Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аннотация
к курсовой работе на тему: Тема: Систематизация нормативно-правовых актов Курсовая работа выполнена на Тему: Систематизация нормативно-правовых актов,включает 34 страниц машинописного текста,10 литературных источников, 1 приложения. Объектом исследования является методика оценки Систематизации нормативно-правовых актов. Целью исследования является изучение действующей Систематизации нормативно-правовых актов. Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи: выявить значение и роль систематизации законодательства; - отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов - в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты. В курсовой работе использовался теоретические метод. В результате исследования была выявлена роль Систематизации нормтивно-правовых актов. И был сделан вывод, что Систематизация нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима. Результаты данного исследования могут быть использованы при улучшении действующего законодательства.[ШНВ2] СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов...........5 2. Систематизация нормативно–правовых актов и их действие.................9 2.1.Кодификация как форма систематизации.............................................10 2.2. Инкорпорация как форма систематизации..........................................17 2.3. Консолидация как форма систематизации...........................................22 3. Значение и роль систематизации законодательства................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................29 ВЕДОМОСТЬ ПРОЕКТА............................................................................30 ПРИЛОЖЕНИЯ
C yвeличeниeм кoличeствa зaкoнoв и нoрмaтивныx aктoв вoзниклa проблeмa cиcтeмaтизaции зaкoнoдaтельствa. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема. Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г. Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошлооколо 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.Высока была техника оформления томов Свода. В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.[1] В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод
Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так как: - Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов. Следовательно, целью нашей работы является исследование понятия систематизации современного законодательства и его виды и значение. Исходя из цели работы можно поставить перед собой следующие задачи: - выявить значение и роль систематизации законодательства; - отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;- в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты1.Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов [ШНВ4] Нормативные акты принимаются разнообразными органами в различное время, в различных пространственных границах и по разному поводу. Подобная ситуация не может не воздействовать на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, нужно, чтобы сами нормативные акты находились в порядке, чтобы они были приведены в надлежащую систему. Следовательно, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она нужна для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, устранения пробелов. Результатом систематизации является создание кодифицированных актов. Итак, цель систематизации – создание системы законодательства.Безусловно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно имеющейся системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода, и т.д., но в форме своего выражения это неизменно субъективно.[3] В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, устранены, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям социального развития. Они группируются по особым систем признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизируемые акты. В странах, где функционирует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм является сложной проблемой, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В нынешних развитых государствах существует большое число нормативных актов, принимаемых всевозможными правотворческими органами. Правотворчество не может останавливаться на определенной стадии, а все время должен находится в движении, развитии в силу динамизма социальных взаимоотношений, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства. 1. Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.[4] Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой
2. Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если в наше время не заниматься упорядочением функционирующей нормативной базы, которая повышается чрезвычайно быстрыми темпами, в будущем появятся значительные трудности в нахождении и применении действующих норм права, беспорядок и путаница в российском нормативном хозяйстве. Дело может осложнить еще и то, что сейчас, когда формируется практически новейшая правовая система в Российской Федерации, необходимо также безотлагательно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо отчасти противоречат новым нормативным решениям или запросто безнадежно устарели.[5] Почти всегда в понятие систематизации законодательства включаются четыре формы самостоятельного значение правовой деятельности: 1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и прочими учреждениями и организациями функционирующих нормативных актов, их обрабатывание и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их требованиям (учет нормативных актов);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, опубликованных по одному вопросу (консолидация законодательства);
Нормативно–правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. Систематизация нормативно–правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.[6] Особенности систематизации состоят в следующем: 1) В процессе этого вида юридической деятельности сопоставляются и анализируются изданные в разное время и действующие на данный момент нормативно-правовых актов. 2) В процессе этой деятельности выявляются: а) нормативно-правовые акты - имеющие противоречия в содержании правовых норм б) пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании отдельных правовых отношений в) множественность актов г) обнаруживаются устаревшие нормы (мертвые). 3) Создаются проекты новых нормативно-правовых актов, формируется предположения по изменению и дополнению действующих нормативно-правовых актов.
В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно-правовых актов.
2.1.Кодификация как форма систематизации[ШНВ6]
На данной стадии формирования общества систематизация нормативно-правовых актов начинает реализовываться еще на стадии их публикации в официальных газетах, журналах или вестниках. В данных публикациях они расположены по установленной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа, которое приняло их, от их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту должен быть присвоен личный номер. Наряду с указанной вышеизложенной формы, есть также два существенных типа систематизации: инкорпорация и кодификация. Под кодификацией понимается деятельность, направленная на систематизацию и коренную обработку действующего законодательства путем подготовки и принятие нового нормативного правового акта. Данные акты имеют разнообразное наименование: основы законодательства, кодекс, устав, положение, правила, и т.д. Кодификация - эта особая форма упорядочения, поскольку во время ее на смену нескольким отдельным актам приходит один акт, упорядочивающий правовые нормы и процедуры в определенной сфере отношений и унифицирующий метод правового регулирования.[7] Кодификация обладает способностью упорядочивать функционирующее законодательство, делать его более компактным, слаженным, избавлять его от фактически утративших силу и недействующих правовых актов. Исходя из этого можно сделать вывод, что кодификацию неоправданно относить только к внешней обработке правового материала, т.е. к систематизации юридических норм. В процессе кодификации происходит поглощение существенной части актов действующего
Именно данное свойство кодификации позволяет рассматривать её как один из наиболее идеальных видов правотворческой деятельности. Результатом кодификации является сводный акт, заменяющий ранее функционировавшие нормативные акты в данной отрасли законодательства, либо новоиспеченный акта, впервые системно регулировавший установленную группу общественных отношений. Кодификация затрагивает наиболее важнейшие аспекты государственной и общественной жизни, как правило, связана с немаловажными социальными процессами. Можно сказать, что социальная цель кодификации — это, в конечном счете, всегда отражение наиболее важных для общества социальных интересов, закрепление решения каких-то важных, центральных проблем государственной и общественной жизни. Отсюда и задача кодификации: по возможности более адекватно воспроизвести социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, постоянные общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований. Кодификация содействует также развитию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент стабильности, обеспечивают более четкое построение его системы.В юридической литературе выделяют всеобщую, отраслевую и специальную кодификации. При всеобщей кодификации в течение времени образуются сводные кодификационные акты по всем важнейшим отраслям законодательства. Отдаленным, но в принципе достижимым идеалом этого вида кодификации может служить подготовка и издание Свода законов Российской Федерации по типу «Кодекса кодексов». Отраслевая кодификация охватывает законодательство какой-либо определенной отрасли или подотрасли законодательства. Специальная кодификация сгруппировывает нормы определенного правового института либо нескольких. Кодификация обычно связывается с систематизацией и улучшением, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются, объективируются в форме главного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью характерных, только ему присущих черт. Кодификационный акт характеризуется наиболее значительным уровнем нормативных обобщений.[9] Кодификационный акт регулирует немаловажную, значительную и довольно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и фиксирует наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно долговременный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, как законодатель точно учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику. Более подвижные области общественных отношений регулируются нормативными [ШНВ7] актами, формируемыми в процессе текущего правотворчества. 3.
Кодификационный акт, связывая в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, ибо при кодификации вносятся существенные новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Именно этим, в частности, и различается кодификационный акт от укрупненного (консолидированного) акта.[10] Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это единый, цельный, внутренне связанный юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся, как правило, большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала. Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов, форму. 4.
Основы законодательства — юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные с максимальной полнотой урегулировать определенный круг отношений. Основы возглавляют определенную структурную часть системы законодательства, обеспечивают большую внутреннюю согласованность, взаимоувязанность составляющих ее нормативно-правовых актов. Они содержат принципиальные нормы, регулирующие ту или иную область однохарактерных общественных отношений, вследствие чего и являются юридической базой для Развития законодательства в сферах совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов Федерации. Проведение кодификации в форме Основ, как правило, предполагает последующее создание относительно самостоятельной системы нормативно-правовых актов разного уровня и в первую очередь кодексов, ибо в Основах обычно не содержится детального регулирования тех или иных общественных отношений, они устанавливают главные, наиболее важные положения, которые в большинстве случаев должны развиваться и конкретизироваться в других актах законодательства. 5. Положения Основ, требующие [ШНВ8] конкретизации, могут развиваться не только в соответствующих отраслевых кодексах и иных законодательных актах, но и в
Отраслевые кодексы представляют собой крупные сводные акты, позволяющие детально, непосредственно и полно регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Так, многие нормы Гражданского кодекса, относящиеся к различным договорным обязательствам, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Отсюда — определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с Основами, степени абстрактности правовых предписаний, в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм [12].[12][ШНВ9] В системе отдельной отрасли законодательства основополагающие кодификационные акты занимают главенствующее, центральное место. Они возглавляют иерархию актов данной отрасли, обеспечивают их большую внутреннюю
Уставы — это комплексные нормативно-правовые акты, регулирующие ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта). Уставы регулируют деятельность определенных органов и организаций, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. Под Положением обычно понимается сводный нормативно-правовой акт, достаточно всеобъемлюще и детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения). Так, 23 декабря 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации было утверждено Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, которым подробно регулируется порядок и условия прохождения службы сотрудниками ОВД, замененное позднее Законом о милиции, Правила — нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности. Примером этого вида кодификационного акта могут служить Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены постановлением федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 г. № 641). 6. В форму положений, уставов и правил преимущественно «облекаются» нормативно-правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации.[13]
Date: 2015-07-24; view: 349; Нарушение авторских прав |