Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключи доступа





Хотя используемый человеком язык и указывает на то, какая часть внутреннего опыта сознается им, мы должны поискать также и поведенческой информации относитель­ного того, как специфический опыт сознается и входит в сознание. Большую часть времени в терапевтическом кон­тексте люди говорят либо о своем прошлом, либо о внут­реннем опыте. Клиент редко говорит о текущем опыте: о цвете стула, на котором сидит терапевт, об ощущении тя­жести в своей руке, лежащей у него на коленях, о том как шумит вентилятор, или о другом сенсорном опыте, кото­рый может иметь место, пока клиент сидит в кабинете. Обычно клиент описывает внутренние реакции на дейст­вия терапевта в настоящем или внутренние репрезентации прошлого или проекции будущих событий.

Чтобы говорить о таком, внутренне порожденном, опыте, каждый из нас должен каким-то образом получить доступ к этому внутреннему опыту. Чтобы проиллюстри­ровать это, я предлагаю вам проделать следующее:

1. Подумайте о приятном переживании в детстве, в котором вы были вместе с близким другом.

2. Вспомните, какую одежду вы носили на последнем курсе института.

3. Вспомните свой первый поцелуй.

4. Вспомните момент, когда любопытство в вас преодо­лело страх.

 

Чтобы выполнить эти задания, вам необходимо пол­учить доступ к определенным классам прошлого опыта. Процесс получения информации (получения внутренней информации — картин, звуков, слов и ощущений, которые поставляют воспоминания, фантазии и пр.) мы называем доступом. Специфическое невербальное поведение, обна­руживающее информацию о том, как такая информация получается, становится доступной для сознательного ума называется ключами доступа. Ключи доступа — это те движения глаз, которые показывают, как человек думает — в картинах, в словах или ощущениях.

Кроме слов и синтаксических конструкций люди дают внимательному слушателю-наблюдателю множество значимых невербальных сообщений, которые порождаются бессознательно. Существует множество безответственых спекуляций и интерпретаций относительно иевербального поведения или так называемого “языка тела” (например вспомните, сколько такого рода интерпретаций можно услышать но поводу; женщины, сидящей со скрещенными ногами, и т.п.). Я полагаю, что наиболее значимая информация в невербальной коммуникации получается посредством ключей доступа. В процессе изучения человеческого поведения мы с коллегамн обнаружили, что сканирущие паттерны глазных движений определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для приведения в сознание информации относительно прошлых воспоминаний или конструирования будущего опыта.

Вот как описано в "Паттернах гипмотических техник Милтона Эриксона, М.Д.", т. 11: “... каждый из нас имеет определенные телесные движения, которые указывают для проницательного наблюдателя, какую репрезентирующую систему мы используем. В особенности богаты значением паттерны сканирования глаз, которые мы создаем. Таким образом, для. изучающего гипноз предикаты в вербальной системе и паттерны глазного сканирования в невербальной системе дают быстрые и мощные способы определения того, какие из потенциальных порождающих значение ресурсов — репрезентативных систем — клиент использует в данный момент времени, и, следовательно, — как творчески реагировать на клиента. Вспомните, например, как часто вы задавали кому-то вопрос, и он останавливался, говоря: “Хммм, посмотрим-ка”, -— и вместе с этой вербализацией он совершал движение глаз вверх и налево. Движение глаз вверх и налево стимулирует (у правшей) эйдетические. образы, расположенные в недоминирующем полушарии. Нейронные пути, которые идут от левой стороны обоих глаз (левых визуальных полей) представлены в правом полушарии мозга (недоминирующем). Движение глаз вверх и налево — обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать это полушарие как метод доступа к визуальной памяти. Движение глаз вверх и направо наоборот стимулирует левое полушарие мозга, и да­ст конструктивные образы — то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Вот ключи доступа, которые могут быть определены визуально, специфицированные для правшей:

 

ключ доступа   репрезентативная система  
глаза вверх и налево   эйдетический образ  
глаза вверх и направо конструируемый образ
расфокусированные глаза   образ  
глаза вниз и налево   внутренйее слушание  
глаза на среднем уровне налево или направо   внутреннее слушание    
телефонные позы   внтутреннее слушание  
глаза вниз и направо   кинестетика  

 

Если человек, на которого вы смотрите, делает глазами одно из движений, указанных на рисунке (стр. 52), он получает внутренний доступ к соответствующей системе (спе­цификация правшей).

Возможно, у вас был опыт, когда вы задаете кому-то вопрос, а он после этого прерывает контакт глаз, сдвигает глаза налево вверх и говорит: “Хммм, посмотрим-ка”. — И он действительно смотрит. А в другом случае глаза собе­седника могут подняться вверх направо, или расфокусироваться, при этом он смотрит прямо вперед, или сдвинуться вправо вниз или влево вниз. Или, возможно, происходит целая серия движений глаз. Вы могли не знать этого, но, человек показывает, как он получает доступ к информа­ции, необходимой для ответа на ваш вопрос.

Взаимонепонимание, происходящее от недостатка понимания ключей доступа, весьма распространено. Во вре­мя получения доступа к внутренней информации люди на­ходятся вне внешнего сенсорного опыта. Поэтому они про­пускают сенсорный вход. Терапевты и вообще те, кто стараются помочь людям, часто слышат жалобы: “Он про­сто не слушает. Он находится здесь, в комнате, и я говорю ему что-то, а он притворяется, что он меня не слышал” (Эта женщина не заметила, когда ее муж мог сознательно воспринимать информацию. Хотя он и был с ней в комнате и даже поддерживал глазной контакт, его зрачки были расширены, что показывало иа визуализацию). “Ты мне этого не говорила. Я не слышал, чтобы ты говорила что-ли-

бо подобное” (Он прав. Он этого не слышал). “Разве ты не видела, куда я ее положил? Ты же была здесь в этот мо­мент?” — “Нет, не была. Ты не клал ее, пока я была здесь” (Они оба правы, потому что ее сознательный ум был на­правлен на внутренние образы, а не на то, что происходило вовне).

Когда сознание человека внимательно к внутреннему процессу и втянуто в то, что там происходит (визуально, аудиально или даже кинестетически), то, что подается на внешний “вход”, часто остается незамеченным. Если то что подается на вход, достигает определенного порога, оно может вернуть человека назад к сенсорному опыту; в противном случае сенсорный входможет получать свою информацию, но она не будет доступна человеку сознатель­но. Я учу людей в парах, семьях, деловых людей, как узнать — наблюдая за ключами доступа — когда человек слушает сознательно, когда он видит и т.п.

Следующие примеры ключей доступа включают соответствующие паттерны движения глаз:

Сью. Я не могу этого увидеть (глаза вверх налево). Джон никогда раньше не мог этого сделать, почему же он начнет это делать теперь?

Джон. Вы слышите (глаза вниз налево)? И я спраши­ваю себя, стоит ли даже пробовать? Похоже (глаза вниз, направо) что ей это вообще не нужно.

В этом примере Сью вспоминает эйдетические образы. Естественно, что она не может увидеть того, чего не проис­ходило в прошлом. Для нее будет важным, если она смо­жет создать конструктивный образ Джона, делающего то, чего он еще не делал; этот конструктивный образ поможет ей почувствовать надежду на будущие возможности. Джон разговаривает внутренне сам с собой, затем переживает чувства, которые он получает в этом диалоге.

Уилл: Видите, как она одета? Я помню (глаза вверх налево) как она раньше выглядела. Если бы она меня лю­била, она не позволила бы себе опуститься до такой степе­ни. Я вижу себя (глаза вверх, направо) довольно привле­кательным мужчиной, и меня это смущает (глаза вверх, направо). Конечно, при ней я этого не скажу.

Уилл сравнивает образ жены из прошлого с ее нынеш­ним видом, затем конструирует образ того, как он видит себя сейчас, и как они выглядят со стороны вдвоем. Он все время сравнивает то, что он видит в непосредственном сен­сорном опыте с внутренними образами, и сенсорный опыт выглядит “бледно”.

Или вот из женских откровенных разговоров:

Сэл. (глаза вверх, налево) “Он слишком торопится. Я надела свою открытую комбинацию и зажгла свечу, задернув занавески, все приготовила, а он даже не заметил (глаза вниз, налево). Он просто хватает меня ночью”.

Стелла, (глаза вниз, направо) “Мне бы хотелось, чтобы Джим просто обнимал меня. Меня так (глаза вниз, на­право) давит то, что нужно все время как-то держаться, как-то выглядеть, одеваться и все такое прочее (глаза вниз, направо). Я просто устала от этого.”

Джун. (вниз, налево) “Это не важно.Важно то (глаза вниз, направо) как вы по сути подходите друг к другу. Важно, чтобы в этом была любовь (глаза вверх, направо), и также желание (глаза вниз, направо).”

Сэл получает доступ к визуальным образам прошлого и придает значение визуальным аспектам любовных пере­живаний. Стэлла выражает кинестетический приоритет, что конгруентно ее кинестетическим ключам доступа. Ключи доступа Джун показывают, что она внутренне го ворит себе что-то, создает конструктивный образ относи тельно “сути того, как вы подходите друг к другу”, и затем переживает кинестетически представление о желании.

Используя свои уши для определения слов, указывающих на репрезентативные системы человека, вы можете использовать глаза для того, чтобы замечать ключи досту­па, то есть те движения глаз, которые показывают, как думает клиент: в картинах, словах или ощущениях. Это дает вам жизненно важную информацию относительно внутреннего поведения клиента. Хотя одни ключи доступа не расскажут вам полностью о внутренних переживаниях клиента, но различая их, вы можете различать внутренние процессы, которые используются для создания опыта клиента в целом.

Date: 2015-07-23; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию