Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночное равновесие и случаи его нарушения. Прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование





Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл.1)

Табл.1. Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена, руб. (p) Объем спроса, ед.(Qp) Объем предложения, ед. (QS) Состояние рынка Давление на цены
      S>D (излишек) S>D (излишек) S=D (равенство) D>S (дефицит) D>S (дефицит)   Понижающее Понижающее Отсутствует Повышающее Повышающее

 

Когда предложение превышает спрос (образуется излишек), покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов.

При цене 8 руб. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 руб.

При цене, равной 3 руб., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 руб.

Только при цене, равной 4 руб., спрос в точности равен предложению, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной (P), а соответствующий ей объем продукции – равновесным (Q).

А. Маршалл, внесший огромный вклад в развитие теории рынка, писал, что когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товаров, производимых в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Построив на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис.1)

 

Рис.1. Рыночное равновесие

Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (р1), то возникает излишек (предложение больше спроса). Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

Дефицит, который возникает при цене ниже равновесной (р2), толкает цену вверх, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рыночная цена выполняет свою «уравновешивающую функцию», исключая потенциальные излишки и нехватки товаров.

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той ценой, которую он заплатил фактически (равновесной ценой).

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем производства (рис.2)

Рис. 2.Изменение спроса и его воздействие на цену и равновесный объем.

а)повышение спроса ведет к росту равновесной цены (р2 > р1) и равновесного объема (Q2 > Q1);

б)падение спроса снижает равновесную цену (р2 < р1) и равновесный объем(Q2 < Q1)

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (рис. 3).

Рис. 3. Изменение предложения и его воздействие

Date: 2015-07-22; view: 980; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию