Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

 

Ведущии странами мирового культ. процесса были страны Зап. Европы. Н.Я. Данилвский(1822-1885) в своей книге "Россия и Европа"(1869) отходит от теории европоцентризма. Он считал,что прогресс - понятие относительное. Он пришёл к выводу,что понятие "мировой процесс не рассматр. конкрет. культуру,не видит её самобытности.Проблема ориентиров. Он предлагает теорию культурно-исторических типов. Локальные культуры. Нельзя чужой культуре насильно что-то прививать,иначе культ. может утратить свою самобытность. С его идеями были согласны почвенники. Яркий представитель - Достоевский("Бесы"). Экспорт революции был губительным для России. Европейский опыт не всегда положителен для Вост. Европы. Он считает,что реальным носителем ист. жизни выступ. естеств. системы(обособленные культ-ист. типы). Они имеют этнические,антропологические,социальные,религиозные типы. У каждого культ-ист. типа свои законы развития. Одни культуры развиватся веками,а другие очень стремительно. Каждую культуры нужно рассматр. отдельно. Д. считал,что божественный разум даёт каждой культуре своё предназначение,своя доминанта. Подноценное развитие возможно только тогда,когда исторический тип не разрушется другой культурой,а только обогащается ей. Слепое копирование губительно для любой культуры. Происходит своеобразная "война культур". Данилевский выделил 12 культ- ист. типов:

1.Египетский

2.Китайский

3. Ассиро-Вавилонский

4.Индийский

5. Иранский

6. Еврейский

7. Греческий

8.Римский

9. Новосемитский(Аравийский)

10.Романо-германский

11. Мексиканский(культура ацтеков)

12. Перуанский(культура инков)

Это положительные культуры,положившие начало остальным.Д. считал,что русская культура не достигла своей зрелости,её расцвет ещё впереди.

Каждый культ-ист. тип проходит стадии рождения,расцвета и гибели. При этом развитие культ-ист. типов подчиняется общим законам:

1.Требует наличие языка,кот. объед. народы. Это языки,либо схожие группы языков.Чтобы разрушить культуру как единое целое,нужно убрать язык.

2. Подчёркивает обяз-ть полит. незав-ти,наличие собств. гос-ва у данного народа,группы народов. Ни одна культ. не может быть самобытной и независимой,если нет самобыт. полит. системой. Как только гос-во становится марионеточным,кльтура перестаёт существовать.

3. Фиксирует самобытность культ.-ист. типов. Он обесп. невозможть передаи достих-ий одной цивилиз-и другой.Культур. контакты есть,но одна культ. не поглощает другую.Говоря о культ. контактах,Данилевский выдел. три типа:

1. Пересадка

2. Прививка

3.Удобрение

1.Колонизация:одна культура изгоняет другую,захватывает её.(Колонии Др.Греции,Австралия,Индия

2.Взаимодействие зрелого культ-ист. типа со стареющей культурой.(Китай,

3. Самый благоприятный тип. Народы сохраняют свою самобытность,но при этом берут лучшее из того,что есть у других.Культурные,духовные ценности остаются прежними(Др. Греция)

 

4. Образование культ. конфедерации. Несколько роств. культур взаимод. друг с другом,образ. конфедерацию.

5.Определяет время.периоды жизни культ-ист. типа.3периода:формирование(этнографический),государственный,цивилизационный,упадок. Народы или успокаиваются на достигнутом,или начинают изменяться(Русская культура).Иногда на обломках прежней культуры вырастает новая.

Данилевский проводит классиф-ю культ-ист. типов и в культ. деят-ти выделяет 4 напраыл-я:

1. Деятельность религиозная-объемлет отнош-я чел-а и Бога. У каждой культ. своя религ. стезя.

2.Деятельность культурная-опред. отня-я с внешней средой

3. Деятельность политическая-регул отнош-я между людьми на госуд. уровне

4.Деятельность экономическая

На этой основе Д. различает виды культ-ист. типов:

1. Первичный - все виды деят-и.Гсподство какого-л. деят-и выделить невозможно(египет,китай.,вавилон,индий.,иран. цивилиз-и)

2. Двухосновные культуры(Романо-германский тип) - наука и экономика

3.Одноосновные(еврейская,греческая,римская)

4.Трёхосновные

5.Четырёхосновные(славянская)

Для русского народа свойственна религиозность. Но она не носит насильств. хар. Превалирование обществ. начала над индивид. Русскому чел-у не присущ. индивидуализм. Если нет общественного идеала,исчезает саобытность русского народа. Какой бы ни был лозунг,он объед. людей. В наше время общество атомизируется и распадается. Принцип индивидуализма,импортированный из Западной Европы,является разрушительным.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Мистецтво. Найбільше пам'яток культури XIV — поч | Передмова. Тема 1. Культурна антропологія як наука

Date: 2015-07-24; view: 364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию