Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классифицирующие признаки договора аренды транспортного средства
Действующий Новый Гражданский кодекс России, в отличие от прежнего, самостоятельно регулирует договор арендования на время. Ранее эти вопросы регулировались на уровне транспортных уставов и кодекс договоре на время содержатся в §3 главы 34 ГК РФ (статьи 632 — 649). Особенности аренды транспортных средств могут содержаться в транспортных уставах и кодексах. В настоящее время эти правила установлены только в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ). Гражданский кодекс различает два вида аренды транспортного средства: аренды с предоставлению и технической эксплуатации (в морском праве тайм-чартер) и аренду транспортного предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (в морском праве бербоут-чартер). Сам по себе факт вынесения договора аренды транспортного средства в самостоятельный параграф ни о чемне говорит. Необходимо уяснить правовую природу этих отношений. С такими выводами позволим себе не согласиться по следующим причинам. В первом случае вопрос о природе договора фрахтования на время решен самим законодателем. Правовая регламент транспортного средства в новом ГК РФ свидетельствует о том, что этот договор — разновидность аренды и поэтому не может быть смешанным[13]. Теперь к вопросу о том, что любое транспортное средство может быть предметом договора фрахтования. Само по себе понятие транспортного средства является широким и включает в себя самые объекты: от морских судов с ядерной установкой и космических ракет-носителей до конных колясок и велосипедов. В связи с этим делаются попытки сузить категорию транспортного средства. В частности, утверждается, что «предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства, способные к перемещению в пространстве и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа, объектов; б) обладающие свойствами источника повышенной опасности; в) использование которых регламентируется транспортными уставами и кодексами. По-видимому, это определение нельзя назвать исчерпывающим, так как под него подпадает железнодорожный и автомобильный транспорт. Как описано в литературе по договору фрахтования на время, «передается не просто транспортное средство как вид имущества, а такое транспортное средство, владение и пользование которым требуют его обеспечения его надлежащей технической эксплуатацией. Именно эти критерии позволяют определить виды транспортного средства, которые могут быть предметами договора фрахтования на время. Судно (морское, речное, воздушное) должно быть укомплектованным квалифицированным, достаточным по численности персоналом. Поэтому речь всегда может идти о квалифицированном управлении и технической эксплуатации только с помощью экипажа. Действительно, опасность эксплуатации судна во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им, состав экипажа судна и его квалификации должны отвечать обязательным для сторон условиям договора, а в случае отсутствия таковых — требованиям обычной практике эксплуатации ГК РФ). Особо следует подчеркнуть, что экипаж судна, если это предусмотрено договором, должно оказывать, помимо основных и иные услуги, например, по бытовому и экскурсионному обслуживанию, охране, погрузке и разгрузке и т. п. В том и в другом случае требуются управление транспортным средством и его надлежащая техническая эксплуатация. Различие состоит в том, на какую из сторон (арендодателя или арендатора) возлагаю соответствующие обязанности. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование договора аренды транспортных средств, которые попадают под действие договора фрахтования на время, ограничено применением общих положений. Таким образом, аренда подвижного состава железных дорог и автомобилей (прицепов к ним) регулируется общим положениями об аренде, так как эти транспортные средства не требуют квалифицированного управления и обеспечения их надлежащей технической эксплуатацией силами профессионального экипажа[14]. Поэтому управление судном и обеспечение его надлежащей технической эксплуатацией совершенно справедливо выделяется в качестве квалифицирующего признака договора фрахтования на время. На наш взгляд, отмеченный выше признак договора фрахтования не является единственным. Совокупность квалифицирующих признаков позволяет выделить договор в отдельный вид договора. Главной целью выделения договора аренды транспортных средств в отдельный вид надо признать необходимость обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между сторонами. Исходя из принципа приоритета специальных норм над общими положениями можно установить очередность норм, которые подлежат применению к отношениям аренды транспортного средства. В первую очередь применяются специальные правила о договоре аренды транспортного средства, находящиеся в ГК и транспортных уставах и кодексах, и только при отсутствии таковых — общие правила. Здесь же следует отметить, что законодатель далеко не всегда последователен при принятии кодексов. Так, в Кодексе торгового мореплавания имеются две отдельные главы, посвященные аренде морских судов: а) аренда с экипажем (тайм-чартер); б) аренда без экипажа (бербоут-чартер). Договору фрахтования в Воздушном кодексе РФ[15] посвящена всего одна статья (ст. 104 ВК). Более того, глава 4 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна два различных договора которых неоднотипна. Если речь идет о предоставлении арендодателем другой стороне возможности выполнения одного или нескольких рейсов, то здесь, безусловно, договор аренды (фрахтования воздушного судна. В том случае, если говорится о предоставлении вместимости, то налицо наличие одного из видов договора перевозки. Таким образом, можно сделать вывод, что ВК не уста 5о особенностей аренды воздушных судов. Поэтому случае передачи в аренду воздушных услуг квалифицированного экипажа, действуют нормы ГК о договоре аренды (фрахтования) транспортного средства. Следующей составляющей договора аренды транспортного средства является цель. Именно одним из главных квалифицирующих признаков этого договора. Действительно, арендатор при заключении договора аренды транспортного средства стремится к определенному результату. В данном случае положительным результатом будет процесс извлечения свойств из арендованного имущества. Способность к плаванию (полету), то есть к перемещению в пространстве индивидуально-определенной вещи и является целью договора фрахтования на время. Для целей выяснения правовой природы договора аренды транспортных средств надо понимать, конечно же, не сам процесс перемещения, а осуществление иных видов деятельности. Таким образом, плавание (полет) является неким инструментарием, средством достижения определенных результатов, ради которых и заключается договор аренды транспортного средства. Нельзя фрахтовать транспортное средство, не преследуя при этом никакой цели. Как отмечалось ранее, экипаж судна должен быть квалифицированным. Согласно конвенции ООН, судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, навигации, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам и оборудованию судна. В соответствии с Правилом УII З СОЛАС 74 правительства конкретных стран должны принимать меры, чтобы с позиции охраны человеческой жизни все суда были укомплектованы экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации. Правила безопасного укомплектования судов экипажем сформулированы в резолюции Ассамблеи ИМО. Они сводятся к тому, что экипаж должен быть укомплектован таким образом, чтобы обеспечить: несение безопасной ходовой навигационной вахты; надежную и безопасную швартовку и отшвартовку, присутствие всех водонепроницаемых закрытий; развертывание аварийной партии; приведение в действие имеющегося на борту пожарного оборудования и средств, выполнение их технического обслуживания, производство сбора и эвакуации пассажиров; несение безопасной ходовой машинной вахты; эксплуатирование и содержание в безопасном состоянии главных и вспомогательных механизмов; осуществление мер без тем чтобы свести к минимуму опасность возникновения пожара; оказание медицинской помощи; несение радиовахты в соответствии с СОЛАС и Регламентом радиосвязи[16]. Изложенное свидетельствует о том, что экипаж арендованного судна оказывает квалифицированные услуги по управлению и технической эксплуатации. Причем по тайм-чартеру (договору фрахтования с экипажем) предоставление таких услуг лежит именно на арендодателе. Арендатор вправе поставить или иных членов экипажа. Более того, это условие часто оговаривается в самом договоре. В этом случае последнее слово остается за фрахтовщиком, он может как удовлетворить, так и отклонить предложения Обязанности фрахтовщика могут быть признаны в качестве квалифицирующих признаков, что справедливо только в отношении фрахтования с экипажем (тайм-чартер). Необходимо отметить, что вопрос о правовой природе договора фрахтования с экипажем был до недавнего времени спорным. Многие теоретики не считали договор аренды транспортного средства с экипажем разновидностью аренды. По их мнению, оказание услуг выходит за пределы договора аренды. Они считали чартер самостоятельным договорным обязательством. Другая группа ученых справедливо считала чартер разновидностью договора аренды (имущественного найма). Именно последняя концепция нашла развитие в новом гражданском законодательстве. Как уже указывалось, предоставление сопутствующих услуг является квалифицирующим признаком договора аренды транспортного средства. Соответственно квалификация договора аренды (чартера) в качестве особого или смешанного типа после принятия нового ГК лишена практической необходимости[17]. Нельзя не отметить еще один важный аспект, касающийся регулирования договора тайм-чартера), где говорится о предоставлении судна в пользование фрахтователя и ничего — о правомочиях арендодателя. Таким образом, по-видимому, законодатель решил уйти от ответа о совладении судном. Ведь при классической аренде арендодатель, сохраняя право собственности или иное вещное право, не утрачивает правомочие владения, так как передача имущества служит условием извлечения прибыли. Отношения классического найма имущества не предполагают совладения (двойного владения, владельческое обладание вещью и извлечение из нее полезных свойств исключают возможность аналогичных действий другого лица. Другое дело в отношениях по договору тайм-чартера. Складывается интересная ситуация, при которой фрахтовщик должен владеть судном, чтобы оказывать различные услуги. Фрахтователь тоже должен пользоваться им, чтобы получать услуги. При этом владение судном осуществляется обоими участниками одновременно, но, конечно же, в разных аспектах. Фрахтовщик снабжает и ремонтирует судно, содержит экипаж, выплачивает ему заработную плату, то есть фактически владеет судном. За ним сохраняется не только фактическое, но и юридическое владение, что подтверждается механизмом возложения ответственности за вред, причиненный судном как источником повышенной опасности. Следовательно, независимо от передачи судна и осуществления владения фрахтователем правомочие владения остается и у фрахтовщика. Вне сферы технической эксплуатации и управления фрахтователь самостоятельно осуществляет владение и пользование (коммерческая эксплуатация)[18]. На наш взгляд, имеются все основания говорить о совладении (двойном владении) судном. Данное свойство необходимо признать квалифицирующим признаком договора тайм-чартера. Таким образом, основаниями классификации договоров аренды транспортного средства являются: - предоставление (не предоставление) дополнительных услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства; - вид транспорта. Для каждой транспортной отрасли характерны различные требования к арендаторам и арендодателям, что чаще всего отражено в нормативных актах регулирующих соответствующую отрасль, но, к сожалению не всегда, и не в исчерпывающем объеме, что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития законодательства в области рассматриваемых нами отношениях аренды транспортного средства. Как показал анализ квалифицирующих признаков, в юридической литературе до настоящего времени существуют различные точки зрения на квалифицирующие признаки договора аренды транспортных средств, имеются проблемы и в правовом регулировании института аренды транспортных средств, что и было проанализировано нами в настоящем параграфе. Следует обратить внимание, что именно совокупность квалифицирующих признаков позволяет выделить договор в отдельный вид договора аренды. Также надо признать необходимость обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между сторонами по договору аренды транспортных средств.
Date: 2015-07-23; view: 827; Нарушение авторских прав |