Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие стиля
Слово «стиль» – термин, а термины, в отличие от общеупотребительных слов, стремятся к однозначности. Данное слово употребляется не только как термин, но и как обычное, нетерминологическое слово (стиль работы, стиль одежды, стиль поведения). Терминологическое значение данного слова следующее: стиль – это одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающимися от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1990) слово стиль и родственные с ним слова определяются так: Стиль – 1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обуславливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Национальный стиль в живописи. Архитектурные стили. 2. Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Стиль в работе. Стиль руководства. Стиль плавания. Стиль – это человек. 3. Совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог. Стили художественной литературы. Стиль писателя. Научный стиль. Высокий стиль. В стиле кого-чего: в стиле учителя. Прилаг. – стилевой, стилистический прием. Термин «функциональный стиль» подчеркивает, как разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняют в каждом конкретном случае. На вопрос, сколько же стилей в современных литературных языках, ученые отвечают по-разному. Большинство исследователей считает, что в развитых литературных языках пять функциональных стилей: разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный и научный. В последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле. Функциональные стили создаются на основе словарного фонда и грамматического строя языка. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате и создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – стили. Различные стили речи по-разному реализуют функции языка. Среди определяющих функций для каждого стиля речи одни являются ведущими, другие факультативными. Функциональные стили представляют собой устойчивые разновидности речи, обусловленные сферой общения и типичной для этой сферы задачей коммуникации. Очень важно знать и чувствовать языковые особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания. Какова же языковая структура функционального стиля? На чем держится то ощущение стилистической целостности, единства, которое позволяет интуитивно отличить научную речь от художественной? Другими словами, чем определяется «лицо» и узнаваемость каждого стиля? Один стиль от другого отличается различной частотностью употребления языковых единиц. Например, термины – в научном стиле используются в большей степени, чем в любом другом стиле. Таким образом, функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Каждая функция – это определенная установка на ту или иную манеру изложения – свободную, информативную, объективную, выразительную, изобразительную. Один стиль отличает от другого особые специфические значения, которые приобретают в каждом стиле общеупотребительные слова. Термин «стилистика» происходит от слова «стиль», так называли заостренную палочку для письма на восковых дощечках. В дальнейшем слово стиль приобрело значение «почерк», а позднее - «манера», «способ», «особенности речи». (По Х.С.Мухамадиеву) 1.1 Ответьте на вопросы: 1) Что означает слово стиль? 2) Как определяется слово стиль в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова? 3) Сколько стилей в современном литературном языке? 4) На основе чего создаются функциональные стили? 5) Какова языковая структура функционального стиля? 6) Что означает термин «функциональный стиль»? 7) К какому стилю речи можно отнести этот текст? 1.2 Разделите текст на смысловые части, выделите основную мысль каждой части. Задание 2. Прочитайте отрывок из произведения И.Шухова, как бы вы его озаглавили. Родимые, не знавшие ни конца, ни края просторы. Одинокие ветряки близ пыльных дорог. Неясный, грустно синеющий вдали росчерк березовых перелесков. Горький запах омытой предрассветным дождем земли. Азиатский ветер, пропитанный дымом кизячных костров. Трубный клич лебедей на рассвете и печальный крик затерявшегося в вечерней мгле чибиса. О, как далеко-далеко слышна там в предзакатный час заблудившаяся в ковыльных просторах проголосная девичья песня! До боли в глазах сверкают там в знойную летнюю пору ковыли и озера, а зимой – белые, сахарные снега. Гулко гудит на рассвете под некованым конским копытом широкий тракт. Неподвижным и тусклым становится ночью шафранный зрачок зверя, притаившегося в придорожном бурьяне. Бесшумно, медлительными дремотными кругами опускается в предзакатный час на одинокий степной курган орел. Равнодушный и безучастный к великому окрестному безмолвию и покою, он садится на вершину могильника и долго точит потом об осколки гранитной гробницы свой стальной, окантованный траурной прошвой клюв. («Горькая линия») 2.1 Ответьте на вопросы: 1) К какому стилю речи, типу, жанру относится данный текст? 2) Какой главный художественный образ описан в тексте? 2.2 Объясните, как вы понимаете значение следующих словосочетаний: одинокие ветряки, росчерк березовых перелесков, азиатский ветер, дым кизячных костров, трубный клич лебедей, заблудившаяся девичья песня, сахарные снега, стальной клюв, медлительными дремотными кругами. 2.3 Назовите лексические и морфологические средства, способствующие сближению образа степи с человеком. 2.4 Назовите художественные средства, которые передают картину дальности расстояния. 2.5 Охарактеризуйте синтаксические особенности данного текста (порядок слов, однородные члены, предложения с причастными оборотами, односоставные предложения). Задание 3. Прочитайте отрывок из произведения А.Алимжанова, сформулируйте основную мысль автора. Видимо, такбываетвсегда: человекдосамойсмертисвоейостаетсявлюбленнымвтотклочокземли, гдежилаего мать, гдепровелонсвоедетство, началпознаватьмири, как извечногокорня, набиралсилыдляроста, длябудущихоткрытийистранствий. Наверное, нетчеловека, которыйбынехотелразвгодкоснутьсягубамикроднику, возлекоторого прошлоегодетство, полюбоватьсяприродойтогоуголка, тайны которогоонзнаетсмальчишескихлет... Красивыерощиисадыросливокругнашегоаула. Нобольшевсегомывосхищалисьоднимсадом, разбитымвнескольких верстахотаула. Онстоялвглубокомкаменистомущелье. Там рослисказочныедеревья – яблони, похожиенагигантскиедубы, цветущаячеремуха, высокийбоярышник, груша, сирень, а вокругсеребристыетополя. Мальчишкиутверждали, чтоу этихдеревьеводин-единственныйипотомусильный, раскалывающийподземныескалы, вечноживойкорень. (Садаже.) 3.1 Подумайте и ответьте на вопросы: 1) О чем говорится в тесте? 2) Какими образными словами автор называет Родину? 3). К какому типу речи относится данный текст? 3.2 Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. 3.3 Охарактеризуйте сложные предложения в данном тексте, объясняя расстановку знаков препинания. Date: 2015-07-22; view: 781; Нарушение авторских прав |