Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отсек видеорежиссера





Практика показывает: сколько бы рабочих мест ни было организовано в отсеке видеорежиссера, их всегда будет не хватать, особенно при съемках особо значимых мероприятий.

Классические рабочие места отсека видеорежиссера – это рабочее место продюсера, видеорежиссера, ассистента видеорежиссера, редакторов и оператора графической станции. Если ПТС предназначена для формирования более чем одной программы, то на каждую дополнительную программу необходимо предусмотреть одно-два рабочих места.

Минимальный набор отсека видеорежиссера включает в себя консоль, на которой располагаются основные органы управления и рабочие места, и стеллаж видеомониторов. Во многих современных ПТС в отсеке видеорежиссера размещены несколько консолей – для видеорежиссера, для ассистентов, редакторов или режиссера второй программы, для операторов повторов видеосюжетов или ВМ.

На консоли видеорежиссера размещаются панель управления видеомикшером, панели служебной связи, аварийная панель матричного коммутатора и выносные панели управления дополнительными выходами (AUX) видеомикшера, которые иногда используются для формирования второй программы. В общем случае для формирования второй программы предпочтительней использовать дополнительную панель управления видеомикшером, чем панель управления AUX, тем более что практически все современные модели микшеров имеют подобные опции. Часто для формирования второй программы используется отдельный видеомикшер со своей панелью управления.

Одним из важнейших элементов отсека видеорежиссера является организация мониторного стеллажа. В ПТС предыдущих поколений применялись отдельные видеомониторы для каждого из источников, что определяло максимальное количество используемых для формирования программ сигналов. В последнее время практически повсеместно в ПТС используются различные полиэкранные системы отображения (видеопроцессоры), что позволяет значительно увеличить число возможных источников в программе. Здесь можно выделить два направления.

Одно – когда используется набор LCD-мониторов диагональю 20-24 дюйма, каждый из которых может отображать или полноразмерное изображение, или четыре отдельных изображения. К преимуществам такого решения можно отнести возможность размещения мониторов на стеллаже с максимальным использованием рабочего пространства и обеспечения оптимального угла зрения. К недостаткам – относительно большое количество полиэкранных видеопроцессоров (как минимум один на каждую пару мониторов), фиксированный размер видеоизображений и время, необходимое для изменения конфигурации мониторного стеллажа.

Другое направление – отдельные прецизионные мониторы используются только для отображения “Программы” и “Предварительного набора”, а все остальные источники, также при помощи видеопроцессоров, выводятся на LCD-панели с диагональю от 40 дюймов. При таком подходе существенно сокращается количество используемого оборудования и время, необходимое для создания нужной конфигурации мониторного стеллажа (оба момента достаточно важны для ПТС), появляется возможность формировать любое (ограничение – размер применяемых видеопроцессоров) количество изображений требуемого размера на каждой из панелей. К недостаткам можно отнести то, что данное решение требует более тщательной проработки расположения LCD-панелей для обеспечения оптимального угла зрения и более сложной кинематики при использовании раздвижных бортов.

Иногда применяют и комбинированную схему, с использованием обоих решений.

Отсек звукорежиссера

В отсеке звукорежиссера фактически предусмотрено одно основное рабочее место – для звукорежиссера, иногда – рабочее место ассистента или звукоинженера.

Очевидно, что основным рабочим инструментом является звуковой микшер.

В подавляющем большинстве ПТС для формирования звукового сопровождения использует цифровые звуковые микшеры фактически разных классов, различающихся по архитектуре построения и количеству "линеек управления" (фейдеров).

В некоторых машинах предусматривается установка дополнительного звукового микшера, который может выполнять функции резерва или используется для формирования второй программы.

Помимо акустических систем и индикаторов уровня сигнала, для контроля параметров стереофонического (или 5.1) звукового сопровождения практически во всех ПТС используются гониометры.

Для контроля видеоряда на рабочем месте звукорежиссера располагаются несколько видеомониторов, обычно от двух до четырех.

Один, как правило, постоянно "заведен" на основную программу, остальные – наборные, "создаваемые" при помощи соответствующей панели управления видеоматрицей. Для связи с остальными участниками процесса рабочее место оборудовано панелью служебной связи (интерком).

Также в отсеке звукорежиссера располагаются различные устройства обработки звукового сигнала, включаемые в тракт по мере необходимости, панели ручного коммутатора, причем на коммутатор выведены не только входные и выходные звуковые сигналы, но и сигналы 2- и 4-проводной матрицы служебной связи. Там же находится компьютерный терминал управления матрицей служебной связи и, иногда, различные устройства записи звукового сигнала и/или звуковые монтажные станции.

Операторы ВМ и серверов видеоповторов

Учитывая, что операторы видеоповторов работают в прямом контакте с видеорежиссером, в большинстве ПТС их рабочие места располагаются в одном отсеке. Стандартный набор оборудования оператора видеосервера включает в себя пульт управления видеосервером, один-два видеомонитора (как правило, используются системы полиэкранных изображений) и, иногда, X-Y-панель управления матричным коммутатором. В случае если рабочие места операторов видеоповторов располагаются в отдельном отсеке, то на каждое необходимо предусмотреть панель интеркома или терминал для обеспечения прямой связи с видеорежиссером.

В некоторых ТЗ на проектирование ПТС иногда встречается требование об организации отдельных рабочих мест операторов видеомагнитофонов с возможностью простого или сложного видеомонтажа. Безусловно, это было актуально лет 15 назад, когда в ПТС кроме ВМ практически не использовалось другой видеозаписывающей и монтажной техники и видеоповторы также осуществлялись при помощи видеомагнитофонов.

В современных ПТС для повтора и монтажа видеосюжетов применяются видеосерверы, а видеомагнитофоны, за редким исключением, используются только для записи формируемых программ и иногда для воспроизведения "заставок" в паузах трансляции.

Рабочее место оператора ВМ, если оно предусмотрено проектом, обычно располагается в непосредственной близости от места установки видеомагнитофонов. Это может быть как отдельный отсек, так и выделенная зона в инженерно-техническом отсеке, реже – в режиссерском.

Полный набор оборудования оператора ВМ включает в себя монтажный контроллер или контроллер управления ВМ, видеоконтрольные устройства, устройства контроля сигнала звукового сопровождения, контрольно-измерительное оборудование, панели служебной связи и панели управления матричным коммутатором. Если видеомагнитофоны используются только для записи, то вполне можно ограничиться набором видеомониторов и обычными наушниками для контроля звукового сопровождения. Помимо видеомагнитофонов необходимо также предусмотреть возможность размещения и подключения для записи программ некоторого количества DVD (обычно от одного-двух и более).

Рабочие места инженерного отсека

В инженерном отсеке располагаются рабочие места операторов камерных каналов и старшего инженера и/или "супервайзера".

Как правило, один оператор обслуживает четыре камерных канала, реже – до шести, в зависимости от формата производимой съемки.

Каждое рабочее место оператора камерных каналов оборудуется необходимым количеством пультов дистанционного управления камерными каналами, видеоконтрольными устройствами (в последнее время все чаще применяются различные системы полиэкранных изображений), прецизионным монитором и контрольно-измерительным прибором (монитор формы сигнала). Панели управления камерными каналами должны поддерживать функцию Joystick Override (возможность набора на прецизионный монитор и измерительный прибор выбранной камеры с панели управления этими камерными каналами). Кроме того, на одно или два рабочих места приходится одна панель матрицы служебной связи и панель управления видеокоммутационной матрицей.

Для производства некоторых программ иногда возникает необходимость в организации специального рабочего места "цветоустановщика". Обычно это происходит при работе с "западными" компаниями по их технологии и при съемках с небольшим количеством камер (не более 6–8) классических балетов и концертов и некоторых церемоний. В этом случае "специально обученный" специалист с использованием мастер-панели управления камерными каналами постоянно отслеживает работу всех ТВ-камер, внося по мере надобности необходимые корректировки в настройку их параметров, фактически "забирая" себе большинство функций операторов камерных каналов. В обычной практике эти функции выполняет старший инженер ПТС, отсюда – номинальный набор оборудования для организации его рабочего места. Это два видеомонитора в комплекте с измерительным оборудованием, как минимум один из них должен быть прецизионным, одна-две Х-Y-панели управления видеоматрицей, панель служебной связи и устройства контроля звуковых источников. Как правило, один из мониторов и измерительный прибор осуществляют постоянный контроль основной программы, второй, по мере необходимости, используется для контроля параметров отдельных источников сигнала или второй программы.

И, наконец, самое важное. Трудно представить современную ПТС, как, впрочем, и любой другой телевизионный комплекс, без компьютерной системы управления всеми блоками и устройствами, входящими в ее состав. Каждая подсистема, будь то видео- или связная матрица, модули обработки сигналов и видеопроцессоры, системы отображения информации и т.д., имеют свои программы управления, которые позволяют не только дистанционно настроить все требуемые параметры, но и контролировать работу всей ПТС. Для получения доступа ко всем этим программам рабочее место инженера должно быть оборудовано соответствующим компьютерным терминалом с возможностью доступа ко всем управляющим компьютерам (обычно используются серверы) и программам.

Подключение к внешним источникам сигналов

Одним из параметров ПТС является количество источников внешних сигналов, видео, звуковых и связных, которые ПТС может принять на борт, и, соответственно, сколько сигналов она сможет раздать различным потребителям.

Для подключения внешних линий, телевизионных камер и обеспечения связи со всеми потребителями сигналов на борту ПТС предусматриваются специальные панели, оснащенные различными типами видео- и звуковых разъемов. Для контроля принимаемых и выдаваемых сигналов там же располагается мультиформатный видеомонитор и часто – панель управления видеоматрицей, а для связи с инженерным отсеком и другими техническими службами – панель служебной связи. Во многих случаях панели с разъемами подключения внешних источников используются как дополнительное коммутационное поле конфигурации ПТС.

Сформированные программы передаются в телевизионный вещательный центр по каналам радиорелейной или спутниковой связи (как правило, не входит в состав штатного оборудования ПТС) или по оптоволоконному кабелю там, где это возможно. В последнем случае обеспечивается наивысшее качество сигнала.

Наличие собственных оптоволоконных преобразователей в составе оборудования ПТС имеет смысл только в том случае, если есть гарантия, что однотипное оборудование используется и на принимаемой стороне.

Электропитание и инженерное обеспечение

Одним из важнейших условий работы ПТС является наличие гарантированного бесперебойного электропитания. Питание ПТС осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В. Для обеспечения гарантированного электропитания подавляющее большинство ПТС имеет два ввода питающих фидеров, основной и резервный, и внутренние источники бесперебойного электропитания (UPS), позволяющие продолжать работу в течение 10-15 минут при пропадании основного напряжения. Этого времени, как правило, хватает для переключения на резервный источник электропитания. В качестве резервного источника, а при проведении особо важных работ – основного, используются дизель-генераторы.

Электрическая сеть внутри ПТС разделяется на технологическую, предназначенную для питания основного оборудования, и техническую – для питания кондиционеров, нагревателей и осветительных приборов. Устройствами бесперебойного электроснабжения резервируется технологическая сеть.

Инженерные системы ПТС включают в себя систему кондиционирования воздуха и отопления и предназначены обеспечивать комфортные условия работы персонала и оборудования. Учитывая большой годовой перепад температур, в условиях нашего климата это весьма сложная проблема.

Конечно, в формате журнальной статьи рассказать обо всех возможностях и особенностях современных ПТС и технологии их применения невозможно, но по крайней мере некоторые направления, надеюсь, удалось обозначить.

3D ПТС КОМПАНИИ BROADCAST SOLUTIONS (Александр Мариничев)

Компания Broadcast Solutions специализируется на постройке различных типов передвижных телевизионных станций (ПТС), передвижных спутниковых станций (ПСС), передвижных радиостанций (ПРС) и аппаратных студий телевидения и радиовещания. В этом году Broadcast Solutions перешагнула рубеж в 100 машин, сделанных за последние шесть лет.

В мае этого года была сдана в эксплуатацию 12камерная (подготовлена до 16 камер, из них четыре – super slow motion) ПТС формата высокой четкости для производства 2D- и 3D-программ. Заказчиком выступила компания HD Broadcast, которая занимается сдачей ПТС в аренду различным телеканалам и продакшн-компаниям.

Специалисты Broadcast Solutions осуществили разработку проекта в соответствии с техническим заданием заказчика. Новая передвижная телевизионная станция была введена в эксплуатацию в июле текущего года. Система была создана в рекордно короткие сроки: общий срок реализации проекта, с начала подписания контракта до сдачи его заказчику, менее восьми месяцев. Обычно строительство ПТС подобного уровня длится от девяти месяцев до одного года.

Главная задача новой системы – организация качественного спортивного вещания и прямые трансляции массовых мероприятий как в 2D-, так и в 3D-формате. Эта современная универсальная ПТС с 12-ю камерами на борту построена с применением новейших технологий телевещания и позволяет решать любые творческие задачи. "Передвижка" позволяет формировать одну или две независимые программы, имеет возможность расширения до 16 камерных каналов, оснащена универсальными рабочими местами и предназначена специально для съемки в формате 3D. Видео и звуковой тракт – полностью цифровые.

ПТС создана на основе полуприцепа с изотермическим кузовом. В качестве тягача может быь использована любая модель транспортного средства, предназначенная для данных целей (Mercedes Actross, Volvo, MAN, Scania, Iveko и т.д.). В конструкции ПТС предусмотрен гибкий подход к оснащению внутреннего пространства и рабочих отсеков. Фургон имеет три входа – спереди, сзади и сбоку, каждый из которых ведет в свой отсек. Так как система рассчитана на расширение до 16 камер, то, при необходимости, количество рабочих мест может быть увеличено. Машина имеет один выдвижной борт шириной 1,3 м, что позволяет получить максимальное количество рабочих мест – 25. И в то же время наличие одного раздвижного борта упрощает механику кузова и сокращает время развертывания ПТС.

ПТС оснащена 12-ю камерными головками Sony HDC-1500R, которые могут быть использованы для съемок 2D-контента в стандарте 1080i или 720p и после обновления ПО также в формате 1080/50p. Для съемки в 3D эти же камеры устанавливаются по две на каждый стереориг. Основной рабочий отсек имеет 12 рабочих мест. При необходимости его можно разделить "пополам" для формирования двух независимых программ с разных площадок, находящихся рядом. Рабочие места в центральном отсеке являются универсальными. В зависимости от творческой задачи они могут быть переконфигурированы и дополнены необходимым оборудованием.

Внутренние отсеки и стойки с оборудованием оснащены превосходной звукоизоляцией, благодаря чему творческая бригада может полностью сосредоточиться на творчестве, не отвлекаясь на посторонние шумы.

Все рабочие места оснащены внутренней сетью. Производящее и передающее оборудование гарантирует последующее производство в HD (720p 50, 1080i 25 с 1,485 Гб/с и 1080p50 с 3 Гб/с) и совместимо с требованиями 3D-производства. Во вспомогательной машине (связанной сетью с основной ПТС) имеется восемь дополнительных рабочих мест для нелинейного монтажа и работы с графикой.

Ядром ПТС является видеомикшер Snell Kahuna (будет заменeн на Kahuna 360 по его готовности) с параллельной обработкой сигнала. Видеоматрица имеет 288 входов и 528 выходов. Для предварительного просмотра сигналов режиссером и стереографом имеется четыре дисплея Miracube 3D с диагональю 46", а также два монитора HD для мониторинга 2D-сигнала. Все мониторы могут быть сконфигурированы под задачи с помощью системы полиэкранного отображения Miranda (включая опцию 3D). С рабочего места стереографа можно управлять множеством 3D-устройств. Выделение и редактирование замедленных повторов производится с помощью серверов EVS XT(2) и XT(2)+, подключенных к сети. Управление центральным сигналом контролируется посредством системы VSM производства L-S-B.

Рабочее место звукорежиссера оборудовано системой цифрового объемного звука 5.1, современной инфраструктурой и мониторингом. Здесь также соблюдены все необходимые акустические требования для производства высококачественного звукового сигнала. Центром этого отсека является цифровой звуковой пульт Lawo mc2 66 с функцией "разделения" пульта на две части для формирования двух независимых программ двумя звукорежиссерами, которая ценится пользователями во всем мире.

Служебная связь – Riedel, де-факто стандарт в немецких ПТС.

Имея в арсенале такую ПТС, телекомпания может показать зрителю событие любой сложности – и по масштабности проекта, и по динамике картинки.

Информация предоставлена компанией Broadcast Solutions

ТРАНСЛЯЦИЯ КОРОЛЕВСКОЙ СВАДЬБЫ

День свадьбы – этот день всегда особенный. А уж если вы собираетесь занять королевский трон, то наверняка сможете привлечь очень много внимания к своей особе. 19 июня 2010 года шведская кронпринцесса Виктория вышла замуж за Даниеля Вестлинга. Это было первое бракосочетание в шведской королевской семье за последние 30 с лишним лет, и интерес к этому событию был очень велик как на родине, так и за рубежом.

Шведская национальная вещательная компания SVT обеспечивала вещание четырех этапов торжества: гала-концерта вечером перед свадьбой, самой церемонии, процессии по улицам Стокгольма, а также ужина и приема. В свою очередь SVT наняла крупнейшего скандинавского собственника передвижных ТВ-станций компанию Mediatec, которая предоставила четыре ПТС, 70 камер высокого разрешения и гигантские экраны, которые были размещены по всему городу, благодаря чему полмиллиона зрителей смогли увидеть все ключевые моменты событий.

За всю историю SVT эти съемки стали самыми масштабными, проходившими в течение одного дня и осуществлявшимися в формате высокой четкости. Кроме того, специалисты SVT должны были организовать доставку сигнала с каждой точки съемки, чтобы обеспечить материалами международных вещателей и местную телевизионную аудиторию, которая составила около 35% населения Швеции. На проекте было задействовано порядка 200 человек.

Для съемок самой свадьбы были привлечены три самые большие раздвижные ПТС Mediatec, располагавшиеся у Королевского Дворца. Ядром каждой из них является микшер Grass Valley Kayenne, который собирал все входящие потоки информации и предоставлял режиссерам полную свободу творчества при работе с дополнительными слоями графики и добавлении эффектов в случае необходимости.

Съемки венчания, ужина и приема были достаточно простыми с точки зрения использования ПТС. Основную картинку получали с камер Grass Valley LDK 8000 Elite, которые были установлены на штативы, пьедесталы и большие краны-стрелки; некоторые использовались для съемки с рук; одна была размещена в электромобиле. Еще несколько дистанционно управляемых камер располагались в церкви. Основная сложность заключалась в том, что все должно было выглядеть безупречно, то есть кабели должны быть спрятаны, а операторское оборудование скрыто от глаз. Именно поэтому использовалось несколько дистанционно управляемых камер, размещенных там, где не было возможности поставить обычную камеру с оператором. Операторы, задействованные на съемках официальных процедур, должны были быть одеты во фраки и смокинги, а женщины – в вечерние платья, которые, в общем-то, не являются обычной одеждой для внестудийных съемок.

Самые большие технические сложности возникли при съемке кортежа, в составе которого молодожены в карете конной упряжки проезжали по городу – это большое расстояние. Потребовалось 42 камеры, чтобы отснять весь путь процессии.

Частично проблему решили, использовав беспроводные передатчики, которые были установлены на камеры LDK 8000 Elite. Камера с радиосистемой размещалась в электромобиле, что позволило получить съемки счастливой пары в движении по улицам Стокгольма. Еще одна камера с передатчиком была установлена на вертолет.

Где это было возможно, камеры подключили к передвижным ТВ-станциям по стандартному оптоволоконному кабелю. Камера LDK 8000 может доставлять по оптоволокну высококачественный сигнал HD на расстояние до 4000 метров без использования усилителей. Для больших расстояний Mediatec применила свое новаторское решение.

В Стокгольме имеется разветвленная оптоволоконная сеть, к которой и подключили ПТС. Инженеры телекомпании разработали специальный оптоволоконный интерфейс (прибор), который позволяет подключать камеру к сети и обеспечивает ее питанием. В любом случае управление камерами Grass Valley осуществляется по сети, поэтому инженеры в ПТС могли работать со всеми камерами без проблем. По ВОЛС также передаются сигналы служебной связи и tally, поэтому камеры, включенные в городскую сеть, работали так же, как на обычном кабеле.

Такая технология уже использовалась на съемках чемпионата мира по даунхиллу в шведском городе Эре. В начале зимы там вдоль трассы просто была проложена недорогая оптоволоконная сеть. Но для съемок свадьбы SVT потребовалось использовать гораздо больше камер, чем когда-либо ранее. Более половины камер, задействованных при съемках процессии, были подключены к городской оптоволоконной сети Стокгольма. Компания Mediatec специализируется на использовании камер и микшеров Grass Valley в своих передвижных ТВ-станциях.

Прошедшее меорприятие лишний раз подтвердило, что можно положиться на безупречную работу этого оборудования даже при проведении такой сложной многокамерной съемки. На свадьбе все шло хорошо, погода была благосклонна к съемочной бригаде, и телевизионная трансляция имела огромный успех.

Информация предоставлена компанией Grass Valley

ПЕРЕДВИЖНЫЕ СТАНЦИИ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ КОМПАНИИ I.S.P.A.-SAT (Роман Матвиив)

Компания I.S.P.A.-SAT с 2003 года занимается производством передвижных станций спутниковой связи (ПССС) "под ключ". Благодаря многолетнему опыту и высокой квалификации специалистов, компании удается эффективно реализовывать все стадии создания станций подобного класса, включая проектирование, подготовку технической и проектной документации, монтаж, инсталляцию, пусконаладку, поставку оборудования и контроль выполнения работ.

В последние годы, по мере развития телевещательного рынка, увеличения количества телекомпаний и, как следствие, многократного роста конкуренции, на первое место выходит качество поставляемого студиями контента. Если же говорить о новостях, то понятие "качество" относится не только к качеству телевизионной "картинки" (хотя она тоже имеет немаловажное значение), но и к содержанию и, главное, к оперативности новостной информации. В идеале, репортаж с места события должен поступать в эфир раньше, чем информация появится в новостных лентах Интернета. Естественно, каждая телекомпания хочет, чтобы ее журналисты первыми оказывались в центре событий – на местах чрезвычайных происшествий, стихийных или запланированных митингов, спортивных соревнований и т.д. Ведь в деле продажи новостного контента побеждает тот, кто успел его первым собрать, подготовить и передать. Любое промедление оборачивается потерей рейтинга и прямыми убытками. Поэтому все успешные телекомпании стремятся иметь собственные спутниковые станции для мобильной журналистики.

Первые эксперименты с передачей радиосигнала из передвижной студии начал Г. Маркони в 1898 г. в Англии, для чего он использовал большой автомобиль с паровым двигателем, на крыше которого была смонтирована огромная антенна. Ему же принадлежит первенство в разработке передвижной телевизионной станции, с помощью которой была осуществлена трансляция берлинской Олимпиады 1936 г., а англичане смотрели матч с Уимблдонского турнира в 1937г. Сегодня трудно представить, что немногим более полувека назад осуществить внестудийную съемку было почти невозможно. Телекамеры нуждались в огромном количестве света, а мобильных радиоканалов требуемой широты просто не существовало. В 1948 г. инженеры Московского телецентра С.В. Новаковский и Л.Н. Шверник доставили из США новое оборудование фирмы RCA, в телевизионных камерах которого использовались очень чувствительные по тем временам передающие трубки "суперортикон", позволявшие работать при обычном дневном освещении. Для трансляции первой внестудийной передачи со стадиона "Динамо" (2 мая 1949 г.) под трибуной установили передатчик с водяным охлаждением радиоламп. Но специалисты хотели поставить аппаратуру на колеса, для чего был приобретен автобус фирмы Skoda. Приемную антенну расположили на отметке 150 м Шуховской башни, а на крыше автобуса разместили параболическую антенну.

Для передачи ТВ-сигнала требовалась прямая (оптическая) видимость между антеннами (о ретрансляторах на спутниках еще не было и речи), поэтому организатор программы рассматривал приемную антенну в бинокль, после чего осуществлялась настройка направленности передающей антенны. Любопытно, что для передачи звукового сигнала в первое время тянули "времянку" (кабель). Первую в СССР ПССС для передачи черно-белого изображения произвели в Ленинграде в 1954 г. во ВНИИ телевидения, в 1968 г. была построена ПССС для трансляции цветных изображений.

На сегодняшний день классифицируют два основных типа передвижных станций спутниковой связи: Drive Away (DA) и Fly Away (FA). Оборудование Drive Away размещается в стойках, стационарно установленных в шасси автотранспортного средства (как правило, микроавтобуса или внедорожника). Это профессиональное приемо-передающее оборудование: DSNG-кодеры MPEG-2 и/или MPEG-4, спутниковые приемники, усилители мощности СВЧ, анализатор спектра, панель ввода-вывода видео- и звуковых сигналов и т.д. Высокий уровень готовности станции к работе (в отличие от варианта Fly Away, где требуется время на погрузку/разгрузку оборудования, соединение блоков, сборку и установку антенны), большая высота подвеса антенны (антенна с автоматическим электроприводом расположена на крыше автомобиля) делают сбор информации в условиях населенных пунктов и их окрестностей весьма оперативным. В отличие от Drive Away, оборудование станции Fly Away размещено во влагозащитных, противоударных кофрах, обеспечивающих многократные длительные перевозки станции без повреждений любым видом транспорта. Fly Away предназначены для освещения событий, происходящих на большом удалении от места постоянного базирования станций. Также станцию Fly Away можно перевозить на борту вертолета или в легковом автомобиле.

Компания I.S.P.A.-SAT накопила огромный опыт создания разнообразных станций DA и FA – от небольших до самых крупных. Передвижные станции спутниковой связи находят свое применение в реализованных проектах I.S.P.A.-SAT, среди которых можно выделить основные.

Проектирование и поставка семи мультиформатных SD/HD MPEG-2/4 DVB-S/S2 спутниковых репортажных станций класса Fly&Drive Away. Заказчик – ФГУП ВГТРК

В июле 2008 года компания I.S.P.A.-SAT выиграла два конкурса на поставку ФГУП ВГТРК сети мультиформатных спутниковых репортажных станций класса Fly&Drive Away для работы в разных регионах России (Екатеринбург, Кострома, Нижний Новгород, СанктПетербург, Хабаровск, Москва). Выбор технических решений, применяемых при проектировании передвижной (репортажной) станции спутниковой связи, и ее комплектация были осуществлены на основании технического задания ФГУП ВГТРК и с учетом богатого опыта специалистов I.S.P.A.-SAT и партнеров по созданию репортажных станций спутниковой связи.

При проектировании станций учитывалась новая технология компрессии ТВ-сигналов стандартной и высокой четкости MPEG-4 AVC H.264, а также стандартной четкости MPEG-2. Технология MPEG-4 AVC позволяет почти в два раза снизить скорость передачи, что наряду с использованием эффективных модуляций стандарта DVB-S2 дает возможность более чем в два раза уменьшить занимаемый частотный ресурс на спутнике связи по сравнению со стандартными решениями MPEG-2 DVB-S. Станция спутниковой связи MAS-150MD-200 типа Fly&Drive Away предназначена для обеспечения трансляций цифровых ТВ-сигналов в стандарте DVB-S/S2 через геостационарные спутники связи в Ku-диапазоне. Она изготавливается серийно компанией I.S.P.A.-SAT на собственном предприятии, сертифицированном в системе ИСО 9001-2001, и имеет сертификат соответствия в области связи, комплектуется паспортом, включающим электрические и технологические схемы, и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение.

Станция обеспечивает следующие возможности в зависимости от выбранного режима:

- в режиме резервирования 1:1 кодеров – передачу двух ТВ-сигналов (одного стандартного разрешения и одного ТВЧ) с четырьмя стереоканалами звукового сопровождения, один из которых используется для организации четырехпроводных каналов служебной связи;

- в режиме без резервирования кодеров (двухчастотный режим) – передачу четырех ТВ-сигналов (двух стандартного разрешения и двух ТВЧ) с восемью стереоканалами звукового сопровождения (или шестнадцатью моноканалами), один из которых используется для организации четырехпроводных каналов служебной связи;

- прием одного телевизионного сигнала стандарта MPEG-2 или MPEG-4 AVC H.264 с двумя стереоканалами звукового сопровождения для осуществления контроля или организации четырехпроводных каналов служебной связи;

- организацию двух каналов четырехпроводной служебной связи.

Станция спроектирована с учетом размещения ее составных частей в автомобиле Ford Transit Jumbo. Доработка кузова автомобиля осуществляется в соответствии с требованиями технического задания на сертифицированной производственной базе. Проектирование станции осуществлялось с учетом использования как станции класса Drive Away, так и класса Fly Away для транспортировки автомобильным, железнодорожным, морским и авиатранспортом. Все оборудование располагается в ударопрочных транспортировочных кейсах.

Проектирование и поставка автомобильной передвижной спутниковой станции типа Drive Away. Заказчик – телекомпания "Рен-ТВ"

Мобильная спутниковая репортажная телевизионная станция Drive Away для организации прямых ТВ-трансляций с мест событий. Рабочий отсек имеет шумо- и теплоизоляцию, специальное освещение. Автомобиль оборудован системой вентиляции, встроенным электрогенератором, моторизованной спутниковой антенной диаметром1,5 м. Для размещения оборудования предусмотрены 19" стойки.

В составе станции:

- шасси а/м Ford Expedition, подготовленного для размещения спутниковой станции;

- моторизованная спутниковая антенна SWEDISH 1,5 м;

- 200 Вт усилитель мощности Ku-диапазона;

- DSNG-кодер MPEG-2 Ericsson TV (Tandberg) E5714;

- анализатор спектра;

- спутниковый приемник Ericsson TV (Tandberg).

Автомобильная передвижная спутниковая станция типа Drive Away. Заказчик – телекомпания "Звезда"

Репортажная передвижная станция спутниковой связи MAS-150MD-200 типа Drive Away на шасси Chevrolet Tahoe АКПП 325 л.с. Станция предназначена для обеспечения трансляций цифровых ТВсигналов в стандарте MPEG-4/DVB-S через геостационарные спутники связи в Ku-диапазоне и обеспечивает следующие возможности:

- передачу одной телевизионной программы в стандарте MPEG-4/DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- прием одной телевизионной программы в стандарте MPEG-4/DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- прием и передачу двух четырехпроводных каналов служебной связи.

В автомобиле установлены электрогенератор Honda мощностью 2,8 кВА, развязывающий трансформатор, ИБП 3 кВт и стойки 19". Оригинальные конструкторские решения позволили разместить большое количество разнообразного технологического оборудования.

В составе станции:

- смонтированная на крыше автомобиля антенная система Swedish DA-150K;

- оборудование СВЧ:

- усилитель мощности Xicom 200 Вт;

- каналообразующее оборудование: MPEG2/4 кодер EricssonTV (Tandberg) EN8032 и модулятор QPSK SM6625/BAS; спутниковый приемник EricssonTV (Tandberg) RX1290;

- оборудование служебной связи; усилительнораспределительное видео- и звуковое оборудование;

- преобразователи ТВ-сигналов;

- коммутационное оборудование и звуковой микшер;

- контрольно-измерительное оборудование,

- видеомониторы и звуковые мониторы;

- видеомагнитофон, видеоплеер и другое оборудование ТЖК.

Автомобильная передвижная станция спутниковой связи типа Drive Away. Заказчик – телекомпания "ТВ-Центр"

Данная станция была разработана на основе новейшего электронного оборудования и моторизованной антенной системы диаметром 1,2 м компании AVL. Станция базируется на автомобильном фургоне Volkswagen LT-35 и предназначена для организации прямых телевизионных трансляций в стандарте DVB-S через спутники связи в Ku-диапазоне.

В состав станции входит следующее:

- автотранспортное средство, подготовленное для размещения репортажной спутниковой станции типа Drive Away;

- система электропитания оборудования станции;

- моторизованная приемо-передающая спутниковая антенная система и комплект спутникового оборудования;

- каналообразующее оборудование;

- коммутационное и контрольно-измерительное оборудование;

- оборудование служебной связи;

- оборудование ТЖК.

Станция обеспечивает:

- передачу одного телевизионного сигнала в стандарте MPEG-2/DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- контрольный прием одного телевизионного канала в стандарте MPEG-2/DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- организацию одного дуплексного канала служебной связи с помощью телефона стандарта GSM;

- организацию одного дуплексного канала служебной связи с помощью спутникового телефона;

- организацию двух дуплексных каналов служебной связи и дуплексного канала передачи данных по протоколу IP с помощью спутникового модема.

Для размещения спутниковой станции использовался автомобиль типа фургон VW LT-35 с длинной базой (4024 мм) и высокой крышей. Выбор, в первую очередь, определен достаточно большим объемом кузова для размещения оборудования и организации рабочих мест персонала. Автомобиль состоит из трех отсеков: водительского, технологического и транспортного. В технологическом отсеке расположены стойки для размещения оборудования, два рабочих места перед стойками для обслуживающего персонала и одно место с откидным столиком для журналиста ТЖК, а также два выносных генератора Honda и катушки с технологическими кабелями.

Автомобиль оснащается механическими домкратами для пространственной ориентации кузова, кондиционером технологического отсека и имеет тепло- и звукоизоляцию, выполненную из технологических негорючих материалов. На крыше автомобиля располагаются моторизованная спутниковая антенна с возможностью автоматического наведения на спутник по GPS, антенны мобильной и спутниковой телефонной связи и кондиционер. Размещение оборудования, стоек и рабочих мест проведено с учетом эргономичного и удобного расположения и оптимальной нагрузки на оси автомобиля. В комплект поставки также входит весь перечень необходимой документации, в том числе сертификат системы "Связь".

Передвижная телевизионная спутниковая станция электронного сбора новостей. Заказчик – РИА "Новости"

Передвижная телевизионная спутниковая станция электронного сбора новостей предназначена для проведения внестудийных телевизионных трансляций с мест актуальных событий через геостационарные ИСЗ в стандарте DVB-S ISO/IES13818-1 в Ku-диапазоне. Диапазон рабочих частот: на передачу 13750 – 14500 МГц, на прием 10950 – 12750 МГц.

ПССС обеспечивает следующие возможности:

- передачу одной телевизионной программы стандартного разрешения в стандарте MPEG-4/ DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- прием одной телевизионной программы стандартного разрешения в стандарте MPEG-4/-2/ DVB-S с двумя стереоканалами звукового сопровождения;

- организацию одного канала служебной связи через мобильный телефон стандарта GSM 900/1800;

ПТСС относится к репортажным станциям класса DSNG Drive Away и размещается на автотранспортном средстве.

Кузовные работы, система электропитания и установка накрышной спутниковой системы по заказу I.S.P.A.-SAT были выполнены ООО "Телемашины".

Машина оснащена спутниковой тарелкой 1,2 м AVL Technologies с контроллером наведения и имеет следующие характеристики:

- диаметр рефлектора антенны 1,2 м;

- коэффициент усиления на передачу не хуже 43 dBi;

- коэффициент усиления на прием не хуже 41 dBi;

- поляризация линейная;

- кроссполяризационная развязка не хуже -30 dB

Спутниковая тарелка установлена на специально сконструированную платформу для повышенной надежности крепления к фургону и имеет герметичный кабельный ввод в крышу. Для защиты тарелки в неблагоприятных погодных условиях предусмотрены специальный накрышный спойлер из стеклоткани и защитный чехол. Особенностью машины также является то, что тарелка развернута против хода движения машины.

Для стабилизации кузова предусмотрены механические опоры, фургон оборудован пневмоподвеской.

Температурный режим в рабочем отсеке поддерживается автономным отопителем Webasto. Кондиционирование отсеков организовано при помощи специальной вентиляционной системы с воздухоотводами и канальными вентиляторами, что позволяет подводить охлажденный воздух непосредственно к рэковым стойкам с оборудованием.

Во внутренней отделке рабочего отсека использован шпон выбеленного дуба и массив ценных пород дерева.

ПССС позволяет работать на выездных мероприятиях любой сложности и оборудована широким ассортиментом аудио/видеооборудования. Фургон поделен на рабочий и технологический отсеки, а также кабину водителя. В рабочем отсеке возможна организация до трех рабочих мест, технологический отсек имеет собственный вход для большего удобства.

Все оборудование, поставляемое в рамках данного проекта, сопровождается паспортами, сертификатами соответствия, а также руководством по эксплуатации. Станция размещена на базе автомобиля Ford Transit Van Jumbo (длина – 6,4 м, высокая крыша, задний привод, двигатель – 2,4 TurboDisel, 115 л.с., грузоподъемность – 2000 кг).

В ПССС установлен встроенный стационарный генератор Fischer Panda 8 кВа, а также запасной генератор Honda EU 300 I. Для увеличения места в рабочем отсеке радиатор генератора установлен под днище автомобиля.

Питание комплекса осуществляется от установленного в транспортном отсеке бензинового электрогенератора Fischer Panda 8 кВА в шумозащитном кофре или от внешней однофазной сети переменного тока 220 В частотой 50 Гц. Имеется также запасной генератор Honda EU 300 I. Имеется возможность переключения электропитания (электрогенераторы/внешнее питание), а также оборудование для контроля питающей сети (напряжение и ток). Все электрооборудование ПССС подключается к источнику электропитания через разделительный трансформатор, а потребители защищены как от токов короткого замыкания, так и от перегрузки с помощью автоматических выключателей и УЗО. Основное оборудование подключено через источник бесперебойного питания.

Помимо приема и обработки двух цифровых видеосигналов SDI с интегрированными звуковыми каналами, трех аналоговых видеосигналов и четырех входных аналоговых звуковых сигналов, имеется возможность подать выходной сигнал (программу) для внешнего потребителя и организовать запись на видеомагнитофон формата DVCAM. Все входные и выходные разъемы ТВ-сигналов размещены на панели ввода-вывода в транспортном отсеке автомобиля.

Также были реализованы проекты "под ключ" для следующих телерадиовещательных компаний:

- ТРК "Петербург – Пятый канал". Передвижная станция спутниковой связи типа Drive Away;

- ТК "ТВ Купол". Передвижная станция спутниковой связи типа Drive Away;

- Fly Away станции для ТК "Эра", ТРК "Петербург – Пятый канал", НТК "Кубань", ГТРК "Омск", НТК "Саха", ГТРК "Тюмень" и другие.

Благодаря использованию передвижных спутниковых станций, расширились технические возможности: теперь центральные и региональные телерадиовещательные компании могут работать в режиме реального времени в любой точке мира и обеспечивать многомиллионную аудиторию изображением высочайшего качества. Отличительной особенностью таких станций является возможность передавать картинку предельно высокой четкости и выйти на новый уровень показа спортивных и массовых мероприятий. Особенно актуальны подобные высокотехнологические разработки сейчас, в преддверии широкого распространения цифрового телевидения.

Информация предоставлена компанией I.S.P.A.-SA

ВАРИАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПТС (Владимир Мигин)

Передвижная телевизионная станция – незаменимый инструмент организации прямых трансляций во внестудийных условиях. Обзавестись им должна бы стремиться каждая уважающая себя телекомпания. Однако в действительности парк "передвижек" пополняется и обновляется вовсе не так стремительно. По нашим данным, число запросов на создание или модернизацию ТВ-студий на порядок превышает число запросов на ПТС. А цикл реализации проекта малой или средней ПТС – от исходной концепции до первого эфира – растягивается на несколько лет, притом, что с самим строительством машины, монтажом и пуско-наладкой оборудования обычно удается уложиться в трехмесячный срок. Остальное время у заказчика уходит на выбор подрядчика, согласование концепции, уточнение списка оборудования, решение проблем с финансированием и т.п.

У подобной неторопливости есть очевидные экономические причины. Эффективность использования ТВ-оборудования в составе ПТС заметно ниже, чем в аппаратных. В рядовой ТРК, если отставить в сторону варианты сдачи ПТС в аренду, мощный автономный ТВ-комплекс значительную часть времени простаивает, будучи востребован при проведении масштабных мероприятий либо освещении событий экстренного плана. На рядовых репортажах, где достаточно двух операторов с ТЖК и не стоит задача организации эфира с места событий, ПТС также не дает особых плюсов ни в плане оперативности, ни с точки зрения эффективности использования дорогостоящего комплекса. В силу этих обстоятельств финансирование на приобретение ПТС выделяется, как правило, по остаточному принципу, когда "все остальное уже есть" и можно потратить средства на организацию нечастных прямых трансляций вне студийных стен.

Стремление повысить отдачу от приобретаемой ПТС руководит практически всеми заказчиками данных комплексов. Можно выделить несколько способов решения данной задачи.

Первый, наиболее очевидный, состоит в повышении универсальности "передвижки". Современная цифровая техника с небольшой массой и габаритами, а также низким энергопотреблением позволяет так "набить" обычный фургон грузоподъемностью до 3,5 т, что он будет способен нести 6-8 камерных каналов (включая радио), видео- и аудиомикшеры, антенну РЛЛ, выполнять функции земной станции спутниковой связи, иметь в своем составе сервер замедленных повторов, системы оформления эфира, станции нелинейного монтажа, развитые возможности коммутации и транскодирования внешних сигналов и т.д. То есть будет без всяких натяжек представлять собою действующий технологический комплекс ТРК на колесах. Проблема уже давно состоит не в том, как разместить в кузове автомобиля технологическое оборудование, включая системы автономного электропитания и климат-контроля, а в том, как усадить в ограниченном его пространстве операторов. Для решения последней задачи применяются поворотные кресла водителя и переднего пассажира, выдвижные консоли, откидные мониторы, или же принимаются более радикальные меры – смена шасси, создание выдвижных отсеков и т.п.

"Универсальная" машина, которая способна вести трансляции спортивных состязаний и массовых мероприятий, формировать готовую программу с наложением разнообразной текстовой и графической информации, передавать сигнал по любым каналам связи, действительно чаще будет покидать двор телекомпании. Однако наращивание функционала содержит внутреннее противоречие с точки зрения отдачи вложений. Когда подобная машина не задействована, у вас простаивает оборудования (и работ по его интеграции – что в случае с ПТС может быть очень существенно) на большую сумму. К тому же данное оборудование более чем студийное нуждается в обслуживании и профилактике, а комплекс в целом, как и стационарные аппаратные, требует периодического апгрейда, обновления ПО, расширения коммутационных интерфейсов, т.е. регулярных затрат.

При расширении функционала ПТС необходимо, отталкиваясь от конкретных задач эксплуатации передвижного комплекса, определить разумный предел "универсализации" и не упускать при проектировании из виду то, что при существующих темпах инноваций в области телевизионных технологий самый совершенный ТВ-комплекс спустя три года будет нуждаться в существенном обновлении.

Еще один, несколько реже используемый вариант повышения отдачи ПТС состоит в ее тесной интеграции с аппаратно-студийным комплексом ТРК. Конкретных случаев подобной интеграции может быть множество. Предельный вариант – когда ПТС, будучи "на приколе", через внешний коммутационный шкаф, устроенный наподобие полустационарного телевизионного транспункта на спортивных сооружениях, выполняет функции внешней аппаратной обычной ТВ-студии. В нашей практике приходилось решать такие задачи (например, в сочинской ТРК "Ника-Телеком"), но нельзя сказать, чтобы отношение к подобным "предельным" вариантам интеграции было однозначным. Все же отсек малой и средней ПТС не может заменить аппаратную на постоянной основе, и идти на этот шаг стоит лишь в качестве крайней меры, когда отсутствует всякая возможность выделить площадь под аппаратную в имеющемся здании.

Разумно использовать тесную интеграцию ПТС и обычных аппаратных для расширения отдельных возможностей АСК при съемке определенных программ и программных циклов в студийных условиях, в случае оперативного ввода в студийную программу "уличных" кадров и т.п. При продуманном подходе к проектированию всего технологического комплекса возможность быстрого включения ПТС в тракт ТРК может позволить существенно оптимизировать затраты на оборудование. Варианты, связанные с возможностью совместной эксплуатации, скажем, камер, сервера замедленных повторов, передающего оборудования ПТС и АСК наиболее уместны в относительно небольших ТРК, с ограниченным объемом собственного программирования, так как в них загрузка специализированного оборудования является менее равномерной, чем на крупных телеканалах. Немаловажно и то, что подобная интеграция позволяет задействовать ПТС в качестве мощного резервного контура на время устранения каких-либо серьезных неполадок и профилактических работ.

Дополнительные возможности по повышению эффективности использования оборудования передвижных ТВ-комплексов создает развитие каналов связи и внедрение IT-технологий в ТВ-производство. Можно предположить, что роль ПТС как инструмента внестудийной работы в ближайшее время будет активно трансформироваться. Трудно предугадать конкретные схемы, однако уже достаточно определилась тенденция к "стираню" значения удаленности от студии. ПТС может стать оперативным поставщиком "горячего" контента – даже без организации спутникового канала или РРЛ. Новые решения последовательно сокращают время доставки и обработки "удаленного" контента с помощью ПТС. Другими словами, и без развертывания системы прямой трансляции – через спутник ли, РРЛ или оптоволокно – ПТС может доставить новости в телекомпанию с минимальной задержкой и даже в значительной степени уже подготовленными к выдаче в эфир. В этом случае использование ПТС становится целесообразным и тогда, когда нет задачи трансляции с места событий, и сам состав оборудования такой ПТС может быть гораздо менее "денежноемким".

Первым шагом в данном направлении довольно давно стали дисковые рекордеры и дисковые массивы, достаточно надежные, чтобы эксплуатировать их в составе "передвижки", и поддерживающие многоканальную запись. Они обеспечивают подоснову новых возможностей ПТС – запись и хранение данных в цифровых и файловых форматах. Следующий шаг – это появление систем захвата цифровых видеосигналов и файлов в распространенные форматы (MXF,MOV) подобных тем, что выпускает компания MOG Solutions. Эти устройства словно созданы для расширения "сетевых" возможностей ПТС – как новых, так и уже существующих. Они компактны (размер 1U), лишены движущихся элементов, используя в качестве системного твердотельный диск SSD, имеют вполне приемлемую стоимость, их модификации поддерживают захват сигналов HD/SD-SDI и форматов XDCAM, P2, GF и др. Их использование в ПТС позволяет сохранять не только компонуемую режиссером программу, но и сигналы всех камер – с возможностью синхронного старта и одинаковым тайм-кодом. Собственно, задача компоновки программы на месте событий при отсутствии необходимости немедленной выдачи ее в эфир становится факультативной. Система позволяет производить монтаж материала, не дожидаясь завершения записи, поэтому вместо окончательной компоновки на месте целесообразно ограничиться черновым монтажом, а финальные операции отложить до возвращения в телекомпанию. Для обеспечения съемок в подобном режиме состав бригады ПТС может быть существенно сокращен по сравнению с работой в режиме прямой трансляции.

Аналогичные системы разрабатываются сейчас и другими производителями. В частности, компания Cinegy на выставке IBC'2010 представила модуль Cinegy Capture, который обеспечивает многоканальную синхронную запись. Он устанавливается на сервер (или обычный компьютер) с платами SDI и позволяет формировать файлы различных форматов, в том числе DNxHD – для немедленной работы в Avid MediaComposer.

Использование данных решений позволяет как минимум доставлять отснятый материал в ТРК в виде своего рода медийного полуфабриката – размеченного, предварительно смонтированного, содержащего служебные комментарии и хранящего связи с синхронизированными исходными съемками со всех камер. Доступ к данным обеспечивается включением хранилища ПТС в технологическую компьютерную сеть ТРК. Это уже немало, особенно с учетом того, что ресурсы станций нелинейного монтажа не будут затрачиваться на оцифровку и финальную доводку сюжета можно будет произвести буквально с колес.

Следующая ступень интеграции ПТС и АСК телекомпании может быть обеспечена при внедрении единой системы управления медиаконтентом. Ключевые особенности подобных систем, а именно: формирование при захвате копий низкого разрешения, хранение монтажных решений в виде файлов EDL, обеспечение коллективной работы над проектом – в том числе через Интернет, возможность быстрой синхронизации баз данных удаленных хранилищ контента – позволяют производить работу с отснятым ПТС материалом до возвращения машины на базу. ПТС должна быть оснащена модулями захвата и хранилищем контента. А система в целом должна поддерживать функционал, подобный тому, который предоставляет сегодня Cinegy Workspace – удаленная коллективная работа с медиаактивами в любом веб-броузере. В этом случае ПТС на выезде для находящегося в аппаратных ТРК персонала превращается в своего рода удаленную "флешку на колесах". Снимаемый ею материал с задержкой всего в несколько секунд становится доступен для отсмотра и монтажа – в том качестве, какое позволяет без задержек пропускать канал связи. В реальности канала в 5-10 Мб/с вполне достаточно для работы с просмотровым разрешением и компоновки новостного сюжета. В экстраординарных случаях и такая картинка в небольшом окне на фоне карты региона будет все же лучше, чем голос корреспондента, диктующего репортаж по мобильнику. А в штатных ситуациях сюжет, подготовленный с помощью сервисов единой системы управления медиаконтентом, можно будет запустить в эфир сразу после подключения хранилища ПТС к сети ТРК.

Стабильность общедоступных каналов связи может выступать ограничением для установления оперативного удаленного взаимодействия с ПТС, однако ситуация в данной сфере в крупных городах год от года улучшается.

Расширение функционала ПТС при внедрении соответствующих IT-технологий способно затронуть еще два частных случая. ПТС, оснащенная системами многокамерного захвата, становится удобным мобильным инструментом производства документальных фильмов, сериалов и программных циклов, нуждающихся в сложной доводке на этапе постпроизводства. Т.е. появляются перспективы и для новых собственных проектов и для сдачи комплекса в аренду. А если те же системы установить в ПЗССС (drive-away), то с помощью обычных камер ТЖК можно существенно расширить ее функционал: отснятый, захваченный и синхронный материал со всех камер перегоняется "как есть" на ТРК, где незамедлительно поступает в обработку на стационарном комплексе. Такая возможность может оказаться весьма кстати, когда первое лицо или делегация перемещается на длительные расстояния по удаленной трассе, совершая запланированные и не совсем остановки, вступая в живое общение с людьми, заглядывая в углы, где трудно развернуться с обычной камерой, и т.п.

В целом, внедрение в структуру ПТС современных IT-решений, на этапе строительства нового комплекса или же в ходе не слишком сложной и вполне "бюджетной" модернизации существующей машины, позволяет разнообразить применение любой передвижной ТВ-станции и повысить отдачу ее оборудования.

Материал предоставлен компанией Matrix Engineering

ПТС КОМПАНИИ SONY: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА (Владислав Надха)

За последние пять-шесть лет в телевещании происходят значительные изменения. И они касаются не только одной стороны – потребителей: телевизоры с кинескопами почти во всех домах заменены на плазмы или LCD-телевизоры, активно входят в жизнь телевизоры с экранами LED, увеличенными в диагоналях, но со значительно уменьшенной толщиной. В большинстве домов имеются спутниковые антенны и спутниковые ресиверы, позволяющие смотреть программы как российского, так и зарубежного производства пакетами. Последние, в свою очередь, позволяют потребителям при наличии в телевизоре функции Full HD (ТВЧ) просматривать телевизионные программы в самом высоком доступном на сегодня качестве. Не за горами и эра объемного телевидения 3D.

Все это предъявляет к другой стороне, телевещателям, все более жесткие требования по производству необходимого контента в достаточном количестве и качестве, включая телевидение высокой четкости ТВЧ (HD). Немаловажную роль в создании такого контента играют передвижные телевизионные станции (ПТС) внестудийного вещания, работающие в формате как стандартной четкости, так и высокой – ТВЧ. При этом практически 95% ПТС формата ТВЧ, эксплуатируемых сегодня в России и странах СНГ, спроектированы и изготовлены компанией Sony.

Вчера

Начало создания ПТС компанией Sony практически совпадает с началом телевещания. ПТС того времени были достаточно неудобны и неуклюжи, но уже тогда они позволяли производить съемку вне студий, что было очень важно при освещении спортивных мероприятий, каких-либо важных встреч или организации митингов и предвыборных кампаний. Теоретически можно было бы просто вывозить одну-две камеры и записывать событие на видеомагнитофон, но не следует забывать, что видеомагнитофоны в то время были достаточно тяжелы и громоздки и их транспортировка представляла большую трудность. Таким образом, ПТС вела репортаж с места события в прямом эфире. Тогда, в конце 50-х – начале 60-х, это было обычной практикой – большая часть передач транслировалась непосредственно во время съемки. Представим только, какова ответственность, если, например, идет прямая трансляция речи Джона Кеннеди или Никиты Сергеевича Хрущева.

Однако время текло, состав оборудования изменялся, на смену тяжелым, железным камерам с турелями стали приходить гораздо меньшие по весу и размерам, да и магнитофоны значительно полегчали, наступала эра формата Betacam, разработанного компанией Sony в конце 70-х годов. Данный формат имел внутри зачатки цифровой техники в видеCTDM – compression time division multiplex (компрессии компонентных сигналов с временным уплотнением) и в различных видах продержался в телепроизводстве почти 30 лет, да и сейчас в форме Digital Betacamиспользуется на многих телестудиях нашей необъятной страны. Конечно, значительное полегчание и уменьшение состава оборудования не могло не сказаться на средствах для внестудийного вещания, однако проблема как таковая оставалась. Наилучшего качества при производстве видеосигнала можно было добиться, только работая с сигналами в компонентной форме, что создавало определенные проблемы. Три кабеля для передачи сигналов, три канала обработки, помноженные на n устройств, в итоге "набегают" и вес и размеры. Да и если даже все удачно сложится, в итоге все равно, в процессе работы, сигнал преобразуется в композитный PAL(например, на стадии транспортировки по релейной линии до студии), а потом обратно, и опять с качеством проблемы.

Реально качественный скачок в телепроизводстве и в процессе создания ПТС произошел с появлением интерфейса SDI. Транспортировка сигнала в цифровой форме, по одному кабелю, да еще и с вложенным звуком.

Кто работал на старых телецентрах, помнит тонны и мегатонны кабелей, которые использовались для внутристудийных соединений, в ПТС повторялось то же самое. А данная проблема вызывала следующую. Существовали и существуют жесткие требования на вес и размеры транспортных средств, передвигающихся по дорогам общего назначения. Следовательно, чем больше проводов, тем машина тяжелее, значит, меньше оборудования можно поставить, возникают ограничения в съемках, которые может осуществлять подобная ПТС. Если в ней пять камер, а нужно 15, придется пригонять еще две. Дополнительные затраты времени, денег, человеческого ресурса и т.д. Возникает закономерная инженерная дилемма: "быть, или не быть".

С точки зрения внестудийного производства решение однозначно: быть, вопрос только в том, каким быть. И вот здесь начинается самое интересное.

Сегодня

Двадцать лет – срок немалый, мы с вами жили в совсем другой стране, десять лет – достаточный, чтобы оценить масштаб исторических преобразований, а пять лет – реальный, на протяжении которого можно хотя бы проследить, что же происходило. Если говорить о ПТС компании Sony в России, пять лет – как раз тот срок, который достаточен, чтобы реально оценить масштабы достижений и завоеваний. Если быть еще большими реалистами – четыре года. Именно в 2006 году компания И.С.П.А. приступила к переговорам с компанией Sony о создании 16-камерной ПТС формата ТВЧ для Мариинского театра. Процесс был инициирован маэстро Гергиевым и поддержан наверху. Признание таланта и заслуг маэстро Гергиева было бесспорным, никто не смог ему отказать. Вот так неожиданно, и совершенно в неожиданном месте, начала создаваться первая, настоящая, полноценная ПТС высокого разрешения в России. Хотя, если быть честными и откровенными, параллельно уже шел другой процесс: компания "Век XXL" уже вела переговоры с компанией Sony о создании 32-камерной ПТС формата ТВЧ. Таким образом, эти два процесса шли почти одновременно, что, конечно, делает честь компании Sony ибо объем соглашений, переговоров, договоренностей, обсуждений и первичных прорисовок был огромен по каждому из проектов. Но к тому времени компания Sony уже накопила определенный опыт и знания в создании ПТС (читай выше), имела человеческий и производственный ресурс на базе европейского отделения Sony UK, расположенного в Бэсингстоуке (Англия), и была готова реализовать проекты любой сложности и в любом количестве (в рамках разумного).

Я попытаюсь осветить проекты последних лет компании Sony в хронологическом порядке. Поскольку в ряде проектов мне удалось принять непосредственное участие, в некоторых сотрудничать в качестве консультанта, а в каких-то – в качестве непосредственно сотрудника компании Sony, отвечающего за системную интеграцию. Итак, по порядку.

16/18-камерная с расширением до 22/26 камер ТВЧ ПТС Мариинского театра

Да, вот именно так и называлась эта ПТС. С этим названием произошел известный казус на выставке NATEXPO в 2007 году, где выставлялась данная ПТС. Ваятели-художники приклеили надпись на борту "Передвижной телевизионный комплекс формата HD 18/26". После этого меня долго спрашивали на выставке и после, что это за новый формат HD 18/26 придумала Sony.

Что же необычного было в данной ПТС? Начнем с главного – камеры HDC-1500 c универсальным оптическим кабелем. Споры шли долго: "триакс" или "оптика" (скажу по секрету, и не прекращаются до сих пор). Опять же, с какой стороны посмотреть. С точки зрения функциональности – конечно, оптика: реализуются все функции камеры, работают все возвратные видеосигналы, работают все каналы интеркома, максимальная дистанция до трех километров и т.д. и т.п. Это значит, что камера задумывалась именно как работающая на оптический кабель с максимальным функционалом.

Однако при этом есть, конечно, и проблемы. Одна из них вечная, описанная еще русскими писателями классиками, – грязь. Грязь везде, в городах в виде песка и пыли, в деревнях в виде отсутствия дорог и наличия бесконечного количества луж, как в уездном городе N. А грязь для оптики смерть, если учесть, что на хорошем оптическом соединении сигнал падает в среднем на 3 дБ, то на плохом (грязном) в несколько раз больше, итог – сигнала нет. Либо прямого с камеры, либ

Date: 2015-07-22; view: 1479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию