Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальный музей естествознания
Мари‑Лоре Леблан шесть лет. Она высокая, веснушчатая, живет в Париже, и у нее быстро садится зрение. Отец Мари‑Лоры работает в музее; сегодня там экскурсия для детей. Экскурсовод – старый горбун сам немногим выше ребенка – стучит по полу тростью, требуя внимания, затем ведет маленьких посетителей через сад в галереи. Дети смотрят, как рабочие блоками поднимают окаменелую бедренную кость динозавра. Видят в запаснике чучело жирафа с проплешинами на спине. Заглядывают в ящики таксидермистов, где лежат перья, когти и стеклянные глаза. Перебирают листы двухсотлетнего гербария с орхидеями, ромашками и лекарственными травами. Наконец они поднимаются на шестнадцать ступеней в Минералогическую галерею. Экскурсовод показывает им бразильский агат, аметист и метеорит на подставке. Метеориту, объясняет он, столько же лет, сколько Солнечной системе. Затем они гуськом спускаются по двум винтовым лестницам и проходят несколько коридоров. Перед железной дверью с единственной замочной скважиной горбун останавливается. – Экскурсия закончена, – говорит он. – А что там? – спрашивает одна из девочек. – За этой дверью другая запертая дверь, чуть меньше. – А за ней? – Третья запертая дверь, еще меньше. – А за ней? – Четвертая дверь, и пятая, и так далее, до тринадцатой запертой двери не больше башмака. Дети подаются вперед. – А дальше? – А за тринадцатой дверью… – экскурсовод изящно взмахивает сморщенной рукой, – Море огня. Дети заинтригованно топчутся на месте. – Неужто вы не слыхали про Море огня? Дети мотают головой. Мари‑Лора щурится на голые лампочки, висящие на потолке через каждые два с половиной метра. Для нее каждая лампочка окружена радужным ореолом. Экскурсовод вешает трость на запястье и потирает руки: – История долгая. Хотите выслушать долгую историю? Они кивают. Он откашливается: – Столетия назад, на острове, который мы сейчас называем Борнео, царевич, сын тамошнего султана, подобрал в русле пересохшей реки красивый голубой камешек. На обратном пути царевича настигли вооруженные всадники, и один из них пронзил ему кинжалом сердце. – Пронзил сердце? – Это правда? – Тсс, – цыкает мальчик. – Разбойники забрали его кольца, коня и все остальное, однако не заметили голубого камешка, зажатого в кулаке. Умирающий царевич сумел доползти до дому. Там он пролежал без сознания девять дней, а на десятый, к изумлению сиделок, сел и разжал кулак. На ладони лежал голубой камень… Лекари султана говорили, что это чудо, что после такой раны выжить нельзя. Сиделки сказали, что, возможно, камень обладает целительной силой. А ювелиры султана сообщили кое‑что еще: этот камень – алмаз невиданных прежде размеров. Лучший камнерез страны гранил его восемьдесят дней, а когда закончил, все увидели синий бриллиант – синий, как тропическое море, но с красной искоркой в середине, словно в капле воды пылает огонь. Султан повелел вставить алмаз в корону царевича. Говорят, когда тот сидел на троне, озаренный солнцем, на него невозможно было смотреть, – казалось, будто сам юноша обратился в свет. – А это точно правда? – спрашивает девочка. Мальчик снова на нее цыкает. – Алмаз назвали Морем огня. Иные верили, что царевич – божество и, пока он владеет камнем, его нельзя убить. Однако начало происходить нечто странное: чем дольше царевич носил корону, тем больше несчастий на него валилось. В первый же месяц один его брат утонул, а другой умер от укуса ядовитой змеи. Не прошло и полугода, как его отец заболел и скончался. А в довершение беды лазутчики донесли, что с востока к границам страны движется огромное вражеское войско… Царевич призвал к себе отцовских советников. Все сказали, что надо готовиться к войне, а один жрец сообщил, что видел сон. Во сне богиня земли сказала ему, что создала Море огня в дар своему возлюбленному, богу моря, и отправила ему по реке. Однако река пересохла, царевич забрал камень себе, и богиня разгневалась. Она прокляла камень и того, кто им владеет. Все дети подаются вперед, и Мари‑Лора тоже. – Проклятие состояло в том, что владелец камня будет жить вечно, но, покуда алмаз у него, на всех, кого он любит, будут сыпаться несчастья. – Жить вечно? – Однако, если владелец бросит алмаз в море, куда он изначально предназначался, богиня снимет проклятие. Царевич – теперь уже султан – думал три дня и три ночи и наконец решил оставить камень себе. Однажды алмаз спас ему жизнь. Молодой султан верил, что камень делает его неуязвимым. Он повелел отрезать жрецу язык. – Ой, – говорит самый маленький мальчик. – Большая ошибка, – замечает самая высокая девочка. – Враги захватили страну, – продолжает экскурсовод, – разрушили дворец, убили всех, кого нашли. Молодого султана с тех пор никто не видел, и двести лет о Море огня не было ни слуху ни духу. Некоторые говорили, что его разрезали на множество бриллиантов поменьше, другие – что он по‑прежнему у царевича, который живет то ли в Японии, то ли в Персии под видом смиренного землепашца, но не старится… Шло время. И вот однажды французскому торговцу, приехавшему в Индию на алмазные копи Голконды, показали огромный бриллиант грушевидной огранки. В сто тридцать три карата. Почти безупречной чистоты. «С голубиное яйцо, – писал торговец, – синий, как море, но с огненно‑алым нутром». Он сделал с камня слепок и отправил в Лотарингию герцогу, помешанному на драгоценных камнях, предупредив, что по легенде алмаз прóклятый. Однако герцог все равно непременно хотел его заполучить. Торговец привез камень в Европу, герцог вставил свое приобретение в набалдашник трости и стал ходить с ним повсюду. – Ой‑ой. – В тот же месяц герцогиня умерла от болезни горла. Двое любимых слуг герцога упали с крыши и расшиблись насмерть, его единственный сын погиб на охоте. Сам герцог теперь боялся выходить из дому и принимать гостей, хотя, по общим уверениям, выглядел здоровее обычного. Наконец он убедил себя, что все дело в проклятии, и попросил короля запереть злосчастный камень в музее с условием, что алмаз поместят в специально изготовленный сейф и двести лет не будут его открывать. – И что дальше? – И с тех пор прошло сто девяносто шесть лет. Мгновение все дети молчат. Некоторые считают на пальцах. Потом все разом тянут руки, как на уроке. – Можно его увидеть? – Нет. – А хотя бы открыть первую дверь? – Нет. – А вы его видели? – Нет. – Откуда тогда известно, что он точно там? – Надо верить преданию. – А сколько он сто ит, мсье? На него можно купить Эйфелеву башню? – Такой крупный и редкий бриллиант стоит примерно как пять Эйфелевых башен. Дети ахают. – А все эти двери, чтобы воры до него не добрались? – Скорее, – говорит старик и подмигивает, – двери нужны, чтобы проклятие не выбралось наружу. Дети замолкают. Двое или трое делают шаг назад. Мари‑Лора снимает очки, и мир расплывается. – А почему бы не взять алмаз и не выбросить его в море? – спрашивает она. Экскурсовод смотрит на нее и остальные дети тоже. – Часто ли на твоих глазах выкидывают в море пять Эйфелевых башен? – спрашивает мальчик постарше. Смех. Мари‑Лора хмурится. Ничего особенного тут нет: просто железная дверь с бронзовой замочной скважиной. Экскурсия заканчивается. Дети расходятся. В Большой галерее Мари‑Лору встречает папа. Он поправляет очки у нее на носу, снимает с волос листок дерева. – Тебе понравилось, ma chérie?[4] Серый воробышек спархивает с балки и садится на плиты перед Мари‑Лорой. Она протягивает раскрытую ладонь. Воробышек задумчиво вертит головой, затем улетает. Месяц спустя она уже совсем ничего не видит.
Date: 2015-07-23; view: 391; Нарушение авторских прав |