Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5 Рисуночные тесты





Цель: Создать условия для изучения особенностей рисуночных методик.

Основные понятия: символ, символизация, рисуночный тест

Установка к занятиям [25; 36].

Рисунок можно использовать как средство познания личности.

Отечественные работы в этой области.

Воронов В.К. Чада Ф., Кучаенко А.М. (1910, 1911, 1912 гг.);

Коренблинт М. и Надольская М. под руководством проф. А. Лазурского - “Уроки рисования как метод исследования личности” (1914 г.);

Ермаков И.Д., Карпов П.И. (1922 г.); Коган Я.М., Рыбников Н.А. (1926 г.);

В России длительное время исследования рисуночных методик не проводились, так как был запрещен психоанализ.

В зарубежных странах применение рисуночных методик особенно распространено.

1926 г. Ф. Гудинаф предлагает для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков тест “Нарисуй человека”.

1948 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Дж. Бука. Дж. Бук предложил проективную методику исследования личности “Дом – дерево – человек”.

1949 г.: выход в свет фундаментальной монографии методики Карен Маховер («Рисунок человека»).

50-60-е годы: рисуночные методики пользуются особой популярностью среди психологов-практиков.

1963 г.: Д. Харрис пересмотрел тест Гудинаф. Тест был расширен и опубликован как “Гудинаф – Харрис – тест рисования

А. Кох (1949 г.) и Е Хаммер (1965 г.) занимались использование рисунка в диагностике.

В основе анализа рисунков детей и взрослых – развитие психоаналитических концептуальных разработок.

В России активизация изучения рисуночных тестов происходит после выхода психоанализа из «подполья».

Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина изучали диагностические возможности рисунка («Графические методы в психологической диагностике», 1992 г.).

М.Е. Бурно изучал терапевтическое воздействие на человека через рисунок («Терапия творческим самовыражением, 1989 г.»).

(Захаров А.И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков», 1982 г.; Болдырева С.А. «Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией», 1974 г.; Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта», 1981 г.).

Многие закономерности отражения задания в бессознательном человека разнятся в зависимости от языковых и культурных особенностей конкретных стран.

 

По рисуночным тестам с большей или меньшей долей вероятности можно говорить о наличии тех или иных проблем в бессознательном пациента. На их основе можно провести психотерапевтическую помощь.

Благодаря рисункам мы получаем материальное отражение деятельности бессознательного поля мышления клиента. В рисуночных методиках активно выясняются основные бессознательные переживания клиента, декомпенсирующие его состояние, используя методы, способные обойти это сопротивление пациента.

Эмоциональные феномены имеют свои символические отражения в соматике человека в зависимости от индивидуальных психологических и физиологических особенностей данной конкретной личности.

Символ – от греч. – условный знак, предмет, действие, образ, служащий условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи.

Теоретические аспекты анализа символов в рисуночных тестах.

В детстве для сохранения целостности детской психики существует ряд защитных механизмов, которые позволяют за короткий период времени вместить в мозг ребенка огромное количество информации без ее критической обработки. Это позволяет за первые 7 лет жизни вместить в свой мозг огромное количество информации, которое равно по объему информации, поступающей в мозг от 7 лет и до конца жизни.

Внедрение информации происходит через определеннуюмифологизацию различных предметов и явлений, которые окружают ребенка.

Концепция 4-х уровней символизации делает попытку объяснить, каким образом у ребенка формируются символы бессознательной жизни. Разделение первых трех уровней символизации достаточно условно, так как иногда 3 первых уровня проходят параллельно друг друга.

Первый уровень символизации. Через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов ребенку объясняется сложность окружающего мира (запреты, разрешения, ритуалы и т.д.).

Второй уровень символизации. Ребенок знакомится со строением своего тела

Третий уровень символизации. Ребенок знакомится с окружающим его общественным распорядком жизни.

Четвертый уровень символизации. Протекает в течение всей жизни и является отражением тех процессов, к которым человек пытается приспособиться. Уровень связан с конкретной жизнью в семье и производственной деятельностью. Происходит попытка приспособиться и отработать поведенческие стереотипы.


Разделение на 4 уровня символизации весьма условно.

Когда человек берет карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного поля мышления выплывает именно та аналогия, которая заряжена более сильной эмоциональной энергией. В ответ на нейтральный стимул бессознательное выдает нам в виде определенных символов самую беспокоящую проблему, которая давно созрела и требует своего разрешения.

 

Самая главная проблема исследования души и бессознательного человека – в момент исследования максимально освободить клиента от критического осмысления происходящего. Инструкция: нарисовать абсолютно простые и индифферентные рисунки. У взрослого человека сразу возникают предположения – это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротивления.

Присутствие одинаковых символов и деталей в разных рисунках позволяет нам говорить о доминировании определенной идеи в бессознательном клиента.

При предъявлении задания выполняются следующие требования:

1.Исследуемый не подозревает, что эта методика является инструментом исследования его бессознательного.

2. Предъявляются максимально неопределенные инструкции.

3. Инструкция ставит человека, его бессознательное в стимулирующее положение выбора, когда на поверхности оказываются проблемы наиболее эмоционально заряженные и беспокоящие его на протяжении длительного времени.

Если происходит отказ рисовать, то это означает, что человек испытывает огромное опасение перед раскрытием своих собственных проблем, мыслей и желаний. Он не желает разрешать свои проблемы.

 

Практическое занятие № 5. Рисунок семьи (2 часа) [36, С. 292-312].

 

Коллоквиум № 6. Проективные методы (2 часа)

1. Вопросы:

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Общие положения: основные понятия, основные диагностические задачи. Технология тестирования. Обработка результатов. Интерпретация результатов.

Тест тематической апперцепции

Основные положения теории личности Г. Меррея. Процедура эксперимента. Схема анализа и интерпретации по Г. Меррею. Характеристика потребностей по Г. Мерею.

Тест чернильных пятен Роршаха.

Об авторе методики. История создания теста. Общая характеристика метода. Процедура исследования. Основные приемы шифровки ответов: обозначение локализации ответа; основные детерминанты ответов; шифровка содержания ответов; популярность (оригинальность) ответов. Интерпретация результатов теста.

Рисунок как психотехническое средство. Исторические и теоретические основы интерпретации рисуночных тестов. Общий обзор рисуночных тестов. Психосоматическая символизация

Методика «Рисунок семьи». История создания методики. Диагностическая процедура. Интерпретация методики

2. Тестирование.

 







Date: 2015-07-22; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию