Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные пробы
Наиболее важную информацию о функционировании системы кардиорегуляции у школьника можно получить посредством проведения функциональных проб. Рассмотрим те из них, которые наиболее просты в использовании, неинвазивны и требуют наименьшего напряжения. 1. Активная ортостатическая проба. С помощью этой пробы возможно оценить реактивность симпатического и парасимпатического отделов ВНС, выявить толерантность к резким изменениям положения тела. Методика проведения активной ортостатической пробы следующая. Обследуемый проводит 10-15 минут в положении лежа на спине с немного приподнятой головой. В это время производится запись ритмограммы в покое в течение 5 минут. Затем по команде обследуемый не очень быстро, но без пауз, принимает вертикальное положение и стоит по стойке «смирно» в течение 5-7 минут, в течение которых осуществляется запись кардиограммы. При переходе из горизонтального положения в вертикальное происходит уменьшение поступления крови в правое предсердие и правый желудочек, что сопровождается уменьшением сердечного выброса и снижением минутного объема. Следствием этого является снижение уровня артериального давления и изменение уровня активности барорефлекторной дуги. Через некоторое время происходит активация симпатического отдела ВНС, что сопровождается повышением тонуса гладкой мускулатуры сосудов, повышением частоты сердечных сокращений и, как следствие, повышением артериального давления. При проведении данной функциональной пробы на кардиоритмограмме отчетливо видно резкое снижение показателей продолжительности интервала RR («яма») с последующим его увеличением («пиком»), т.е ускорение и последующее замедление ЧСС; эта фаза получила название «переходного периода», а происходящие в этот период физиологические изменения – переходным процессом (рис. 11). Для описания переходного периода в физиологии используют отношение самого длинного RR-интервала (обычно около 30-ой систолы после вставания) к минимального значения RR интервала (обычно в период 15-ой систолы от начала вставания) – коэффициент К30:15. Данный коэффициент характеризует реактивность парасимпатического отдела ВНС. Низкое значение К30:15 указвает на недостаточность функции блуждающего нерва. У молодых людей нормальное значение К30:15 колеблется в пределах от 1,25 до 1,75, а снижение ЧСС поле переходного процесса происходит не более чем на 30% от исходного уровня.
Рис. 11. Ритмограмма при проведении ортостатической пробы
При проведении ортопробы также может отмечаться сниженная реакция - К30:15 в диапазоне от 1 до 1,25, что является проявлением ухудшения функционального состояния организма. Значение К30:15 более 1,75 следует интерпретировать как высокую реакцию, которая чаще всего проявляется у тренированных спортсменов, а у обычных школьников ее можно интерпретировать как проявление вегетативной дистонии. Также возможна парадоксальная реакция, которая проявляется в виде значения К30:15 менее единицы; такая реакция указывает на плохое функциональное состояние организма. Анализ результатов ортопробы также можно производить с помощью спектрального анализа. При этом отмечается значительное снижение мощности высокочастотной части спектра и, в меньшей степени – амплитуды низкочастотных колебаний (рис. 12). Одновременно происходит существенное повышение отношения LF/HF. При проведении активной ортостатической пробы также необходимо проводить измерение артериального давления и ЧСС. В норме у здоровых людей при проведении пробы падает систолическое артериальное давление (в среднем на 5-10 мм.рт.ст.) и среднее гемодинамическое давление (на 3 мм.рт.ст.). При этом на ЭКГ отмечается снижение вольтажа зубца T, укорочение интервала Q-T, электрическая ось сердца принимает более вертикальное положение. Также происходит существенное изменение формы графика Пуанкаре – облако приобретает более вытянутую форму (рис. 13)
Рис. 12. Спектрограмма в положении лежа (А) и стоя (Б)
Date: 2015-07-23; view: 709; Нарушение авторских прав |