Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эталоны
Методика предназначена для выявления степени обобщенности сенсорных эталонов, а также уровня интериоризации действий восприятия.
Стимульный материал. Таблица с различными фигурками. Внизу таблицы дается эталон. Необходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения.
Инструкция. Посмотри на фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.
Пр о ведение теста. После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон, и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти ни одной, даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую.
Анализ результатов. При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются и не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальцем контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает прийти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного ребенка действия восприятия еще плохо интериоризированы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить, что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь, обучить выделению информативных точек и постепенной интериоризации восприятия. Ошибки импульсивных детей с быстрым темпом деятельности и отсутствием ориентировки связаны с неумением организовать свою деятельность, сосредоточиться на задании; 16 фигурок, из которых надо выбрать правильную, отвлекают и рассеивают их внимание, поэтому можно уменьшить количество фигурок, закрыв три ряда из четырех листом белой бумаги. Если ребенок престает делать ошибки, можно с уверенностью сказать, что причина его отставания – не отклонения в развитии познавательной деятельности, а низкая организация деятельности и низкая концентрация внимания, расторможенность. В этом случае ребенку можно помочь построить план деятельности, научить ориентироваться в задании. Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого, можно говорить о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которые они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют, им предлагают, не пользуясь эталоном, сначала обводить контуры пальцем, а затем, по мере обучения, искать нужные фигуры без посторонней помощи.
Изучение восприятия цвета.
Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких цветов и оттенков; 4 карты размером 25´10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй – дополнительных, на третьей – оттенки цветов, четвертая пустая.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из четырех серий, интервал между которыми – 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки). Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочками в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют. Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце. Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета. Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу.
Возрастные особенности восприятия цвета. (количество правильных ответов, %)
Составляют три таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.
Date: 2015-07-23; view: 8841; Нарушение авторских прав |