Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карта Андалусии





 
Карта Андалусии

В VIII веке мусульмане завоевали Испанию. Слово «завоевание» режет слух. Перед глазами встают страшные картины: пожары, убийства мирных жителей, грабежи и разбои, насилие и вандализм, бесконтрольный вывоз материальных и природных богатств покоренной страны, порабощение местных жителей, подавление национальной культуры и образования, повальное обнищание и деградация.

История человечества свидетельствует о неизбежности таких последствий для покоренных народов, но она же свидетельствует и о том, что исламские завоевания в корне отличались от завоеваний немусульман.

При распространении Ислама население видело в арабах, как писал советский востоковед И. Беляев, «избавителей от тяжелого ига своих правителей. К тому же арабы предлагали более сносные условия существования в случае подчинения их господству». Известно, что жители сасанидской столицы Ктесифона (Мадаин) открыли арабам городские ворота после бегства Йездигерда. Для сирийцев, как пишет профессор Парижского университета, известный французский востоковед А. Массэ, «было счастьем сбросить византийское иго». Он также отмечал: «Мы видели, что арабов встречали чуть ли не как освободителей египетские копты...». А известный русский востоковед-арабист О. Г. Большаков отмечал: «Завоевание арабами происходило сравнительно мирно. Быть может, сообщения историков о том, что жители некоторых городов встречали арабов с музыкой, несколько приукрашены, но нельзя не признать, что большинство городов Сирии, Египта и Месопотамии избежали жестокостей штурма, заключив с арабами договоры на очень благоприятных условиях».

Христианские историки, вспоминая эту пору, отмечают справедливое правление и соблюдение завоевателями законности. Михаил Сириец писал: «Мы благодарим Бога за то, что он посредством арабов избавил нас от византийского ига». И одним из ярких примеров сказанного служит покорение мусульманами Испании.


Гранада, Альгамбра

Гранада, Альгамбра

Не прошло и ста лет после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), как основанная им в Медине исламская община превратилась в мировую сверхдержаву, которая протянулась от Индии через Азию и Африку до Атлантического океана.

А в 710 году мусульмане в своем победоносном шествии переправились через Гибралтар и завоевали Испанию. Слово «завоевали» нужно взять в кавычки, поскольку местное население, доведенное до отчаянной бедности своими феодалами, добровольно переходило под власть мусульман. Предводитель армии мусульман Тарик ибн Зийад был встречен как освободитель. Веротерпимость мусульман обеспечила им полную поддержку христиан и особенно иудеев, со дня на день ожидавших насильственного обращения в христианство, после чего они лишились бы прав на владение собственностью. Как пишет Лион Фейхтвангер: «Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, мусульмане дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения собственного царства».

Мусульмане принесли с собой высокую культуру и превратили Испанию в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну Европы.

Менее чем за один век они распахали невозделанные поля. Создав мудрую систему орошения, добились небывалых урожаев. Как пишет французский историк Симон де Сисмонди: «Сельское хозяйство изучалось мусульманами с таким совершенным знанием климата, почвы, развития растений и животных, которое могло происходить только из длительной научной практики».

Мусульмане первыми в Испании ввели культуры риса, тутового, бананового, фисташкового деревьев, пальмы, сахарного тростника, незнакомых цветов и фруктов, которые позже распространились по всему материку.

Горное дело, прекращенное с римских времен, было возрождено и усовершенствовано с применением высокопроизводительной техники.

По планам опытных зодчих и дальновидного строительного ведомства создавались большие великолепные города, каких Европа не знала со времен римлян. В Андалусии насчитывалось 90 больших городов. Кордова, Севилья, Гранада, Толедо, Мурсия, Альмерия, Валенсия славились своими ремеслами: производством шерстяных, шелковых и парчовых тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой — в этом ремесле мастерские Кордовы не знали соперников, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кожи и оружия — доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен.


Кордова, Мечеть-Собор

 
Кордова, Мечеть-Собор

Кордова, резиденция испанского халифа, была признанной столицей западного мира. Она имела 600 красивейших мечетей, 900 общественных бань и 50 больниц. Великолепный, полумиллионный город с мощеными улицами, тысячами домов, прекрасными дворцами и мечетями, мостами и водопроводом, общественными банями и садами соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом. Филипп Итти в «Истории арабов» пишет, что Кордова имела мили мощеных дорог, освещенных ночью, так что люди ходили в безопасности, в то время как в Лондоне и Париже любой, вышедший в дождливую ночь, утопал до лодыжек в грязи — и делал это в течение семи столетий после того, как Кордова была вымощена! Оксфордские ученые тогда считали купание идолопоклоннической практикой, а студенты в Кордове наслаждались роскошными общественными банями!

Корабли испанских мусульман под управлением искусных математиков и астрономов ходили быстро и уверенно, что позволяло вести широкую торговлю и насыщать рынки товарами мировой исламской державы.

Искусство, наука и промышленность никогда не знали такого расцвета под небом Испании.

Искусно построенная система образования с широкой сетью школ давала каждому возможность получить знания. Первое, что делали мусульмане в покоренных городах, — это строили мечети и университеты, что привело к появлению величественных учебных заведений в огромном числе городов. В прекрасную Кордову, получившую гордое название «обиталище наук», приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Кордова имела крупные университеты с лабораториями, обсерваториями, богатейшими библиотеками. Библиофильство стало подлинной страстью в мусульманской Испании. Спрос на книги оказался настолько велик, что в Кордове множество людей жило перепиской редких и ценных рукописей.

В Андалусии было 70 публичных библиотек. Библиотека аль-Хакима II в Кордове содержала 600 тысяч томов. В Испании ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч томов. Когда через четыре столетия в XVI веке Карл Справедливый основал парижскую Национальную библиотеку, он смог собрать всего 900 томов, и это после больших усилий, причем треть из них составляли книги по религии.


Кордова, Мечеть

Кордова, Мечеть


Университеты Испании приветствовали христианских и еврейских студентов, получавших в них образование, которого они не могли получить больше нигде.

Величайшим исламским хирургом XI века был испанец Абу-ль-Касим, изобретатель многих хирургических инструментов и автор книг, которые были переведены и многократно переиздавались, причем последнее такое издание увидело свет в 1816 году.

Образование ни в коем случае не было привилегией богатых. «Почти каждый в Испании в те дни мог читать и писать, в то время как в остальной христианской Европе, не считая монахов, никто, включая самую высшую знать, не считал, что стоит терять свое время даже на попытку овладеть основными навыками чтения», — пишет Неру в своей книге «Взгляд на мировую историю».
Под мудрым и долгим правлением мусульман Испания познала период стабильности и внутреннего мира. Она являлась в этот период самым процветающим и цивилизованным государством Запада. Кордова — самая блистательная и многолюдная столица в Европе. Как пишет Гюстав ле Бон: «Багдад и Кордова были очагами культуры, освещавшими мир своим сиянием».

Эта интеллектуальная, творческая, созидательная деятельность не прекращалась вплоть до окончательного вытеснения мусульман из Испании. «Когда Кордова вновь вступила на путь христианства, после долгого периода свободы (в течение восьми веков), — пишет Леви-Провансаль, — для нее это было началом длительного периода упадка».

Севилья, Золотая башня


   
Севилья, Золотая башня  

 

 
 

В 1236 г. после шестимесячной осады Кордову завоевали войска Фердинанда III Святого. Часть жителей была взята в плен, часть выселена.

Жертвами святой инквизиции стали около 3 млн. мусульман и евреев. Преследования мусульман, длившиеся больше века, закончились изгнанием в 1610 году всех мусульман в Африку. Из более чем миллиона человек, по свидетельству доминиканца Бледа, более трех четвертей было убито по дороге.

Этот процесс был губительным для Испании. Она потеряла почти всю свою художественную и промышленную элиту. В течение нескольких веков страна чувствовала последствия этого шага. Все золото, которое конкистадоры добывали для метрополии, не заполнило пустоту, образовавшуюся вследствие этого насильственного ухода. Кордова погрузилась в забытье, стала тихим провинциальным городом. Цветущие поля высохли и остались необработанными, города обезлюдели, искусства и ремесла пришли в упадок. В стране, стоящей во главе всех наций, начался долгий период глубокой депрессии и деградации.

Ясин Расулов

Date: 2015-07-23; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию