Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предисловiе М. Штейнеръ





Д-ръ РУДОЛЬФЪ ШТЕЙНЕРЪ

АНТРОПОСОФИЯ И ГЕТЕАНУМЪ

ЗАДАЧИ ДУХОВЕДЕНІЯ И ЕГО ЦЕНТРЪ В ДОРНАХЕ

Съ предисловіемъ М.Я.Штейнеръ

И библіографическимъ

Указателем.

Съ нѣм. пер. и прим. Д.Барленъ.

ВОДОЛЕЙ-ДОРНАХЪ

Г.

 

Предисловiе М. Штейнеръ

 

Противники думают опровергнуть

насъ тъмь, что повторяютъ

собственные мненія и не

выслушиваютъ нашихъ.

Гете. «Sprüche in Prosa».

 

«Антропософія и Гетеанумъ». /«Задачи духовѣдѣнія и его центръ в Дорнахе»/ представляет собой запись лекции, прочитанной д-р. Р. Штейнером 11/01/16 г. в Листале /Швейцария/. Её непосредственной целью является попытка разъяснения и исправление ряда основныхъ и типичныхъ ошибокъ, искаженій и недоразумѣній относительно Антропософіи и антропософского общества, накопившихся къ тому времени.

Въ теченіе долгого времени д-ръ Р. Штейнер неизмѣнно отказывал в разрешении на печатное воспроизведение записей его лекцій, полагая, съ одной стороны, что слишкомъ велико различіе въ формѣ и содержаніи между живымъ словомъ — лекціей, обращенной ко вполнѣ опредѣленной, ограниченной аудиторіи, съ её конкретными запросами и ожиданіями, въ опредѣленное время и въ данномъ мѣстѣ, — и между печатнымъ словомъ — книгой, брошюрой или статьей, направленной въ широкіе круги читателей; съ другой стороны, — обиліе срочной текущей работы не позволяло ему заняться переработкой этихъ записей для печати, чему онъ, въ силу ряда обстоятельств, предпочиталъ подготовку иныхъ печатныхъ трудовъ.

Однако, по мѣрѣ того, какъ просьбы и настоянія членовъ общества дѣлались все настойчівие, и все яснее обнаруживалась крайняя неудовлетворительность и неточность существовавших рукописныхъ записей и ходившихъ по рукамъ списковъ, — выяснилась необходимость одной основной записи, пусть и не просмотренной — за недостаткомъ времени — самимъ д-р Р. Штейнером, но сдѣланной компетентнымъ лицомъ. Скрѣпя сердце и съ соотвѣтствуюшими оговорками д-р Р. Штейнер далъ свое согласіе. Такимъ образомъ, наряду съ основными печатными трудами, написанными и подписанными д-р Р. Штейнером, — книгами, брошюрами, статьями въ періодическихъ изданіяхъ и т.п. — начали появляться въ печатной формѣ записи его отдѣльныхъ лекцій, цикловъ лекцій на общую тему, спеціальныхъ курсовъ и проч., предназначавшихся, первоначально, лишь для членовъ антропософского общества, но доступныхъ, въ настоящее время, для всѣхъ интересующихся /за нсключеніемъ еще ненапечатанныхъ лекцій, хранящихся въ архивѣ Гетеанума, и нѣкоторыхъ курсовъ для спеціалистовъ — профессіоналовъ/. Во всѣхъ нихъ молчаливо аппелируется къ способности читателя самостоятельно систематизировать и планомѣрно изучать предлагаемый ему матеріалъ1, а также видѣть въ нѣкоторыхъ особенностяхъ формы и содержанія — результатъ закрѣпощенія живого слова, первоначально обращенного къ опредѣленной слушающей аудитории и отнюдь не предназначавшагося для печати.

Появленіе настоящего перевода также вызвано необходимостью уточненія и выясненія, на основаніи словъ и указаній самого д-ра Р. Штейнера, нѣкоторыхъ антропософскихъ вопросовъ и проблемъ. Отношеніе многихъ къ антропософіи обусловлено сплошь и рядом внутреннимъ отношеніемъ къ живущей въ ихъ воображеніи каррикатурѣ на антропософію, созданной на основаніи слуховъ, рассказовъ, недостаточной либо искаженной информаціи или поверхностного чтенія, и не имѣюшей ничего общаго съ антропософіей д-ра Р. Штейнера. Отъ этой аберраціи въ отношеніи антропософіи и антропософского общества не свободны, зачастую, и такіе люди, социальное или научное положеніе которыхъ, дѣлающее ихъ авторитетами въ глазахъ массы, возлагаетъ на нихъ особенную отвѣтственность за всѣ высказываемыя ими слова и сужденія.

Настоящая брошюра отнюдь не носитъ полемическаго либо пропагандного характера. Нѣтъ ничего болѣе чуждого духу антропософіи, чѣмъ полемика, пропаганда или реклама, всегда являюшяяся замаскированнымъ вторженіемъ въ сферу чужой свободы либо чужого міросозерцанія. Антропософія не ищетъ ни того, ни другого. Она лишь даетъ отвѣты и указываетъ пути тѣмъ людямъ, которые сознательно и свободно обращаются къ ней за помощью. Къ числу послѣднихъ принадлежатъ многочисленные представители религіи, философіи, оккультизма, науки и искусства, задыхающіеся въ матеріалистической пустотѣ и безнадежности своихъ міросозерцаній; все они находятъ въ антропософіи полное признаніе и высокую оцѣнку своихъ реальныхъ достиженій и установленныхъ фактовъ, но нерѣдко вынуждены расстаться съ привычными и укоренившимися въ сознаніи, — но поспѣшными и невѣрными — матеріалистически-окрашенными гипотезами и теоріями, которые замѣняются живымъ и реальнымъ духовнымъ знаніемъ. Такимъ образомъ они могутъ почерпнуть въ антропософіи, каждый въ своей области, духовное содержаніе либо духовное дополненіе для своей дѣятельности, сфера которой расширяется за грани физического, затрагивая области духовного міра.

Въ этомь смысле аіпропософія является культурнымъ движеніемъ, стремящимся одухотворить и оплодотворить изъ духовного источника всѣ области человѣческой жизни. Уединенное подвижничество или мистическое отшельничество немногихъ избранныхъ одиночекь, равно какъ моральное самоусовершенствованіе отдѣльныхъ замкнутыхъ группъ на базѣ дреівнихъ траднцій, не могутъ болѣе удовлетворить духовныхъ запросовъ и жизненныхъ потребностей нашего времени. Каждый человѣкъ долженъ получить возможность доступа къ духовному, на какой бы ступени возможностей и достиженій онъ не находился во времени и пространствѣ. Среди многочисленныхъ мистическихъ и оккультныхъ теченій нашего времени, Антропософія является единственнымъ культурнымъ движеніемъ, непосредственно прилагающимъ результаты духовного исслѣдованія и духовного опыта къ запросамъ и заданіямъ общечеловеческой практической жизни.

Бурный протестъ человѣческихъ душъ противъ современного материализма вызвалъ къ жизни рядъ обшествъ и организацій, пытающихся воскресить забытую мудрость древнихъ культуръ и обновить её для потребностей современного человѣчества. Попытки эти, пренебрегающіе духовно-историческимъ ходомъ человѣческого развитія, таятъ въ себѣ рядъ опасностей и соблазновъ для современности; проистекая изъ духовныхъ запросовъ и настроеній древности, онѣ насыщаютъ человѣка духовными импульсами прошлого и отвлекаютъ его отъ усилій активного устремленія къ будущему, парализуя волю и убаюкивая сознаніе атавистическими видѣніями и переживаніями минувшихъ временъ.

Въ этомъ смыслѣ Антропософія указываетъ новому человѣку на новые пути, соотвѣтствующіе современному уровню его развитія. Все зданіе антропософіи построено не на дрсвнемъ преданіи либо традиціи, но на совершенно конкретномъ современномъ познавательномъ изученіи духовныхъ міровъ; если результаты такового, по отношенію къ нѣкоторымъ вѣчнымъ истннамъ, совпадаютъ съ данными древней мудрости, то это свндѣтельствуетъ лишь о томъ, что древній посвященный могъ наблюдать въ духовномъ мірѣ то же, что и современный духовѣдъ.

Если понимать подъ словомъ «религія» то, что подразумѣвается подъ нею обычно, — то Антропософія отнюдь не является религіей и не пытается замѣнить либо подмѣнить собою религію. Но она создаетъ возможности для духовного обновленія и возрождения послѣдней, вливая въ нее духовное содержаніе и духовные импульсы, утраченные ею въ теченіе вѣковъ постепенного погруженія въ матеріализмъ, первые и рѣшительные побѣды которого были одержаны именно въ сферѣ религіозиыхъ міросозерцаній.

Не будучи сама религіей, Антропософія не располагаетъ ни церковью, ни культомъ. Основанная группой теологовъ «Христіанская Община» (Christengemeinechaft) имѣетъ лишь столько общего съ Антропософіей и Антропософскимъ Обществомъ, что воспользовалась, для своего духовного содержанія, данными духовѣдѣнія д-ра Р. Штейнера и получила отъ него, по просьбѣ своихъ руководителей, рядъ указаній эзотерического и практического характера, в своемъ культѣ она даетъ дѣйственное отображеніе духовного въ физическомъ мірѣ, въ то время какъ Антропософія является путемъ познанія, «стремящимся привести духовное въ человѣкѣ къ уховному во Вселенной» 2.

Съ другой стороны, не будучи сама религіей, Антропософія не пытается какъ-либо искусственно отдалить своихъ послѣдователей отъ религіи либо отъ религіозной жизни. Вообще, Антропософія, ставящая въ основу своей дѣятельности идеалъ полной свободы духовной жизни, никогда не оказываетъ какого-либо давленія или вліянія на свободу воли или совѣсти человѣка. Она лишь указываетъ, ісходя изъ познанія духовныхъ міровъ, на душевно-духовную, невѣдомую для другихъ, связь между причинами и слѣдствіями, и предуказываетъ результаты того или иного образа дѣйствій. — И людямъ, потерявшимъ догматически-каноническаго Бога и рискующимъ окончательно захлебнуться въ матеріализмѣ, она вновь указываетъ на, путь къ духовному. Причемъ для многихъ путь этотъ снова сливается съ религіознымъ.

Отводя каждой религіи почетное мѣсто, Антропософія лишь въ Христіанствѣ видитъ вѣнецъ и завершеніе религіозно-исторического пути развитія человѣка на Землѣ3. Духовное возрожденіе истинного Христіанства путемъ раскрытія христіанской эзотерики, и одухотвореніе импульсами его всѣхъ сторонъ и проявленій современной жизни — является однимъ изъ основныхъ высокихъ идеаловъ Антропософіи.

Въ области философіи и теоріи познанія антропософія даетъ ключъ къ болѣе глубокому пониманію существующихъ философскихъ системъ и освѣшаетъ смыслъ ихъ послѣдовательной смѣны въ теченіе вѣковъ. Будучи по своей природѣ завершеніемъ философіи на путяхъ исторического развитія послѣдней, Антропософія духовно оплодотворяетъ и обосновываетъ мышленіе и, вынося его за грани чувственного — въ духовные сферы, — освобождаетъ его какъ изъ тюрьмы, воздвигнутой Кантомъ, такъ и отъ безнадежного «ignorabimus» Дюбуа-Реймона.

Необыкновенная фигура Р. Штейнера, сознательно изучавшего и исследовавшего духовные міры, и не вложившего въ Антропософію ничего, что не явилось бы результатомъ его собственного духовного опыта, сначала озадачиваетъ — а затѣмъ поражаетъ и потрясаетъ людей, серьезно подходящихъ къ Антропософіи безъ зaранѣе созданныхъ предубежденій. О слѣпой вѣрѣ въ его авторитетъ не можетъ быть и рѣчи уже потому, что самъ онъ неизмѣнно призывалъ къ самой серьезной обоснованной критикѣ всѣхъ его указаній, и настаивалъ на опытной провѣркѣ ихъ всѣми средствами современной общепризнанной науки. Съ того времени многіе данные Духовной Науки, дѣйствительно, получили уже бесспорные подтвержденія, но ничто не было еще фактически опровергнуто. Не будетъ преувеличеніемъ, если сказать, что тотъ фактъ, что д-ръ Р. Штейнер выступалъ, какъ учитель и руководитель, одновременно передъ самыми различными аудиторіями высококвалифицированныхъ спеціалистовъ изъ самыхъ разнообразныхъ областей /напр., передъ теологами, врачами, астрономами, агрономами, художниками, педагогами, социологами, техниками и т.д./, давая всѣмъ руководящіе указанія, новые идеи, конкретные совѣты, практическіе методы, отвѣчая на вопросы, а во многихъ случаяхъ практически обучая ихъ съ инструментами въ рукахъ — является совершенно беспримѣрнымъ въ исторіи4. Оставленное имъ литературное наслѣдіе — около 70 книгъ и брошюръ, болѣе 1000 напечатанныхъ статей, болѣе 50 цикловъ лекцій и около 4000 отдѣльныхъ лекцій, въ которыхъ почти не встрѣчается повтореній, представляетъ собою неисчерпаемую сокровищницу конкретного духовнаго знанія5. Допѣривъ его Антропософіи и антропософскому Обществу, Р. Штейнер тѣмъ самымъ рѣзко выдѣлилъ его изъ круга всѣхъ другихъ мистическихъ, оккультныхъ и т.п. теченій и школъ, интерпретирующих древніе символы и трактующихъ объ абстрактной духовности, либо занимающихся личнымъ самоусовершенствованіемъ или медіумически-магическими экспериментами, но не находящихъ себѣ никакого плодотворного приложенія въ сферѣ практической жизни.

Центромъ антропософского движенія является Гетеанумъ — Свободная Высшая Школа Духовѣдѣнія, въ Дорнахѣ, возлѣ Базеля, Швейцарія6 /оффиціальнымъ періодическимъ органомъ её служить еженедѣльникъ «Гетеанумъ», съ особымъ приложеніемъ для членовъ Антропософского Общества. «Das Goetheanum», Internationale Wochenschrift fuer Anthroposophie und Dreigliederung/. Она была раздѣлена д-ромъ Р. Штейнером на секціи, къ которымъ присоединялись, впослѣдствіи, различные спеціализировавшіеся группы, какъ въ Дорнахѣ, такъ и въ другихъ городахъ. Дѣятельность секцій и группъ выражается самыми разнообразными способами.

Секція словесно-музыкальныхъ искусств7 вѣдаетъ всѣми сценическими постановками; къ таковымъ относятся: мистеріи-драмы Р. Штейнера, «Фаустъ» Гете, «Паденіе антихриста» А.Стеффена; также рецитирующій хоръ, представленія эвритміии8, концерты и проч. Хоръ и эвритмическая труппа предпринимаютъ регулярно турнэ по главнымъ центрамъ Европы. Для соотв. художественной и практической подготовки секція располагаетъ спеціальными школами: школой эвритміи9 и школой рецитацііи10; къ этой же секціи причислена школа художественной обработки металловъ11.

Художественная секція12 устраиваетъ соотв. лекціи, семинары, организуетъ съѣзды, публикуеть спец. Литературу. Медицинская секція организуетъ лекши и меди-цинскіе съѣзды, ведетъ курсы и семинары для Брачей, студентовъ и сестеръ милосердія; также спеціальныя занятія для лицъ, изуча-ющихъ терапевтическую педагогику и лечебную эвритмію; публп-куетъ спеціальные научные труды; издаетъ медициискій ежемѣсячникъ «Natura».

Къ этой секціи относится клинически-терапевтическій институтъ13, дѣтскій садъ, воспитательный домъ и институтъ для отсталыхъ дѣтей14 и, химически-фармакологическая лабораторія Everon - Weleda15, и проч.

Естественно-научная секція — содержитъ біологичсскую и физическую лабораторію; организуетъ лекціи, доклады, семинары, съѣзды и проч.; публикуетъ спеціальные научные труды и ежегодникъ «Gaea-Sophia». Этой секціи принадлежитъ руководство антропософскимъ сельскохозяйственнымъ и агрономическимъ обществомъ; организація и руководство работой испытательныхъ станцій; разработка методовъ біологически-динамического удобренія; «Деметра» — общество для распространенія сельско-хозяйственныхъ продуктовъ, полученныхъ согласно антропософским сельскохозяйствсшіымъ методам и проч16.

М а т е м а т и ч с с к и — А с т р о н о м и ч е с к а я с е к ц і я, съ собственной лабораторіей и обсерваторией. Организуетъ съѣзды, семинары, лекціи, курсы; публикует спецмальную литературу, періодическій сборникъ «Mathesis», календарь-ежегодникъ и проч.

Кромѣ того, существуетъ еще рядъ группъ, семинаровъ и институтовъ, изъ которыхъ слѣдуетъ упомянуть главнѣйшіе:

Соціально-научное объединеиіе при Гетеанумѣ: лекціи, семинары, курсы, съѣзды; разработка соціальныхъ, экономическихъ и т.п. вопросовъ; публикація спеціальныхъ трудовъ; періодическіе изданія (Sozialwissenschaftliche Korrespondenz).

Культурно-научное объединение: лекціи, семинары, съѣзды; вопросы исторіографіи, исторіи культуры, религіи, философіи, искусства, музыки, художествъ.

Педагогическое объединеніе: лекціи, съѣзды, семинары; спеціальная литература; рядъ періодическихъ изданій. Къ нему могутъ быть отнесены Антропософскія школы, представляющие собою центры общего образованія на основѣ Антропософской педагогики17.

И н с т и т у т ъ А n t h е а для изготовленія растительныхъ красокъ по методу Р. Штейнера и соотвѣтств. изысканій.

Курсы живописи, ваянія, пластики, музыки и проч. М а с т е р с к і е для изготовленія музыкальныхъ инструментовъ, дѣтскихъ игрушекъ и проч., на основѣ антропософскихъ указаній и исслѣдованій.

Все это настолько не вяжется съ нашими мыслительными привычками и настолько не укладывается въ рамки обычныхъ представленій и понятій, что можетъ показаться либо преувеличеніемъ, либо фантастикой. Но, съ одной стороны, не можетъ быть и рѣчи о преувеличеніяхъ въ вышеприведенной блѣдной схеме, не выражающей, за недостаткомъ мѣста, и малой доли того грандіозного дѣланія, которое происходитъ въ Гетеанумѣ и вокругъ него, несмотря на всѣ трудности матеріального характера, несмотря на непониманіе и зачастую враждебное отношеніе, которое встрѣчаетъ эта дѣятельность во многихъ мѣстахъ. Съ другой стороны — какъ руководители всѣхъ работъ и изысканий, такъ и рядовые работники, отнюдь не прннадлежатъ къ тому классу людей, которыхъ можно назвать фантазерами. Среди активныхъ дѣятелей на антропософскомъ поприщѣ числятся ученые, профессора, доктора, инженеры, художники, артисты, педагоги и друг. — все люди, душевная уравновѣшенность и научная добросовестность которыхъ не можетъ вызывать никакихъ сомнѣній. Кромѣ того, каждый работаетъ въ своей собственной, привычной и знакомой области, по своей спеціальности. — И тамъ, гдѣ все наблюдается и изучается при яркомъ дневномъ свѣтѣ, черезъ лупу, микроскопъ, телескопъ, гдѣ все фиксируется беспристрастнымъ объективомъ фотографической камеры, гдѣ все измеряется «числомъ, мерой, вѣсомъ», заносится въ графики, схемы, сводки и записывается чернымъ по бѣлому — тамъ нѣтъ мѣста ни для иллюзій, ни для фантазій. Самъ д-ръ Р. Штейнер неоднократно указывалъ, что люди, склонные къ фантастикѣ и суевѣрію, отнюдь не подходятъ для антропософской работы; и если среди членовъ Антропософскаго Общества и попадаются таковые, то можно съ уверенностью сказать, что Антропософія приведетъ ихъ первымъ долгомъ къ освобожденію отъ этихъ вредныхъ уклоновъ душевной жизни, если они искренне ищутъ этого. — Несправедливо было бы причислить къ категоріи фантазеровъ и автора настоящихъ строкъ, который, будучи приведенъ судьбою къ Антропософіи и Гетеануму — этому свѣжему источнику новой культуры — и чувствуя глубокую ответственность передъ тѣми людьми, которые еще ничего не знаютъ или неверно освѣдомлены о предлагаемыхъ Антропософіей путяхъ, считаетъ своимъ долгомъ со всею скромностью, но и со всею убедительностью, призывать къ самому серьезному ознакомленію и внимательному изученію всего того, что исходить изъ Антропософіи и Гетеанума.

Самое дѣятельное участіе въ подготовке къ изданію настоящей брошюры принимала Екатерина Александровна Ильина. — После долгихъ и мучительныхъ физическихъ страданій, она тихо перешла въ духовный міръ 06/04/33г., когда часть текста была уже набрана. — До послѣднего дня своей жизни она не оставляла работы, и за два часа до смерти нашла еще силы прослушать полученные въ тотъ день дѣловые письма. — Пусть настоящій скромный трудъ послужитъ благодарнымъ воспоминаніемъ о совместной работе и связующимъ звеномъ — залогомъ дальнѣйшей дѣятельности.

 

Date: 2015-07-23; view: 185; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию