Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностный подход к произведению





- Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания она пробуждает? Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки школьниками и вносит в ее решение что-то новое, ранее неизвестное. Неизменным остается желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования. Методы интонационного анализа, разрабатываемые учеными сегодня, во многом перекликаются с методами и приемами, которые провозглашались еще в 20-е годы.

Идея о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит свое развитие в современной практике.

Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов современной программы по музыке, освоение которого занимало минимальную часть времени на уроке. Перед учителем поставлены задачи - научить детей слушать, воспринимать музыку, понимать ее, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать ее, быть активным, деятельным по отношению к ней. Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве. Все это способствует воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

Важное значение приобретает методика отбора музыкального материала по слушанию: народная музыка, композиторская, авторская и т.д. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке, поэтому необходимо слушать и свою родную музыку.

Татарская музыка является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему народу, музыкальной культуры. На уроках музыки предполагается предусматривать:

- изучение учащимися татарской народной музыки, творчества крупнейших представителей профессиональной татарской музыки, а также и деятельности исполнительских коллективов;

- выработку у учащихся интереса к музыке представителей всех народов, населяющих Республику Татарстан.

- использовать высокохудожественный, интересный, доступный для данного возраста материал.

Использовать различные методы и приемы эмоционального воздействия на учащихся с целью активизации их сенсорно-моторной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности: наглядный метод, игровой метод, метод «выхода за пределы музыки», проблемно-поисковый метод, метод создания ситуации успеха, творческие задания.

Учитель учит детей: внимательно слушать музыкальные произведения с нача­ла до конца;

проникаться их эмоциональным содержанием; делать посильный разбор произведения (эмоционально-об­разное содержание, средства музыкальной выразительности, структура, исполнение);

узнавать по звучанию пройденные музыкальные произве­дения, помнить их названия и имена композиторов.

Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств.

Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно и эмоционально чувствовать музыку.

В наше время дети слушают музыку разных жанров, дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают, ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества.

Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией, которая как наука зародилась в недрах философии. Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни.

Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. В результате обследования группы профессиональных музыкантов, а также людей, которые слушали классическую музыку в детстве, было выяснено, что они имеют отличную память и способность к языкам.

Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия и исполнения.

Развитие восприятия предполагает умение выделять отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, тембр, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством музыкальной выразительности.

Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой.

В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности, всегда анализируется два контрастных произведения, например, быстрое и медленное («Веселая. Грустная» Бетховена).

Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке, и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой. Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы школьники накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, систематически и последовательно, от класса к классу овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений. В связи с этим через все годы обучения проходят основные познавательные темы, например «ТРИ КИТА – жанры ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ», «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ» и др., развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки с ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами; с музыкальными жанрами, формами.

Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество. В первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.

Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений. Одной из особенностей художественного мышления является его образность, а образ всегда связан с целостным представлением объекта. С помощью ощущений, представляемых нашими анализаторами, мы можем видеть, слушать, различать, что происходит в окружающем нас мире. Различные анализаторы в процессе своей работы взаимодействуют, проникая друг в друга, синтезируясь, развивают цветной слух. Чувство ритма связано с общей уравновешенностью в нервной системе процессов торможения и возбуждения. На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять конкретное настроение, передаваемое им.

На первом этапе развития неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. На последующих — осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. В соответствии с методикой и особенностями восприятия, я использую на уроках следующий порядок понимания музыкального произведения в процессе его восприятия:

-Выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; определение главной идеи произведения; понимание специфики автора; нахождение личностного подхода к произведению;

Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий. Например, при выявлении главного настроения учащимся можно предложить обсуждение следующих вопросов:

-Какие чувства передаются в предлагаемой музыке? Какие эпизоды понравились больше всего?

Выполняя задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать. И в ходе урока мы начинаем углубляться в образное содержание предложенных музыкальных примеров. Вопросы к ученику могут быть следующие:

-Как произведение начинается? Какой характер имеют мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоем сознании? Как он развивается - плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?

Развитию образного мышления способствует поиск названия, которое необходимо подобрать к прослушиваемой музыке.

Можно спросить у учащихся:

- Для чего автор создал это произведение? Какая основная мысль владела им в процессе создания? Что он хотел сказать своей музыкой?

Если это программное произведение, можно спросить:

- Почему автор назвал произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль — строчкой стихотворения, образным сравнением?

Ответы на эти вопросы заставляют учащихся размышлять. Большое влияние на учащихся оказывает не только музыка, но и личность самого композитора. Часто ребята сами задают вопросы о жизни автора.

Вопросы к учащимся здесь могут быть такие:

- Каково его отношение к своим героям? Относится ли он к ним с симпатией, юмором, со страданием или с иронической усмешкой?

Следующие вопросы требуют самораскрытия учащегося, к чему он не всегда готов:

- Какие события из жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания и надежды она пробуждает? Что бы захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, в начальных классах, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения. В первом классе используют шумовой оркестр из подручных средств: деревянные кубики, металлические ложки, бумага (шуршание), и т.д.

При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.

Так же используют слушание и при разучивании новых песен. Но сначала ребята поют свои варианты песни, а уж потом предлагается оригинальное исполнение, чтобы не создавался стереотип, шаблон.

Таким образом, учащиеся легче воспринимают уже знакомое произведение.

Итак, эмоционально-осознаное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмысление его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих способностей.

Date: 2015-07-22; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию