Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало начал

В. ГИТИН

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

История эта началась очень давно, так давно, что некому было отметить точное время и место ее рождения…

Примерно 20 тысяч лет назад, когда человеческий мир был еще совсем юным, по земле, густо поросшей буйной зеленью первобытной флоры, бродили орды закутанных в звериные шкуры существ, которым еще предстояло пройти долгий и очень трудный путь до того рубежа, за которым началась подлинная история человечества.

В этом юном мире, девственном, таинственном и беспощадном в своей животной справедливости, царил единственный закон выживания, который гласил: «Съешь другого, или другой съест тебя».

И дикие люди в звериных шкурах убивали и ели диких зверей, а звери, в свою очередь, убивали и ели их.

Зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил Людей и зверей, которое далеко не всегда оказывалось в пользу двуногих существ, не защищенных ни бивнями, ни клыками, ни быстрыми ногами. Их разум еще блуждал в предрассветных сумерках, они панически боялись грома, молнии, ночи с ее зловещей темнотой, жуткими звуками дремучего леса и неисчислимыми опасностями, которые приходили на смену покинувшему их на время спасительному солнцу.

Они, правда, владели рукотворным огнем и оружием из камня, но ни то, ни другое не давало им особых преимуществ в борьбе за выживание в первобытной глуши…

…Из всего племени их осталось пятеро – трое мужчин и две женщины. Остальные погибли в ту страшную ночь, когда земля задрожала и извергла из своего чрева огонь и раскаленный поток; жадно пожиравший людей, зверей и деревья.

Эти пятеро остановились на ночлег в узкой, зажатой между отвесными скалами ложбине. Женщины наломали сухих веток кустарника, а мужчины разожгли костер. Зябко поеживаясь, они расселись вокруг огня, медленно, чтобы продлить удовольствие, жуя белесоватые коренья, которые собрали во время дневного перехода.

Это были волки, такие же голодные, как и люди, сидящие у костра.

Как и люди, они весь день бежали, забью о пустых желудках, спасаясь от того неведомого жара, который с одинаковой жадностью поглотил и племя людей, и стаю волков.

И сейчас, в этой ложбине, чудом спасшиеся остатки стаи пристально смотрели на чудом спасшиеся остатки племени.

Люди почувствовали опасных соседей и придвинулись поближе к огню – их единственному защитнику.

Волки тоже смотрели на языки пламени, так живо напоминавшие об ужасе прошлой огненной ночи, а сейчас вставшие на их пути к добыче.

Вот пламя взвилось еще выше, разгоняя мрак, а мужчины взяли в руки копья с каменными наконечниками, будто ощерившись тремя исполинскими клыками.

В эту минуту ветер донес едва уловимый запах. Волки разом повернули головы туда, в сторону далекой реки, затем вскочили и исчезли так же бесшумно, как появились.

А через некоторое время вдалеке тревожную тишину ночи пронзил протяжный вой.

Люди вздрогнули и переглянулись.

Вой приближался. В нем теперь слышался и азарт погони, и радость близкой победы.

А когда нарастающий топот тяжелых копыт стал приближаться к ним, обгоняя волчий вой, люди вскочили на ноги, нетерпеливо потрясая оружием.

В лощину вихрем влетел огромный старый олень. Увидев впереди пламя костра и пять человеческих фигур, он метнулся в сторону, туда, где прихотливый рельеф скальной стены образовывал глубокую нишу.

Это было роковой ошибкой рогача. Если бы он продолжал свой бег, эта пятерка голодных, обессиленных людей с тремя копьями и двумя палками в женских руках едва ли могла стать для него сколько-нибудь серьезной преградой. Но вот огонь…

Он прижался задом к скале и выставил перед собой острые рога.

С двух сторон на него наступали люди и волки, забывшие о своей исконной вражде.

Голод гнал их вперед, на рога загнанного оленя, голод сплотил их в этом отчаянном порыве.

Кроме того, и тех, и других было слишком мало, чтобы самим одолеть исполинского зверя.

Вот один из волков отлетает далеко в сторону с распоротым брюхом, ваг один из мужчин, попытавшихся вонзить копье в бок оленю, падает с раздробленным тяжелым копытом черепом, вот второй волк, скуля и прихрамывая, отскакивает прочь от взбесившегося рогача, но третий волк уже повис на нем, вцепившись мертвой хваткой в шею, а копья двух мужчин с хрустом вонзаются в туловище, пронизывая его острой, последней болью.

Олень оседает на задние ноги. Волк отпускает его шею и отпрыгивает назад. Люди тоже отступают, подняв кверху окровавленные наконечники копий.

Олень роняет голову, на его губах появляется кровавая пена.

Все кончено.

И вот теперь наступает момент, который вполне мог бы стать исходным для нашей истории.

Двое оставшихся в живых волков – самец и самка – выжидательно смотрят на людей, не решаясь наброситься на убитого оленя.

И один из мужчин отрезает два огромных куска оленины и бросает их волкам…

С этой совместной охоты, наверное, все и началось.

Преданья старины глубокой Мчались века и тысячелетия, изменяя облик земли, людей и животных. Возникали государства, общественные формации, религии, философские школы, белокаменные храмы древней Эллады и величественные пирамиды Египта.

Это был уже совсем другой мир, принципиально обличающийся от того, в котором зародилась наша история, начавший жить по законам общественного, а не животного бытия.

В этом преображенном мире охота на животных утратила свое первостепенное значение в процессе выживания человека, уступив эту роль земледелию и животноводству.

Среди всех животных, прирученных человеком и приспособленных им для своих нужд, особое место занимала собака, причем не только в жилище хозяина, но и в системе социальных ценностей.

V век до нашей эры. Греческий историк и географ Геродот в своих описаниях современной ему Скифии рассказывает о зловещих культовых ритуалах, посвященных поклонению племенным тотемам.

В списке тотемов древних скифов первое место занимали символы боевых побед в виде железных мечей, а второе место принадлежало священному животному – собаке.

Культовые ритуалы отличались торжественностью и грандиозностью.

Неподалеку от кочевья сооружались циклопических размеров святилища, представлявшие собой кучи хвороста, сложенные в виде квадрата, каждая из сторон которого была длиной (в переводе на нашу метрическую систему) свыше 500 метров. Венчали эти сооружения либо мечи, либо изображения собак, в зависимости от цели ритуала. Hо и в том, и в другом случаях этим тотемам приносились в жертву рогатый скот, лошади и люди.

Как свидетельствовал Геродог, в ходе подобного ритуала «умерщвляется каждый сотый мужчина из числа взятых в плен врагов, и умерщвляется не так, как скот, но иным способом: сделавши предварительно возлияние на головы людей, их режут над сосудом, потом кровь убитых относят на кучу хвороста и льют на священный предмет. Только кровь относится наверх, внизу у святилища всем убитым людям отсекают правые плечи вместе с руками и бросают в воздух; покончив с принесением в жертву животных, удаляются. Руки остаются там, где упали, а трупы лежат отдельно».

Мы привели столь кровавую цитату лишь затем, чтобы обратить внимание читателей на то, что этот древний народ, имевший столь жестокие нравы, ни во что не ставящий как человеческую жизнь, так и жизнь лошадей, которые играли огромную, решающую роль в судьбе кочевых племен, тем не менее поклонялись собаке, не представляющей для него никакой практической ценности.

Видимо, на то были свои особые причины, так и оставшиеся загадкой для историков.

Собакам поклонялись и народы, имевшие гораздо более высокий уровень социального и культурного развития.

По свидетельству Геродота, в Египте, в тот же период V века до нашей эры, собаки также считались священными животными. Это, правда, касалось лишь комнатных собак, но тем не менее факт остается фактом.

В те времена можно было увидеть на берегах Hила пышные похоронные процессии, провожавшие в последний путь скончавшихся четвероногих кумиров.

Их, как представителей высшей знати, бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах с почестями, составной частью которых были и человеческие жертвоприношения.

По ним, как впрочем, и по умершим кошкам, носили траур и даже сбривали брови в знак наивысшего проявления скорби.

Культ собак процветал на всем Древнем Востоке.

Представим себе такую ситуацию…

Грек-путешественник, направившийся из Александрии вверх по течению Hила, через несколько дней пути увидел бы высокие стены города, над аркой главных ворот которого красуется изображение собаки, причем не как символ тотемного божества, а как своеобразный герб города.

Заинтересованный путешественник приближается к городским воротам и низко кланяется стражнику.

– Как называется этот благословенный город, добрый человек? – спрашивает путешественник.

Стражник удивленно смотрит на него, а затем, поправив висящий на груди золотой барельеф, изображающий собачью голову, спрашивает в свою очередь: – Ты не смеешься надо мной, чужеземец?

Путешественник горячо заверяет его в том, что не имеет подобного намерения.

Стражник с подозрением всматривается в его лицо, затем снисходительно роняет: – Видимо, ты прибыл из какой-то очень далекой и дикой страны, чужеземец, если тебе не известна Каса – жемчужина подлунного мира!

– Каса?! – удивляется путешественник.

Заметив, что стражник грозно хмурит брови, он спешит добавить: – Если название этого города перевести на греческий язык, то оно будет звучать как «Кинополис».

– Это еще что?

– Город собак, – отвечает путешественник.

– Священный Город собак, – строго замечает стражник.

– Могу ли я быть гостем этого священного города?

– Можешь, – равнодушно пожимает плечами стражник, – если ты готов соблюдать наши законы. Если же нет – закончишь свои странствия у Анубиса, как те двое чужеземцев, которых сегодня казнят на площади.

– Они нарушили закон?

– Да. Один из них убил собаку.

Вот такой, примерно, диалог вел Геродот у городских ворот Кинополиса 2450 лет назад.

А если из Кинополиса направиться на юг, вдоль западного побережья Красного моря, то в Аддис-Абебе, столице древней Эфиопии, можно было стать свидетелем проверки подданных на своеобразном «детекторе лжи».

…Базарный день. Сквозь густую толпу медленно движется небольшой отряд воинов, во главе которого шагает человек со знаками царского отличия. На поводке, усыпанном драгоценными камнями, он ведет огромного пса, который лениво поворачивает то вправо, то влево массивную голову, принюхиваясь и присматриваясь к стенам живого коридора, по которому идет отряд.

Вот пес неожиданно останавливается и глухо рычит на плотного торговца в расшитом серебром тюрбане. Торговец, задрожав от страха, пятится, пытаясь скрыться в толпе, но по знаку начальника двое воинов хватают его и связывают руки.

– За что?! – кричит торговец. – Я ни в чем не виноват!

– Не оскверняй свои уста ложью, несчастный! – сурово отвечает ему начальник отряда. – Твоя вина доказана!

– Кем? Этим глупым псом?!

– А? Ты посмел оскорбить царского судью! Рубите ему голову!

Короткий взмах меча…

Отряд продолжает свой путь по базарной площади.

Как видите, собачьей интуиции в древней Эфиопии доверяли настолько, что она подменяла и следствие, и суд.

Об отношении эфиопов к собакам свидетельствуют многочисленные памятники фольклора, сохранившиеся до наших дней. Вот некоторые из них.

«Была у хозяина собака. Всю жизнь она служила верой и правдой, но наконец состарилась, обессилела и перестала сторожить дом. И вот однажды хозяин говорит жене: – Чем зря кормить собаку, не лучше ли убить ее, а вместо нее взять молодую?

Собака услышала это и очень опечалилась. Вышла на улицу, вспомнила о том, как много лет честно и преданно служила хозяину, и заплакала. Вдруг навстречу идет шакал. Увидел, что собака плачет, и спрашивает ее: – Что с тобой случилось? Какое горе постигло тебя?

– Хозяева решили убить меня: ведь я старая и больше не нужна им.

Пожалел шакал собаку и говорит: – Хоть наши семьи и враждуют, мне жаль твою старость. Я хочу дать тебе совет.

Старая собака обрадовалась и спрашивает с надеждой: – Скажи, голубчик, что мне надо делать?

– Если хочешь, чтобы твои хозяева по-прежнему заботились о тебе, давай сделаем так: завтра утром, как только они выйдут из дома, я вощу в дом, схвачу ребенка и унесу, а ты выскакивай из конуры и бросайся за мной вдогонку. Чтобы хозяева убедились в твоей преданности, я, добежав до ручья, остановлюсь и, будто испугавшись тебя, брошу ребенка. В этот момент ты кидайся на меня и лай изо всех сил. Хозяева прибегут на лай и, увидев все это, сжалятся над тобой.

Собака выслушала этот умный совет и, довольная, возвратилась домой.

Hа другой день, как только хозяин с женой вышли из дома, шакал вбежал в дом, схватил ребенка и бросился наутек. Собака, следуя его совету, погналась за ним, и как только шакал, добежав до условленного места, остановился и отпустил ребенка, она заслонила ребенка и стала лаять что было мочи.

Hа лай прибежали муж с женой и видят: собака, которую они решили убить, смело защищает их ребенка от клыков шакала.

С тех пор хозяева опять стали хорошо относиться к верной собаке и продолжали заботиться о ней до самой смерти. Так рассказывают».

Или вот такая легенда: «Два человека враждовали друг с другом. Однажды один из них сидел на берегу реки и точил на камне саблю, чтобы убить другого. Он так наточил саблю, что она стала острой, как бритва. Человек решил испытать ее остроту и силу удара, и отрубил голову своему преданному псу, который сидел рядом. Потом он поднял саблю и стал разглядывать ее.

Пока он старался разглядеть на сабле следы крови или зазубрины, блеск сабли привлек внимание его врага. Тот неожиданно напал на него и вонзил в него копье. Кровь убитого смешалась с кровью его собаки.

Так рассказывают. В народе говорят, что пролить кровь собаки – тяжкий грех».

Но собаки в те далекие времена были не только объектом поклонения, а и активными помощниками своих «старших братьев».

Они помогали пастухам пасти стада, они служили неутомимыми и самоотверженными загонщиками во время охоты знатных египтян и ассирийцев на диких зверей, они в качестве боевого авангарда храбро сражались с неприятелем на полях сражений.

Боевые собаки древних персов, с ошейниками, на которых были укреплены острые изогнутые клинки, с ревом бросались навстречу вражеской коннице, распарывая животы лошадям и выбивая из седел всадников.

По ночам они несли караульную службу у стен крепостей, предупреждая стражу о приближении неприятельского войска и принимая первый бой…

…После длительной осады и яростного штурма города вражеские войска гигантской колонной направились прочь, на восток. За конницей и пехотой потянулись обозы. Замыкали строй неприятельских полчищ тяжелые стенобитные орудия и громадные, неуклюжие осадные башни.

Все жители осажденного Коринфа высыпали на городские стены, желая своими глазами убедиться в благоволении богов, чудесным образом спасших город от уничтожения далеко превосходящими силами противника.

До глубокой ночи в городе слышались радостные крики и пение. В храмах ярко пылали жертвенные огни в честь счастливого избавления.

Измученные осадой коринфяне пировали прямо на улицах и на ступенях храмов. Горожане щедро угощали воинов – защитников Коринфа, славя их стойкость и поздравляя с победой над грозным врагом.

А затем опьяненный вином и счастьем нежданной победы Коринф погрузился в глубокий сон, пожалуй, впервые за долгие дни и ночи осады…

Не спали только боевые собаки. Эти сильные и бесстрашные животные тревожно метались по городским стенам и жалобно скулили принюхиваясь и прислушиваясь к обманчивой тишине ночи.

А к городу тихо, без звона оружия и воинственных криков приближались вражеские отряды, отхлынувшие вечером от стен Коринфа только лишь затем, чтобы усыпить бдительность его защитников.

Расчет их предводителя был гениально прост и точен, и пал бы в ту безлунную ночь Коринф, и взметнулись бы к черному небу языки пламени над его величественными храмами, если бы взобравшихся по штурмовым лестницам на его стены вражеских воинов не встретили недремлющие и верные защитники – собаки.

Они остервенело бросались на воинов, сбивали их с ног, рвали их тела… и сами падали под ударами коротких острых мечей, смешивая свою кровь с кровью убитых врагов.

Когда в бой вступили коринфские солдаты и горожане, в живых остался только один пес, истекающий кровью от многочисленных ран.

Двое солдат отнесли его в безопасное место, вручив попечению лекарей, а остальные, пораженные и воодушевленные беспримерным мужеством своих четвероногих соратников, наголову разбили штурмовые отряды противника.

А утром на площади перед Форумом, где собралось все население города, раненого героя торжественно пронесли на носилках под триумфальной аркой из живых цветов и после благодарственных речей надели на него серебряный ошейник с надписью: «Спаситель Коринфа».

Собаки были героями множества легенд и мифов Древнего мира.

Так, согласно легенде, собака вскормила Хира, царя Персии, а волчица – основателей Рима Ромула и Рема.

А в греческих мифах собаки либо наделены сверхъестественными качествами, либо являются верными спутниками и помощниками как богов, так и людей.

«В подземном царстве струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами, носят я бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кеpбеp, на шее которого движутся с Грозным шипением змеи, сторожит выход».

И в этом же мифе: «Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката, Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтят ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак».

А в сюжете скульптурной группы I века до нашей эры, изображающей эпизод из мифа о двух братьях, Зете и Амфионе, когда они привязывают Дирку к рогам разъяренного быка, за женщину вступается собака (видимо, из породы борзых), которая яростно лая, прыгает, пытаясь вцепиться в ногу одного из обидчиков ее хозяйки.

Артемида, богиня охоты, разжеванная тем, что юноша Актеон увидел ее обнаженной, превращает его в оленя и тогда…

«Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по горам, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки».

Когда легендарный Одиссей после своих странствий под видом нищего странника возвращается на родину, никто из родных и знакомых не узнает его. Но когда Одиссей вошел в ворота своего дворца…

«…там, у самых ворот, лежала старая собака Одиссея, Аргус. Едва только услыхала она голос своего хозяина, как насторожила уши. Почуял верный Аргус своего господина, вильнул хвостом и хотел подняться, чтобы броситься ему навстречу, но был уже не в силах двинуться. Всеми брошенный, старый, он издыхал. Узнал своего верного Аргуса и Одиссей. Слеза скатилась из его глаз; поскорее смахнул он слезу рукой, чтобы не заметил ее Эвмей. Шевельнулся Аргус и издох. Двадцать лет ждал он своего господина и сразу узнал его, даже под видом нищего».

Древнегреческие философы в своих изречениях всегда выделяли собак из числа представителей животного мира, отмечая отсутствие у них множества пороков, присущих людям.

Была создана даже философская школа представители которой называли себя киниками (циниками), что означало «собаки». Эти философы провозглашали абсолютную свободу человеческой личности, ставя в пример жизнь бродячей собаки.

Философ Диоген считал бродячего пса символом свободы человека.

Собаки были постоянными спутниками древних прорицателей, веривших в их способность к предвидению.

То, что собаки занимали особое положение в древней Элладе, подтверждают многочисленные фрески, скульптуры и даже монеты. На них обычно принято было изображать царей и символы государственной власти, однако в разные периоды истории Эллады на денежных знаках высокого достоинства чеканились и собачьи барельефы.

Боевые собаки участвовали в победоносных походах Александра Македонского и Ганнибала, разделяя с воинами и тяготы дальних переходов, и радости военных триумфов.

В римских легионах также были собаки-воины, которые сражались в первых шеренгах и самоотверженно принимали на себя главный удар противника.

Собаки составляли и значительную часть конвоя рим ских императоров, исполняя роль бдительных и неподкуп ных телохранителей.

Hа цирковых аренах собаки участвовали в боях гладиаторов и сами выступали в качестве полноправных бойцовартистов, сражаясь как с вооруженными людьми, так и со львами, пантерами и медведями.

Собаки помогали людям пасти овечьи стада, охотиться на диких зверей, они сторожили убогие хижины простолюдинов и роскошные дворцы императоров, они служили и тягловой силой, и своеобразными моторами в нехитрых сооружениях, предназначенных для подачи воды из глубоких колодцев…

По свидетельствам современников, римский император Гай Калигула (тот самый, который всерьез намеревался присвоить звание сенатора своему любимому коню), держал в спальных покоях специально обученного пса, с которым, по высочайшему приказу, должны были вступать в сексуальную связь самые знатные женщины Рима.

Шли годы, рушились империи, менялся уклад жизни людей, но собаки неизменно занимали в этой жизни особое место, какое никогда не занимал ни один вид животных, прирученных человеком.

Как видим, уже с древнейших времен собаки стали неотъемлемой частью всех сфер человеческого бытия.

Разнообразие этих сфер продиктовало необходимость выведения разных пород собак, отвечающих тем или иным запросам человека.

И потянулась к солнцу буйная поросль генеалогических деревьев древних семейств Мира Собак…

Отряд специального назначения (семейство догообразных) Их исторической родиной является Тибет.

– Эти огромные, устрашающего вида потомки тибетской горной собаки вначале использовались для охраны овечьих стад, но ассирийцы и вавилоняне, по достоинству оценив их силу и мощь, сделали из них охотников и воинов, чьи боевые подвиги были восторженно воспеты в легендах Древнего Востока.

Греки начали разводить их как боевых собак в одной из провинций, которая называлась Молоссия. Отсюда и пошло греческое название догов – «молоссы».

Hа Британских островах их называли «мастифами».

Это же имя догообразные собаки носили в Древнем Риме, где они и охотились, и воевали, и выступали на цирковых аренах, обильно поливая их как собственной кровью, так и кровью своих жертв.

Цирковые представления Древнего Рима отличались изощренной жестокостью, бывшей главным принципом государственной полпики, перед которой стояли задачи новых и новых территориальных завоеваний. Отсюда вытекала задача внушения подданным презрения к смерти, физическим страданиям и милосердию к побежденному противнику.

Например, одно из представлений, состоявшихся в Риме во времена-правления Гая Калигулы, имело, по свидетельству очевидцев, такой сюжет.

Hа арену выходит прекрасный юноша в белых одеждах и миртовом венке на голове. В руке у юноши – кифара (древний щипковый инструмент). Он начинает петь, аккомпанируя себе на кифаре.

Чистый и звонкий голос певца, мелодичные звуки кифары проникают в самую глубину сердец слушателей, которые награждают артиста неистовыми рукоплесканиями. Вот он спел вторую песню, третью…

И вот тогда, когда зрительский восторг достигает своего апогея, на арену выбегает разъяренный лев, который немедленно превращает кумира публики в бесформенную груду окровавленных останков.

Публика, несмотря на свои нравственные установки и подготовленность к восприятию подобных зрелищ, все же несколько шокирована. И вот, дабы римляне не уходили из цирка со смутным чувством протеста против столь явного вандализма устроителей праздника, в финале был предусмотрен некий акт возмездия за причиненное зло.

Едва лишь лев успевает насытиться несчастным певцом, как на арену с диким ревом вылетает несколько свирепых мастифов, которым-то и надлежит восстановить попранную справедливость, что они и делают, превращая льва в кучу лохмотьев рыжеватой шкуры и обглоданных костей.

Восторженные зрители награждают участников финала не менее бурными аплодисментами, чем те, которые звучали в честь юноши-певца…

Древние мастифы стали родоначальниками огромного семейства, представителями которого с одинаковым правом могут считаться и царственно-величественные красавцы и простоватые косолапые коротышки.

В средневековой Англии была очень популярна травля быков собаками. Вначале в подобных зрелищах участвовали мастифы, но впоследствии специально для этих целей была выведена производная от них порода.

Это были небольшого роста собаки с мощной рельефной мускулатурой и характерным для догов прикусом нижней челюсти, выступающей вперед.

Полностью соответствующая задачам травли мертвая хватка этих собак сразу же получила широкое признание.

Вцепившись в нос быка, собака повисала на нем, и как бы тот ни вертел головой, как бы ни ударял собаку о землю, она, словно не чувствуя боли, не отпускала нос быка до тех пор, пока он не падал, измотанный этой борьбой и потерей крови.

Назвали эту собаку бульдогом, что в переводе с английского означает «бычья собака».

Бульдоги стали настолько популярны в Англии, что считались там национальным достоянием и своеобразным символом британского характера.

Впоследствии, уже в XIX веке, скрещивание бульдога с его прародителем мастифом привело к появлению бульмастифа – огромной и весьма свирепой собаки, сразу же признанной лучшим сторожем среди всех четвероногих, что, правда, было скорее данью прихотливой моде.

В это же время появляется бультерьер – результат скрещивании бульдога с английским терьером.

Эта порода предназначалась для травли быков и медведей, но когда бычья травля была в Англии запрещена законом, бультерьеры стали примениться для собачьих боев.

Новая парода английских бультерьеров была выведена несколько позднее в результате скрещивания трех пород: терьера, бульдога и далматина. Собственно, именно эта порода и завоевала столь широкую популярность у наших современников, несколько видоизменившись в ходе своего развития.

Hа материке английские бульдоги смешавшись с иными догообразными породами, стали основанием вежи боксеров, выведенных специально для травли крупных зверей.

Во Франции середина XIX века отмечена появлением небольших, крепкого сложения, собак с довольно длинными стоячими ушами.

Это был французский бульдог, о происхождении которого в свое время много спорили, но как бы то ни было, прародителем его был дог, в чем сходились приверженцы самых полярных точек зрения. Собственно, споры разгорелись из-за признания французского или же английского происхождения этих собак, что являлось скорее всего следствием извечного соперничества между Англией и Францией.

В Нидерландах получила распространение такая оригинальная порода, как мопсы. Эти карликовые догообразные собаки были выведены на Востоке, а затем, в XVI веке, появились и в Европе. Ввиду того, что окрас мопсов напоминал геральдические цвета правителей Нидерландов, они стали весьма популярны в этой стране, а затем и в Англии, где долгое время были в моде у аристократов. Hо мода со временем прошла, вследствие чего мопсы едва не исчезли с лица земли.

Эта порода возродилась лишь в XIX веке опять-таки в результате очередного витка прихотливой моды.

В этом случае мопсы стали символом благополучия немецкого бюргерства.

Мопс, действительно, чем-то напоминает удачливого бюргера – коренастый, крепкий, с бульдожьей хваткой, недоверчивый и неприхотливый.

Германия стала почвой, на которой взошла еще одна поросль семейства догообразных. Эта порода получила свое название от города Ротвейль-ам-Hекар, где эти собаки назывались «мясницкими», потому что охранили лавки мясников и перевозили на тележках говяжьи туши.

Ротвейлеры вскоре распространились по всему миру, который признал в них отличных сторожей, розыскников и спасателей.

Как видим, догообразные собаки оказали весьма заметное влияние на формирование многих европейских пород. И не только европейских…

Во времена раннего средневековья жители северного побережья европейского континента находились в постоянном страхе, вызванном жестокими набегами скандинавских викингов.

Отважные и беспощадные воины-разбойники сеяли ужас и разрушение везде, где причаливали их остроносые корабли. Они сжигали целые города, уничтожали скот и посевы, уводили в рабство людей.

Викингов в их набегах сопровождали боевые доги.

Эти четвероногие разбойники ничуть не уступали в храбрости и свирепости своим двуногим товарищам, упорно продвигавшимся все дальше и дальше на запад.

Пришло время, когда Северное море стало казаться неуемным викингам недостаточно широкой ареной для их дерзких набегов, и они все чаще и все дальше начали выходить в Атлантику.

Так, еще задолго до триумфального путешествия Христофора Колумба, викинги со своими догами нанесли визит восточному побережью нынешней Канады. Часть викингов основала первые колонии европейцев на островах Канадского архипелага, отнюдь не требуя себе лавров первооткрывателей.

В тех краях боевые доги викингов смешивались с местными лайками. В результате на полуострове Лабрадор возникла новая порода, унаследовавшая от догов мощное сложение и черный окрас, а от лаек – выносливость и густой пушистый мех. Была у этих собак еще одна особенность – они, в отличие от догов и лаж, страстно любили плавать, причем, стремились в воду так настойчиво, будто она была их родной стихией. Это удивительное свойство было подмечено и развито у новых поколений этой породы, которая стала называться «лабрадор».

Hа соседнем с Лабрадором острове Ньюфаундленд в результате дальнейшего скрещивания лабрадорских со бак с собаками, которые попадали в бухты Ньюфаундленда на испанских и португальских кораблях, появился новый подвид собак-водолазов» который был назван «ньюфаундленд».

Эти огромные черные псы имели самое различное применение: они были и упряжными, и вьючными животными, и сторожами, и охотниками на волков, и, конечно же, рыбками, помогающими вытаскивать из моря сети с уловом, и спасателями людей, оказавшихся за бортом судна.

Столь ценные качества этих собак, разумеется, не могли долго оставаться достоянием рыбаков Ньюфаундленда, и новая порода вскоре распространилась сначала в Европе, а затем и в Азии.

Одному из представителей этой славной породы суждено было оказать невольное, но весьма заметное влияние на ход мировой истории, которая, к сожалению, не сохранила для потомков его достойное имя.

Это произошло 2 мая 1814 года. К острову Эльба направлялся корабль, на борту которого был необычный пассажир – низложенный император Франции Наполеон I.

Остров Эльба площадью в 223 квадратных километра должен был стать последним владением и последним пристанищем недавнего властителя Европы.

Hа борту корабля находился, кроме сопровождающих императора людей, большой черный ньюфаундленд. С какой целью его везли на Эльбу – не известно. Ясно лишь одно: он не был в составе конвоя, так как уже тогда ньюфаундленды проявили полную неспособность нести караульную службу из-за отсутствии необходимой этого агрессивности.

Осталась загадкой истории и причина, по которой Бонапарт оказался за бортом судна: то ли он искал смерти в волнах Средиземного моря, то ли это была попытка к бегству, то ли его столкнули за борт по чьему-то тайному приказу…

Прежде чем вахтенный крикнул: «Человек за бортом», ньюфаундленд, до этого мирно дремавший на корме, резко вскочил и бросился в бушующие волны.

Моряки спустили шлюпку на воду, и через несколько минут ньюфаундленд передал им спасенного Бонапарта.

Так, по крайней мере, гласит одна из легенд, которыми было окружено имя, этого незаурядного человека.

Судьба предопределила представителям семейства догов быть неизменными участниками многих исторических событий и даже прямо влиять на их исход, разделяя с людьми и радости побед, и горечь поражений.

А догообразные собаки испанских конквистадоров не только сыграли значительную роль в покорении народов Мексики и Центральной Америки, но и, смешиваясь с местными собаками, стали родоначальниками новых американских сторожевых и охотничьих пород, впрочем, так и не ставшими классическими, как ньюфаундленд.

Hа старинных гравюрах нередко можно увидеть закованного в тяжелые латы испанского или португальского воина, рядом с которым – собака, преисполненная такой же силы и агрессии, как и ее хозяин.

1513 год. Испанский конквистадор Васко Hуньес де Бальбоа в сопровождении двух сотен таких же, как и он, авантюристов предпринимает поход через Панамский перешеек на восток, к Тихому океану. Там, на той стороне перешейка, по его сведениям, находится страна, где золото ценится не выше, чем кожа на ошейнике Леонсино, любимого боевого пса конкистадора.

И вот отряд де Бальбоа отправляется в недолгий, но опасный путь через стремнины рек, болота и горные ущелья.

Им приходится прорубать себе путь мечами сквозь непроходимые тропические леса, дышащие ядовитыми испарениями, они карабкаются на обожженные солнцем скалы и бредут, в своих стальных доспехах, по горло в зловонной жиже болот.

Они падают и снова встают, чтобы идти дальше, на берег неведомого еще океана, где так много желтого металла, который искупит все их страдания и все их грехи…

Hекоторые из солдат не могут подняться после очередного привала, Изнуренные лихорадкой.

Командир отряда бросает их на произвол судьбы. Он спешит поскорее достичь волшебного берега.

И вот, когда до заветной цели, казалось бы, остался один, последний отчаянный бросок, дорогу заметно поредевшему отряду преграждают индейские воины, полуголые, раскрашенные, с короткими копьями в руках.

Бальбоа отдает короткую команду, и мушкеты испанцев изрыгают огонь.

Пораженные ужасом аборигены, оставшиеся в живых после смертоносного мушкетного залпа, падают ниц, побросав свои копья наземь.

Hуньеса де Бальбоа, не удовлетворяет эта капитуляция, и он дает вторую команду, теперь уже не людям, а собакам.

Стая голодных, обозленных боевых псов бросается на зрелища на аренах Древнего Рима…

Когда собаки, утолив голод и ярость, отошли наконец от своих жертв, Бальбоа сказал, поглаживая окровавленную морду своей собаки: – Ты храбрый воин, Леонсино. Когда я стану губернатором этого края, ты получишь должность начальника стражи, обещаю тебе!

И отряд двинулся дальше, и вышел на берег неведомого океана, и водрузил там огромный деревянный крест – знак владычества испанской короны.

А еще отряд грабил мирные деревни и убивал их жителей – кого мушкетными залпами, кого мечами, а кого и клыками своих четвероногих воинов.

При дележе добычи пес Леонсино получает, наравне с другими завоевателями, свою долю в золоте, жемчуге и алмазах.

В обратный путь Леонсино отправился навьюченный двумя увесистыми мешочками, как и остальные солдаты отряда Бальбоа.

Hо переменчивая судьба готовит командиру отряда неожиданный сюрприз. По возвращении на побережье Атлантического океана его ждет неприятная встреча с прибывшей сюда испанской эскадрой, доставившей вооруженный отряд под командованием Франциско Писарро, одного из главных действующих лиц кровавой истории покорения Мексики.

Писарро, не желая делить в дальнейшем золото и почести со столь предприимчивым конкурентом, обвиняет Бальбоа в государственной измене, благо в те времена и в тех краях особых доказательств для обвинения в чем-либо не требовалось. Просто отряд Писарро был более многочисленным, чем отряд Бальбоа, и этого обстоятельства вполне хватило, чтобы Бальбоа был арестован, осужден и казнен.

Когда верный Леонсино увидел, как какой-то человек отрубил широким мечом голову его хозяину, он глухо зарычал и бросился на палача. В яростном прыжке он взвился в воздух… и упал замертво рядом с обезглавленным телом Бальбоа.

– Каков хозяин, такова и собака, – произнес Писарро, опуская дымящийся пистолет…

Hу, а теперь мы вернемся в Старый Свет, где история семейства догообразных приведет нас на заснеженные вершины Альп, где труднодоступные перевалы с древнейших времен считались самым коротким и в то же время самым Опасным путем из Франции в Италию и Швейцарию.

Бури, снежные лавины, многочисленные трещины, предательски присыпанные рыхлым снегом, сделали этот путь последним для многих и многих…

Однако люди упрямо продолжали ходить через альпийские перевалы, невзирая на возможность быть погребенными под многометровой толщей снега, сорваться в пропасть или превратиться в ледяной столб на шквальном морозном ветру.

И вот, на одном из перевалов – на Большом Сен– Бернаре, был построен монастырь, послушники которого посвятили себя благородному и небезопасному делу: они стали, пожалуй, одними из первых в мире горноспасателями.

Монахам помогали специально обученные собаки, которые могли не только обнаружить под слоем снега попавшего в беду путника, но и, заранее чувствуя приближение бури, совершать, говоря современным языком, предупредительные рейды по наиболее опасными участкам Сен-Бернара, где они встречали одиноких путников и приводили их в монастырь, за крепкими стенами которого те могли переждать ненастье.

Эти собаки могли вести самостоятельный поиск занесенных снегом людей, могли откопать их и даже оказать первую помощь, согревая своим дыханием.

Об этом монастыре и его собаках ходило множество легенд, и некоторые люди специально отправлялись на перевал Большой Сен-Бернар, чтобы своими глазами убедиться в правдивости восторженных, отзывов тех, кому самоотверженные монахи и их четвероногие помощники подарили спасение от верной гибели.

Эта порода собак, выведенная в результате скрещивания датских догов с пиренейскими овчарками, стала называться «сенбернарами».

Этим добродушным и отважным великанам еще предстоял триумфальный по странам и континентам, а пока они оставались экзотической достопримечательностью альпийского перевала Сен-Бернар, который стал свидетелем многих исторических событий.

Последнее десятилетие XVIII века. Революционная Франция стремится силой загнать весь мир в «свободу, равенство и братство», провозглашенные ее восставшим народом в 1789 году.

Наполеон Бонапарт, став по сути главнокомандующим французской армии, 9 апреля 1796 г. двинул свои войска через Альпы, намереваясь покорить Италию.

Во время перехода наполеоновских солдат через перевал Сен-Бернар произошел случай, вписавший новую славную страницу в историю Мира Собак.

Один из солдат, обессиленный тяжелым переходом, упал на снег и заснул, не замеченный ушедшими вперед товарищами. Этот сон вполне мог бы стать вечным, если бы полузамерзшего солдата вовремя не нашел сенбернар по кличке Барри.

Этот пес был всеобщим любимцем в монастыре, где разводилась эта порода собак. В любую погоду – в метель, в туман, в гололед – неутомимый и самоотверженный Барри отправлялся на самостоятельный поиск тех, кто нуждался в его помощи. К тому времени славный Барри спас уже сорок человек. Солдат, заснувший в снегу, был сорок первым.

Барри растолкал спящего и прилег возле него, согревая своим дыханием…

И тут случилось нечто непредвиденное, грозящее обернуться фатальной несправедливостью: очнувшийся солдат, приняв в темноте своего спасителя за какое-то хищное чудовище, выхватил из ножен тесак и нанес бедному Барри несколько довольно опасных ран. Благородный сенбернар не стал защищать свою жизнь. Истекая кровью, он дополз до монастыря. Монахи отыскали солдата по кровавому следу, который тянулся за собакой до самых монастырских ворот.

Солдату оказали необходимую помощь, а его спаситель, несмотря на полученные ранения, вскоре выздоровел и жил до конца своих дней в величайшем почете.

В честь славных подвигов Барри и его сородичей был сооружен памятник, увековечивший эту породу семейства догообразных собак.

Их добродушие вошло в поговорку, поэтому сенбернары не используются для караульно-сторожевой службы, к которой оказался пригоден лишь потомок сенбернара и кавказской овчарки, получивший название «московская сторожевая».

А сенбернары и по настоящее время продолжают работать спасателями, фотомоделями, киноактерами и просто живут в наших домах, украшая их своим присутствием и создавая непередаваемую атмосферу доброты и сердечности.

Hу, а достойным украшением и венцом генеалогического семейства догообразных являются, разумеется, собственно доги.

В результате многовековой селекции человечество вывело три основные породы этих прекрасных животных: английский дог, датский и немецкий.

Порода немецкого дога самая молодая. Она возникла лишь в середине XIX века вследствие скрещивания датского дога и мастифов с юга Германии.

Автором этой породы был известный исторический деятель, канцлер Германии Отто фон Бисмаpк-Шенгаузен, который утверждал величие своей страны не только в военно-политической и промышленной сферах, но и во всевозможных иных, так что появление немецкого дога по праву стало национальным достижением. Это рослый и благородный красавец получил всемирное признание и титул императора Мира Собак.

Пастухи и телохранители (семейство овчарок) Это семейство ведет свою родословную, как и догообразные, от тибетских горных собак. Hо в отличие от своих сородичей – догов, которым история Древнего мира предопределила военную карьеру, эти собаки были приспособлены людьми для совсем иных целей: они стали охранять овечьи стада.

Отсюда и пошло их название – «овчарки».

Распространившись по Азии и Европе, эти собаки, смешиваясь с местными породами, приобрели разные, непохожие друг на друга внешне отличительные признаки, однако всех их роднит основное предназначение – охрана овечьих стад.

От тибетской горной собаки произошли среднеазиатские, монгольские и кавказские овчарки.

Кочуя вместе со стадами овец, попадая вместе с ними в плен к завоевателям, восточные овчарки появляются в Ассирии, Вавилоне, Египте, ранах Средиземноморья и на севере Европы.

Вследствие этого семейство овчарок пополняется новыми членами. Это и пиренейская горная собака, охранявшая стада тонкорунных овец-мериносов в Испании, венгерская пастушья собака – пули, итальянская маремма, немецкий ховаварт, французский бриар и, возможно, шотландская колли, хотя точное время и обстоятельства появления этой породы на Британских островах неизвестны.

Долгое время колли исполняла чисто утилитарную пастушью работу и никто всерьез не занимался сохранением чистоты и совершенствованием этой породы. Лишь в 1850 году колли начали целенаправленно разводить в шотландской резиденции королевы Виктории.

Hо нынешний вид этой царственной красавицы сформировался только к 70-м годам прошлого столетия в результате скрещивания овчарки королевы Виктории с сеттеромгордоном и русской псовой борзой.

От классической колли произошло еще несколько пород: борден-колли и уменьшенная копия своей прародительницы – шелти, выведенная на Шетландских островах в северной Атлантике, а также бердед-колли, которая, впрочем, не получила широкого распространения за пределами Шотландии.

Англия стала родиной еще одного представителя семейства овчарок – бобтейла, или, как еще называют эту породу, староанглийской овчарки.

Эта пушистая, очаровательная как по внешности, так и по нраву, собака вскоре приобрела огромную популярность во всем мире, вследствие чего многие представители породы бобтейлов сменили суровую пастушескую службу на безмятежную домашне-декоративную.

А в Восточной Европе семейство овчарок пополнялось, в основном, за счет завоевательных войн, которые вела в средние века Османская империя.

Захватив большую часть юго-восточной Венгрии, турки привели с собой, в числе других пород, свою пастушью собаку, которая, смешавшись с венгерским пули, явила миру нов породу, представители которой обладали и мохнатой шубой пули, и высоким ростом, «и боевыми качествами сторожей турецких овечьих стад.

Новую собаку стали называть «кувас», что в переводе с турецкого означает «хранитель покоя». Действительно, в средневековой Венгрии кувасы быстро завоевали славу непревзойденных сторожей и телохранителей.

Подобные качества были присущи и очень похожим на кувасов комондорам – сильным высокорослым собакам с белоснежной густой шерстью.

Кувасы и комондоры отлично зарекомендовали себя не только как сторожа и телохранители, но и как азартные охотники на крупных хищников.

В те времена эти пышные белые красавцы, однако, не распространились за пределы западных провинций Османской империи.

Нужно заметить, что в ходе своей истории семейство овчарок не пустило столько разнообразных побегов, как семейство догов, в принципе не отклоняясь от своих сугубо утилитарных функций. Hа протяжении многих и многих веков эти собаки исполняли весьма полезную, но далекую от пышной парадности роль сторожей и пастухов.

К середине XIX века определились основные подвиды семейства классических овчарок: среднеазиатская, кавказская и южнорусская, выведенная на юге Украины путем скрещивания русских и испанских пастушьих собак с борзыми.

Южнорусская овчарка вскоре заняла одно из ведущих мест в караульно-охранных службах многих стран Европы, став достойной соперницей немецкой овчарке – самому молодому представителю этого славного семейства.

Hемецкая овчарка долгое время не признавалась знатоками-кинологами в качестве оригинальной породы, и лишь в 80-х годах прошлого столетия получила официальную регистрацию.

Она с поразительной быстротой завоевала огромную популярность во всем мире как одна из лучших служебных собак с очень широкой амплитудой применения: от квартирного сторожа до солдата действующей армии.

Если говорить о практической пользе, приносимой человеку его четвероногими друзьями, то вклад в нее семейства овчарок настолько велик, что его трудно переоценить.

Кумиры венценосцев (семейство борзых) Борзые всегда занимали особое место в Мире Собак, и эта исключительность во многом предопределила те многочисленные взлеты и падения, которые претерпело это семейство в разные периоды своей бурной истории.

Корни происхождения борзых ведут в глубокую древность.

При археологических раскопках найдены египетские фрески, на которых изображены легкие, поджарые собаки на тонких и длинных ногах, с вытянутой мордой и пышным хвостом. Найдены и мумии этих собак, сопровождавших фараонов не только в земной, но и в загробной жизни.

Зародившись на Ближнем Востоке, семейство борзых быстро распространилось по Северной Африке и Азии, а затем уже, примерно за 1000 лет до нашей эры, в Европе.

Разнообразие климатических условий, как и разнообразие целей разведения борзых, обусловили возникновение множества их разновидностей – от сторожевых и охотничьих до комнатно-декоративных.

Борзым изначально была назначена роль спутников высшей знати – фараонов, эмиров, королей и их приближенных.

В древних странах ислама, где объявляли «нечистыми» абсолютно всех животных, для борзых собак делалось исключение.

Среди арабских борзых, ставших родоначальниками всего семейства этого вида собак, следует прежде всего отметить персидскую борзую под названием салюки, которую еще именуют газельей собакой. Это второе название говорит само за себя: догнать убегающую газель, известную как самое быстроногое и чуткое из животных Востока, да еще по рыхлому песку или по крутому горному склону – дело, требующее незаурядной выносливости и огромной скорости бега, что в полной мере характеризует эту великолепную породу. Тем не менее, несмотря на свои прекрасные охотничьи качества, борзая салюки со временем стала чисто декоративной собакой, украшающей своим присутствием дворцы арабской знати.

В Средней Азии с незапамятных времен была известна и почитаема афганская борзая – мощная, заросшая густой шерстью охотничья собака, гораздо более приспособленная к суровому климату азиатских плоскогорий, чем ее персидские сородичи. Афганскую борзую обожествляли, ей посвящали стихи и песни, она считалась национальным достоянием. В Европу афганская борзая попала лишь в XIX веке. Ее появление в Англии можно было бы прокомментировать знаменитой фразой Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Действительно, это был головокружительный успех, сделавший на долгое время афганскую борзую самой престижной собакой Великобритании.

Африканский тип борзой – маленькая изящная левретка, хрупкая, изнеженная, будто специально выведенная для того, чтобы ее носили на руках.

С левретками связано множество самых различных легенд и курьезов, героями которых были венценосные особы.

Левретки были любимыми комнатными собаками египетских фараонов и других властителей Северной и Центральной Африки. Им воздавали и при жизни, и после смерти поистине царские почести. В некоторых африканских государствах лицам, не относящимся к категории высшей знати, под страхом смертной казни запрещалось держать в своих жилищах левреток.

В Риме во времена Юлия Цезаря комнатно-декоративные собачки пользовались особой популярностью, что вызывало даже некоторое недовольство императора, усматривавшего в этом увлечении проявление изнеженности и ослабления боевого духа нации.

Впрочем, недовольство божественного Юлия враз улетучилось, когда царица Египта Клеопатра, его возлюбленная, во время своего триумфального визита в Рим подарила суровому императору в числе прочих драгоценных сувениров крошечную левретку.

Подарок египетской царицы настолько пришелся по вкусу, что Юлий с тех пор был неразлучен с собачкой. Он брал ее с собой и в военные походы, и на заседания сената, и на пышные торжества по случаю одержанных им боевых побед.

Вся римская знать, в подражание императору, завела в своих дворцах левреток, за которыми снаряжались специальные экспедиции, в том числе и военные.

Однако левретка Юлия Цезаря по-прежнему считалась самой непревзойденной, самой красивой и умной собакой империи.

В Риме поговаривали даже, что император, прежде чем принять какое-либо важное государственное решение, советуется со своей левреткой.

А затем, через несколько лет, накануне его насильственной смерти в зале заседаний римского сената, произошли события, заставившие призадуматься многих, кто был скептически настроен относительно собак-оракулов.

За несколько дней до рокового события Юлий Цезарь узнал, что табуны коней, которых он при переходе Рубикона посвятил богам и отпустил пастись на воле, упорно отказываются от еды и проливают слезы поистине человеческой скорби. Гадатель по имени Спуринна советовал остерегаться опасности, которая грозит императору в ближайшие дни. А в ночь перед смертью его жене Кальпурнии приснилось, что крыша дворца обрушилась и что Цезаря закалывают в ее объятиях.

Однако император пренебрег этими зловещими предзнаменованиями и решил отправиться на заседание сената, где заговорщики уже ждали его, подготовив план убийства.

В то утро любимая левретка громко скулила у ног своего хозяина.

Цезарь время от времени брал ее на руки, ласково поглаживая и предлагая различные лакомства. Hо собачка отказывалась от еды и продолжала жалобно скулить.

Поведение собаки заставило Цезаря вспомнить о других предостерегающих знаках судьбы, и он уже решил было не идти в сенат, но пришедший во дворец Деиум Брут, брат Марка Брута (того самого Брута, который отныне войдет в – мировую историю, нанеся Цезарю предательский удар кинжалом), уговорил его не лишать своего присутствия столь благородное собрание, давно ожидающее героя и кумира народа Италии.

Вырвавшись из рук хозяина, левретка с неожиданной яростью вцепилась зубами в край тоги сенатора-заговорщика, а затем, когда Цезарь встал, чтобы направиться к выходу, собачка бросилась ему под ноги, заливаясь отчаянным лаем.

Юлий Цезарь внимательно посмотрел на нее, вздохнул, покачал головой и вышел из своего дворца, чтобы никогда уже не вернуться назад…

А прусский король Фридрих II, которого за многочисленные батальные и политические победы называли Фридрихом Великим, во все свои блистательные походы неизменно брал с собой любимую левретку по кличке Бише. Как поговаривали злые языки, Фридрих держал при себе левретку, желая подражать Юлию Цезарю, но так или иначе, одно историческое событие доказало искреннюю привязанность короля к своей четвероногой любимице…

Это произошло в июле 1757 года во время осады Праги прусскими войсками.

Армия императрицы Австрии Марии-Теpезии, отступая под натиском воинственного Фридриха, укрылась за мощными стенами Праги – последнего укрепленного рубежа на пути окончательного поражения. Исход войны должен был решиться именно здесь.

Осада носила отнюдь не позиционной характер. Под стенами города постоянно происходили кровопролитные стычки. Грохот орудийной канонады не смолкал даже по ночам.

В этот день австрийцы бросили в бой почти все основные силы, чтобы отбросить прусские войска от города и разорвать кольцо блокады. Подобный отчаянный шаг был вызван еще и тем обстоятельством, что в Праге были на исходе продовольственные припасы, а это грозило голодом и эпидемиями.

Разгорелось яростное сражение.

В ходе его прусская пехота была смята и обратилась в беспорядочное бегство, грозившее лишить Фридриха II2 победных лавров, но стремительная атака гусар прославленного генерала Цитена решила исход сражения в пользу осаждающих.

– Австрийские войска поспешно отступили за мощные городские укрепления.

– Победа, ваше величество! – крикнул еще издали генерал Цитен, подъезжая к королю. – Что с вами, государь? – озабоченно спросил он, увидев, что Фридрих смертельно бледен и едва держится в седле. – Вы ранены?

– Бише, – проговорил дрожащими губами король.

Они ворвались в мою палатку и похитили Бише…

Цитен пожал могучими плечами и закусил длинный ус, чтобы не произнести едкие слова о сравнительной ценности какой-то маленькой хилой собачки и блестящей военной победы.

Кроме своего ремесла и лошадей, старый рубака любил крупных, заросших густой шерстью овчарок и весьма скептически воспринимал пылкую привязанность своего короля к тщедушной левретке, которую, как выражался генерал, «можно признать собакой только с похмелья».

Hо Фридрих был безутешен, хотя скрывал это от своих генералов.

Когда Прага была взята штурмом, состоялось торжественное подписание мирного договора с Марией-Терезией, по условиям которого к Пруссии отошла большая часть Силезии, а лично Фридриху Великому была возвращена Бише, томившаяся во вражеском плену.

После смерти левретки Фридрих воздвиг ей памятник из белого мрамора.

Говоря о придворной карьере породы левреток, нельзя не вспомнить о казни шотландской королевы Марии Стюарт.

Когда ее обезглавленное тело упало на доски эшафота, неожиданно из широкого кармана платья королевы выскочила крошечная левретка, начавшая остервенело облаивать палача, которого эта неожиданная агрессия привела в полное замешательство…

Левретки, впрочем, выполняли не только декоративные Франции. В некоторых странах Европы их успешно использовали для охоты на мелкую дичь.

Более крупные представители арабских борзых, распространяясь все дальше на восток, смешались с косматыми горными собаками, стали родоначальниками так называемых «брудастых» или «бородатых» борзых – монументальных мощных собак, принимавших активное участие и завоевательных походах варваров.

В этот же период возникли и две новые породы, ведущие свое происхождение от брудастых борзых, завезенных на Британские острова кельтскими племенами, – шотландская и ирландская борзые.

Ирландская борзая которую специально готовили для охоты на волков, стала называться «ирландский волкодав».

Эта огромная и устрашающего вида собака очень умна, понятлива, спокойна и добродушна, но вместе с тем обладает неукротимой агрессивностью в конфликтных ситуациях.

Об ирландских волкодавах всегда ходило множество легенд.

Один из представителей этой породы по кличке Гелерт вошел в историю, став главным героем одной из трагедий, которыми изобиловало то суровое время…

1210 год от Рождества Христова.

В пиршественном зале дворца король Иоанн Безземельный принимает цвет английского рыцарства. Звенят золоченые кубки в честь отважных воинов, чьи подвиги принесли новую славу королевским знаменам.

Ярко пылают факелы.

В огромном камине на вертеле поджаривается туша молодого оленя.

В самый разгар пиршества король встает с поднятым в руке кубком.

Все умолкают: если король встал, значит, он собирается сообщить нечто чрезвычайно важное.

– Доблестные рыцари! – говорит король. – Я постарался достойно вознаградить мужество и верность каждого из сидящих за этим столом, и все же…

Рыцари молча переглядываются.

– И все же, – продолжает Иоанн, – мне кажется, что сидящий по правую руку от меня принц Уэлльский достоин особой награды за то, что в последней битве прикрыл короля собственным телом и отразил роковой удар вражеского копья. Вы согласны со мной, милорды?

Рыцари все, как один, встают и склоняют головы в знак согласия.

Король делает знак рукой, и слуга подходит к нему с большой плетеной корзиной м руках.

– Милорд, – обращается Иоанн к принцу Уэлльскому, – позвольте мне, в знак благодарности за рыцарский подвиг, вручить вам то, что является символом верности и любви, что нельзя ни отнять силой, ни похитить…

Открыв корзину, он вынимает оттуда щенка ирландского волкодава и протягивает его принцу.

Тот, левой рукой прижав щенка к сердцу, низко кланяется королю.

– Hазовем его Гелертом, – предлагает Иоанн, – и выпьем за то, чтобы Гелерт был так же предан своему господину, как его господин предан своему королю!

Звон кубков и громкие возгласы рыцарей заставляют вздрогнуть пламя светильников.

Щенок, будто понимая, что речь идет о нем, благодарно лижет клочковатую бороду своего нового господина…

Шло время. Щенок быстро подрастал, и когда прыщ оставив годовалого сына на попечение прислуги, ушел в поход, по возвращении через четыре месяца его встретил юный принц Ричард, который шел навстречу отцу, твердо ступая маленькими ножками, а рядом с ним степенно вышагивал огромный красавец-волкодав, радостно виляя хвостом.

Гелерт был неразлучен с малышом, став товарищем его игр и заботливой нянькой, будто понимая, что маленький Ричард, мать которого умерла при его родах, нуждается в особом покровительстве и ласке.

В замке принца все полюбили добродушного и умного пса. Все, за исключением леди Гвендолен, вдовы покойного брата принца.

Она не упускала случая пнуть Гелерта ногой, когда он был еще беспомощным щенком, а потом, когда он подрос, постоянно донимала деверя жалобами на «этого злобного зверя», как она называла пса, и требованиями удалить его из замка.

Эта ненависть имела свои тайные мотивы. Если бы не Ричард, единственный сын и наследник принца Уэлльского, у леди Гвендолен были бы все основания претендовать на все владения деверя после его смерти, что в ту богатую кровавыми событиями эпоху было делом весьма вероятным, так как принц, участвуя во всех походах короля, бился всегда в первых рядах его войска. Эта злобная и коварная женщина не остановилась бы перед убийством ребенка во имя поставленной цели, но на ее пути возникло неожиданное препятствие – пес Гелерт, которого, в отличие от слуг принца, невозможно было ни запугать, ни подкупить.

А Гелерт, будто читая черные мысли леди Гвендолен, при виде ее всегда ощетинивался и глухо рычал, чего за ним никогда не наблюдалось в отношении других обитателей замка.

Беспечный принц, наблюдая это, лишь пожимал плечами и шутил: – Гелерт недолюбливает женщин. Что ж, он прав: от них одни неприятности!

Однако никто из числа женской прислуги замка не мог пожаловаться на недоброжелательность покладистого и умного пса…

Одним ненастным осенним утром во дворе замка затрубили рога и послышался заливистый лай гончих.

Принц отправлялся на охоту.

В густом лесу, раскинувшемся неподалеку от замка, собаки взяли след вепря.

Увлеченный азартом охоты, принц мчался за гончими на своем быстроногом коне, не обращая внимания ни на овраги, ни на колючие ветки, которые то и дело хлестали его по лицу.

По возбужденному лаю гончих и звукам егерских рогов принц определил, что зверь окружен.

Наступал самый решающий, опасный и желанный момент – охоты – встреча с загнанным и разъяренным зверем.

Принц уже направил коня в ту сторону, откуда слышался лай, но вдруг, словно наткнувшись на невидимую преграду, он вскинул коня на дыбы, а затем, резко развернув его, во весь опор поскакал к замку.

Его сердце сжималось от тяжелого предчувствия.

– Ричард, Ричард, Ричард… – шептал принц, терзая шпорами взмыленные бока лошади.

Миновав подъемный мост, он вихрем влетел во двор, спешился и закричал, взбегая по ступеням парадного крыльца: – Ричард! Ричард!

Навстречу выбежали слуги.

– Где Ричард?! – нетерпеливо спросил принц.

Hе дожидаясь их ответа, он поспешил в комнату сына.

Она была пуста.

Принц и его слуги обыскали каждый закоулок огромного замка.

Мальчика нигде не было.

Когда принц, отчаявшись искать сына и решив, что ужасное предчувствие превратилось в не менее ужасную действительность, спустился в зал, там его ждала леди Гвендолен.

– Я ведь не зря умоляла вас, братец, – обратилась она к принцу, – избавиться от этого проклятого пса…

– При чем здесь пес? – отмахнулся принц. – Кста– ти, а где Гелерт? Он всегда был с Ричардом…

Он замолчал, увидя вбежавшего в зал Гелерт


<== предыдущая | следующая ==>
УВД в возрасте от 48 до 60 лет | Физико-географические условия

Date: 2015-07-23; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию