Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Как исследователь определяет взаимоотношения человека и техники? Человек «выдан» технике, «затребован» ею.
Хайдеггер доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая ее естественного состояния, с другой — бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их. Как Хайдеггер характеризует современную технику? Как «откровенную», обладающую особым характером «полагания», «вызова». Каковы пути технических решений современности? Высвобождение, преобразование, накопление, распределение и коммутирование (современная техника экстрагирует накопленную энергию в виде каменного угля, затем преобразовывает его в электрическую энергию, которая, в свою очередь, может быть накоплена, а затем использована для дальнейшего распределения по человеческим потребностям или применена по воле человека – пример с электростанцией). Как связан вопрос о технике с вопросом о вещи? Хайдеггер пытается показать, что технологические процессы, в отличие от традиционной техники, никогда не создают вещей в строгом смысле этого слова (на место уникальной вещи наподобие изготовленного гончаром глиняного горшка современная техника порождает Bestand («резервы на длительное время», «запасы») — объекты, готовые для продажи, манипулирования, употребления или выбрасывания. Причина не в массовом производстве, а в характере тех вещей, которые появляются в результате массового производства (Bestand состоит из предметов, которые за рамками человеческих потребностей не представляют никакой ценности, например, предметы, изготовленные из пластмасс, форма которых полностью зависит от человеческих решений относительно того, для чего они должны быть использованы или как они должны быть декорированы и упакованы). Какие отношения сегодня установились между современной наукой и техникой? Современная наука характеризуется объектификацией (опредмечиванием) естественной окружающей среды в описании мира посредством математических терминов. При этом игнорируется сам земной характер мира и его естественность, а это, в свою очередь, создает возможность производства предметов без подлинной индивидуальности и вещности. Точнее было бы рассматривать науку как теоретическую технику, вместо того чтобы рассматривать технику в качестве прикладной науки. Кто или что является причиной технического открытия мира как чистого объекта? По его мнению, «за спиной» или на «изнанке» современной техники в качестве способности открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов (Gestell-трансцендентальная предпосылка современной техники, в переводе - «стойка», «каркас», «подставка») Однако он придает этому термину более глубокий философский смысл. Gestell не является частью техники; он является той установкой, которая лежит в самой основе современной техники, пребывает внутри технической деятельности. Проще говоря, этот термин означает техническое отношение к миру. В чем причина возникновения современной техники? Это не потребности человека. Сущность современной техники ставит человека на путь открытий, сама действительность призывает человека к манипулированию природой. Как исследователь определяет современная технику? Как овеществленный догматизм. Техника хорошо знает, как надо что-то конструировать и как надо производить. Техника обладает эффективным методом, исключающим все другие методы. И в этом отношении техника не обладает знанием собственных границ, она не признает их. Она неспособна познать саму себя. Хайдеггер четко ставит акцент на вопрошание, и именно это вопрошание сущности техники или попытка поместить техническую уверенность в рамки философского вопрошания и является краеугольным камнем философии техники Хайдеггера. Основные сочинения: М. Хайдеггер. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1986, — с. 255—275. М. Хайдеггер. Бытие и время / Пер. с нем. и предисл. Г. Тевзадзе; Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. — Тбилиси, 1989. М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. — М.: Высшая школа, 1991. М. Хайдеггер. Что это такое — философия? / Пер., коммент., послесл. В. М. Алексенцева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. — 447 с. М. Хайдеггер. Статьи и работы разных лет / Пер., сост. и вступ. ст. А. В. Михайлова. — М.: Гнозис, 1993. М. Хайдеггер. Кант и проблема метафизики / Пер. О. В. Никифорова. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. М. Хайдеггер. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е. В. Борисова. — Томск: Водолей, 1997. М. Хайдеггер. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1228-8. М. Хайдеггер. Введение в метафизику / Пер. с нем. Н. О. Гучинской. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. М. Хайдеггер. Положение об основании / Пер. с нем. О. А. Коваль. — СПб.: Лаб. метафиз. исслед. при Филос. фак. СПбГУ: Алтейя, 1999. М. Хайдеггер. Переписка, 1920—1963 / Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс; пер. с нем. И. Михайлова. — М.: Ad Marginem, 2001. М. Хайдеггер. Основные проблемы феноменологии / Пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. М. Хайдеггер. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. — СПб.: Академический проект, 2003. М. Хайдеггер. Ницше. Тт. 1-2 / Пер. с нем. А. П. Шурбелева. — СПб.: Владимир Даль, 2006—2007. М. Хайдеггер. Ницше и пустота / Сост. О. В. Селин. — М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. М. Хайдеггер. Что зовется мышлением? / Пер. Э. Сагетдинова. — М.: Академический проект, 2007. — ISBN 978-5-8291-1205-9. М. Хайдеггер. Исток художественного творения. — М.: Академический проект, 2008. — ISBN 978-5-8291-1040-6. М. Хайдеггер. Парменид: [Лекции 1942—1943 гг.] / Пер. А. П. Шурбелева. — СПб.: Владимир Даль, 2009. — 384 с. - ISBN 978-5-8291-1040-6 М.Хайдеггер, Е.Финк. Гераклит/ Пер. А. П. Шурбелева. — СПб.: «Владимир Даль», 2010. — 384 с. ISBN 978-5-93615-098-2 М. Хайдеггер, Цолликоновские семинары / Пер. с нем. яз. И. Глуховой. — Вильнюс: ЕГУ, 2012. — 406 с. — (Conditio humana). ISBN 978-9955-773-58-0 (ЕГУ) М.Хайдеггер. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / Пер. с нем., предисл., науч. ред., сост. Н.А. Артеменко. — СПб.: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2012. — 224. — ISBN 978-5-93762-097-2
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880- 1936) Как рассматривает философ процесс развития техники? Как единый процесс совершенствования орудий и средств производства. Ведь именно в современном обществе наконец-то снимается антиномия «культура - цивилизация, когда искусственное полностью заменяет естественное». Империализм -апогей человеческого интеллекта и технической мощи, наиболее полное осуществление фаустовской «воли к власти». Какова трактовка мирового исторического процесса? Ход истории убыстряется: приближается «время последних катастроф». Победа фаустовской «воли к власти» - это уже не победа духа, а победа техники как орудия в борьбе, в биологическом соперничестве. Хищник овладевает миром, космосом, соперником, народом именно при помощи техники. Необратимость процесса отчуждения человека от природы, нарастание в нем черт хищника (чему способствует и техника) наиболее точно характеризует единую линию развития. Назад в естественность и доброту возврата нет. Шпенглер за или против техники? Он настроен и против тривиального оптимизма в отношении развития техники, и против игнорирования материальных факторов в истории - производства, техники, экономики. Шпенглер утверждает, что вопрос о статусе техники настоятельно стоит уже более ста лет. Он первый увидел социальную масштабность проблем техники, попытался дать универсальный анализ фактора технического развития. Что есть техника, по Шпенглеру? Техника - тактика живого в борьбе за свое существование. И отличие «хищника-изобретателя» от просто «хищника» -отличие человека от животного. Возврат к истории как к насилию - это возврат хищника как властителя травоядных при «зоологическом» характере техники - вершина насилия, когда весь мир - добыча.
Что влечёт за собой отчуждение от природы? Это призвано сыграть роковую роль, трагедия человека в том, что природа активнее. Именно с помощью техники начинается насилие над природой. Техника, темпы ее совершенствования и последствия ее применения на определенном этапе становятся бесконтрольны - джин вырывается из бутылки и человек оказывается порабощенным техникой (он привязан к ней, вынужден ее развивать, начинается «избыточная роскошь машин»). Человек вовлечен в бег машин, в этой гонке «победитель мира будет загнан насмерть (любование мощью техники - сродни любованию красивым пожаром своего дома). Основные сочинения: О. Шпенглер. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. М: «Наука», 1993. — 592 с. — ISBN 5-02-029879-4. О. Шпенглер Годы решений: Германия и всемирно-историческое развитие (пер. с нем. и послесл. С. Е. Вершинина). Екатеринбург: «У-Фактория», 2007. — с.223. — ISBN 978-5-9757-0154-1. Карл Теодор Ясперс (1883-1969)
В чём философ видит сущность техники? Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно, говорят о технике дыхания и т. п. Какие характерные черты техники выделяет Ясперс? 1) Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении и сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рациональности как таковой. 2) Власть. Использование техники даёт человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она даёт умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании – вот почему и говорят: знание - это власть. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает её, не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, созданной им самим, стала признаком самой сущности человека. Не только человек воздействует на эту среду, преобразуя её по своему вкусу - но и среда воздействует на него самого 3) Открытие и повторяющаяся работа. Технику можно охарактеризовать как совокупность открытых человеком приёмов и действий, которые можно потом идентично передавать и применять. Напротив, творческая деятельность - даже та её область, которая приводит к техническим открытиям - резко отличается от нетворческого труда. 4) Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и самоцелью; когда забывают о конечной цели и целью становятся средства. Какие виды техники различает Ясперс? Технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты. Как Ясперс относится к технике? С одной стороны, техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в новую сферу - сферу массового производства, превратила всю планету в единую фабрику, функционирующую как некий технический механизм. Это сфера духовной жизни. С другой, - развитие техники приведёт не к освобождению от власти природы путем её полного подчинения, а к разрушению и природы, и человека, к тотальному уничтожению всего живого. Существует и третья точка зрения, согласно которой техника нейтральна. Сама по себе она не является ни благом, ни злом, но может быть использована и во благо, и во зло. В технике отсутствует какая бы то ни было идея - будь то идея завершения, будь то я идея разрушения. Любые идеи и смысл в технику привносит человек. Что есть техника, по Ясперсу? Техника - средство, которое должно направляться определённым образом (в раю техники быть не может, ведь её задача - освобождение человека от нужды; техника позволяет ему расширять своё существование до беспредельности создаваемой им среды). Техника стала независимой от людей, довлеющей над человечеством силой В чём смысл существования техники? В её способности создавать полезные вещи (т.е. создавать материальные блага). Человеку присущ дух изобретательства. (в каменном веке - бумеранг). Сейчас в технические открытиях и изобретениях принимают участие бесчисленное количество людей, поэтому. открытия и изобретения становятся анонимными, а достижения одного человека тонут в достижениях коллектива. Творческое созидание, технические открытия находятся на службе человеческих потребностей и оцениваются обществом в зависимости от их полезности. Где границы техники? В чём ограниченность? Она господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным, она направляется человеком. Живопись, поэзия, наука доступны лишь живому духу, здесь техника может служить лишь средством достижения цели.. Техника нацелена на типовую и массовую продукцию. Ограниченность техники проявляется в зависимости её от ресурсов, в особенности невозобновляемых - нефти, рудного сырья и т. п. Человеческий труд можно считать возобновляемым ресурсом, но здесь философ видит другое ограничение: можно построить самую совершенную машину – и она будет бездействовать, если в её работе не будут заинтересованы люди, призванные эту работу направлять и обеспечивать. Как Ясперс смотрит на будущее научно-технического прогресса? Технизация жизни, исчезновение свободной духовности, засекречивание целых направлений в военных целях приведут к исчезновению предпосылок научно-технического прогресса и даже могут рассматриваться как симптом его конца. Но, даже если научно-технический прогресс и достигает своего завершения, у человечества остаётся ещё одна грандиозная задача - преобразовать всю поверхность земного шара в единую сферу использования технических достижений. В технике заключены безграничные возможности или безграничные опасности? И то, и другое. Демонизм техники может быть преодолён только путём проникновения в сущность техники. Может быть, человек когда-нибудь преодолеет «демонизм» техники, то есть исключит возможности её непредвиденного развития. Хотя во всех случаях, когда пытаются устранить техническое неблагополучие с помощью техники, то есть преодолеть технику техникой, это неблагополучие может усиливаться. Преобразует ли техника самого человека? Вся дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту. В целом феномен техники - не только опасность, но и задача. Нет ли таких истоков человеческой жизни, которые помогут в конечном итоге подчинить человеку всю сферу техники, вместо того, чтобы рабски подчиняться ей? – задает риторический вопрос философ. Ведь техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности - это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство самоуничтожения людей или что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже всё поглотил и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого содержания событий? Только наша человеческая сущность – залог того, что это в целом невозможно. Основные сочинения: К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с (Мыслители XX в.). К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994.-527 с. — (Мыслители XX в.). К. Ясперс Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. — Москва: Практика, 1997. — 1056 с. — ISBN 5-88001-021-Х (Allgemeine Psychopathologie, 1913 К. Ясперс. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина / Пер. с нем. Г. Б. Ноткина. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академические проект», 1999. К. Ясперс. Всемирная история философии. Введение. / Пер. К. В. Лощевской. — СПб.: Наука, 2000. К. Ясперс. Ницше и христианство / Пер. Т. Ю. Бородай. — М.: Медиум; Моск. Филос. Фонд, 1994. К.Ясперс. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии / Пер. С. Апта. — М.: Прогресс, 1999. К.Ясперс.Введение в философию / Пер. и ред. А. А. Михайлова. — Мн.: Пропилеи, 2000. К. Ясперс.Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Изд. центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996. К. Ясперс. Философия. Книга 1. Философское ориентирование в мире; Философия. Книга 2. Просветление экзистенции; Философия. Книга 3. Метафизика / Пер. с нем. А. К. Судакова — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. К. Ясперс. Современная техника. // Новая технократическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986.
Жак Эллюль (1912-1994)
Как Эллюль трактует технику?
Не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют – Технику, Машину, порабощающих человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу становятся отражением технической реальности. Иногда искусство выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизирующую роль. Даже современная политика и власть не в силах справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор порабощения человека и в производстве, и в культуре, в политике, и в быту.
Главная задача – не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет подлинная, реалистическая революция, которая используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека – мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма, колониализма, по мнению Эллюля, в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл. В чём различие “технических операций“ и “феномена техники“? Технических операций — множество, они традиционны и ограничены различными контекстами, в рамках которых они реализуются. Техника же, как феномен, или Техника (с большой буквы) — одна, она уникальна и состоит в чисто современном способе изготовления и использования артефактов, заключающем в себе тенденцию доминирования над всеми видами человеческой деятельности и объединения их в себе. Каковы черты современной техники? Рациональность, артефактность, самонаправленность, рост на собственной основе, неделимость, универсальность и автономность. Эти обобщенные характеристики Эллюль использует для демонстрации того, каким образом эти черты техники проявляются и преобразовывают такие социальные явления, как экономика, государство и человеческую технологию (в сфере образования, труда, рекламы, отдыха, спорта, медицины). В чём суть сформулированной Эллюлем технической этики? Сформулированная Эллюлем этика отказа от власти техники не только стремится устанавливать границы; она ставит своей целью также избавление от этой власти и тем самым вводит новые формы напряжения и конфликтов в технический мир. Эта этика стремится повернуть современную практику трансгрессии — попыток преступать законы (употребление наркотиков, нарушение сексуальных запретов и т.д.) — против такого понимания феномена техники, которое как раз делает допустимым и возможным современные виды трансгрессии. Эта этика призывает не включать телевизоры, водить машины с меньшей скоростью, отказаться от чрезмерного потребительства, от загрязнение окружающей среды — одним словом все, что может привести к созданию новых способов говорить и слушать друг друга, строить дома и жить в них, мыслить, что, в свою очередь, может не только способствовать свободе ставить вопросы, но привести к появлению некой транстехнической веры. Основное сочинение Эллюль Ж. Другая революция. // Новая технократическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986 Date: 2015-07-24; view: 511; Нарушение авторских прав |