Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №33) Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Монетарная модель количественная теории денег. Политика дешевых и дорогих денег в модели «AD-AS»
Действия центрального (национального) банка, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, принято называть денежно-кредитной или монетарной политикой. Денежно-кредитная политика, в сущности, преследует те же цели, что и фискальная политика – обеспечение роста национального дохода, полной занятости, стабильности цен, устойчивости курса национальной валюты и т.д. Однако в отличие от фискальной политики денежно-кредитная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через рынок благ, а с помощью денежного рынка. Изменения на денежном рынке влекут за собой перемены на рынке благ. В условиях низкой экономической конъюнктуры увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит, как правило, к краткосрочному возрастанию национальных расходов и соответственно к росту национального производства и дохода. И, наоборот, ограничение объёма денежной массы в условиях экономического бума способно предотвратить «перегрев» экономики и развитие инфляции. Цели – контроль за предложением денег (денежной массы), контроль за уровнем ставки процента, контроль за обменным курсом национальной денежной массы (национальной валюты). Инструменты – 1- операции на открытом рынке (эти операции представляют собой покупку и продажу ЦБ государственных ценных бумаг,гос. Ценные бумаги могут покупать все. В период спада – ЦБ покупает ценные бумаги- резервы коммерческих банков расширются – денежная масса увеличивается и наоборот и период перегрева.). Наиболее эффективная. 2- изменение учетной ставки процента (изменяя учеьную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег, чем выше ставка – меньше займов возьмут коммерческие банки – меньше величина резервов- меньше объем кредитов- меньше денежная масса и наоборот) 3- изменение нормы обязательных резервов(часть депозитов, которые коммерческие банки не могут выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов – уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка – меньше денежная масса). Непредсказуем, как правило, не используется в развитых странах. Денежно-кредитная политика, как и фискальная политика, может проводится в двух основных формах: путём активного воздействия государства на экономические процессы (дискреционная политика) или воздействия на них посредством встроенных автоматических регуляторов (недискреционная политика). Дискреционную денежно-кредитную политику подразделяют на политику «дешёвых» и «дорогих» денег. Первая направлена на увеличение предложения денег (M) (денежной массы), вторая на её уменьшение. Политика дешёвых денег проводится, когда необходимо стимулировать экономический рост. В этом случае центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Продавцы ценных бумаг вносят полученные средства на депозиты в коммерческие банки и это увеличивает предложение банковских денег. Кроме того, норма обязательных резервов и учётная ставка понижаются. В результате кредит дешевеет (рис. 10.2, при М2®М3 Þ i2®i3), инвестиции растут и соответственно возрастает совокупный спрос в экономике. Дешёвые деньги обесценивают внутреннюю валюту, товары отечественного производства становятся дешёвыми по отношению к импортным товарам, вследствие чего иностранцы предпочитают покупать больше товаров национального производства, что вызывает рост чистого экспорта и, следовательно, совокупного спроса и национального дохода в данной национальной экономике.
L M1 M2 M3 i
i1
i2
i3
0 L,M Рис. 10.2 Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. В этом случае центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, уменьшая таким образом депозиты и избыточные резервы коммерческих банков. Норма обязательных резервов и учётная ставка растут. В результате возрастает ставка процента (рис. 10.2, при М2 ® М1 Þ i2®i1) и инвестиционный спрос снижается., курс национальной валюты укрепляется, вызывая тем самым снижение экспортных возможностей национальной экономики. Вследствие всех этих процессов совокупный спрос в экономике и соответственно национальный доход снижаются. Таким образом, сокращение предложения денег (величины денежной массы) сдерживает или ограничивает инфляцию. Вместе с тем рост ставки процента может оказаться недостаточным для преодоления инфляции, так как фирмы могут путём повышения цен на свою продукцию перекладывать рост издержек на потребителя. Скупая или продавая определённое количество валюты, центральный банк может добиться плавного изменения или стабильности национальной валюты. Осуществляя политику дешёвых или дорогих денег, центральный банк может бороться либо со спадом национального производства, либо с инфляцией, но не с тем и другим одновременно. Между тем существуют и альтернативные взгляды на денежно-кредитную политику государства. Так, например, монетаристы предлагают свой особый механизм регулирования экономических процессов в национальной экономике. Монетаризм – школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве находящихся в обращении денег, как определяющей функции цен, доходов и занятости. Одним из основателей школы является американский экономист Милтон Фридман. Монетаристский механизм регулирования экономики. Практические рекомендации монетаристов целиком и полностью основаны на положениях и выводах монетаристской теории деловых циклов и кризисов, которая коренным образом отличается от кейнсианской теории. Кейнсианцы отстаивают принцип дискреции (активного вмешательства государства) и точной настройки хозяйственного механизма. Причём точная настройка, по их мнению, достигается путём быстрой смены режима государственного регулирования в соответствии с изменениями деловой конъюнктуры (стимулирующая или расширительная политика во время экономического спада и сдерживающая или ограничительная политика в период экономического бума). Милтон Фридман и его последователи исходят из необходимости резко ограничить масштабы государственного регулирования экономики, поставить экономику в жёсткие условия и таким образом дать возможность проявиться механизму рыночной самонастройки. Иными словами монетаристы выступают за несущественные изменения в денежно-кредитной политике, но полностью отрицают эффективность фискальной политики. Монетаристы рекомендуют отказаться от проведения дискреционной денежно-кредитной политики, поскольку она приводит к непредсказуемым скачкам денежной массы. На смену дискреционной денежно-кредитной политики предлагается монетарное правило (недискреционная денежно-кредитная политика), в соответствии с которым центральный банк должен обеспечивать постоянные и умеренные темпы роста денежной массы (3 - 4% в год) независимо от фаз делового цикла. Оптимальный темп роста количества денег в обращении (3 – 4% в год) определяется на основе установленных темпов долговременного экономического роста с учётом вековых изменений скорости обращения денег. Точное соблюдение монетарного правила, по мнению монетаристов, исключает саму возможность появления в национальной экономике сильных инфляционных тенденций. Date: 2015-07-24; view: 820; Нарушение авторских прав |