Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-цивилизационное своеобразие Испании





 

Особое место Испании в европейской цивилизации связано с ее географическим положением и исторической судьбой. С античных времен Пиренейский полуостров, омываемый «морем мрака» (Атлантическим океаном), воспринимался общественным сознанием как поистине «иной мир». Древние греки называли Испанию Гесперией (Иберией), полагая, что там, на самом краю земли, в прекрасных садах живут Геспериды, а великан Атлас, их отец, держит на своих плечах небесный свод. По легенде именно здесь герой античной мифологии Геракл воздвиг на берегах пролива, отделявшего Европу от Африки, остроконечные скалы - Геркулесовы столбы. Как отмечал уже один из современных испанских авторов «Географически... мы одновременно Атлантика и Средиземноморье, Европа и Африка, Старый и Новый Свет, полуостров и острова, единая и разная Европа. Исторически наша Родина также сложна и двулика, она словно «шкура быка», за которую боролись иберы и кельты, финикийцы и греки, Карфаген и Рим, вандалы и аланы, свевы и вестготы, христианство и ислам... Став государством и великой державой, Испания уже Америкой предстала перед Европой. Всегда, или почти всегда, было две Испании» (Fraga Iribarne M. Espana en la encrucijada, Madrid, 1976, p. 16).

Испания изначально представляла собой великий культурный перекресток, плавильный тигель, в котором смешивались традиции Востока и Запада, Европы и Азии, Америки и Африки. Множество народов прошло по ее землям, оставив свой след в культурном и цивилизационном устройстве. Иберы, кельты, финикийцы, греки, римляне, свевы, аланы, вестготы, арабы, евреи и т.д.- взаимодействовали и перемешивались в процессе длительного сосуществования, что при сохранении относительно единой культурной общности, не могло не породить своеобразную «мозаичную» культуру.

Испания наряду с Португалией была единственной страной Европы, где издавна существовало тесное взаимодействие традиций Запада и Востока. Как отмечал известный отечественный испанист Ю.Б.Циркин, «Дважды в течение последних трех тысяч лет на Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юге и юго-востоке Испании жили финикийцы, а потом в Средние века, когда полуостров стал ареной развития арабской цивилизации».[1] (Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании. М., 1976, с. 5).

Народы Иберии продолжительное время находились в сфере влияния арабской культуры, многие особенности которой, непосредственно не связанные с религией, были впоследствии восприняты испанским обществом. При этом «арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы Античность» (А.А.Смирнов).

В социокультурном аспекте представляется важным и то обстоятельство, что Испании всегда была присуща региональная разобщенность. Исторически страна складывалась как сообщество обособленных феодальных государств со сформировавшимися социальными и культурными традициями. Каждая провинция имела свой собственный опыт самоуправления, законодательства, налогообложения, таможенных границ, говорила на различных диалектах и языках (кастильском, каталонском, галисийском, бакском), имела особенности духовной культуры. Многовековая Реконкиста еще более закрепила раздробленность страны, четко локализовав исторические области. Главную роль играла Кастилья, культура которой тяготела к средневековой Франции. Арагон отличался стойкостью феодальных институтов и архаизмом традиций. В Андалусии долее всего сохранялись очаги мавританской культуры.

Реконкиста привела к глубоким социокультурным изменениям. Значительно возросло могущество духовных и светских феодалов вследствие захвата ими значительной части отвоеванной земли. Многовековая борьба с маврами усилила влияние католической церкви, поскольку в общественном сознании борьба за «святую веру» и задачи освобождения родины были неразрывно слиты. В то же время на освобожденных землях возникали вольные крестьянские общины, а в городах складывались традиции широкого самоуправления (XI -XIII вв.). Появились права и привилегии у крестьян и жителей средневековых городов-коммун (фуэрос), которые закреплялись специальными грамотами.

Испания была поликультурным, глубоко космополитическим обществом, где преобладали три религии - христианство, ислам и иудаизм. Многовековой контакт с мусульманским миром оказал двойственное воздействие на развитие самосознания испанцев. С одной стороны он привел к взаимопроникновению культур. С другой – Реконкиста породила этническую и религиозную нетерпимость, проявившуюся в историческом факте изгнания за пределы страны на рубеже XV-XVI вв. евреев и принявших христианство мусульман (морисков), а также мощи испанской инквизиции. Не знавшая Реформации Испания в полной мере впитала идеи Контрреформации: «Религиозный мистицизм, национализм и гиперболизированные формы сословно-дворянских представлений были характернейшим достоянием в первую очередь XVI-XVII столетий»[2].

В ходе Реконкисты упрочился союз королевской власти с католической церковью. Католицизм был не только вероучением, но и социальным институтом, в рамках которого было создано множество групп и организаций, связанных с социально-реформаторской деятельностью. Утверждение абсолютизма сопровождалось наступлением на права феодалов (запрет на строительство замков), средневековые вольности городов (разгром восстания комуньерос, 1520-1524), разорением буржуазии. Вслед за Кастильей (XVI) были отменены фуэрос в Каталонии, Валенсии, Арагоне (XVIII в.), а затем и в Стране Басков (XIX). В итоге лишь в XIXв. началась насильственная кодификация и унификация финансовой, налоговой и судебной систем Испании. Только во второй половине столетия в стране появилась единая система школьного образования, а в 1911г.- единая система военной службы.

Испания стала одной из первых европейских стран, где возникло национальное государство (1479). Основные параметры испанского государства, созданного королями-католиками - абсолютистская бюрократическая монархия, опирающаяся на национально-религиозную идею, рыночную экономику докапиталистического типа и городской уклад жизни. С открытия Колумбом Америки Испания стала первым государством Европы, создавшим гигантскую колониальную империю и впоследствии (1898) первой метрополией, потерявшей свои колонии.

Конкиста несла с собой расширение умственных горизонтов, богатство научных знаний, миссионерские идеи и практику, дерзновенные искания в разнообразной кипучей деятельности. Но другая сторона конкисты связана с насильственной христианизацией, жестоким насилием, колониальным гнетом инфляцией («революция цен»). Колониальное золото не вкладывалось в производство, а в виде сокровищ оседало в карманах знати. Героем времени становится дерзкий конкистадор - авантюрист и жестокий завоеватель, ищущий легкой наживы.

Географические и исторические особенности развития Испании нашли проявление в испанской национальной идее. Испанская национальная идея включает: 1) постоянное сравнение Испании с остальной частью Европы, базирующееся на осознании факта ее экономической, политической, культурной обособленности от остальной части Европы; 2) представление об исторической расколотости, разделенности Испании; 3) мессианизм, проявляющийся в вере в особое историческое предназначение испанского народа и католической церкви в христианизации человечества; 4) убежденность в особом «гуманизме» испанского виденья мира, индивидуализм и «персонализм».

 

Date: 2015-07-24; view: 868; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию