Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 60. совокупный спрос(АD) и его обоснование. Факторы совокупного спроса и изменение совокупного спроса. Шоки совокупного спроса





Совокупный спрос- это сумма расходов всех макроэкономических агентов(дом. Хоз, фирм, гос-ва, иностр. сектора) на конечные товары и услуги в течение года.

Компоненты совокупного спроса:

-Потребительский спрос

-Инвестиционный спрос

-Спрос со стороны государства

-Спрос иностранного сектора

Формула может быть представлена как: AD=С+I+G+Nx (она отражает расходы, которые намерены осуществить макроэкономические агенты)

Намерения зависят от общего уровня цен. Зависимость AD от общего уровня цен см. на графике (стр.352)

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими факторами:

-Эффект реального богатства или эффект Пигу (При повышении уровня цен покупательная способность номинального богатства снижается)

-Эффект процентной ставки или эффект Кейнса (Если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, т.к. людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров)

- Эффект импортных закупок или эффект Манделла- Флеминга (Если уровень цен растёт, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и экспорт уменьшается)

На уровень потребительских расходов(С) влияют факторы:

-уровень благосостояния(W) (чем выше w, тем выше с)

-уровень текущего дохода (Y) (чем выше Y, тем выше AD)

-ожидания

-налоги (Tx) (рост налогов снижает AD)

-трансферные платежи (Tr) (увеличивают с, и AD)

-процентные ставки по кредиту (r)

-кол-во потребителей (N) (чем больше N, тем больше AD)

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы (I):

ожидания (Е), процентная ставка, величина дохода (чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина инфестиц. Расходов), налоги (уменьшают величину инвестиционных расходов), трансферты, технологии, избыточные производственные мощности

Факторы, воздеюствующие на гос. закупки (G):

Величина гос. закупок определяется гос.законодательным органом при формировании гос. бюджета на финансовый год

Факторы, воздействующие на чистый экспорт (Nx):

Величина ВВП и НД в других странах, в данной стране, обменный курс денежной единицы

Неценовыми факторами являются денежные факторы:

Первый- величина денежной массы в обращении

Второй- скорость обращения денег

Шок совокупного спроса – резкое изменение AD.

Позитивные шоки – резкое непредвиденное увеличение денежной массы или любого из компонентов совокупных расходов. В краткосрочном периоде позитивные шоки приводят к инфляционному разрыву выпуска, а в долгосрочном – к инфляции

Негативные шоки- резкое и неожиданное сжатие денежной массы, или уменьшение любого компонента совокупных расходов. В краткосрочном периоде рецессионный разрыв выпуска, а в долгосрочном- дефляция.

 

Вопрос 61

Совокупное предложение – это стоимость того количества товаров и услуг, которое предлагают на рынке все производители страны в течении года при каждом данном уровне цен.

Классический подход:

Предпосылки:

1. На всех рынках совершенная конкуренция

2. Все цены гибкие

3. Принцип невидимой руки действует, рынки само регулируются

4. Экономика делится на 2 независимых сектора реальный и денежный. Причём денежный не влияет на реальные показатели, а только фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных. Денежный сектор не важен, поскольку деньги нейтральны.

5. Основной проблемой является ограниченность ресурсов, следовательно все факторы производства используются полностью и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. эффективного и рационального их использования, а объем выпуска всегда находится на своём потенциальном уровне.

6. Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. AS

Классическая модель – это модель изучающая экономику со стороны AS и в основе этой модели лежит закон рынков Сея.

У классиков кривая AS вертикальны, что отражает равновесие в долгосрочном периоде.

Выводы:

1. Рынки само приспособились к новой ситуации за счет гибких цен

2. Экономика по-прежнему функционирует в полной занятости

3. Изменились только номинальные показатели, а реальные остались независимыми

Рекомендации: не требуется вмешательство государства в работу рыночного механизма.

Кейнсианская модель:

Предпосылки:

1. Рынки несовершенно-конкурентные

2. Рыночные цены не гибкие, а тяжёлые, залипающие на одном месте

3. Денежный рынок тесно связан с реальным сектором экономики, а принцип нейтральности денег(классическая теория) заменяются прицепом «деньги имеют значение2, т.е. деньги способны оказывать влияние на реальные показатели, следовательно в кейнсианской модели денежный рынок является важным элементом финансового рынка и именно на денежном рынке формируется процентная ставка по соотношению между предложением денег(его определяет ЦБ) и спросом на деньги.

4. Т.к. деньги жёсткие, то равновесие устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов.

На рынке труда будет безработица, т.к. ставка з/п «замирает»

На товарном рынке после снижения AD цены тоже «залипнут» на прежнем уровне.

Фирмы сталкиваются с невозможностью продать произведённую продукцию и в экономике будет рецессия

Выводы: т.к. расходы частного сектора (C+I) в состоянии обеспечить величину AD соответствующую потенциальному ВВП, то в экономике должен появиться агент, который либо простимулирует спрос частного сектора, либо представит свой собственный спрос.

Рекомендации: государство вмешивается в экономику. Кейнсеанцы считают главной проблемой в экономике неполную занятость ресурсов. Следовательно, недостаточный совокупный спрос и кейнсианская модель – это demand-side

Кейнсианская модель – это модель краткосрочного равновесия

Кривая AS имеет вид горизонтальной лини, что соответствует ситуации неполной занятости ресурсов, когда можно увеличить выпуск за счет имеющих свободных ресурсов не предлагая за них более высокие цены

Понятие кратко- и долгосрочный период в макроэкономике отличается от понятий в микроэкономике

В макроэкономике критерии деления времени на эти 2 периода является изменение цен на ресурсы

В краткосрочном периоде либо не меняется вообще, либо не пропорционально изменению общего уровня цен в экономике.

В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются пропорционально изменению общего уровня цен

Современная эконмическая теория объединяет оба подхода, это находит отображение в виде AS

Позитивные шоки совокупного предложения обычно называют технологическими шоками, поскольку резкое увеличение совокупного предложения, как правило, связано с НТП и усовершенствованием технологии производства, что приводит к повышению производительности труда и капитала.

Негативные шоки совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причиной, как правило, является рост издержек производства и, следовательно, цен в экономике.

Считается, что негативные шоки влияют на экономику только в краткосрочном периоде, как правило, правительство принимает меры, стимулирующие совокупное предложение, с тем, чтобы не допустить снижение потенциального ВВП. Если же правительство не принимает никаких мер, то говорят, что оно приспосабливается к шоку.

 

РАВНОВЕСИЕ В МОДЕЛИ АД-АЭС

Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором возникает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (рисунок 10.3).

Обратясь к рисунку, предположим, что уровень цен равен Р1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос – Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнется конкуренция, и она поднимет цену до уровня Ре. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта, и его предложение повысится до уровня Qe. В свою очередь, потребители снизят спрос до величины Qe.

Наступит макроэкономическое равновесие, которому соответствует точка Е. Пересечение совокупного спроса и совокупного предложения в данной точке определяет равновесный уровень цен в национальной экономике (Ре) и равновесный объем национального производства (Qe).

Возможны три варианта макроэкономического равновесия: на горизонтальном отрезке совокупного предложения, на его промежуточном отрезке и на вертикальном отрезке. Причем оно может устанавливаться как при росте совокупного спроса, так и при его снижении, поскольку в современных условиях в модели AD - AS наиболее динамичным компонентом признается совокупный спрос.

Если совокупный спрос увеличится, то на горизонтальном отрезке это приведет к росту занятости и объема национального производства без увеличения цен, так как для данного отрезка характерно наличие высокого уровня безработицы и значительных неиспользуемых производственных мощностей. На промежуточном отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продукта и повышению цен, вследствие возрастания занятости и использования ранее незагруженных мощностей предприятий. Рост совокупного спроса на вертикальном отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их. Увеличения объема производства при этом не произойдет, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

В случае снижения совокупного спроса на горизонтальном отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На промежуточном отрезке сокращение совокупного спроса вызовет и уменьшение объема производства, и падение уровня цен. Однако если совокупный спрос упадет на вертикальном отрезке, объем национального производства останется неизменным, но адекватного снижения цен не произойдет: они если и снижаются, то незначительно. Это обусловлено тем, что цены на товары (в особенности, на ресурсы) достаточно мобильны и динамичны при движении вверх, но очень консервативны и не имеют тенденции к движению вниз. Подобная закономерность в движении цен получила название «эффект храповика» по аналогии с процессом вращения маховика, движущего колесо вперед, но тормозящего движение при повороте назад.

Цены в данном случае не имеют тенденции к снижению, поскольку не снижаются издержки производства. Это происходит, в основном, за счет негибкости заработной платы, составляющей в них значительную часть. Жесткость заработной платы обусловлена следующими причинами:

· действием контрактной системы: контракт подписывается на срок от одного года до трех лет, и в течение этого периода оговоренная заработная плата изменяться не может;

· действиями профсоюзов, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая при этом определенную величину заработной платы, ниже которой они не имеют права оплачивать труд своих работников;

· действиями государства, устанавливающего минимум заработной платы. В результате предприниматели не имеют права нанимать работников по ставке ниже минимальной.

Кроме того, негибкость цен объясняется тем, что монопольное положение ряда предприятий и фирм (особенно производителей топлива и сырья) позволяет им противостоять их снижению.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Совокупный спрос – реальный объем национального производства, который участники национальной экономики (потребители, предприятия (фирмы) и государство) готовы купить при различных уровнях цен.

Совокупное предложение – общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на национальный рынок при разных уровнях цен.

Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

«Эффект храповика» – макроэкономическая ситуация, для которой свойственна тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса или к сохранению стабильности уровня цен в случае его сокращения.

 

 

Билет № 63.Понятие, модели, показатели экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Проблемы, связанные с экономическим ростом.

Экономический рост- интегральная характеристика, отражающая уровень развития производительных сил, науки и техники, рыночных отношений.

В агрегированной форме важнейшим показателем экономического роста явл. Показатель ВВП

Экономический рост- долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП

Графически, можно проиллюстрировать тремя способами: во -первых, с помощью трендовой кривой изменения реального ВВП во времени(см рис.17.1а, стр378), во –вторых, через кривую производственных возможностей, в-третьих, как сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения

Типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

В соответствии с двумя типами выделяют и две группы факторов роста экономики:

1) факторы экстенсивного типа (влияют на кол-во используемых ресурсов)

2) факторы интенсивного типа (влияют на качество ресурсов)

Проблемы, связанные с экономическим ростом:

-Загрязнение окружающей среды

- Экономический рост имеет высокую альтернативную стоимость

-Экономический рост-это массовое производство «ширпотреба», которое не носит творческого характера

-Экономический рост стимулирует ощущение постоянной неудвлетворённости

-Экономический рост не решает проблемы неравенства

Таким образом, экономический рост и человеческие ценности находятся в противоречии: эк. Рост обеспечивает средства жизни, но не может обеспечить хорошую жизнь

Вывод: экономический рост нужно целенаправленно сдерживать

 

 

Date: 2015-07-22; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию