Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5 Рисуночные тесты
Цель: Создать условия для изучения особенностей рисуночных методик. Основные понятия: символ, символизация, рисуночный тест Установка к занятиям [25; 36]. Рисунок можно использовать как средство познания личности. Отечественные работы в этой области. Воронов В.К. Чада Ф., Кучаенко А.М. (1910, 1911, 1912 гг.); Коренблинт М. и Надольская М. под руководством проф. А. Лазурского - “Уроки рисования как метод исследования личности” (1914 г.); Ермаков И.Д., Карпов П.И. (1922 г.); Коган Я.М., Рыбников Н.А. (1926 г.); В России длительное время исследования рисуночных методик не проводились, так как был запрещен психоанализ. В зарубежных странах применение рисуночных методик особенно распространено. 1926 г. Ф. Гудинаф предлагает для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков тест “Нарисуй человека”. 1948 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Дж. Бука. Дж. Бук предложил проективную методику исследования личности “Дом – дерево – человек”. 1949 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Карен Маховер («Рисунок человека»). 50-60-е годы: рисуночные методики пользуются особой популярностью среди психологов-практиков. 1963 г.: Д. Харрис пересмотрел тест Гудинаф. Тест был расширен и опубликован как “Гудинаф – Харрис – тест рисования А. Кох (1949 г.) и Е Хаммер (1965 г.) занимались использование рисунка в диагностике. В основе анализа рисунков детей и взрослых – развитие психоаналитических концептуальных разработок. В России активизация изучения рисуночных тестов происходит после выхода психоанализа из «подполья». Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина изучали диагностические возможности рисунка («Графические методы в психологической диагностике», 1992 г.). М.Е. Бурно изучал терапевтическое воздействие на человека через рисунок («Терапия творческим самовыражением, 1989 г.»). (Захаров А.И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков», 1982 г.; Болдырева С.А. «Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией», 1974 г.; Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта», 1981 г.). Многие закономерности отражения задания в бессознательном человека разнятся в зависимости от языковых и культурных особенностей конкретных стран.
По рисуночным тестам с большей или меньшей долей вероятности можно говорить о наличии тех или иных проблем в бессознательном пациента. На их основе можно провести психотерапевтическую помощь. Благодаря рисункам мы получаем материальное отражение деятельности бессознательного поля мышления клиента. В рисуночных методиках активно выясняются основные бессознательные переживания клиента, декомпенсирующие его состояние, используя методы, способные обойти это сопротивление пациента. Эмоциональные феномены имеют свои символические отражения в соматике человека в зависимости от индивидуальных психологических и физиологических особенностей данной конкретной личности. Символ – от греч. – условный знак, предмет, действие, образ, служащий условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. Теоретические аспекты анализа символов в рисуночных тестах. В детстве для сохранения целостности детской психики существует ряд защитных механизмов, которые позволяют за короткий период времени вместить в мозг ребенка огромное количество информации без ее критической обработки. Это позволяет за первые 7 лет жизни вместить в свой мозг огромное количество информации, которое равно по объему информации, поступающей в мозг от 7 лет и до конца жизни. Внедрение информации происходит через определеннуюмифологизацию различных предметов и явлений, которые окружают ребенка. Концепция 4-х уровней символизации делает попытку объяснить, каким образом у ребенка формируются символы бессознательной жизни. Разделение первых трех уровней символизации достаточно условно, так как иногда 3 первых уровня проходят параллельно друг друга. Первый уровень символизации. Через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов ребенку объясняется сложность окружающего мира (запреты, разрешения, ритуалы и т.д.). Второй уровень символизации. Ребенок знакомится со строением своего тела Третий уровень символизации. Ребенок знакомится с окружающим его общественным распорядком жизни. Четвертый уровень символизации. Протекает в течение всей жизни и является отражением тех процессов, к которым человек пытается приспособиться. Уровень связан с конкретной жизнью в семье и производственной деятельностью. Происходит попытка приспособиться и отработать поведенческие стереотипы. Разделение на 4 уровня символизации весьма условно. Когда человек берет карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного поля мышления выплывает именно та аналогия, которая заряжена более сильной эмоциональной энергией. В ответ на нейтральный стимул бессознательное выдает нам в виде определенных символов самую беспокоящую проблему, которая давно созрела и требует своего разрешения.
Самая главная проблема исследования души и бессознательного человека – в момент исследования максимально освободить клиента от критического осмысления происходящего. Инструкция: нарисовать абсолютно простые и индифферентные рисунки. У взрослого человека сразу возникают предположения – это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротивления. Присутствие одинаковых символов и деталей в разных рисунках позволяет нам говорить о доминировании определенной идеи в бессознательном клиента. При предъявлении задания выполняются следующие требования: 1.Исследуемый не подозревает, что эта методика является инструментом исследования его бессознательного. 2. Предъявляются максимально неопределенные инструкции. 3. Инструкция ставит человека, его бессознательное в стимулирующее положение выбора, когда на поверхности оказываются проблемы наиболее эмоционально заряженные и беспокоящие его на протяжении длительного времени. Если происходит отказ рисовать, то это означает, что человек испытывает огромное опасение перед раскрытием своих собственных проблем, мыслей и желаний. Он не желает разрешать свои проблемы.
Практическое занятие № 5. Рисунок семьи (2 часа) [36, С. 292-312].
Коллоквиум № 6. Проективные методы (2 часа) 1. Вопросы: Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Общие положения: основные понятия, основные диагностические задачи. Технология тестирования. Обработка результатов. Интерпретация результатов. Тест тематической апперцепции Основные положения теории личности Г. Меррея. Процедура эксперимента. Схема анализа и интерпретации по Г. Меррею. Характеристика потребностей по Г. Мерею. Тест чернильных пятен Роршаха. Об авторе методики. История создания теста. Общая характеристика метода. Процедура исследования. Основные приемы шифровки ответов: обозначение локализации ответа; основные детерминанты ответов; шифровка содержания ответов; популярность (оригинальность) ответов. Интерпретация результатов теста. Рисунок как психотехническое средство. Исторические и теоретические основы интерпретации рисуночных тестов. Общий обзор рисуночных тестов. Психосоматическая символизация Методика «Рисунок семьи». История создания методики. Диагностическая процедура. Интерпретация методики 2. Тестирование.
Date: 2015-07-22; view: 554; Нарушение авторских прав |