Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифологическое пространство





"Мифологическому миру присуще специфическое мифологическое понимание пространства: оно представляется не в виде признакового континуума, а как совокупность отдельных объектов, носящих собственные имена. В промежутках между ними пространство как бы прерывается, следовательно, не имея такого, с нашей точки зрения, основополагающего признака, как непрерывность. Частным следствием этого является "лоскутный" характер мифологического пространства и то. что перемещение из одного locus'а в другой может протекать вне времени, заменяясь некоторыми устойчивыми былинными формулами, или же произвольно сжиматься или растягиваться по отношению к течению времени в locus'ах, обозначенных собствеными именами. С другой стороны, попадая на новое место, объект может утрачивать связь со своим предшествующим состоянием и становиться д р у г и м объектом (в некоторых случаях этому может соответствовать и перемена имени). Отсюда вытекает характерная способность мифологического пространства моделировать и н ы е, непространственные (семантические, ценностные и пр.) отношения.

Заполненность мифологического пространства собственными именами придает его внутренним объектам конечный, считаемый характер, а ему - признаки отграниченности. В этом смысле мифологическое пространство всегда невелико и замкнуто, хотя в самом мифе речь может идти при этом о масштабах космических.... Наличие нескольких разных денотатов у имени собственного в принципе противоречит его природе (создавая существенные затруднения при коммуникации), тогда как наличие разных денотатов у нарицательного имени представляют собой, вообще говоря, нормальное явление.

 

15 15 15 15 15

"Особенности мифологического мышления", задавая вопросы о мифологии как специфический тип мышления, автор не отходит от устоявшегося толкования мифологии как чувственно-образного освоения человеком мира его бытия. Речь идет о другом. Учитывая, что в историческом развитии человечества данный феномен первоначально задекларировал себя как тип мировоззрения, есть смысл не только вычленить мыслительную составляющую мифа, но и подумать над ее специфики. В указанном аспекте следует учесть мнение Е. Лича, который утверждает, что мифы означают разум, который разрабатывает их с помощью света, часть которого - он сам. Таким образом, могут быть одновременно порождены сами мифы умом, который их создает, а мифами - образ мира, уже создан в построении ума.

Многочисленные исследования мифологического мышления прежде расценивают его как архаичное, связывая эту черту с конкретностью мышления, образно-чувственностью, слитностью с эмоциональной сферой. Однако, по нашему мнению, считать мифологическое мышление исключительно несовершенным предшественником научного мышления нет оснований, ведь речь идет прежде всего о возможности различных систем понимания вещей и мышления о них: научное, религиозное, мифологическое.

Исторические сдвиги когнитивности в направлении сциентизации, изменения форм мышления (в том числе и специфическое от эпохи к эпохе окраску в сфере мифологического мышления) оговариваются коллизиями именно в сфере культуры. Так, совпадение мифологии с духовной сферой первобытного общества в целом, неизбежно приводило к ситуации, в рамках которой любое свитопояснення не укладывается в закономерности первоначального типа мышления; архаичный степень мышления закладывает такие мыслительные особенности (без / вне-сознательный характер мышления, коллективность, некатегориальнисть мышления, подмена причинно-следственных связей определению этапов становления вещей и т.п.), которые срабатывают и в последующей, более сложной (с точки зрения факторов мышления) истории развертывания в культуре мифологической составляющей; как синкретическая форма мировосприятия миф проявляет себя и мыслью, и действием, и вещью, и словом, и образом сознания, и образом поступка, действия. То есть, первобытное мышление оперирует конкретным и персональным, манипулирует внешними чувственными качествами, научное же - опирается на абстрактно структурированные элементы и общее.

Основные черты мифологического мышления:

Философия представляет собой духовную интеллектуальную дисциплину, возникшую в 7 – 5 в. до н. э. Одновременно в различных точках планеты: в Индии, Китае, Греции. Этот факт означает, что философия не является внеисторическим свойством человеческого сознания. Ей предшествовал другой тип мышления – мифологический (архаический). Важно уяснить, что это понятие не является оценкой, т. е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:

1. Нерасчлененная ценность мира богов, человека и природы (природное явление объясняется непосредственным влиянием богов, т. е. нет абстрактного представления о

едином законе, который описывает взаимоотношения людей и богов).

2.Отсутствуют различия субъекта и объекта – человека и мира; мир понимается по образу и подобию человека, а человек – по образу мира.

3.Мифологическое знание неразрывно связано со своим осуществлением в ритуале, т. е.

некоторая ситуация воспринимается, во-первых, как соразмерная божественному порядку, во-вторых, существует способ влияния на эту ситуацию. Мифологическое мышление рецептурно.

4.Всякое ритуальное действие имеет целью поддержания шаткого мирового порядка, поэтому не существует различия между такими сферами деятельности как искусство, религия, наука, философия.

5.Из вышесказанного вытекает символизм архаического мышления – не существует явлений самих по себе, они являются символами божественной воли, каждое явление вызывало ассоциацию с мифом данного племени. По различным причинам мифологический тип мышления рушится, на смену ему приходит философия, т. е. членораздельная речь.

 

 

17 17 17 17 17 17







Date: 2015-07-24; view: 1494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию