Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура средневековой Японии





Национальная религия Японии – синто, синтоизм. Дословный перевод «синто» - «путь богов». Основу этой религии составляет культ предков и поклонение силам природы. Боги именуются ками. Ками (боги) незримо присутствуют везде. Говорят, что в Японии 8 млн. божеств. Люди произошли непосредственно от ками и могут переходить в разряд ками после смерти.

В синтоизме нет учения об аде, рае, страшном суде, о загробном мире. Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Мир реальный рассматривается ими как самый лучший из миров. Идеалом считается гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве. Человек рассматривается в синто как часть природы. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить (жизнеутверждающее мировосприятие). В синтоизме сохранились: тотемизм, фетишизм, магия.

Исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявления религиозности. Не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом.

В VI в. н.э. в Японию проникает буддизм. Жизнеутверждающее мировосприятие оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ, в отличие от индийских и китайских, ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни.

Синтоизм и буддизм бесконфликтно сосуществовали, так как основа синтоизма – обрядность, а буддизм был сосредоточен на внутреннем мире человека. Ками были объявлены покровителями буддизма. Буддийское учение, в свою очередь, помогает японским богам спастись. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни и буддийские тексты читались непосредственно перед алтарем синтоистских святилищ. Затем, в синтоистских храмах появились изображения, заимствованные из буддизма. Так возникли смешанные синто-буддийские учения.

С IX в. до XIX в. буддизм являлся официальной государственной религией Японии.

VI –XII вв. – ранний феодализм. Этот период характеризуется в первую очередь развитием буддийского храмового зодчества и пластики.

Конец XII-XVI вв. – развитой феодализм. В этот период на основе творческого освоения художественного опыта стран Азии складываются уже более разнообразные самобытные формы японской живописи садово-парковой архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

XVII- середина XIX в. – культура позднего феодализма. Бурный рост японских городов. Дворцовое и светское зодчество. В эту пору достигла своего наивысшего подъема гравюра на дереве, прославившаяся в странах Европы японское искусство.

Для японского средневекового искусства характерны черты, присущие всей средневековой культуре, - большая целостность мировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственными идеями. Но в Японии эти черты приобрели свою неповторимую специфику.

Мерой всех вещей и источником вдохновения для средневековых зодчих, поэтов, живописцев являлась природа с ее естественной красотой и вечной изменчивостью. Культ природы, характерный для мироощущения всего древнего и средневекового Востока, приобрел в Японии свои оттенки.

Итак, VI-XII вв. – этот период средневековой Японии характеризуется развитием буддийского храмового зодчества.

Проникновение в Японию буддизма отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, их «устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма. У японских храмов причудливо изогнуты кровли. Согласно одной из гипотез они восходят к формам древних ханских шатров народов Центральной Азии. А многоярусные крыши японских храмов и пагод перекликаются с образцами евразийского деревянного зодчества, в том числе с многоярусными, очень похожими на пагоды, деревянными колокольнями Закарпатья и Русского Севера. Видимо, и в архитектуре нельзя рассматривать Японию вне континента Евразии.

Начиная с VII в. получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева.


XIV – XVI вв. развивается замковая архитектура. Ее развитие было вызвано войнами и нестабильностью политической жизни. В XVII веке в Японии установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава) наступил упадок замковой архитектуры и вновь получает развитие дворцовая архитектура.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Возможно, это связано с теплым климатом и частыми, обильными и сильными дождями. Были выработаны рациональные конструктивные приемы, придающие дому красоту и удобство. Стены не имели опорного значения и постепенно были превращены в систему скользящих перегородок, которые могли легко раздвигаться или на холодное время заменяться боле плотными. Летом, в знойную погоду, стены могли исчезать, и тогда здание превращалось в единый зал, перекрытый широкой крышей, опирающейся на столбы. Вместо стекол на решетчатые рамы натягивалась белая бумага, не пропускающая в помещение яркий свет. Мебель почти отсутствовала. Пространственная пустота составляла основную эстетическую выразительность средневекового интерьера. Отшлифованный до блеска пол покрывался соломенными светлыми циновками – тат а ми и служил и кроватью, и столом, и местом для сидения. Влажный климат предохранял дом от пыли. Обувь снималась у порога. Все необходимые вещи содержались в стенных шкафах. Каждый из немногочисленных предметов обихода приобретал в пустом помещении особую значимость, организуя вокруг себя все внутреннее пространство.

У японцев ансамблевый характер зодчества, основанный на неразрывном слиянии дома и храма с природой.

Непременная принадлежность японского дома, храма, дворцового ансамбля – пейзажный или философский сад. Пространство сада рассчитано, главным образом, на восприятие его изнутри дома. И японский сад невозможно окинуть взглядом сразу. Японские сады созданы мастерами дзэн-буддизма. Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем есть в Японии. Каждый человек, созерцающий сад, может «вычитывать» из него самое разное содержание.

Японский философский сад отличается «сухостью». Он вообще не напоминает сад в обыденном понимании. Сад представляет из себя небольшую, размером 30 х 10 м, плоскую прямоугольную площадку, покрытую белым гравием, среди которого группками асимметрично расположены камни (их всего 15). Поверхность гравия не гладкая, а как бы волнистая, она «распахана» на тонкие бороздки, а каждая группа камней обрамлена зеленым мхом. Композиция сада лишена всяких второстепенных напластований. Детали, из которых сконструирован сад, тщательно отобраны и доведены до предельного минимума. Сад обнесен невысокой глинобитной изгородью, за которой высятся кроны деревьев. Почему сад философский? Потому что в нем в предельно концентрированном виде выражена глубокая философская идея о вечности мира в его бесконечном разнообразии. Сад уже в своей натуре символизирует вечность мира. В нем нет ничего изменяющегося – растущего и увядающего. Он неизменен во все времена. Материалы, из которых скомпонован сад, - вечные и неотъемлемые атрибуты мира. С другой стороны, философский сад, благодаря своему ассиметричному расположению и в зависимости от времени и точки созерцания, каждый раз для зрителя предстает по-новому, воспринимается по-разному: меняется время от времени цветовая палитра окружающих сад деревьев. Меняется густота отбрасываемой тени, меняется освещенность гравия и камней. Сад неодинаков в полдень при ярком свете и вечером во время его заката, в лунную ночь и в туманный или дождливый день.


Красоту сада каждый раз зритель находит новой или, по крайней мере, обновленной. Он открывает зрителю полный простор воображению. Тем самым сад не только символизирует вечность мира, но и его бесконечное многообразие и изменчивость.

Для японской культуры, как и для всей культуры Востока, характерна символизация. Критерий традиционного японского представления о красоте именуется «югэн». Он воплощает в себе мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности, то есть символизирует красоту того, что «под и за текстом», «за пределом сказанного». Символический смысл искусства открывает возможность вслушаться в несказанное, вникнуть и любоваться невидимым.

В дзэн-буддизме есть учение о вечной изменчивости мира. Поэтому даже в искусстве следует избегать завершенности. Как учит дзэн-буддизм, нельзя дойти до полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же «растворяется» в потоке перемен. Поэтому в искусстве не может быть вершины, не должно быть точки покоя. Совершенствование прекраснее, чем совершенство, завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность. Больше всего способно поведать о красоте то произведение искусства, в котором не все договорено до конца.

Хайку – это трехстишия, в которых в предельно сжатой форме содержится поистине бездонный подтекст. Стиль хайку имеет 17 слогов (5-7-5). Родоначальником этого поэтического жанра является Басё (XVII век).

Дыхание ветра

Из белой тучки

Плетет ковер.

 

Когда я внимательно всматриваюсь

Я вижу цветущую назуна (цветок)

Около изгороди!

 

Словно нанизаны на шест –

Прошлый год,

Этот год.

 

Об осени:

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку…

То бабочка была.

О лете:

Торговец веерами

Принес вязанку ветра –

Ну и жара!

Нанизывать, проходить насквозь. Шест, на который нанизаны годы, или проходящий сквозь годы, – символ вечности мира и годы, безвозвратно уходящие в прошлое – символ изменчивости, скоротечности жизни.

Юген лежит не только в основе хайку. Им полон жанр «сумие» - живопись намеков и недомолвок, где сделанные черной тушью на мокрой бумаге картины словно проявляются сквозь туман, будто играют как миражи.

 

 

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях

 

Греческая цивилизация охватывала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. История Древней Греции делится на два больших периода:


II. История собственно Греции, которая включает в себя:

1) эгейский или крито-микенский период (III-II тыс. до н. э.)

2) гомеровскую Грецию (XI-IX вв. до н. э.)

3) архаическую Грецию (VIII-VI вв до н. э.)

4) классическую Грецию (V-IV вв. до н. э.)

II. История эллинизма (конец IV-I вв. до н. э.)

Эгейская или крито-микенская культура сформировалась на острове Крит, на юге Балканского полуострова (на Пелопоннесе), на островах Эгейского моря и на Западном побережье Малой Азии и развивалась в III-II тыс. до н. э.

В ходе раскопок в последней трети XIX века на острове Крит и на материке (на Пелопоннесе) были обнаружены самые древние остатки греческой цивилизации. Источником для поисков послужили мифы. Немецкий археолог Генрих Шлиман ещё в детстве прочитав Гомера “Илиаду” и “Одиссею”, увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события – чистая правда, что Троя и Микены – это реальные города, а не выдумка. Г. Шлиман прошёл долгий и тяжёлый путь к цели. После многих неудач ему посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашёл “священную Трою” и бесценный клад, состоящий из нескольких тысяч золотых предметов – украшений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам на Балканах (пол-в Пелопоннес). Он искал древние города Микены и Тиринф. Эти города упоминались в поэме Гомера. И здесь Шлиману посчастливилось. Археологи не только раскопали Микены, но и открыли царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших, и сохранившие черты портретного сходства. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода.

Параллельно с раскопками Г.Шлимана английский археолог Артур Эванс вел раскопки на о.Крит., в ходе которых была открыта миру архитектура и живопись Кносского дворца-лабиринта. Площадь этого дворца составляла 16000 м2, 300 помещений. А.Эванс поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта.

Очень интересна культура о. Крит.

Остров Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе. Он расположен на одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья и в древности культура Крита испытала на себе влияние разнородных культур (Ближнего Востока, Египта, Месопотамии; Балканской Греции).

Еще Гомер указывал, что на Крите было более 90 городов. Города на Крите боролись между собой. Среди них выделялся г. Кносс.

Мощь Крита простирала свое влияние и на материк. При царе Миносе в Кноссе был построен дворец-лабиринт. Этот дворец заставляет вспомнить греческий миф о лабиринте, легенду о Тесее и Минотавре. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. По его приказу был построен подземный лабиринт, и никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр – полубык-получеловек, рожденный женой Миноса от быка, подосланного Посейдоном. Афиняне платили Миносу дань. Каждый год (или раз в несколько лет) они посылали на съеденье Минотавру 7 юношей и 7 девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из лабиринта с помощью клубка ниток. В древних мифах не все вымысел.

Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в Кносском дворце позволяет составить наиболее полное представление о Критской цивилизации периода ее наивысшего расцвета. В Кносском дворце была хорошо продумана система вентиляции и освещения, водопровод и канализация.

Стены Кносского дворца-лабиринта были покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились до нашего времени. Искусство Крита сходно с египетским. Фигуры людей изображались по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги в профиль. В кносском дворце обнаружены фрески с изображением растений, птиц, осьминогов. В тронном зале на стене изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост, поднятый кверху, и оканчивающийся завитком. Они окружены цветущими лилиями и кажутся не чудовищами, а беспечными обитателями райского сада, и производят другое впечатление, нежели суровые и грозные египетские сфинксы. Встречаются изображения быка мирно пасущегося, разъяренного, летящего галопом. Бык - бог разрушительных сил природы, землетрясения. На Крите был распространен культ быка.

Археологами найдены великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, сосуды из камня в виде головы быка, ювелирные изделия: золотые перстни и резные печати из драгоценных камней. Критская письменность до сих пор не расшифрована.

В середине XV в. до н. э. Крит достиг наивысшего могущества. И в это время в центре Эгейского моря на о.Ферра произошло грандиозное извержение вулкана, а затем сильное землетрясение. Следы цивилизации найдены на морском дне. Катастрофа постигла и остров Крит. Гибель цивилизации – понятие относительное. Оставшиеся в живых стали перебираться в Малую Азию, на Ближний Восток, в Египет. Оставшиеся на Крите вновь начали строить дома, дворцы. Но их творения так и не обрели былой красоты и совершенства. Постепенно следы катастрофы исчезли, и на Крит с Балкан стали проникать ахейцы. Но ахейский Крит так и не достиг былого могущества.

После катастрофы на Крите центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова (на Пелопоннес), где жили ахейцы. Главным очагом культуры теперь становится г. Микены. Микенская цивилизация стала вести завоевательную политику. Создается морская держава, развивается кораблестроение, торговля со странами Востока. На Эгейских островах ахейцы-микенцы встретились с сильной державой – Троей. Война с Троей длилась 10 лет. Греки хитростью захватили и уничтожили этот город, что привело к возвышению Микен. Микенцы многое позаимствовали у критян, но их культура отличалась своеобразными чертами. В Микенах архитектура была не дворцовая, а оборонная, с мощными оборонительными сооружениями (высота стен 7,5 и толщина 4,5 м.). Микенская цивилизация оставила после себя кубки, великолепно украшенное оружие, золотые маски из шахтовых гробниц, письменность, которая была расшифрована в 1953 году. Они говорили на греческом языке, только более архаичном.

На рубеже XII-XI вв. до н. э. ахейцев потеснили греческие племена – дорийцы. Дорические племена передвигались с севера Балканского полуострова, со своих мест, на юг. Дорийцы оказались сильнее ахейцев в военном плане и заняли весь Пелопоннесский полуостров, остров Крит и другие острова. В Пелопоннесе они основали г. Спарту. Новые хозяева находились на стадии родового строя, и произошёл шаг назад в общественном и культурном развитии древних греков. Так наступил следующий этап в развитии истории и культуры Древней Греции, который называется гомеровским, по имени слепого певца Гомера.

 







Date: 2015-07-24; view: 885; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию