Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная культура Испании





Своеобразие духовной культуры Испании предопределяется длительным сосуществованием на испанской земле народов разных вероисповеданий и культур, прежде всего - христианской и мусульманской. В средние века, с которыми часто связывают начало формирования испанского самосознания, их взаимодействие дало рождение двум разновидностям синкретичного искусства, включавшего наряду с арабскими элементами составные части романского, готического и др. стилей:

· Искусство мосарабов, создаваемое христианами, жившими на окупированных арабами землях

· Искусство мудехара, создававшееся арабами, жившими на отвоеванных христианских территориях.

Наряду с этими формами художественного синкретизма создавались и канонические произведения в мавританском стиле, как, например, Альгамбра, Кордовская мечеть, и др.

В XI-XII вв. зародилась испанская литература, появились произведения испанского эпоса, воспевающие подвиги героев Реконкисты: «Поэма о моем Сиде», «Бернардо дель Карпио», «Семеро инфантов Лары». Важнейшую роль в создании кастильской прозы и в распространении кастильского языка сыграл Альфонс Х, прозванный Мудрым (1221–1284). Он был поэтом, историком, юристом, астрономом и философом. Его перу принадлежат произведения религиозной поэзии («Песнопения короля Альфонса Мудрого в честь девы Марии»), историческая хроника. О существовании в Испании уже в XIII- XIV вв. традиции рыцарского романа свидетельствуют книги «Великое завоевание за морем» и «Книга о рыцаре Сифаре» (ок. 1300).

В середине XIII в. устраивались религиозные и светские театральные представления, причем в религиозном театре существовали два основных жанра – мистерия (произведения о жизни Иисуса Христа) и моралите (пьесы аллегорического характера).

Испанская архитектура на отвоеванных у мавров христианских территориях характеризуется романским и готическим стилями. Романский стиль (1000- 1200) представлен простыми, каменными церквями и монастырями, с толстыми крепостными стенами, узкими окнами-бойницами и полуарками. Готический стиль (1200-1500), как и везде в Европе, характеризовался строительством просторных соборов, с широкими окнами с витражами, стрельчатыми арками, обилием скульптуры, величественными алтарями. Готический стиль был последним средневековым стилем, сменившимся Возрождением.

Испанское Возрождение имело свои особенности. Во - первых, следует отметить его «запаздывающий» характер: расцвету Высокого Возрождения в других странах соответствует раннеренессансный период в Испании. Другой особенностью испанского Возрождения является его пограничный характер. С одной стороны, оно ориентировалось на итальянское Возрождение, а с другой - на "христианский гуманизм" Эразма и североевропейскую мистику. В испанском Возрождении оба эти начала совместились и соединились с собственным национально-культурным доренессансным опытом. В – третьих, увлеченность античностью и гуманизмом уживалась в Испании с обусловленной Реконкистой пылкой католической религиозностью, переходящей в фанатизм.

В испанском Возрождении можно выделить три этапа:

· 1490-1520-е гг. – Ранний Ренессанс, связанный с периодом правления Изабеллы Кастильской;

· 1520-1550-гг. - Зрелый Ренессанс- это период, когда испанский Ренессанс вполне осуществился как культура, сфокусированная вокруг творящей самое себя и свои "обстоятельства" (Х. Ортега-и-Гассет) личности;

· Поздний Ренессанс, когда он выявился во всей своей силе и мощи и превратился из поощряемого королевской властью и прелатами-реформаторами относительно массового культурного движения в индивидуальное титанически напряженное культуротворчество.

Уже в 1473–1474 в Испании появляется книгопечатание, начинает развиваться публицистика, в которой господствуют идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского. В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения представлена стилями исабелино (конец XV- первые годы XVI вв.), платереско («ювелирный») (первая половина XVI в.), названным так за утонченную декоративность, сравнимую с работой ювелира, эррериано (или десорнаментадо), возникшего как реакция на платереско (вторая половина XVI в.).


К XV в. относится расцвет романса, пришедшего на смену эпической поэме. Романсы объединялись в сборники, которые назывались "романсеро». Тогда же появляются - сначала рукописные, затем печатные - сборники поэзии под названием "кансьонерос" ("песенники"). Во многих прозаических произведениях этого времени философские размышления сочетаются с сатирой, а нарочито ученая речь – с разговорными выражениями. Реформаторы испанской литературы – Хуан Боскан Альмогавер (конец 15 в.–1542) и Гарсиласо де ла Вега (1501–1536)- ввели в литературный обиход мотивы и формы, заимствованные у итальянского Возрождения. К ним примкнул Эрнандо де Акунья (1520?–1580?), известный своим сонетом «Королю нашему сеньору».

На начало XVI в. приходится расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в XV в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман «Амадис Галльский» опубликован в 1508.

В середине XVI в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения – плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого жанра – «Трагикомедии о Калисто и Мелибее» (1499) – Фернандо де Рохас (около 1465–1541).

Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), король Испании Филипп II (1527–1598) поощрял культурное развитие. При Филиппе II столицей Испании стал Мадрид – географический центр Иберийского полуострова. Символ Мадрида и Кастильи –Эскориал – любимое детище короля. Он основал библиотеку в Эскориале, поддерживал многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный расцвет, вследствие чего данная эпоха получила название "золотого века".

Вторая половина XVI в. отмечена расцветом пасторального романа. Родоначальником жанра в Испании стал португалец Хорхе де Монтемайор (ок. 1520–1561), написавший «Семь книг о Диане» (1559), за которыми последовало множество продолжений и подражаний, например, «Влюбленная Диана» (1564) Гаспара Хиль Поло (? –1585), а также «Галатея» (1585) Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Вега. Тогда же появились "мавританские" романы, посвященные жизни мавров: анонимная «История Абенсерраха и прекрасной Харифы» и «Гражданские войны в Гранаде» (ч. I – 1595, ч. II – 1604) Хинеса Переса де Ита (ок. 15 – ок. 1619).

Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547–1616), проявившего себя в разных литературных жанрах, испанская литература приобрела всемирную славу. Его бессмертное сочинение – роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», задуманный как пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких памятников мировой литературы, подлинной энциклопедией испанской жизни.

В эту эпоху завершается формирование испанской национальной драмы. Наиболее полно ее характерные черты воплотились в творчестве Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562–1635). Лопе де Вега – создатель драмы чести, в его произведениях появляется предвосхищающая классицизм XVII в. мысль о несвободе человека, поскольку честь для него оказывается важнее страстей. Его комедии условно можно разделить на три группы – "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги" и "комедии дурных нравов". Знаменитый ученик Лопе де Вега Тирсо де Молина (1584–1648) защищал принципы испанской драмы в книге «Толедские виллы», напоминающей по композиции Декамерон Боккаччо. Тирсо де Молина – автор религиозных пьес, которые, как и его светские пьесы, отразили общественные противоречия того времени. Его философские пьесы трактуют тему греха и небесного милосердия, как например, «Севильский обольститель, или Каменный гость» (1610) - первая драматическая обработка легенды о Дон Жуане.


Рождением испанского литературного театра (до этого в Испании существовал античный театр и средневековый религиозный) считают 1492 г. - появление первой пьесы Хуана дель Энсина. А в середине XVI в. испанский театр уже можно на­звать народным: большое место в нем занимали музыка, пение, танцы, существовало много профессиональных трупп. Во второй половине XVI в. появились публичные театры - коррали (на площадях и дворах под открытым небом). Вторая половина XVI в. отмечена расцветом пасторального романа. Родоначальником жанра в Испании стал португалец Хорхе де Монтемайор (ок. 1520–1561), написавший Семь книг о Диане (1559), за которыми последовало множество продолжений, например, Влюбленная Диана (1564) Гаспара Хиль Поло (? –1585), а также Галатея (1585) Сервантеса и Аркадия (1598) Лопе де Вега.

На заключительном этапе Возрождения, преобладала тенденция интерпретировать происходящее в стране как следствие злого начала в человеке. Выход виделся в обращении к разуму, помогающему человеку найти дорогу к Богу, что отразилось и в литературе, уделяющей особое внимание контрасту между человеческой природой и его разумом, между красотой и уродством, в то время как прекрасное воспринималось как нечто эфемерное и практически недоступное.

Конец XVII - начало XVIIIвв. – период формирования архитектуры испанского барокко, получившего наименование «чурригереск» по фамилии создателей этого стиля, семьи Чурригера. Испанское барокко опиралось на национальные традиции, сохраняло средневековую основу, многое унаследовало от платереска. Для него характерна пышная виртуозная декорация фасада, вычурный орнамент, витые и канделябровые колонны, гирлянды, раковины, медальоны, гербы, волюты, изогнутые карнизы, роскошные алтари. Центром чурригереска стал город Саламанка.

Барочная драматургия достигла совершенства в творчестве Педро Кальдерона де ла Барка (1600–1680). Подобно Тирсо де Молине, он принадлежит к национальной драматической школе Лопе де Вега. В творчестве этого последнего великого представителя испанской литературы "золотого века" отражается свойственный эпохе пессимистический взгляд на человека. Центральное произведение Кальдерона – философская драма «Жизнь есть сон» (1635).


В эпоху барокко, когда претерпевает существенную трансформацию художественное и музыкальное мышление, меняется жанровая структура западноевропейской музыки, центром которой становится опера и новые инструментальные жанры концерта, сюиты, сонаты, испанская музыка постепенно утрачивает свои позиции.

Классицизм в Испании был чуждым явлением, хотя и получил широкую теоретическую разработку и проявил себя в типичных для классицизма жанрах: трагедии, комедии, басне и оде. Теоретики классицизма – Николас Фернандес де Моратина (1731–1780) написал работу, название которой говорит само за себя: «Развенчание испанского театра» (1763). Попытки создать новую драматургию, основанную на законах классицизма, предпринял Рамон де ла Крус (1731–1794), однако наиболее удачную часть его творчества составляют не драмы, а "сайнеты" – то есть интермедии. Расцвет романтизма в Испании приходится на середину 1830-х. Опираясь на теорию романтизма, выработанную в других странах и, прежде всего, в Германии, испанские теоретики романтизма обратились к литературе "золотого века" и народному творчеству. Драматурги-романтики, опираясь на испанскую драматургию "золотого века" и французскую драму (прежде всего В.Гюго), создали оригинальный тип драмы – лирическую драму.

В лоне литературы романтизма существовало направление так называемого "костумбризма". Это направление было близко к реализму. Его представители, тяготевшие к жанру очерка, сосредотачивали свое внимание на жизни и нравах той или иной испанской провинции или области. Мастером испанского реалистического романа XIX в. была Фернан Кабальеро (Сесилия Боль де Фабер, 1796–1877).

Идеи французского натурализма получили развитие в творчестве Эмилии Пардо Басан (1852–1921), толковавшей о натурализме в предисловии к своей повести «Путешествие новобрачных» (1881). Для драматургии конца XIX- начала XX вв. также характерен переход от романтизма к натурализму. Мануэль Тамайо и Баус (1829–1898) известен как создатель романтических драм, но его лучшая пьеса «Новая драма» (1868) близка к реализму. Драматургом, слава которого затмила известность Тамайо и Бауса, был Хосе Эчегарай (1832–1916), математик по профессии, получивший в 1905 Нобелевскую премию. Его «Великий Галеото» – образец натуралистической драмы.

В начале XX в. позже, чем в других странах, начинает развиваться испанский импрессионизм, самым ярким представителем которого был Хоакин Соролья-и-Бастида (1863-1921 гг.). Интересно также творчество экспрессиониста Хосе Гутьереса Соланы (1886-1945гг.). Мировой известности добился баск Игнасио Сулоаге (1870-1945 гг.). Выдающиеся произведения эпохи модерна созданы всемирно известным каталонским архитектором начала XX в. Антонио Гауди. Самые известные испанские художники XX в. – модернисты Пабло Пикассо (начальный период), Сальвадор Дали, Хуан Миро. В XIX-XX вв. Испания дала миру великих композиторов (Фалья, Альбенис, Гранадос), музыкантов (виолончелист, композитор и дирижер Казальс; скрипач и композитор Сарасате).

Гражданская война и последовавшие десятилетия диктатуры оборвали развитие культуры начала века. В 1936 г. был расстрелян поэт Федерико Гарсия Лорка. После гражданской войны прогрессивная интеллигенция, поддержавшая Республику, вынуждена была покинуть страну. В изгнании умер нобелевский лауреат в области поэзии Хуан Рамон Хименес. Другой нобелевский лауреат- Камило Хосе Села- создавал свои произведения вопреки насаждаемой Франко идеологии. В 60-е гг. XX в. связан с именами Бенета, Гойтисоло, Льямасареса, Молины и др. был связан взлет испанского романа.

 

 


[1] Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании. М., 1976, с. 5.

 

[2] Каптерева Т.П.Искусство Испании. Очерки. М.,1989, с. 11

[3].Кант И. Соч. в 6 тт. М., 1966, с. 568

[4] Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000, с. 258.

[5] J.Marias, Espana inteligible, Madrid, 1985, p. 421.

 







Date: 2015-07-24; view: 3329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию