Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные элементы договора аренды транспортного средства
К основным элементам договора аренды относятся стороны, предмет, форма и содержание[24]. Рассмотрим, кто может являться стороной в договоре аренды транспортного средства. По общему правилу, такое право предоставлено любому субъекту гражданских правоотношений. Законодатель не ограничивает участие потенциальных субъектов, в том числе по количеству в рассматриваемых арендных отношениях. Следовательно, в соответствии с частью 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ ими могут выступать физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), юридические лица всех организационно-правовых форм, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то есть субъекты всех форм собственности. Вместе с тем, в отношении арендатора (экипажа арендатора) законодателем установлены специальные требования. Так, арендатору необходимо получить официальное разрешение (сертификат, свидетельство, удостоверение) на управление и техническую эксплуатацию транспортного средства, лицензию на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью при коммерческой эксплуатации транспортного средства. При этом ни ГК РФ, ни транспортные кодексы не содержат этих специальных требований. Представляется, что объяснение тому кроется в необходимости предъявления всех вышеперечисленных требований не только к арендатору как стороне договора аренды транспортных средств, но и к более широкому кругу лиц - к эксплуатантам [25]. Как показывает практика применения норм об аренде транспортных средств арендаторами, из числа физических лиц, выступают, как правило, индивидуальные предприниматели, арендующие транспортное средство с целью коммерческой эксплуатации. Если транспортное средство арендуется для потребительских целей, то арендатором может выступать и физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Так например, закрытое акционерное общество «Московское такси» приглашает водителей к сотрудничеству при условии, что они оформляют документы на частную деятельность, то есть становятся предпринимателями. Договоры аренды легковых автомобилей, таким образом, оформляются уже после того, как потенциальные арендаторы приносят соответствующие свидетельства[26]. В качестве арендодателей выступают либо собственники транспортных средств, либо лица, управомоченные собственниками либо законом на заключение соответствующих договоров аренды транспортных средств. Данное положение вытекает из общих норм об аренде ГК РФ (ст. 608 «Арендодатель»). Например, при сдаче в аренду транспортных средств, относящихся к государственной или муниципальной собственности, в качестве арендодателей выступают специально уполномоченные органы, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, за которыми рассматриваемый вид имущества закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Права данных хозяйствующих субъектов закреплены общими положениями пункта 4 статьи 214, пункта 3 статьи 215, статьями 295, 296 ГК РФ и другими нормативно- правовыми актами. Значительные полномочия арендодателем возлагаются на руководителя экипажа транспортного средства (капитана судна). В частности, «Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами»[27]. Близкие по содержанию и объему права и ограничения их закрепляются за руководителем экипажа транспортного средства и нормативно-правовыми актами других государств"3. Однако бесспорным является тот факт, что без специального на то уполномочия титульного владельца или нормы закона руководитель экипажа не имеет права сдавать транспортное средство в аренду. Следует различать правовой статус руководителя экипажа (капитана судна) и так называемого «распорядителя», оперативного руководителя (менеджера) по коммерческому использованию транспортного средства. Если руководитель экипажа производит управление и техническую эксплуатацию, то распорядитель осуществляет именно реализацию коммерческой эксплуатации транспортного средства. При этом, следует отметить, что в праве некоторых зарубежных государств права и обязанности «распорядителя» закреплены в нормативно- правовых актах. Например, в соответствии со статьей 700 Торгового кодекса Японии «распорядитель судна имеет полномочия выполнять от имени совладельцев все судебные и внесудебные действия, относящиеся к использованию судна, кроме следующих: 1) передача, сдача внаем судна...»[28]и некоторых, конкретно определенных, других. Предмет договора. Предметом рассматриваемого договора выступает транспортное средство. Поскольку положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, предполагается, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из гражданского оборота. Отметим характерные, юридически значимые черты транспортных средств, которые прямо отражаются на содержании рассматриваемых арендных правоотношений, формировании условий договора, ответственности сторон. Это: а) транспортные средства обладают (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками; б) они относятся к источникам повышенной опасности; в) это сложные технические устройства, требующие в эксплуатации специальных знаний и навыков, то есть соответствующей подготовки; г) транспортные средства, как правило, - относительно дорогостоящее имущество; д) некоторые из видов транспортных средств отнесены к объектам недвижимости (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты). Стоимость транспортных средств может составлять достаточно высокий процент в составе основных производственных фондов хозяйствующего субъекта. Поэтому важно заметить, что на заключение договора аренды, предметом которого являются транспортные средства, имеющие в сумме превышение на 10% балансовую стоимость основных производственных средств арендодателя, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[29] требуется по ходатайству сторон договора предварительное согласие федерального антимонопольного органа. ГК РФ не содержит обобщающего определения транспортного средства. Необходимость его описания имеется, и она отражена лишь применительно к некоторым видам транспортных средств в отраслевых транспортных нормативно-правовых актах, в частности, в статье 32 Воздушного кодекса РФ. Отсутствие обобщающего юридического определения транспортного средства приводит к необходимости довольно широкого толкования данного понятия. Например, транспортное средство - средство, «способное к самостоятельному перемещению в пространстве» [30]или «транспорт – это перевозочные средства»[31], включая тем самым в число рассматриваемых объектов почтовых голубей, лошадей, вьючных и других животных. В частности, аналогичный недостаток (в определении дается, главным образом, функциональный признак) замечен в законодательном определении морского судна: «... статья 9 Кодекса торгового мореплавания под судном подразумевает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, а это позволяет отнести к объектам недвижимости, например, плот, что несколько абсурдно»[32]. На наш взгляд, ГК РФ к транспортным средствам относит исключительно механические транспортные средства, так как в § 3 главы 34 ГК речь идет об их технической эксплуатации и управлении. Анализируя общие подходы законодателя к определению транспортного средства в ст. 632-649 ГК РФ можно сформулировать более общее определение, которое бы включало в себя главные, конструктивные признаки: транспортное средство - техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и материальных объектов. Представляется, что данное определение необходимо включить в ГК РФ. Таким образом, специфика рассматриваемого договора в общей характеристике договора аренды обусловлена предметом соглашения - транспортным средством. Особенности содержания правовых отношений аренды транспортных средств проистекают из тех характерных черт предмета договора и условий его обслуживания, которые потребовали на законодательном уровне актуализировать договор аренды данного вида имущества. Форма договора. Одним из примеров отличия в регулировании аренды транспортных средств от общего правового регулирования аренды является форма заключения договора. Договоры аренды транспортных средств как с экипажем, так и без экипажа в соответствии с императивными нормами статей 632, 643 ГК РФ заключаются в простой письменной форме и не подлежат государственной регистрации. Как отмечается, «это принципиальный момент», так как, по общему правилу, сделки с недвижимым имуществом (к которым, как отмечалось относятся и некоторые виды транспортных средств) и, в частности, договоры аренды недвижимости, заключаемые на срок более одного года, требуют государственной регистрации (см. статьи 164, 169 ГК РФ). Здесь возникает коллизия с нормой КТМ РФ (п.1,4 ст.33), в соответствии с которой иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру (фрахтование судна без экипажа), которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом России обязано зарегистрироваться в бербоут-чартерном реестре. По всей видимости, представленная норма должна стать объяснимым исключением из рассмотренной общей нормы части 2 статьи 642 ГК РФ, вызванная сменой Государственного флага судна. Так как право плавания судна под Государственным флагом будет, в частности, означать, что судно должно быть укомплектовано экипажем в соответствии с законодательством Российской Федерации и должно подчиняться законодательству Российской Федерации о труде, безопасности мореплавания и судовых документах, а также о защите морской среды от загрязнения. Представляется, что простая письменная форма договора аренды транспортного средства, содержащаяся в ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте. Срок договора. Другая особенность правового регулирования аренды транспортных средств, которая позволяет выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды, положение о неприменении правил статьи 621 ГК РФ «о возобновлении договора аренды на неопределенный срок («молчаливом возобновлении»[33]) и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок». Данные нормы являются императивными, поэтому обязательны для сторон, независимо от их волеизъявления. В Арбитражном суде Саратовской области рассматривалось дело по исковому заявлению предпринимателя Ф. к предпринимателю Б. о взыскании с ответчика сумм задолженности за выполненные транспортные услуги товариществу с ограниченной ответственностью «Везувий». На период выполнения транспортных услуг с 1 февраля по 1 мая 2012 года предприниматель Б. сдал в аренду автомобиль без экипажа предпринимателю Ф.. После завершения срока договора предприниматель продолжала использовать автомобиль для выполнения услуг по перевозке товаров ТОО «Везувий», считая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 610 ГК РФ отсутствие возражений со стороны арендодателя автоматически пролонгирует заключенный договор на тех же условиях и на неопределенный срок. В частности, из искового заявления: «Моментом окончания договора будет являться сдача автомобиля арендодателю. Поскольку я продолжала работу в соответствии с устной договоренностью сторон, автомобиль не сдавала, ответчик обязан был произвести оплату оказанных услуг»[34]. В данном примере арбитражной практики налицо отсутствие правильного представления у истца о нормах статей 642 и 643 ГК РФ, их приоритете по отношению к общим нормам об аренде и об их императивном характере. Моментом окончания действия договора будет являться не передача арендуемого автомобиля арендодателю, а истечение указанного в договоре срока. Так, Акционерное общество открытого типа «Саратовское речное транспортное предприятие» заключило с акционерным обществом закрытого типа «Трансмаркет» договор аренды теплоходов «Воркута» и «Камышин» без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Пункт 3 данного договора предусматривает: «Срок договора аренды устанавливается с 1 января 2007 года до 1 января 2008года. Если Арендатор в течении двух месяцев до окончания договора не заявит о его расторжении, то договор считается продленным на следующий календарный срок». Для возобновления договорных отношений аренды транспортных средств необходима не пролонгация (в понимании п. 2 ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора на тех же условиях) уже имеющегося договора и закончившего срок своего действия, а, в любом случае, даже при сохранении прежних условий, заключение совершенно нового договора с обязательным уточнением (например, по срокам) либо возможным включением в него новых условий, устанавливающих права и обязанности сторон. В другом варианте, стороны правомерно предполагают, что договор аренды транспортного средства не прекращался и продолжает свое действие при заключении дополнительного соглашения (акцессорного договора). В частности, пункт 1 Дополнительного соглашения к договору аренды автотранспорта № 39/96 от 03.05.96 между акционерными обществами открытого типа «Специализированный инвестиционный фонд приватизации «Образование» и «Торговый дом «Образование» гласит: «Стороны договорились внести в договор аренды автотранспорта № 39/96... пункт 3.1 следующего содержания: «Срок действия Договора устанавливается до 02.11.96 г.»[35]. Принятие сторонами дополнительного соглашения вносит в договор аренды изменение (дополнение) о новом сроке либо возобновляет соответствующие правовые отношения сторон по уже новому договору аренды транспортных средств на новый срок (при истечении первоначального срока договора). Таким образом, из рассматриваемых, данных законодателем, положений, на первый взгляд, вытекает, что срок договора и срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, всегда не совпадают и различаются как по существу, так и по длительности. Срок договора аренды транспортного средства является диспозитивным, то есть устанавливаемым по соглашению сторон. В то же время отсутствия срока, на который заключается договора не делает его незаключенным. Это отличие современного законодательного регулирования от предшествующего периода, когда срок договора аренды рассматривался в качестве существенного условия договора и при его отсутствии в договоре он считался незаключенным, по ныне действующему законодательству срок договора аренды транспортных средств, как правило, не является его существенным условием и не ограничивается какими-либо временными рамками. Тем не менее, из общего правила могут быть исключения. Гражданский кодекс России допускает как установление федеральным законом максимальных (предельных) сроков для договоров аренды отдельных видов имущества и для отдельных видов аренды (п. 3 ст. 610), так и необходимости закрепления в договоре «определенного срока»[36] как существенного, обязательного условия договора (ст.ст. 641, 649). Примером последнего может служить фрахтование судна на время (тайм- чартер). По всей видимости, закрепление императивных норм в правовом регулировании максимальных и минимальных сроков аренды транспортных средств, как это имело место в прежнем законодательстве союзных республик Союза ССР[37], не будет иметь положительного коммерческого и хозяйственного эффекта. Исключительно сам собственник, другие управомоченные и заинтересованные стороны, как ни какие другие лица, заинтересованы и могут точно определить целесообразность, экономичность и рентабельность установления необходимых сроков Таким образом,были рассмотрены основные элементы договора аренды транспортных средств: стороны, предмет и форма. Итак, в качестве сторон договора могут выступать физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), юридические лица всех организационно-правовых форм, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, то есть субъекты всех форм собственности. Предмет договора аренды включает себя либо два объекта (действия по передаче имущества и само передаваем имущество), либо – три (действия по передаче имущества, само передаваем имущество и действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации). Договор аренды транспортных средств заключается в обязательной письменной форме.
Date: 2015-07-23; view: 1815; Нарушение авторских прав |