Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОМПЛЕКСПрощай, обида!
Чувство обиды – вот основная причина многих конфликтов, ссор, скандалов, семейных сцен, ухода друзей, любимых, близких. Наша обида зависит от целого ряда причин: • от того, насколько справедливыми мы сами себя считаем, от оценки значимости обидчика (то, что мы можем стерпеть от начальника, мы не потерпим от своей жены или сына); • от возможных последствий (чем это опасно для нас); • от того, насколько мы себя контролируем; • от личного восприятия обиды. Все мы ранимы, очень ранимы, и нередко обида перерастает в ненависть, гнев и чувство мести. Последствия этого могут быть непоправимы. Отец, обидевшись, выгнал из дома дочь с мужем, которые больше никогда его не навещали; дочь обиделась на мать и не захотела быть с ней рядом, когда та умирала; брат обиделся на брата... Чаще всего – и больше всего – мы обижаемся на самых близких людей и самоустраняемся от них. Кто может вернуть их в наше окружение? Только мы сами! Если, конечно, не будем терять время. Иногда обида заводит нас так далеко, что уже ничего изменить нельзя. Чаще всего мы обижаемся на эмоционально значимых людей, как‑то: близких родственников, любимых, друзей. Это связано с тем, что именно в отношении них у нас сформировались четкие ожидания, что они могут и чего не могут сделать в отношении нас. Именно на них мы переносим наши идеальные проекции, считаем, что они должны соответствовать высшему идеалу поведения, социальных норм. И нарушения этих ожиданий служит причиной того, что мы волнуемся, нервничаем, испытываем мощное переживание, обиду: «Я такого от него не ожидал», «За что я получил такое», «Я не давал повода»... Суть большинства упражнений, которые приведены ниже, как раз и сводится к уничтожению неоправданных ожиданий. Научитесь не ждать от людей больше, чем они сами готовы вам дать. Заранее оцените реалистичность своих желаний по отношению к окружающим. Вместе с тем «не обижаться» совсем не значит, что вы обречены играть роль козла отпущения. Вы должны уметь защищать как свои интересы, так и самого себя. Это нормально. Только не путайте самозащиту и обиду. Еще одним обстоятельством, часто вызывающим чувство обиды, является тенденция воспринимать все происходящее имеющим отношение непосредственно к себе. В некоторых случаях мы сами являемся причиной своих обид. Часто мы даем человеку возможность вести себя так, чтобы мы обижались, тем, что сами часто обижаемся, бываем гневливы, излишне придирчивы, слишком раздражительны. Посмотрите на себя со стороны и подумайте: быть может, именно ваше поведение, ваши эмоции спровоцировали других на то, чтобы нанести вам обиду. Можно дать только один совет: общаясь с близкими, не провоцируйте нереальных ожиданий; тогда не будет и обид. Есть и еще один вариант обиды, заключающийся в претензиях к жизни, к судьбе. Суть его заключается в жалости к самому себе. Многим нравится заниматься негативными медитациями. Они получают удовольствие от того, что жалеют себя. «Бедный я, бедный! Не в то время живу, не в той стране родился, не те родители, не там работаю...» Нередко и в жизни им легко удается играть роль жертвы: «Ничего от меня не зависит, меня подвели обстоятельства, рок, люди... Я хороший, но я жертва. Меня не поняли, меня эксплуатируют, мне нужна помощь. Все было бы по‑другому, если бы у меня был настоящий друг (подруга), хорошая жена (муж), надежный компаньон, ценящий меня начальник...» Помните, что жизнь – не добрые мама или папа, а судьба – это или игрок, с которым вы играете, или компаньон, который требует от вас своего вклада в ваш совместный бизнес. И жизни, и судьбе совершенно безразлично, что вы думаете о них. Мир не поменяешь. Он такой, какой есть; он не создан божественным провидением, чтобы угождать лично вам. Ваши обиды на людей равноценны обиде на плохую погоду. Но она плохая, и все тут. А значит, надо изжить чувство обиды из собственной души! Вам помогут следующие техники.
Техника «Развенчание»
Составьте список всех людей, с которыми вы контактируете, и все свои ожидания (сначала – позитивные), связанные с этими людьми. Затем вспомните, что эти люди не являются вашими родственниками (это не ваши мать или отец, не ваши бабушка или дедушка), они вам ничего не должны. У них свои ожидания, которые не совпадают с вашими. Так развенчайте свои ложные надежды, пока не поздно. Хотя, конечно, это не означает полной безответственности, анархии во взаимоотношениях. Однако при работе с позитивными, идеальными ожиданиями есть один существенный момент, связанный с возможным перекосом, с переходом от одного полюса к другому. Не фиксируйтесь на мнении, что от людей обязательно нужно ждать чего‑то плохого. Именно в этом состоит ошибка при работе с такой техникой. Просто поймите, что это совершенно другие люди, не ваши ближайшие родственники; у них есть своя жизнь, свои ожидания, в том числе и в отношении вас.
Техника «Списки ожиданий»
Она во многом пересекается с предыдущим упражнением. Запишите на листе бумаги все, что вы ждете от родных или друзей: как они должны вас воспринимать, что им следует о вас думать, как им надо о вас заботиться, что вам прощать и т. п. При случае дайте этим людям посмотреть ваш список и попробуйте у них выяснить, насколько ваши ожидания реальны. Скорее всего, вас ждет не слишком приятное открытие: реальность вряд ли будет соответствовать вашему о ней представлению. И у родственников и знакомых будет иное мнение по поводу того, как себя с вами вести. Затем составьте другой список: чего окружающие ждут от вас? Можно попросить нескольких друзей составить подобные же «списки ожиданий» в отношении вас. Быть может, вы сами регулярно обижаете близких неверным поведением, поскольку не соответствуете их ожиданиям. Важно регулярно обсуждать эту проблему с близкими, и тогда обид будет куда меньше.
Думаю, многие люди никогда бы не решились заключить брак, если бы заранее обменялись «списками ожиданий» в отношении друг друга. Жалко, что такой обмен вряд ли войдет в практику. Ведь чаще всего муж и жена слабо представляют, что один ожидает от другого. Мужчина полагает, что любимая каждый вечер будет преданно ждать его дома, кормить, развлекать, говорить, что он самый сильный, красивый и умный на свете, и ничего не требовать. Женщина считает, что муж будет постоянно о ней заботиться, решать все ее проблемы, проводить с ней все свободное время, веселить ее. Не удивляйтесь, но люди постоянно держат в голове подобные застывшие представления, почему‑то считая, что их ожидания непременно должны стать реальностью. И через несколько лет (а то и месяцев) семейный кризис становится неизбежным. «Внезапно» выясняется, что жена отнюдь не считает постоянную готовку, стирку и уборку своей священной обязанностью, а муж и не собирается постоянно делать благоверной дорогие подарки или проводить воскресный вечер дома, вместо того чтобы пойти в бар с друзьями.
Техника «Уничтожение страхов»
С негативными ожиданиями нужно поработать так же, как и с чрезмерными позитивными ожиданиями. Подумайте, а не чрезмерен ли ваш страх, ваша боязнь? Недаром говорят, что у страха глаза велики – видят то, чего нет. Может быть, и здесь негативные ожидания следует подвергнуть критике, рассмотреть под другим углом? Вспомните поговорку: «Волков бояться – в лес не ходить». Попробуйте, как говорят бухгалтеры, свести дебет с кредитом, посмотрите, насколько негативные ожидания перевешивают позитивные, проанализируйте их на предмет возможной нейтрализации и устранения.
Техника «Сценарий обиды»
Закройте глаза и представьте себя гениальным режиссером и не менее гениальным актером; выстройте сначала фильм о своей обиде в виде трагедии (как индийские фильмы, где героев мучают, не дают им жить); а потом этот же фильм – в жанре комедии (вас по‑прежнему мучают, но все это идет уже под флагом юмора). Или же другой вариант подхода: представить ту же самую трагедию в виде философской притчи, найти в этом глубокий смысл, взглянуть на все немного отстраненно.
Техника «Звездное небо»
Представьте себе ночное небо, в котором мерцают звезды. Вспомните, что ваши мать и отец тоже смотрели на звездное небо и любовались им; и ваши бабушка с дедушкой, и прабабушка с прадедушкой. Они ведь тоже обижались на кого‑то, но, глядя на это звездное небо, они успокаивались и думали, что их предки тоже смотрели на такое же небо. А затем перейдите в будущее: представьте себе, что ваши дети смотрят на звездное небо и тоже несут свои обиды; и ваши внуки. Получается величественная картина вечного неба с мириадами мерцающих звезд, на фоне которой идет постоянная смена поколений, когда звенья цепочки человеческих жизней выстраиваются в единую линию. Ваши обиды по сравнению с этим уже не будут выглядеть так драматично и тяжело, а будут смотреться всего лишь как кратковременные эпизоды бытия, не более.
Техника «Взгляд из будущего»
Мысленно посмотрите на вашу настоящую обиду из будущего, перенеситесь вперед хотя бы на год, а лучше на пять, и вы почувствуете большую разницу между ее теперешним восприятием и тем, как бы вы ее восприняли тогда, ибо, как уже говорилось ранее, время рассасывает обиды и смягчает боль. И помните, что «на обиженных воду возят».
Одна дама на моем тренинге произнесла сакраментальную фразу: «Разве ж это люди? Это сволочи!» Я стал выяснять, кто же конкретно ей так насолил. Как выяснилось, все, кому не лень: и муж, и любовник, и подчиненные (у этой женщины своя фирма). Все кругом, по ее глубокому убеждению, вели себя «как неблагодарные животные». Я поинтересовался, в чем, собственно, дело. Клиентка стала пространно рассказывать мне, почему она обижена на других людей. Сидя у меня на приеме, она буквально лопалась от злости. Пришлось ее долго и терпеливо выслушивать (что я, честно говоря, не очень люблю делать): она говорила о своем настоящем и прошлом, о том, как жестоко ее обижали, кидали и предавали все, кому не лень. В конце концов она утихла, немного успокоилась. Стала спрашивать, как же ей со всем этим дальше жить. Тогда мы перешли к составлению таблиц: в одной колонке дама писала, чего она ожидала от того или иного человека и как он ее обидел. Затем я предложил ей обозначить во второй колонке, насколько оправданы были ее ожидания. Эта женщина была шокирована, снова пришла в ярость: «Как же так! Ведь это они меня обидели!» Но бизнес‑леди эта оказалась умницей. Когда мы поработали с оправданностью ее ожиданий, нарисовали всевозможные варианты поведения окружающих, она сказала: «Теперь я понимаю. Хорошее отношение других людей – это подарок. А если человек ведет себя плохо, подводит тебя... Такова жизнь! Ведь у каждого свои интересы и ценности, и никто из них не обязан мне угождать». Впрочем, во время следующих сеансов последовал очередной всплеск: «Сволочи они все! Подлецы!» Я вновь постарался унять эмоции дамы. Это повторялось еще несколько раз, пока, наконец, эта женщина не запомнила: мы не вправе рассчитывать на то, что люди станут жить в соответствии с нашими интересами. Ведь у всех интересы разные. В процессе общения со своей клиенткой я многое узнал о ее детстве. Родители ее баловали: постоянно обо всем заботились, полностью дочку обслуживали, выполняли всякое ее желание. В школе она была отличницей, а значит – любимицей всех учителей. Потакали ей и в институте, как способной студентке. Но вот время учебы прошло, ее направили на серьезную работу в министерство. И вдруг оказалось, что там ее холить и лелеять не будут, и на тепличные условия рассчитывать не приходится. Тогда‑то и появилась первая обида: «Как же так?! Ведь я такая хорошая. Значит, они плохие!» Со временем обиды только нарастали. Ко мне она пришла, когда ее обида достигла пика. Муж отдалился и завел любовницу, а ее собственный любовник также объявлялся все реже и реже. На работе постоянно происходили стычки с клиентами или с подчиненными. Однако стоило ей затвердить простую истину о том, что ей никто ничего не должен, и дела пошли на лад. Ведь эта дама стала куда спокойнее, уравновешеннее, сдержаннее по отношению к другим людям. Она научилась реально прогнозировать поведение окружающих, спокойно решать конфликты и точнее разбираться в их причинах. Уже через полгода ее жизнь полностью изменилась. Она поняла, что совершенно свободна от прошлых обид и своих негативных эмоций.
Date: 2015-07-23; view: 313; Нарушение авторских прав |