Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука,техника, культура и природа человека





Конец XX - нач. XXI вв. кардинально изменил культурный мир человека. На практике реализуется теория информационного общества японского социолога Е. Масуда, разработанная им у 1945 г. На тот момент она представлялась фантастической, а теперь стала реальностью. Для информационного общества характерна высокая значимость информации, а не производства вещей. В этом суть НТР. Характерным признаком новой стадии в развитии общества является также значимость сферы услуг. Информационное общество привлекает к себе пристальное внимание философов, политиков, социологов. В книге «Третья волна» А. Тоффлер дает такую классификацию социо-культурного развития человечества:

о Первая волна - аграрная революция (VIII тыс. до н.э.), связанная с открытием земледелия;

о Вторая волна - индустриальная революция (XVIII - первая половина XX в.);

о Третья волна - глобальная революция (вторая половина XX в.), которая займет несколько десятилетий, а, относительно последствий, превзойдет две предыдущие волны. Цивилизация третьей волны будет означать прыжок в историческом развитии и фундаментальные изменения во всех сферах. Согласно Тоффлеру, для техногенной цивилизации характерны:

- Деятельность человека направлена на усовершенствование предметов, вещей.

- Человек - активно действующая личность в переустройстве мира.

- Быстрая смена предметного мира, что приводит к сменам образа жизни, динамики социальных связей и их влиянию на соотношение традиций и инноваций в культурном развитии.

- Ориентация на автономность личности, ее прав, свобод.

- Доминирование научной рациональности, пуританской этики.

- Особенное понимание власти (ее надо передать в руки специалистов, интеллигенции).

- Особенное представление о природе (удовлетворить свои потребности, не ставя под угрозу интересы будущих поколений).

Новая реальность порождает конфликт: неспособность адаптации к темпам технологических изменений. Формой адаптации должна служить культура. Наука культурология изучает технику во взаимоотношении «техника - мир - человек».

Сегодня приоритетным становится культурологический анализ техники как сложного, многомерного явления культуры. Культурологические проблемы: проблема управления в индустриальном, постиндустриальном, информационном обществе (остро стал вопрос о технике и существующих ценностях); оценка техники, ее критерии, идеалы, ее человеческое измерение; роль техники в бытии человека.

Соотношение мира техники и мира человека можно рассматривать в двух направлениях:

1. Трансформация человеческой сущности, погруженной в технобытие (техносферу).

2. Проблема заменимости человека высокоорганизованной техникой.

Влияние техники на социум можно выразить формулой «человек - орудие - человек». Человек, используя технику, трансформируется. Как оценить эти изменения? Мыслители высказывают два мнения относительно техники и той роли, которую она играет в жизни человечества.

Техницисты (защитники техники) или технократы («власть техники») или технофилы (любящие технику) говорят о благотворности технического прогресса для человечества.

В 1920 г. в пьесе чешского писателя Карела Чапека «R.U.R.» («Россумовские универсальные роботы») появилось слово «робот»; с тех пор оно вошло во все языки мира. Выпускник философского факультета и журналист, Чапек создал (правда, на бумаге) новую силу, способную и осчастливить, и погубить человечество. Осчастливить - освободив от поденной унылой работы, подарив время для творчества и отдыха; погубить - сделав жизнь праздной. Задуманные как помощники человека, чапековские роботы в конце концов занимают его место в обществе, а изнеженные люди не способны дать им достойный отпор.

Объектом страха современных фантастов являются вездесущие мыслящие машины. В фантастике даже возникло особое направление - киберпанк (литература о путешествиях по виртуальным мирам и сдвигах в сознании, которые такие путешествия вызывают). «Кибер» означает современные технологии, чаще всего имеющие отношение к компьютерам и Интернету (мозговые имплантанты, искусственные интеллекты). «Панк» указывает на жесткость, маргинальность. Киберпанк возник под влиянием новейших технических достижений и одновременно разочарования прогрессивно мыслящей интеллигенции в технике, ее способности улучшить мир. Произведения никогда не заканчиваются «хэппи-эндом».

Техника грозит добровольному пленнику компьютеров утратой способности думать и принимать решения. Польский писатель Станислав Лем в своих литературных произведениях задает вопрос: насколько следует доверять технике, будет ли лучше, если наука получит неограниченную возможность вмешиваться в человеческую природу? В повести «Футурологический конгресс» (1971) Лем предупреждает: нынешнюю цивилизацию может охватить тотальная шизофрения, вызванная проникновением виртуальной реальности во все сферы жизни человека. Технофобы утверждают, что гонка за новыми техническими достижениями чревата непредсказуемыми негативными последствиями:

- техника угрожает здоровью и даже самой жизни людей (технокатастрофы, технизированные войны);

- техника отрывает людей от природной среды обитания и обессиливает человека, угнетает его (Человек отрывается от естественного образа жизни с его органическими ритмами.;

- техника совершает насилие над природой, техника создает разработки, последствия которых предусмотреть невозможно;

- техника нарушает установленный Богом порядок в мире;

- техника воспитывает в человеке потребителя и тем самым уводит его в сторону от духовных интересов существования - ориентированные на технические стандарты люди теряют собственную индивидуальность.

Обратимся ко второму направлению проблемы - заменимости человека «умной машиной». В своей сути этот вопрос сводится к проектам по созданию искусственного интеллекта. Противники данной теории выдвигают свои контраргументы.

1. Человек как вид не исчерпывается лишь способностями своего интеллекта. Поэтому, чтобы машине «стать человеком», по меткому замечанию Станислава Лемма, необходимо моделировать не столько мозг человека, сколько его инстинкты или к примеру способность к вере в Бога, способность к заблуждениям и т.п.

2. Машина «живет» лишь в момент ее эксплуатации. Но при выпадении из процесса изделие либо отдается во власть царящего в неорганическом мире разрушения, либо стоит в чехле. В обоих случаях оно, оставаясь материальным артефактом, теряет свой технический статус, т.е. для машины непреодолим фактор «включения - выключения».

3. Техники не существует без технологии, т.е. чертежей, планов эксплуатации, технических идей - всего того, что по отношению к машине выступает как вне ее.

Перспективы будущего состояния человечества и культуры очерчиваются по разному. При описанном выше пессимистическом подходе считается, что технический прогресс является губительным для человечества и культуры. Техника способствует возникновению таких негативных личностных качеств как холодная расчетливость, меркантильность, стандартизация поведения и мышления.

Сторонники оптимистического подхода к технике считают, что техника вырастает на основе присущего человеческому мышлению стремлению к порядку, четкости и целесообразности. Как раз техника развивает такие личностные качества как организованность, дисциплинированность, ответственность, собранность. Человек помещает технику между собой и миром, чтобы охватить стихийное, неупорядоченное природное начало. Чтобы техника не стала врагом человеческой культуры, в будущем будет разворачиваться технологическая революция. Внешнее вторжение в ход природных явлений и процессов заменит стимулирование и регулирование последних с середины их самих; интеллектуальной основой технической деятельности станут не физико-математические принципы, а принципы генетики, биотехнологий, информационных технологий.

Date: 2015-07-24; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию