Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие музыки





Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать; исполнить песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; аккомпанируя на ритмичных инструментах, двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать свое отношение к произведению.

Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. В методической литературе он определяется, как слушание или слушание – восприятие. Здесь учащиеся знакомятся с музыкальным произведением, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами.

Однако, процесс слушания таких произведений не сводится к знакомству с музыкой. Важно формировать у них навыки и умения для полноценного восприятия музыкальных произведений, развивать творческие способности, интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественные музыкальные произведения и активная музыкальная деятельность. Правильно организованное слушание заключается в следующем:

Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, но — музыку в целом, обобщая в образе отдельные средства выражения. Когда мы слушаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, это Шопен, а это — Бетховен, тем самым, мы, относим услышанное к определенным эпохам, стилевому направлению, композитору. Мы можем также определить жанр произведения — симфонический или камерный, характер художественного образа — лирический или героический, средства, с помощью которых раскрывается содержание данного образа.

Для постижения классической серьезной музыки в начальной школе требуются глубокая сосредоточенность, аналитическое размышление вызываемых переживаний.

Развить музыкальное восприятие — значит научить школьника переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.

Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально- осознанного, личностно окрашенного постижения музыкального произведения, Ф.Лист «Восприятие музыки – это познание самого себя».

Механизмами восприятия является эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, а также сформированность способности к творчеству.

Ему свойственны эмоциональность, образность, целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и др.качества.

По мнению Асафьева, процесс восприятия музыки есть процесс становления в сознании слушателя музыкального образа.

1 стадия – музыкальное восприятие при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая муз. произведения младший школьник получает лишь общее представление о музыкальном образе.

При первом знакомстве у младших школьников возникает непосредственный интерес к восприятию нового, обычно это эмоциональный отклик на музыку, чаще положительный, но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Через эмоциональную реакцию, выраженную в мимике, жестах, моторно- пластических проявлениях, также размышлениях по поводу услышанной дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного.

Задача учителя на этом этапе - помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять какие чувства вызывает эта музыка.

2 стадия – связана с повторным прослушиванием целиком или в отрывках. Происходящий процесс углубления в содержание произведения «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности.

Повторное обращение к музыкальному произведению может вызвать «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному произведению, выявить гедонистическое (любование красотой) чувство.

3 стадия – это повторное слушание произведения, обогащенное возникшими ранее музыкально- слуховыми представлениями и ассоциациями. Идет взаимодействие целостного эмоционального впечатления от музыки, именно здесь возможно творческое восприятие музыки.

Здесь можно использовать метод создания композиций:

1ч.- вокалируют, т.е. поют

2 ч.- слушают

3ч.- исполняют на инструментах или пластически интонируют, через различные движения.

Ученый Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку, как «членораздельную речь». Тараканов: «важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальной структуры». Психолог Теплов писал «что одна из трудных задач в развитии музыкального восприятия в сохранении эмоционального отношения на прослушивание».

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где - просто шум, воспроизводимый различными предметами, машинами или другими объектами. Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи средств музыкальной выразительности. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам произведения.

Далеко не сразу слушатель может постичь всю глубину музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных особенностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе на уроке музыки, которые в начальной школе, включают в себя различные виды музыкальной деятельности.

На первых этапах развития музыкального восприятия слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное. Слушатель осознает отдельные детали характера и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слушанием средств музыкальной выразительности.

Исследователи-практики (Кабалевский, Алиев, Алеев, Критская, Терентьева и др.) предлагают следующую последовательность постижения музыкального произведения в процессе его слушания (восприятия):

1) выявление главного настроения;

2) определение средств музыкальной выразительности;

3) рассмотрение особенностей развития художественного образа;

4) выявление главной идеи произведения;

5) понимание позиции автора;

6) нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий.

1. Выявление главного настроения. Какие чувства передаются в предлагаемой музыке? Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал? Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

Следует обратить внимание учащегося на то, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло.

2. Определение средств музыкальной выразительности (жанр, характер, темп, ритм, тембр и т.д.).

Понимание особенностей использования средств музыкальной выразительности помогает сравнение одного и того же настроения у разных композиторов. Такие сравнения приводят к пониманию стиля музыки, который в разные эпохи был разным. Сравнение контрастных по настроению музыкальных произведений способствует более отчетливому пониманию специфики каждого средства музыкальной выразительности. Основное направление слушания музыки заключается в том, чтобы выявить, какие ассоциации может вызывать то или иное средство.

3. Развитие художественного образа.

Настроение и возникающий с ним образ, отражающийся в музыке, во многих произведениях подвергается динамическому развитию и в конце концов он может перевоплотиться в образ, контрастный тому, что был в начале произведения. Умение слышать, следить за развитием образа предполагает умение слушателя передавать словами то, что он слышит. Хотя многие музыковеды не без основания считают, что содержание музыкального внепрограммного произведения невозможно перевести на язык адекватных понятий, все же, выполняя подобные задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать.

Вопросы к ученику могут быть следующие:

- Внимательно прослушай это произведение и попытайся ответить на следующие вопросы:

- Как это произведение начинается? Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоем сознании? Как он дальше развивается - плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается это произведение? К чему привело развитие образа?

Объясняя содержание музыкального произведения словами, ученик начинает лучше понимать его.

Развитию образного мышления способствует поиск своего названия, которое необходимо придумать к прослушанной музыке. Для этого подходят задания на продолжение предложений незаконченного типа. «В этой музыке как будто…».

Обсуждение наиболее удачного названия помогает детям освоить художественный образ произведения.

Например, при обсуждении возможного содержания образа первой части Пятой симфонии Бетховена учащиеся в ход эксперимента предложили нам такие названия: «Шторм на море», «Восстание рабов», «Гибель корабля на море» и т.д.

Постижению образного смысла музыкального сочинения помогает обращение к произведениям литературы и других видов искусства - живописи, скульптуре, литературе в которых передается сходное эмоциональное состояние…

4. Постижение идеи произведения. Постижение образного строя музыкального произведения в дальнейшем ведет к пониманию внутренних смысловых значений, стоящих за звуками музыки. Можно спросить учащихся:

- Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение? Какая основная мысль владела им в процессе его создания? Что он хотел сказать людям своей музыкой?

Если это программное произведение, можно спросить:

- Почему автор назвал это произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?

Date: 2015-07-22; view: 2462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию