Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему
Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:
3. Структурные элементы и функции культуры.
Культура – это сложная многоуровневая система. Культура имеет очень сложное строение. 1. Выделяют две основные формы существования культуры: предметную и личностную. Предметная форма – внешняя форма. Это предметы, продукты труда, готовые результаты человеческой деятельности. Личностная форма - это форма живых человеческих потребностей, знаний людей. Это развитие самого человека, его творческих сил, способностей. Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Существует культурная преемственность между поколениями. Развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. В ходе освоения предметная форма культуры переходит в личностную, становится внутренним достоянием человека. А в процессе творческой деятельности культура из личностной формы переходит в предметную, когда человек реализует свои способности, знания в новых результатах деятельности. Таким образом, личностная и предметная формы культуры диалектически взаимосвязаны между собой. Осваивая накопленный опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой. 2. Основными сферами человеческой деятельности является материальное и духовное производство. В связи с этим разделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура – это средства производства, средства потребления; культура труда; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура и т.д. Синоним материальной культуры – «искусственная среда». Материальная культура помогает дать правильное представление о культуре народа, уровне его развития в различные эпохи. Помогает узнать, что потреблял человек, насколько были развиты его потребности и т.д. Но в процессе жизни люди производят не только средства производства, но и свое сознание. Таким образом, существует и духовная культура. Духовная культура - это познавательная и интеллектуальная культура. Это производство общественного сознания в его различных формах (мировоззрение, мораль, правовое сознание, эстетическое сознание и др.). Это процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картины, скульптур, научных открытий, религиозных учений. Духовная культура обладает рядом особенностей по сравнению с культурой материальной. Это деятельность по преимуществу умственная, хотя может включать в себя и работу с материалами (скульптор). Духовная культура относительно самостоятельна. В различные периоды она либо опережает развитие экономики, т.е. материальной культуры, либо отстает. 3. Культуру подразделяют по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур. Национальная культура – это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, традиции труда и производства и т.д.) сферах жизни и деятельности. 4. Культура социальных общностей, субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и др.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Выделяют субкультуру классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, пожилых людей, национальных меньшинств и т.д. 5. Доминирующая культура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. 6. Элитарная, народная и массовая культура. Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. Культура выполняет в обществе большое количество функций, которые зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Основные функции культуры: - гуманистическая (человеко-творческая); - трансляции (передачи) социального опыта. Культуру считают социальной памятью человечества; - познавательная (гносеологическая); - нормативная (регулятивная) функция. Она связана с регулированием различных сторон деятельности людей. Эта функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право; - семиотическая (знаковая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами (языками) располагают: музыка, живопись, театр, математика, физика, химия, биология; - ценностная (аксиологическая) функция. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Date: 2015-07-24; view: 544; Нарушение авторских прав |