Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культ Предков





Семья заботилась об умерших предках. Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами. Гений предков находил воплощение в отце семейства, власть (potestas) которого получала, таким образом, религиозное оправдание.

!!!!!!!!!!! Культ предков

Понятие "культ предков" включает в себя систему разнообразных верований и ритуалов, связанных с поклонением духам умерших родственников или мифологических персонажей считавшихся предками рода или племени. Подобные культы существовали в древности во многих обществах. Почитание умерших предков основывалось на представлениях о том, что после смерти человека его дух продолжает свое существование и способен вмешиваться в дела живых. Отношение к духам умерших было самым разнообразным в различных культурах: в одних к ним испытывали любовь и уважение, в других — трепет и страх. В некоторых обществах восприятие духов было двойственным. Люди считали, что умершие обычно помогают живым, но могут и навредить в том случае, если что-либо в их поведении вызовет неудовольствие духов.Между тем не всякие верования, связанные с почитанием мертвых, можно отнести непосредственно к культу предков. В том случае, когда родственным связям умерших и живых не придавалось особого значения, правильнее будет говорить о культе умерших.В некоторых обществах существовал культ погибших героев. Нередко в одной и той же культуре сосуществовали все эти верования, связанные с представлениями о загробной жизни.Поклонение, сопровождаемое различными ритуальными действиями, осуществлялось по отношению к тем из предков, которые при жизни занимали значимое положение в обществе. Обычно поклонялись умершим основателям династий, племен, кланов, главам семейств — родоначальникам каких-либо социальных групп.
Выбор объектов поклонения осуществлялся на основе характера существующих социальных отношений. В одних обществах почитали только предков-мужчин, в других — женщин, в третьих поклонения удостаивались и те и другие.
Отношение к духу умершего могло зависеть от количества времени, истекшего с момента смерти человека. В некоторых культурах почитались только недавно умершие; другие общества уделяли внимание всем предкам, независимо от даты кончины. Существовали культы, в которых для поклонения выбирался только один предок, возможно никогда и не живший, а упоминавшийся лишь в легендах и мифах.
Культ предков появился благодаря особому значению, придававшемуся в первобытном обществе родовым связям. В более поздние времена он сохранялся в основном у тех народов, у которых во главе угла находилась идея продолжения рода и наследования собственности. В таких сообществах пожилые люди пользовались уважением и почетом, того же заслуживали и умершие.
Почитание предков обычно приходило в упадок в коллективах, Основу которых составляли так называемые нук-леарные семьи, состоящие только из супругов и их несовершеннолетних детей. В данном случае взаимоотношения людей не зависели от кровного родства, вследствие чего культ предков постепенно уходил из общественной жизни. К примеру, подобное происходило в Китае и Японии — странах, воспринявших многие элементы западной культуры.
Ритуальные действия, в которых выражалось поклонение предкам, аналогичны обрядам, совершавшимся при поклонении богам и духам: молитвы, жертвоприношения, празднества с музыкой, песнопениями и танцами. Духи предков, как и другие сверхъестественные существа, представлялись в виде антропоцентрических образов. Это значит, что им приписывались свойства, характерные для людей. Духи якобы могли видеть, слышать, мыслить и испытывать эмоции. У каждого духа был свой характер с ярко выраженными индивидуальными чертами. Кроме обычных человеческих способностей, умершие должны были обладать еще и сверхъестественным могуществом, которое давала им смерть.
Важной отличительной чертой культа предков являлись особые ритуалы почитания памяти, осуществлявшиеся регулярно: каждый год или с какой-либо иной периодичностью. Для увековечения памяти умерших сооружались гробницы и памятники.
Мотивы поклонения предкам основывались на представлении, что духи умерших продолжали находиться в родственных связях с живыми и влияли на жизнь общества. Ритуалы должны были укреплять эти связи с умершими. С одной стороны, отправление культа помогало духам в их посмертном существовании, с другой, — давало возможность живущим заручиться поддержкой умерших родственников. В тех культурах, где считалось, что мертвые способны причинить живым вред, ритуальные действия служили защитой от таких злонамеренных духов.
Духи предков в разных обществах различались по степени своего могущества. В одних культурах они фактически приравнивались к божествам, другие народы отводили им довольно скромную роль в потустороннем мире. Распространенным было представление, что умершие являются посредниками между богами и своими живущими родственниками.
Некоторые формы культа предков сохранялись в отдельных регионах мира до XIX-XX веков. Распространение европейской культуры к настоящему времени практически повсеместно вытеснило поклонение умершим.

Поклонение предкам в Древнем Риме осуществлялось в рамках семейного культа. Римляне верили, что умершие родственники иногда возвращаются домой, чтобы навестить живых.
Культ предков входил и в религиозные воззрения северных и восточных народов Европы. Древние славянские племена, а также викинги, кельты, тевтоны демонстрировали свое уважение к умершим, совершая поминальные обряды и жертвоприношения.

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Основная статья: Римский скульптурный портрет

Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.

Т. н. «Портрет Катона Старшего», ок. 80 г. до н. э.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Фаюмский портрет: т. н. «Il Bello», ок. I—II вв. н. э.

Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов[10]. Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков)[11]. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит[12].

Date: 2015-07-24; view: 1155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию