дивидендов, сумму зарплаты, уровень качества банковских продуктов. 2) Обеспечение устойчивости КБ. Составляющие элементы этапа: а) техническая политика б) потенциал конкурентоспособности в) прогнозирование новых рынков г) организация зарубежной деятельности д) инвестиционная и кредитная политика е) кадровая политика 3) Разработка новых направлений развития и новых видов деятельности КБ. Состоит из а) диверсификации деятельности б) разработке новых продуктов в) развитии информационных систем г) определение конкретных партнёров д) разработке новых секторов банковской деятельности В целом общие цели КБ определяют основные направления развития КБ. Специфические цели - разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом подразделении и могут выражаться качественными и количественными показателями. Основные направления разработки специфических целей: 1) Определение рентабельности по каждому подразделению КБ. 2) Определение достижений в области новых исследований и разработок, в установлении нормативных показателей в области финансовых отношений и в процессе повышенного качества банковских услуг. 3) Разработка целей филиалов, структурных подразделений, отделений КБ (увеличение числа операций, повышение доли на рынке, рост прибыли и ее нормы, расширение зарубежной деятельности филиалов). Достижение построенных общих и специфических целей достигается путём формирования стратегий: 1) Продуктово - рыночная - характеризует определение конкретных видов услуг, соответствующих деятельности. 2) Стратегия маркетинга - характеризует гибкое приспособление КБ к рыночным условиям. 3) Конкурентная направлена на снижение издержек за счёт повышения качества продуктов. 4) Стратегия инноваций - определяется внедрением новых технологий и видов продукции. 5) Стратегия инвестиций - расширение вложений на РЦБ с целью увеличения доходов КБ. 6) Стратегия развития - обеспечение устойчивой формы функционирования КБ. 7) Стратегия поглощения - характеризует приобретение акций других КБ или крупно-финансовых институтов. 8) Стратегия зарубежного инвестирования - предусматривает как поглощение зарубежных КБ, так и увеличение вложений в 9) Стратегия внешнеэкономической экспансии - характеризует деятельность за границей посредством открытия филиалов, отделений, агентств. В ходе достижения выбранных стратегических приоритетов рассматриваются и выбираются оптимальные методы управления: 1) Управление на основе контроля осуществляется при стабильном развитии КБ и используется в рамках определения финансовых тенденций 2) Управление на основе экстраполяции - характеризуется определением тенденций на основе прежних периодов. 3) Управление на основе разработки принципиально новых стратегий (в связи с новыми тенденциями на рынке.) 4) Управление на основе принятия оперативных решений - при чрезвычайных и непредвиденных ситуаций. Банковский менеджмент характеризуется следующими принципами управления: 1) Контроль. 2) Планирование. 3) Организация. 4) Регулирование. 5) Анализ. Каждый из принципов характеризует форму взаимодействия в рамках деятельности КБ. Первичный элемент системы управления - принцип организации. Он рассматривается как форма определения взаимоотношений и связей между стратегическими подразделениями. Учитывается тенденция сокращения дублирующих функций, минимизация затрат времени на получение и передачу информации и на принятие решений. Планирование - характеризует возможность постановки целей на длительную перспективу и определения возможных видов деятельности будущим. Критерий реализации принципа - доходность, ликвидность, рентабельность. Регулирование: - характеризуется процессом постоянного определения финансово-экономического положения КБ. Основные элементы регулирования: а) процентный риск б) инвестиционно-кредитная политика в) эффект от А-П операций Цель регулирования - обеспечение оптимального взаимодействия между отдельными элементами функционирования КБ. Анализ: -характеризуется проведением расчётных мероприятий и определением основополагающих тенденций развития Контроль: -определение отрицательных тенденций, факторов отклонений от поставленных целей и задач, расчёт элементов, характеризующих наличие негативных процессов.
Date: 2015-07-24; view: 418; Нарушение авторских прав |