Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История зарубежной исторической науки





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Алтайский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра архивоведения и исторической информатики

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

Издательство

Алтайского государственного университета

Барнаул 2005


Составитель: канд. ист. наук, доцент Н.И. Кругова

Рецензент: канд. ист. наук, профессор А.А. Храмков

 

 

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностиям «история» и «архивоведение». Согласно учебному плану, курсы по истории исторической науки читаются в течение трех семестров, поэтому программа состоит из трех разделов.

 

 

План УМД 2005 г., п. 15

 

 

Подписано в печать 23.12.2005 г. Формат 60*90/16.

Печать офсетная. Бумага газетная.

Усл. П. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ-------------------------.

Типография Алтайского государственного университета:

656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66


РАЗДЕЛ I

ИСТОРИОПИСАНИЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА

 

 

История исторической науки как объект изучения. Историческая наука как часть интеллектуальной, культурной, социальной и политической истории общества. Причины роста интереса к истории исторической науки в современном обществе. Причины возможных трактовок истории исторической науки. Проблема «историк и время». Роль личности историка в развитии исторической науки. Проблема приращения конкретного исторического знания и прогресса в познании истории. Историография национальная и мировая. Понятие «историографическая традиция» и ее роль в развитии исторической науки.

Зарождение историописании в древней Греции. Различная трактовка роли человека в этом мире, места земного бытия в целом в традициях древнего Ближнего Востока, Китая, Индии как отражение своеобразия этих цивилизаций. Поэмы Гомера как отражение нового видения места человека в мире и одновременно нового видения процесса течения времени. Поэмы Гесиода как еще один вариант активной жизненной позиции. Муза Клио. Логографы.

Геродот (484–424 до н. э.) и начало историописания как самостоятельного вида интеллектуальной деятельности. Сохранившиеся сведения о биографии Геродота. Причины обращения Геродота к истории. Структура сочинения Геродота, известного под названием «История». Своеобразие видения Геродотом исторического процесса. Причины популярности Геродота среди современников и потомков. Причины критического отношения к Геродоту в римскую эпоху и в последующие века. Понятие «геродотовская традиция» в исторической науке.

Фукидид (460–400 гг. до н. э.) и начало новой историографической традиции. Сохранившиеся сведения о биографии Фукидида. Основные позиции сравнения Геродота и Фукидида: объект исследования, способы историописания. Судьба наследия Фукидида. Понятие «фукидидовская традиция» в историописании. Ксенофонт – историк и писатель, последователь Фукидида. («Греческая история», «Анабасис», «Киропедия»). Рождение хронологии в творчестве Тимея (352–260 гг. до н. э.)

Роль философии в духовной жизни древней Греции и в развитии исторической науки в частности. Общая характеристика основных тенденций развития древнегреческой философской традиции в сравнении с древневосточной мудростью. Философия Платона (428–347 гг. до н. э.) как начало нового этапа в развитии философии. Этические и политические идеи Платона. Гносеологические идеи Платона. Значение изучения наследия Платона для понимания западной философской традиции в целом. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) как ученик и критик Платона. Аристотелевская традиция в философии как отражение идей Платона и как начало нового, самостоятельного направления в философии и познании. Понятия «идеализм» и «рационализм» в познании. Античная философия и наука в их взаимосоотнесенности.

Полибий (201–120 гг. до н. э.) и начало новых традиций в историописании. Основные вехи жизненного пути Полибия. Влияние эпохи на трактовку Полибием исторического процесса. Политика и история в творчестве Полибия. Попытки синхронизации исторического процесса. Идея всеобщей истории. Судьба творческого наследия Полибия в эпоху античности, средневековья и последующих эпох.

Развитие историописания в эпоху Римской империи. Проблема оценки римского историописания в сравнении с древнегреческим, их общие и отличительные черты. Аппиан (?–70-е гг. II в.) – римский историк греческого происхождения. Новые подходы к пониманию внутренних механизмов исторического развития. Причины малой известности Аппиана. Место историописания в политической и духовной жизни Рима. Гай Юлий Цезарь в его отношении к историописанию. Гай Саллюстий Крисп. Тит Ливий (59 до н. э. –17 н. э.) – один из самых знаменитых римских историков, «римский Геродот». Причины популярности Тита Ливия в эпоху античности и Возрождения.

Публий Корнелий Тацит (55–120 н. э.) как вершина развития античной традиции историописания. Общие биографические сведения. Причины обращения к историописанию. Социальное происхождение и его влияние на мировоззренческую и политическую позицию Тацита. Стоицизм во взглядах историка. Черты творчества, характеризующие Тацита как типично римского историка. Новое в понимании методов и задач историописания. Психологизация истории. Причины обращения к Тациту историков современности.

Плутарх (ок. 45–ок. 147) и Светоний (ок. 70–после 127). Продолжение традиции психологизации истории, заложенной Тацитом: плюсы и минусы. Историописание в его взаимоотношении с литературным творчеством в творениях греческих и римских историков. Причины популярности Плутарха и Светония во все последующие эпохи. Проблема взаимоотношения историописания и запросов общества.

Упадок античной традиции историописания. Проблема хронологического разграничения античной и средневековой историографии. Иосиф Флавий и его место в ряду римских историков. Евсевий (260–340). Аммиан Марцеллин (ок. 330–400) и развитие техники историописания. Причины невостребованности обновленной историографии.

Зарождение христианского летописания. Соотношение понятий «христианское» и «средневековое» историописание. Влияние римской традиции на зарождение христианской трактовки истории. Христианская религиозная традиция в ее взаимоотношениях с историописанием. Взгляды Арозия на ход истории – яркое свидетельство приближавшегося упадка историописания. Историография в ее взаимосвязи с общим культурным уровнем страны и народа.

Христианская философская традиция и средневековое историописание. Творчество Августина Блаженного (354–450) как выражение синтеза христианской и римской культурной традиции. («О граде божьем»). Приобретение историей новой социальной функции – идеологической – в рамках христианской трактовки истории. Провиденциализм как главная идея теории исторического процесса. Схоластика как стиль мышления. Фома Аквинский (1225–1270) и значение его творчества для развития европейской философской традиции (томизм). Концепция «четырех монархий» Иеронима Блаженнного и ее роль в дальнейшем развитии христианского историописания. Причины застойности христианской исторической мысли. Роль университетов в обновлении процесса развития философского и научного знания.

Основные типы исторических сочинений в средние века. Проблема сохранения техники историописания в условиях невостребованности исторических сочинений. Роль монастырей в сохранении и развитии историописания как творческого труда. Хронисты эпохи раннего феодализма: Иордан, Григорий Турский, Беда Почтенный, Лев Диакон. «Каролингское Возрождение» и место историописания в этом культурном феномене. Дальнейший упадок техники историописания в IX–XI вв. Анналы как тип исторического сочинения. Фальсификация источников.

Деятельность Оттона Фрейзингенского (XII в.) как выражение новых идейных запросов феодального общества. Жизнь и судьба Оттона Фрейзингенского. Причины, побудившие его взяться за написание «Хроник». Развитие концепции Августина Блаженного. Новые принципы подхода к описываемым событиям.

Зарождение королевских и городских хроник – свидетельство возникновения нового отношения к истории. Хроники Джованни Виллани.

Обновление мировоззренческих позиций в эпоху Возрождения и место истории в этом процессе. Проблема общей оценки Возрождения как переломного этапа в духовном развитии Европы. Роль античной историографии в формировании нового стиля мышления. Место истории в развитии гуманистических традиций Возрождения. Лоренцо Валла (1407–1457). «Критика Константинова дара». Основные черты нового исторического сознания. Мемуары. Филипп д`Коммин.

Н. Макиавелли (1469–1527) и его роль в обновлении подходов к историописанию. Жизнь и судьба Н. Макиавелли. Проблема оценки его этической позиции. Причины его обращения к написанию «Истории Флоренции». Новое в позиции Н. Макиавелли как историка. Влияние Макиавелли на дальнейший процесс формирования нового видения истории. Проблема «буржуазности» исторических взглядов Макиавелли.

Ф. Гвиччардини (1483–1540) и его «История Италии». Общее и отличное во взглядах Макиавелли и Гвиччардини на содержание исторического процесса и способы историописания. Причины популярности Макиавелли и относительного забвения Гвиччардини в памяти потомков.

Возрождение и развитие техники историописания в XIV–XV вв. Появление книгопечатания и значение этого факта в культурном, духовном и социальном развитии Европы. Значение книгопечатания в развитии науки. Возникновение эрудитской историографии. Рост интереса к современности и средневековью. Флавио Бьондо (1388–1463) – первый историк-медиевист. Новое отношение к источникам. Появление научного аппарата. «Декады» Ф. Бьондо. Помпоний Лэт. «Цезари» – расширение источниковой базы и развитие методов критики источников. Исторические биографии.

Историописание и Реформация. Роль Реформации в формировании нового стиля мышления. «Мировоззренческая революция». Использование исторических фактов и сюжетов в обосновании идей Реформации. Превращение истории в орудие идеологической борьбы. Ульрих фон Гуттен. Публикация источников. Гуманистическая и протестантско-богословс-кая традиции историописания в их взаимоотношении. Матвей Власич. «Магдебургские центурии». Деятельность кардинала Цезаря Барония. Вовлечение истории в религиозно-политическую борьбу в Германии и Франции.

Эрудитская историография XVII–XVIII вв. Католические монашеские ордена – иезуиты, бенедиктинцы – организаторы работы по сбору и публикации средневековых источников. «Анналы ордена св. Бенедикта», «Дипломатики» Мабильона. «Собрание источников Галлии и Франции» дома Буке. Деятельность Муратори по публикации источников итальянского средневековья. Вклад эрудитской историографии в развитие и обновление историописания.

Эпоха Просвещения. Историческая мысль и историческое знание в XVIII в. Научные предпосылки возникновения Просвещения: научная революция XVII в., обновление картины мира в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Картезианский стиль мышления. Необходимость выработки нового видения истории. Возникновение философии истории и содержательное наполнение этого понятия. Рационалистическая и идеалистически-романтическая традиции в философии истории. Историописание и философия истории в их взаимоотношении. Спор Булэнвилье и Дюбо как начало использования истории в борьбе новых социально–политических реалий. Обвинения просветителей в антиисторизме. Идеи Просвещения в контексте политики XIX–XX вв.

Историческая мысль и историописание во Франции XVIII в. Идеи французских просветителей – основа формирования просветительской философии истории. Торжество рационалистического подхода. Общие биографические сведения о Ш.Л. Монтескье (1689–1755). Формулировка идей, которые будут положены в основы «географического детерминизма». Работа «О причинах величия и падения Римской империи». Дальнейшее развитие идеи о роли законодательства в исследовании «О духе законов». Значение творчества Монтескье в дальнейшем развитии просветительских идей во Франции.

Вольтер (1694–1778) – самая яркая фигура европейского Просвещения. Краткие данные биографии Вольтера. Общая характеристика масштабов и направлений его творческой деятельности, место истории в ней. Основные исторические сочинения. Идея всемирной истории в ее взаимоотношении с идеей прогресса. Постановка проблемы движущих сил истории и места человека в историческом процессе. Вольтер как историк России. Значение участия Вольтера в издании «Энциклопедии» Дидро и д`Аламбера. Развитие критического метода в анализе источников. Проблема истины в истории.

Ж.А. Кондорсе (1743–1794). Краткие биографические данные. «Эскиз исторической картины мира» – своеобразная вершина в развитии просветительской философии истории. Место и роль Кондорсе в развитии исторической науки.

Идеалистически-романтическая струя в исторической мысли и историописании XVIII в. Джамбаттиста Вико (1668–1744). Краткие биографические данные. «Новая наука». Проблема соотнесенности взглядов Вико с идеями Просвещения. Циклическая теория исторического процесса и трактовка различных исторических эпох в рамках этой теории. Гносеологические идеи Вико. Причины роста интереса к идеям Вико в конце ХIX–XX вв.

Ж.Ж. Руссо (1712–1778). Краткие биографические сведения. Вклад в развитие исторической мысли: постановка проблемы происхождения государства, роли частной собственности, расширение хронологических рамок истории. Полемика с Вольтером. «Новая Элоиза». Педагогические идеи Руссо. «Исповедь» и ее роль в отношении к личности Руссо в XIX –ХХ вв. Скептицизм и его роль в развитии науки и общества.

Г.Б. д`Мабли (1709–1785). Общие биографические сведения. Место истории в общем характере творческой деятельности Мабли. Проблемы истории Франции и всемирной истории во взглядах Мабли. Проблема утопии в подходах к истории. Значение постановки проблемы методов изучения и преподнесения истории. «Об изучении истории».

Идеи Просвещения и историописание в Англии XVIII в. Своеобразие социально-политической и идейно-мировоззренческой ситуации в Англии XVIII в. Болингброк (1678–1751) и его роль в распространении и развитии просветительских идей. «Письма об изучении и пользе истории».

Д. Юм (1711–1776). Краткие биографические данные. Д. Юм как историк Англии. Постановка гносеологических проблем и их отражение в подходах к истории. Влияние Д. Юма на последующее развитие исторической мысли.

Конкретное историописание в Англии. У. Робертсон (1721–1793) и Э. Гиббон (1737–1788).

Историописание и историческая мысль в Германии последней трети XVIII в. Своеобразие социально-политической и духовной ситуации в Германии XVIII в. Проникновение и отторжение просветительских идей. Г.Э. Лессинг. Формирование литературного движения «Буря и натиск» и его место и роль в духовном развитии Германии. Ю. Мёзер (1720–1794). Краткие биографические сведения. История Германии как главный объект творчества. Обновление представлений о содержании исторического процесса и движущих силах его развития. Проблема роли источников в работе над историей всемирной и историей национальной. Роль средневековой истории в обращении к национальной истории. Феодальная утопия Ю. Мёзера. Проблема соотнесенности политических убеждений и методологических позиций историка.

Просветительские идеи в историописании Германии. И. Изелин (1728–1782). Идея всемирной истории в ее специфически немецком варианте. А.Л. Шлёцер (1735–1794). Его роль в изучении истории России. И.Г. Гердер (1744–1803). Краткие биографические сведения. Эволюция его взглядов на задачи и возможности историописания от произведения «Ещё одна философия истории» к главному труду всей его жизни «Идеи к философии истории человечества». Обогащение и развитие идеи прогресса. Идея гуманности. Идея индивидуальности. Гердеровская философия истории – высшее достижение просветительской философии истории. Причины резкого падения интереса к творчеству Гердера в годы Французской революции. Причины стойкого интереса ко взглядам Гердера в современной Германии.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК,

Date: 2015-07-23; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию