Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расчет общих индексов цен переменного, постоянного (фиксированного) состава, структурных сдвигов ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для определения относительного изменения среднего по двум торговым организациям (совокупности в целом) уровня цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом рассчитывают индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов. Вначале определяют среднюю цену товара по формуле:
где р – цена товара, q – количество реализованного товара. Расчет средней по двум организациям цены товара «А» по формуле: базисный период – =(16800+20740)/320=117,31 руб. отчетный период – =(18530+26460)/380=118,39 руб. Относительное изменение средней цены рассчитывается как отношение средней цены товара в отчетном периоде к средней цене товара в базисном периоде: или Такой индекс называют индексом переменного состава, так как он отражает на изменении средней цены не только изменение уровня цен на товар в каждой организации (первый фактор), но и изменение доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор), т.е. структурные сдвиги (изменение в составе совокупности).
Расчет индекса цен переменного состава по формуле: =(44990/380)/(37540/320)=1,009 или 100,9% Средняя цена товара «А», реализованного двумя торговыми организациями, в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличилась на 0,9, в то время как в каждой организации это изменение было неравномерно (в первой организации уменьшилось на 2,68 %, в торговой организацией 2 – увеличилась на 3,28 %). Такое расхождение в росте общего по двум торговым организациям среднего уровня цен и уровня цен в каждой торговой организации объясняется влиянием структурных сдвигов. Иначе говоря, индексе переменного состава показывает относительное изменение общего среднего уровня цен под влиянием изменения цен в каждой торговой организации (1-й фактор) и под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (2-й фактор) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Для выявления влияния каждого фактора в отдельности на изменение средней цены рассчитывают еще два индекса – индекс цен постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов.
Таблица 12. Таблица для расчета индексов цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов
Влияние первого фактора отражает индекс постоянного (фиксированного) состава:
где - индекс фиксированного состава, характеризующий относительное изменение средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным в структуре отчетного периода, - условная величина, представляющая среднюю цену в базисном периоде в условиях структуры отчетного периода. Таким образом, индекс фиксированного состава показывает относительное изменение средней цены товара по двум торговым организациям в отчетном периоде по сравнению с базисным исходя из условия, что доля каждой организации в общем количестве реализованного товара берется на уровне отчетного периода. Такой прием в построении индекса фиксированного состава позволяет показать влияние только одного - первого фактора, то есть изменение уровня цен в каждой организации на изменение средней (по двум торговым организациям) цены (без учета влияния второго фактора – структурных сдвигов). Расчет индекса фиксированного состава по формуле: =(44990/380)/(44660/380)=1,007 или 100,7%
Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом уыеличилась на 0,7 только под влиянием изменения уровня цен в каждой организации (в 1-уменьшилась на 2.68 %, в 2- увеличилась на 3,28%) без учета влияния структурных сдвигов. Для характеристики относительного изменения средней по двум организациям цены под влиянием второго фактора рассчитывают индекс структурных сдвигов (Iстр.): ,
Таким образом, индекс структурных сдвигов показывает относительное изменение средней по двум торговым организациям цены товара в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием изменения в структуре совокупности, т. е. изменения доли каждой торговой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара. Такой прием в построении индекса структурных сдвигов позволяет показать влияние только одного – второго фактора на изменение средней цены (без учета влияния первого фактора – изменения уровня цен в каждой организации).
Расчет индекса структурных сдвигов по формуле: =(44660/380)/(37540/320)=1,002 или 100,2% Индекс структурных сдвигов показывает, что средняя по двум торговым организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 0,2 % в результате структурных сдвигов, т.е. в результате уменьшения доли первой торговой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара с 46,88% до 44,74 %. Индексы цен переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов образуют систему взаимосвязанных индексов: т.е. индекс переменного состава равен произведению индекса фиксированного состава и индекса структурных сдвигов (мультипликативная связь). Расчет взаимосвязи индексов по формуле: 1,009=1,007* 1,002
Индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара (d), исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле: где - доля торговой организации в общем количестве реализованного товара. Тогда формулы расчетов индексов примут следующий вид: Индекс переменного состава: Индекс фиксированного состава: Индекс структурных сдвигов:
Таблица 13 - Расчетная таблица
Расчет индексов переменного состава по формуле: =416,59/443,16=0,940 или 94%
Расчет индексов постоянного состава по формуле: =416,59/441,18=0,944 или 94,4% Расчет индексов структурных сдвигов по формуле: =441,18/443,16=0,996 или 99,6%
4.3 Определение абсолютного изменения среднего уровня цены – общее и под влиянием отдельных факторов
На основе произведенных ранее расчетов индексов цен переменного состава, фиксированного состава, индекса структурных сдвигов может быть определено и абсолютное изменение средней по двум организациям цены в отчетном периоде по сравнению с базисным. Абсолютное изменение средней цены под влиянием обоих факторов определяется (исходя из индекса переменного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара в отчетном периоде и средней ценой в базисном периоде: Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле: =416,59-443,16=-26,57 руб. Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 26,57 руб. в результате влияния двух факторов – изменения цены товара в каждой организации и структурных сдвигов. Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения уровня цен в каждой торговой организации (первый фактор) определяется (исходя из индекса фиксированного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара по двум организациям в отчетном периоде и условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода:
Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле: =416,59-441,18=-24,59 руб. Следовательно, средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 24,59 руб. в результате влияния первого фактора – изменения цены товара в каждой организации. Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор) определяется (исходя из индекса структурных сдвигов) как разность между условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода, и средней ценой товара базисного периода: Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле: =441,18-443,16=-1,98 руб. Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась на 1,98 руб. в результате влияния второго фактора –повышения доли первой организации с более низким уровнем цен с 58,17% до 58,60 % в общем количестве реализованного товара (структурных сдвигов). Абсолютные приросты (изменения) средней цены связаны между собой следующим образом: , т.е. общий абсолютный прирост средней цены за счет двух факторов равен сумме абсолютного прироста средней цены, сформировавшегося под влиянием первого фактора, и абсолютного прироста, вызванного влиянием второго фактора (аддитивная связь). Расчет взаимосвязи абсолютных приростов по формуле: -26,57=-24,59-1,98 Абсолютные приросты (изменение) могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара, исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле. Абсолютное изменение средней цены под влиянием двух факторов определяется по формуле: Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле: =416,59-443,16=-26,57 руб. Абсолютное изменение средней цены под влиянием первого фактора определяется по формуле: Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле: =416,59-441,18=-24,59 руб.
Абсолютное изменение средней цены под влиянием второго фактора определяется по формуле: Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле: =441,18-443,16=-1,98 руб.
Вывод. Результаты расчетов абсолютного изменения средней цены по факторам позволяют сделать следующий обобщающий вывод: под влиянием изменения уровня цен на товар «А» в каждой торговой организации средняя по двум организациям цена уменьшилась на 26,57руб. в отчетном периоде по сравнению с базисным. В результате увеличения доли первой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара средняя по двум организациям цена уменьшилась на 24,59 руб. Совместное влияние двух факторов привело к уменьшению средней цены товара «А» на 1,98 руб Date: 2015-07-24; view: 2044; Нарушение авторских прав |