Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Проективныеметоды





Общая характеристика и классификация проективных методов.

Раздел 4

Тема 1. Проективныеметоды

Цель: Создать условия для изучения материала по теме «Проективные методы».

Основные понятия: проекция; классическая защитная проекция; атрибутивная проекция; аутистическая проекция; рациональная проекция; симилятивная проекция; проекция Панглосса или Кассандры; комплементарная проекция; апперцепция; проективный метод.

Установка к занятиям [36, 52, 44].

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени методических приемов, таких как тест Роршаха, ТАТ и других.

С некоторыми изменениями классификация проективных методик Л. Френка принимается и в настоящее время:

Группы проективных методик [52, С.10-11]:

1. Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

2. Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

3. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

4. Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

5. Методики катарсиса: психодрама, проективная игра.

6. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенности речевого общения.

7. Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К. Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и т.д.

Отличительные признаки проективных методик.

1. Неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

2. Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также же то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;

3. Проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

 

4. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

Принципы, лежащие в основе проективного исследования (Л.Фрэнк).

1. Направленность на уникальное в структуре и организации личности.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система динамических процессов постоянно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». «Каждое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это положение называют проективной гипотезой».

Назначение.

Методики создавались для клинических целей и в своих классических вариантах используются главным образом в клинике неврозов.

Варианты проективных методик создаются и для решения каких - либо исследовательских задач (упрощенные варианты теста Роршаха, Розенцвейга), в соответствии с чем разрабатывается и адекватный данной задаче способ анализа и интерпретации результатов. Некоторые варианты проективных методик внедрены в общую, социальную психологию, используются в педагогической, спортивной психологии.

Вопрос о стандартизации.

Большинство проективных методик не являются тестами в узком понимании этого термина.

Практически невозможно полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования.

Жесткая формализация и стандартизация противоречила бы самому духу проективной техники. Но исследования по стандартизации необходимы, так как без них затруднена оценка валидности и надежности.

Достоинство богатство получаемого материала Недостатки многие чрезвычайно сложны и громоздки; высокий уровень мастерства экспериментатора; не свободны от субъективизма экспериментатора при интерпретации результатов.

Данные, полученные с помощь проективных методик, не должны быть приняты как окончательные (это относится и к психометрическим тестам), они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.


Предыстория проективной психодиагностики.

· Исследования Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Свободные ассоциации определяются прошлым опытом личности.

· К.Г.Юнг создал тест на ассоциации, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания (комплексы личности).

· Г.Кент и А.Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе атипичных свободных ассоциаций, воспроизведённых в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не получилось.

· Ф.Е. Рыбаков, А.Бине и др. проводили эксперименты с аморфными цветными и монохроматическими чернильными пятнами. По рассказам судили о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых.

Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической концепции проекции, появилась в 1938 году – ТАТ (Тематический апперцептивный тест). Тест Роршаха был осмыслен с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Методики создавались в разное время, на протяжении почти пятидесяти лет. Одни – чисто эмпирическим путём, другие – на основе общепсихологических или частных концепций. Их возникновение связано с потребностями сугубо клинической психологии. Со временем методики начинают использоваться более широко как средства диагностики прежде всего индивидуальных особенностей личности.

Источники проективного подхода:

1) холистическая психология;

2) психоанализ;

3) экспериментальные исследования NEW LOOK.

Из категориального аппарата этих направлений проективная психология заимствовала свои основные понятия, под их влиянием складывались общие принципы проективного исследования и частные схемы анализа результатов.

Холистическая психология

Ядро личности – субъективный мир желаний, мнений, идеи и т.д. Взаимоотношения личности и её социального окружения – процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения. Проективный метод – средство познания содержания и структуры «личного мира». На первом месте – диагноз индивидуальных особенностей личности и способов её нормальной адаптации.

Психоанализ

Вклад психоанализа более значителен. Это главный теоретический источник проективного метода. Основные категории анализа и интерпретации проективного материала («конфликт», «фрустрация», «защита» и др.) были введены и разработаны в психоанализе. В его теориях мы находим также наиболее фундаментальное развитие проективной методологии и самого принципа проекции.

В психоанализе проективные методы направлены на выявление неосознаваемых тенденций. Объект проективного метода – глубоко конфликтная, дезадаптивная личность. Основа анализа и интерпретации методик – понятия: влечение, конфликт, защита.

Экспериментальные исследования NEW LOOK.

Одно из направлений американской психологии - «новый взгляд»- (NewLook). Это направление переосмысливает традиционную психологическую проблему восприятия. Источник активности восприятия — личность. Исходя из этого формулируется и исследовательская задача: изучить взаимосвязь, существующую между динамикой личности и динамикой восприятия.


Эксперименты способствовали переориентировке проективных исследований на диагностику защитных механизмов и их специфических форм в том или ином месте. Введены новые психологические категории: «контроль», «когнитивный стиль».

Проективная продукция стала рассматриваться как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как собственно когнитивные, так и аффективно-мотивационные компоненты личности.

Концепции проекции.

Проекция – основная описательная и объяснительная категория проективного метода.

Впервые термин проекция был использован З. Фрейдом для объяснения патологических симптомов паранойи в 1896 г. Приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе. В основе лежит процесс самозащиты.

Потом Зигмунд Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Классическая защитная проекция – приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.

Виды проекции (Мюрстейн и Прайер).

1. Классическая защитная проекция.

2. Атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

3. Аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями воспринимающего.

4. Рациональная проекция – проекция с рациональной мотивировкой (Например, студентов попросили высказать свои замечания о структуре учебного процесса: на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики; на квалификацию преподавателей – двоечники). Таким образом приписывается ответственность за собственные неудачи другим людям, внешним обстоятельствам. Всегда находится оправдание нежелательным собственным чертам личности и поведения.

Классификация видов проекции по Д. Холмсу.

Два измерения проекции:

1. что проецируется: субъект воспринимает вдругом свои собственные черты или черты ему самому не присущие;

2. осознает ли субъект обладание той чертой или нет.

Комбинация измерений.

Осознание субъектом проецируемой черты Наличие у субъекта проецируемой черты Отсутствие проецируемой черты
Субъект не осознает свою черту Симилятивная проекция Проекция Панглосса или Кассандры
Осознает Атрибутивная проекция Комплементарная проекция

Симилятивная проекция выполняет защитную функцию, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает чертой.

Проекция Панглосса или Кассандры – вариант защитного механизма “реактивное образование” (замена “эго” – неприемлемых тенденций на прямо противоположные). (Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованным чувством ненависти к нему).


 

Комплементарная проекция. Если субъект ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих; приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния.

Концепция апперцетивного искажения Л. Беллака.

Отказ от понятия «Проекция» как объяснительной категории.

Критика фрейдовской концепции защитной проекции.

Содержание проекции не сводимо к асоциальным тенденциям. Объектом проекции может быть и положительное проявление личности. Проекция не может объяснить проективное поведение.

Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий.

Семинарское занятие № 5. Проективные методы в психодиагностике (2 часа)

1. Общая характеристика и классификация проективных методов [52, С. 10-18; 36, С. 68-70; 44, С.290-299, 308-320].

2. История развития и обоснования проективного метода [52, С. 19-44, 58-70; 36, С. 51-62; 44, С. 285-287, 299-308].

3. Концепции проекции в обосновании проективного подхода [52, С. 44-57; 36, С. 63-67; 44, С.287-290].

Литература:

Основная: 36, 44, 52

Дополнительная: 3, 41, 45

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Можно ли проективную методику считать тестом? Приведите классификацию проективных методов и примеры разных видов проективных методик. Каковы возможности и ограничения в применении проективных методов?

Какова роль стимула в проективном методе? Расскажите о постулатах Д. Кенни, объясняющих взаимосвязь стимул – реакция. Можно ли проникнуть в бессознательное психическое, используя проективные методики?

Назовите основные виды проекции и объясните их.

Назовите основные рисуночные тесты и кратко охарактеризуйте их.







Date: 2015-07-22; view: 603; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию