Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Используйте юмор ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако юмор — очень тонкое оружие в руках оратора, и надо умело им пользоваться. Нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое, если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. Юмор должен использоваться в меру. П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении — это оригинальный, т.е. свой собственный. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору, но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота. Можно ли начинать выступление с шутки? Нет. Д. Карнеги рекомендует, по крайней мере, три минуты не допускать никаких шуток: «Юмор должен быть глазурью на торте, шоколадом между слоями торта, но никак не самим тортом». Веселое настроение аудитории, возникающее в результате использования оратором юмора, может быть создано за счет ссылки на местные условия, особенности; на ситуацию выступления; замечания предыдущих ораторов. Д. Карнеги рекомендует оратору шутить в свой адрес — это всегда располагает к нему аудиторию. Использование шутки — лучший способ подавления враждебных выпадов против оратора: «Что сделалось смешным, не может быть опасным (Вольтер). Ф. Снелл сформулировал для ораторов ряд правил рассказывания смешных историй. 1. Рассказывайте только то, что хорошо знаете. 2. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим. 3. Шутка должна развивать тему вашей речи. 4. Шутка должна быть короткой. 5. Не пользуйтесь старыми остротами — хуже всего, если аудитория скажет «Старо!». 6. Перед большой аудиторией избегайте пикантных шуток и подлостей. В узком кругу такие шутки допустимы, но в окружении большого количества незнакомых людей многие слушатели чувствуют себя от таких шуток неловко. 7. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов.
Существуют также некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления независимо от его содержания.
Приемы усиления текста выступления требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению (это так называемые сигналы достоверности, т. е. сигналы, повышающие достоверность сообщения, как бы гарантирующие ее). 1. Подача факта как нового (недавно установили; я только что прочитал, что...; вчера стало известно, что...). 2. Подача факта так, как если бы он не сразу был осознан оратором (я сам долгое время в это не верил; я долго сомневался в этом сам... ит.д.). 3. Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено...; эксперименты показали, что... и т.д.). Аудитория очень верит фактам, если указано, что они получены или проверены экспериментально. 4. Подача факта как установленного психологами. 5. Подача факта как установленного американскими или японскими учеными, естественно, если это соответствует действительности (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами идр., ожидаемый эффект в русской аудитории достигнут не будет). 6. Подача факта как установленного молодыми учеными. 7. Подача факта как установленного московскими или петербургскими учеными. 8. Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком. 9. Упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно если это иностранные ученые. 10. Ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, Иван Грозный, Ярослав Мудрый, Лев Толстой. 11. Подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в XVI в. использовали этот метод...; об этом знали еще в XIX в... и т.д.). Список подобных приемов может быть дополнен. Отметим, эти приемы имеют яркую национальную окраску: они «работаю в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и др. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, в нашей аудитории — нет и т.д.
Таковы основные общие правила эффективной аргументации. Соблюдение их даст возможность повысить эффективность своего убеждающего воздействия, обеспечит доступность и запоминаемость сообщаемой информации.
|