Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды индуктивных умозаключений
В зависимости от полноты исследования различают полную и неполную индукцию. Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов и явлений данного класса. В этом случае рассуждение имеет следующую схему:
S 1 – ( обладает признаком) Р S 2 – ( обладает признаком) Р S 3 – ( обладает признаком) Р .......... S n – ( обладает признаком) Р (Только) S 1, S 2, S 3, ... S n составляют класс К Следовательно, Каждый элемент К – ( обладает признаком) Р Полная индукция дает достоверное знание, так как заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена. Полную индукцию можно применить, когда появляется возможность иметь дело с замкнутым классом предметов, число элементов в котором является конечным и легко обозримым. Она предполагает наличие следующих условий: · точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению; · убеждение, что признак принадлежит каждому элементу класса; · небольшое число элементов изучаемого класса; · целесообразность и рациональность.
Возьмем для логического анализа следующие правила русского языка.
Именительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Родительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Дательный падеж выражает грамматические отношения между словами. Винительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Творительный падеж выражает грамматические отношения между словами. Предложный падеж выражает грамматические отношения между словами. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный – падежи русского языка Следовательно, все падежи русского языка выражают грамматические отношения между словами
В данном примере перечислен весь класс падежей. Поэтому общий вывод, который имеет непосредственное отношение к каждому падежу в отдельности, является объективным и истинным. Однако в большинстве случаев человеку приходится иметь дело с такими однородными фактами, количество которых не ограничено или которые не все доступны в настоящее время для непосредственного изучения. Вот почему в таких случаях прибегают к использованию неполной индукции, которая на практике применяется значительно шире, чем полная. Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Неполная индукция имеет следующую схему рассуждений:
S 1 – ( обладает признаком) Р S 2 – ( обладает признаком) Р S 3 –( обладает признаком) Р .......... S 1, S 2, S 3, ... составляют класс К Вероятно, каждый элемент К – ( обладает признаком) Р Неполная индукция часто применяется в реальной жизни, так как позволяет делать заключение на основе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. Правда, в этом случае мы получим вероятностное заключение, которое в зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятного к более вероятному. Например: Слово "молоко" изменяется по падежам Слово "библиотека" изменяется по падежам Слово "врач" изменяется по падежам Слово "чернила" изменяется по падежам Слова "молоко", "библиотека", "врач", "чернила" – существительные Вероятно, все имена существительные изменяются по падежам
По способам обоснования заключения различают следующие виды неполной индукции: популярную и научную. В популярной индукции на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Степень вероятности заключения в популярной индукции невысока, так как неизвестно, почему дело обстоит так, а не иначе. Популярная индукция берет факты в том порядке, в каком они встречаются в действительности. Выводы популярной индукции – часто начальный этап формирования гипотезы. Главная ценность данного вида умозаключения состоит в том, что оно является одним из эффективных средств здравого смысла и дает ответы во многих жизненных ситуациях, причем нередко там, где наука безмолвствует. На основе популярной индукции народ вывел немало примет, пословиц и поговорок. Например: "Когда туман, с неба вниз опускаясь, ложится на землю, значит к доброй погоде, а ежели с вечера туман от земли или воды поднимается, на утро – жаркий день". Эффективность популярной индукции во многом зависит от того, насколько число случаев, закрепленных в посылках, по возможности будет: а) больше, б) разнообразнее, в) типичнее. Вероятность заключения популярной индукции значительно увеличится, если мы в рассуждениях не будем допускать следующие логические ошибки. 1. Поспешное обобщение. Рассуждающий спешит сделать вывод, учитывая не все обстоятельства, а только те факты, которые говорят в пользу данного заключения. Например, туристы, прибыв в незнакомый город в час пик, обратили внимание, что транспорт был перегружен. Ими был сделан ложный вывод, что транспорт в городе перегружен постоянно и работает плохо. Кроме того, данная ошибка лежит в основе многих слухов, сплетен, незрелых суждений. 2. "После этого, значит, по причине этого". Случай, когда за причину явления выдается какое–либо предшествующее явление только на том основании, что оно произошло раньше его. Например, "Некий школьник предложил... гипотезу: он утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах... Положив пойманного паука на стол, он крикнул: "Бегом!" Паук побежал... Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: "Бегом!" На сей раз паук остался неподвижен. "Вот видите, – заявил торжествующе мальчик, – стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох". Видимо, если события, о которых шла речь, и имели место в действительности, то причиной связи между ними никакой не было, а была простая хронологическая последовательность. Кроме того, данная ошибка лежит в основе многих суеверий и предрассудков. 3. Подмена условного безусловным. Случай, когда не учитывается следующее: всякая истина проявляется в определенном сочетании условий, изменение которых может повлиять и на истинность заключения. Например, если в обычных случаях вода кипит при 100С, то с изменением их, скажем высоко в горах, она закипит при более низкой температуре. Подмену условного безусловным часто совершают писатели–юмористы для придания своим произведениям дополнительного звучания. Как, например, в юмореске А. Дегтярева "Глубинка": "Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как–то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда–то телят..." Прием буквализации фразеологизма, т.е. применение идиоматических сочетаний в дословном значении (подмена условного безусловным), произвел вот такой неожиданный эффект. Научной индукцией называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления. Если в популярном объективном обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная индукция не ограничивается такой простой констатацией, а систематически исследует само явление, которое рассматривается как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или обстоятельств. Применение научной индукции позволило открыть и сформулировать научные законы, например, физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др. Необходимо иметь в виду, что на характере вывода отрицательно сказывается упущение следующих требований научной индукции: · планомерный и методический отбор предметов для исследования; · установление их существенных свойств, необходимых для самих предметов и важных для нашей практики; · раскрытие внутренней обусловленности этих свойств (признаков); · сопоставление полученного вывода с другими однотипными положениями науки в данной области знания. · Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную связь, что представляет особую ценность процесса познания. Научная индукция построена на признании причинно-следственных отношений между явлениями. Date: 2015-07-24; view: 431; Нарушение авторских прав |