Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уравнительные соединения и комбинированная обмотка якоря





Условия симметрии обмотки якоря. Обмотку якоря называют симметричной, если ее параллельные ветви обладают одинаковыми электрическими свойствами: имеют одинаковые электрические со­противления и в них индуцируются одинаковые ЭДС. В несиммет­ричной обмотке якоря ток якоря распределяется в параллельных ветвях неодинаково, что влечет за собой перегрузку одних ветвей и недогрузку других. В результате растут электрические потери в обмотке якоря, а полезная мощность машины уменьшается.

Обмотка якоря становится симметричной лишь при соблюдении определенных условий, называемых условиями симметрии.

Первое условие. Каждая пара параллельных ветвей обмот­ки должна состоять из одинакового числа секций. Это условие вы­полняется, если на каждую пару параллельных ветвей приходится одинаковое число секций:

S/a= ц.ч. (25.8)

Нетрудно убедиться, что при несоблюдении этого условия элек­трическое сопротивление параллельных ветвей, а также их ЭДС становятся неодинаковыми. Это привело бы к неравномерному рас­пределению токов в параллельных ветвях со всеми нежелательны­ми последствиями.

Второе условие. Секции каждой пары параллельных вет­вей должны занимать на якоре одинаковое число пазов:

(25.9)

Z / a = ц.ч.

Третье условие. Каждая пара параллельных ветвей об­мотки должна занимать одинаковое положение относительно си­стемы главных полюсов, что выполнимо при

2р/а = ц. ч. (25.10)

Для сложной петлевой обмотки 2а = 2рт. Подставляя это в (25.10), получим

2р/а = 2р/(рт) = 2/т = ц.ч.

 

Рис. 25.13. Уравнительные токи в параллельных ветвях простой петлевой обмотки при магнитной несимметрии

Отсюда следует, что сложная петлевая обмотка будет симмет­ричной только при т = 2.

Уравнительные соединения. Даже при соблюдении всех условий симметрии обмоток. ЭДС параллельных ветвей обмотки якоря в многополюсных машинах могут оказаться неодинаковыми. Причи­на этого — магнитная несимметрия, из-за нее магнитные потоки одноименных полюсов оказываются неодинаковыми. Происходит это из-за дефектов, возникающих при изготовлении машины: нали­чия раковин в отливке станины, некачественной сборки полюсов, неправильной центровки якоря, т. е. его перекоса, отчего воздушный зазор под полюсами становится неодинаковым.

Влияние магнитной несимметрии на работу машины зависит от типа обмотки якоря. В волновых обмотках секции каждой парал­лельной ветви равномерно распределены под всеми полюсами ма­шины, поэтому магнитная несимметрия не влечет за собой неравен­ства ЭДС в параллельных ветвях, так как она одинаково влияет на зсе параллельные ветви обмотки.

В петлевых обмотках якоря секции, образующие параллельную ветвь, расположены под смежной парой полюсов. Поэтому при 2р>2 магнитная несимметрия становится причиной неравенства ЭДС параллельных ветвей, что ведет к появлению в обмотке яко­ря уравнительных токов. Например, при неправильной центровке якоря (рис. 25.13, а) ЭДС первой и четвертой параллельных ветвей становится меньше ЭДС второй и третьей ветвей (зазор под нижним полюсом меньше, чем под верхним). При этом потенциалы щеток В 1 и В 2 оказываются неодинаковыми и в параллельных вет­вях обмотки появляются уравнительные токи i yр (рис. 25.13, б). Эти токи замыкаются через шину, соединяющую указанные щетки, и во внешнюю цепь машины не выходят. Следует обратить внима­ние, что даже при незначительной разности потенциалов u 1 2 между щетками В 1и В 2 ток i ур может оказаться весьма значительным, так как электрическое сопротивление параллельной ветви r п.в невелико. Например, при u 12=2 B и r п.в=0,01 Ом уравнительный ток i yp= = u 12/(2rп.в)=2/(2*0,01) = 100А.

Если при этом нагрузочный ток в параллельной ветви i п.в — = 200 А, то токи в параллельных ветвях обмотки становятся неоди­наковыми: ia I =ia IV= i п.вi yp=200—100= 100 A; ia II= i a III= i п.в+ i yp=200+100=300 А.

Неравномерная нагрузка параллельных ветвей ведет к перегре­ву обмотки и увеличению электрических потерь в ней. Перечислен­ные явления нарушают нормальную работу машины, например пе­регружаются некоторые щетки (в рассматриваемом случае —щетка В 2), что вызывает интенсивное искрение на коллекторе (см. § 27.3). Для уменьшения неравномерной нагрузки щеток в простых петлевых обмотках поступают следующим образом: точки обмотки якоря, потенциалы которых теоретически должны быть одинаковы­ми, электрически соединяют между собой. В этом случае возника­ющие в обмотке уравнительные токи замыкаются внутри обмотки без выхода на щетки.


Указанные соединения выполняют медными проводами и назы­вают уравнительными соединениями первого рода (уравнителями). Практически доступными для соединения точками равного потен­циала являются концы секций, присоединяемые к коллекторным пластинам, или лобовые части обмотки со стороны, обратной кол­лектору.

Количество точек в обмотке, имеющих одинаковый потенциал,
равно числу полюсов в машине. Расстояние между двумя сосед­
ними точками равного потенциала называют потенциальным шагом
y
yp. При расположении уравнительных соединений со стороны кол­
лектора потенциальный шаг выражается числом коллекторных де­
лений:

у vp =K / a = К/p. (25.11)

Полное число уравнителей первого рода, которое можно уста­новить в машине, равно

N vp =K / a. (25.12)

Однако такое количество уравнительных соединений применя­ют только в машинах большой мощности, например в двигателях прокатных станов. В целях экономии меди и упрощения конструк­ции машины обычно применяют неполное число уравнителей. На­пример, в четырехполюсных двигателях малой мощности делают три-четыре уравнительных соединения. Уравнительные соединения выполняют проводом, сечение которого составляет 25—50% сече­ния провода обмотки якоря.

Пример 25.6. Вчетырехполюсной машине с простой петлевой обмоткой из 12 секций необходимо установить уравнители первого рода, снабдив ими каждую вторую коллекторную пластину.

Решение. Потенциальный шаг у ур = K / р = 12/2= 6. Полное число уравни­тельных соединений N ур =y ур = K/a= 12/2 = 6.

В соответствии с условием задачи показываем на схеме 0,5 N yp = 3 уравните­ля, расположив их со стороны коллектора (рис. 25.14) и соединив с пластинами следующим образом: первый уравнитель соединяет пластины 1 и 7, второй — 3 и 9, третий — 5 и 11.


 

Рис. 25.14. Уравнительные соединения первого рода:

а — развернутая схема обмотки; б — вид со стороны коллектора

В сложных петлевых и волновых обмотках простые обмотки, об­разующие сложную, соединены параллельно через щеточный кон­такт. Но обеспечить одинаковый контакт щеток со всеми простыми обмотками практически невозможно, поэтому ток между простыми обмотками распределяется неодинаково, что нарушает равномер­ное распределение потенциала по коллектору и может вызвать на нем искрение.

Для устранения этого нежелательного явления применяют урав­нительные соединения (уравнители) второго рода, с помощью ко­торых простые обмотки, входящие в сложную, электрически со­единяют между собой в точках равного потенциала. Таким обра­зом, если уравнители первого рода устраняют нежелательные по­следствия магнитной несимметрии, то уравнители второго рода устраняют неравномерность в распределении потенциала по кол­лектору при сложных обмотках якоря. На рис. 25.12 представлена схема сложной волновой обмотки с уравнителями второго рода, со­единяющими точки равного потенциала на лобовых частях обмотки со стороны, противоположной коллектору. Эти точки отстоят друг от друга на расстоянии потенциального шага

y ур =К/а= 18/2=9.

Секцию 2 соединяют с секцией 11, секцию 3 — с секцией 12 и т. д. (на схеме показаны лишь два уравнителя). Полное число уравнителей определяется по (25.12), но из соображения эко­номии меди обычно делают неполное число уравнителей второго рода.


В сложных петлевых обмотках уравнители второго рода выпол­няют, как показано на рис. 25.15. Ввиду того что в этой обмотке каждую секцию одной из простых обмоток при­соединяют к пластинам коллектора, расположен­ным через одну (например, к нечетным пласти­нам), то пластины, находящиеся между ними (на­пример, четные), делят напряжение каждой сек­ции на две части. Для обеспечения равномерного распределения напряжения между пластинами необходимо, чтобы эти части были одинаковы­ми, т. е. чтобы напряжение между каждой парой рядом лежащих пластин (например, 1 и 2) было равно половине напряжения секции. С этой целью в обмотке применяют уравнители второго рода, с помощью которых середину секции со стороны, противоположной коллектору, соединяют с про­межуточной пластиной (например, середину сек­ции, присоединенной к пластинам 1 и 3, соединя­ют с пластиной 2, как это показано на рис. 25.15). Такой уравнитель приходится «протягивать» между валом и сердечником якоря через специальное отверстие. Таким образом, если в сложных волновых обмотках применяют лишь уравнители второго рода, то в сложных петлевых обмотках необходимы как уравнители первого, так и уравнители второго рода.

Комбинированная обмотка. Комбинированная (лягушачья) об­мотка представляет собой сочетание петлевой и волновой обмоток, расположенных в одних пазах и присоединенных к общему коллек­тору. Секция этой обмотки показана на рис. 25.16, а. Так как каж­дая из составляющих обмоток двухслойная, то комбинированную обмотку укладывают в пазах якоря в четыре слоя, а к каждой плас­тине коллектора припаивают по четыре проводника.

Достоинство комбинированной обмотки — большое число парал­лельных ветвей при отсутствии уравнительных соединений. Однако некоторая технологическая трудность в выполнении комбинирован­ных обмоток ограничивает их применение машинами постоянного тока большой мощности, а также быстроходными машинами, в ко­торых выполнение уравнителей затруднено.

На рис. 25.16, б показана часть развернутой схемы комбиниро­ванной обмотки. Шаги секций комбинированной обмотки принима­ют одинаковыми (y 1петл= y 1волн).Шаг по якорю комбинированной обмотки равен сумме шагов составляющих обмоток:

т. е. шаг комбинированной обмотки по якорю равен потенциально­му шагу [см. (25.11)]. Поэтому пластины коллектора, которые долж­ны быть соединены уравнителями, в комбинированной обмотке оказываются соединенными секциями.

Следует обратить внимание, что комбинированная обмотка вы­полнима лишь при условии равенства числа параллельных ветвей в волновой и петлевой составляющих обмотках. При этом ЭДС параллельных ветвей обмоток должны быть одинаковыми. В петлевой обмотке число

Рис. 25.16. Комбинированная обмотка якоря

параллельных ветвей = , в волновой об­мотке =2. Для получения одинакового числа параллельных вет­вей в обмотках волновую обмотку выполняют сложной с числом т волн =p. Число параллельных ветвей в комбинированной обмотке








Date: 2015-07-24; view: 1133; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию