Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детская социальная служба
Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, яв- ляются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степе- ни экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; соз- дание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституцио- нальных форм, в частности, «общинных». Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне опреде- ленной территориально-административной единицы существует специальное учреждение соци- альной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, распо- ложенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотруд- ничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляю- щими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ре- бенка, сколько на семью в целом. Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки. 1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по трудоустройству. 2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время. 3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей. 4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье. 5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, на- блюдение за адаптацией ребенка. 6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и др. Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основ- ном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными пла- 57 нами. Вспомним, что в США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кро- ме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Се- мьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за выше- перечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи. Структурно детская социальная служба включает: • отдел информации, который осуществляет сбор и обработку информации о работе служ- бы и потребностях клиентов; • отдел апелляций, куда можно подать жалобу. Например, в Великобритании в детской социальной службе имеется книга жалоб и она доступна клиентам. Жалоба обязательно рассматривается, сначала сотрудником, ответственным за эту работу, затем, если клиент остается неудовлетворенным, независимым специалистом. • консультативный совет, в который входят представители различных социальных служб, члены профсоюзов, общественных организаций, частные лица, клиенты. Этот совет об- суждает вопросы планирования по оказанию помощи детям и семье, распределяет де- нежные __________средства, оценивает эффективность деятельности служб, осуществляет связи го- сударственной социальной службы с другими формами организации помощи детям. 4.1.2. Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений Любой социальный работник знает, что семья, при всей ее автономности, не висит в без- воздушном пространстве, она тысячами нитей связана с внешним миром, с различными организа- циями и системами. К таким организациям относятся социальные агентства, образовательные уч- реждения, больницы, система надзора и ухода по месту жительства, геронтологическая помощь т. п. Часто семья и социальные агентства объединяются крайне неудачно, образуя, заведомо обреченные, на неуспех системы. Это ведет, с одной стороны, к вспышкам гнева и проявлениям цинизма у социальных работников, а с другой – к разочарованности и озлоблению клиента и его семьи. И эти плохие взаимоотношения затем воспроизводятся на многих уровнях, так что прогресс становится почти невозможным. Семьи жалуются на деспотизм социального помощника и прину- дительный характер помощи или же плохое качество работы. А профессионалы сетуют на непо- нимание их добрых намерений со стороны семей. Эван Имбер Блек, американская исследовательница этих проблем, пишет, что есть специ- фические модели, скрытые до поры до времени внутри семей. Они начинают действовать только при вовлечении семьи в сферу действия социальных служб. Аналогичные модели скрыты в недрах самих социальных служб, и они тоже приходят в действие, сталкиваясь с моделью семьи. В таких случаях ситуация заходит в тупик. Рассмотрим наиболее типичные случаи таких тупиковых си- туаций, описываемых автором. Многие семьи на протяжении целых поколений бывают связаны с социальными работни- ками, которые определяют их развитие и руководят их жизнью. Появляются все новые и новые помощники, они приходят в некую давно сложившуюся среду, и с этим связаны их удачи или про- валы. Новый помощник заменяет прежнего, но серийная модель поведения семьи остается преж- ней. Скажем, семья, которая в прежних поколениях воспринимала помощь как принудительную, как насилие, привыкла к вечным конфликтам с социальным работников, нового профессионала, наверняка, встретит с озлоблением и недоверием. Может сложиться и обратная ситуация: бабушка с дедушкой прибегали к помощи соци- ального работника при всяком удобном случае. Их дети и внуки делают сейчас то же самое, даже, если оказываемая помощь не всегда была в прошлом действенной и сейчас не сулит особенных надежд. В каждой семье существуют определенные правила, в соответствии с которыми семья встречает социального работника. Если это правило гласит: «не выноси сор из избы», то контакт будет весьма затруднительным. Никто этого не скажет специалисту напрямую, но он очень скоро 58 почувствует возрастающее отчуждение. Это может привести к тому, что помощник, работающий с семьей, охарактеризует ее как замкнутую, неподдающуюся влиянию. С этим ярлыком семья будет жить дальше, и каждый новый пришелец из социальной службы будет изначально ориентирован на негатив. А семья будет искренне считать всех социальных работников назойливыми, мешаю- щими жить людьми. В иных семьях возникает ситуация еще более запутанная, потому что мать происходит из вышеописанного типа семьи, а отец из семьи, где охотно делились невзгодами с посторонними и искали у них помощи. В этом случае может развернуться настоящая драма с запутанными интри- гами помощников с контактным отцом против замкнутой в себе матери. В этнически неоднород- ных семьях такая драма может, даже перерасти в трагедию. К личному опыту каждого родителя примешивается нравственный императив иной этнической культуры. Если вдобавок сам социаль- ный работник является носителем традиционных западных ценностей, то налицо очередной тупик, выйти из которого очень трудно. В некоторых семьях существуют неписанные правила относительно разделения по поло- вому признаку: кто может получать помощь и кто обязан обеспечить эту помощь. В западной культуре, как известно, традиционно помощь должна просить женщина. У мужчин это считается проявлением слабости. Но посторонняя помощь будет принята, наоборот, только от женщины или же только от мужчины. Здесь важен еще один фактор: кто уважаемый родственник в той или иной семье. Мужчи- на это или женщина, находится поблизости или отрезан от семьи какими-либо обстоятельствами (развод, конфликт, переезд, эмиграция, смерть). Многие семьи обращаются в социальную службу, чтобы заполнить образовавшийся вакуум, оставшийся после близкого и авторитетного по крови человека. Важно и то, одобряют ли такие родственники обращение за посторонней помощью. Ес- ли нет, то семья будет метаться от одного социального работника к другому в поисках «любимой тети». Разрушительные последствия вызывает развод. Тут важно знать точку зрения отсутствую- щего супруга на профессиональную помощь. Если мать пытается получить такую помощь, а дети уверены, что отец был бы против, то отношения социального работника и членов такой семьи не сложатся. Окружение одиноких родителей нередко дает им понять, что их семья ущербна и нуждает- ся в многочисленных помощниках извне. Как правило, социальные работники пытаются воспол- нить отсутствующего родителя, но, не являясь членами семьи, они в своих действиях обречены на неудачу. Это еще один классический тупик в социальной работе с семьей. Некоторые семьи вовлекают в свои проблемы множество профессионалов в попытке от- влечься от семейных распрей. Но самим помощникам об этом не говорят, более того, приглашая нескольких сразу, не сообщают им друг о друге, и те действуют автономно, каждый по своему ус- мотрению, запутывая ситуацию окончательно. Вот несколько моделей семьи, требующих осмотрительного и вдумчивого подхода к рабо- те с ними, в частности, осторожности в навешивании ярлыков и секретности в работе социальных служб. В зарубежной литературе есть мнение, что активное вмешательство рекомендуется только в тех случаях, когда социальный работник помогает снять печать отверженности с семьи или ее отдельных представителей. К сожалению, у большинства социальных служб, тем более у столь молодых, какими яв- ляются эти службы в России, нет перспективного видения, поскольку они считают само наличие проблем признаком патологии. Ограниченность перспективного видения негативно отражается в работе социальных служб, способствует появлению чувства безнадежности и подавленности у со- циальных работников. Для них характерны широкие обобщения, огульные суждения о целых ка- тегориях населения, упущенные возможности и «зацикленность» на недостатках. К примеру, не- полные семьи рассматриваются только с точки зрения недостаточности, а не с позиций внутрен- них сил и возможностей таких семей. Вероятно, хватило бы мобилизации внутренних ресурсов и финансовой поддержки, но вместо этого отражается целая армия «нянек» и наставников, пока у семьи не возникнет зависимость от посторонней помощи. 59 Date: 2015-07-23; view: 1502; Нарушение авторских прав |