Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 1. Почему люди так ее боятся? ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Простота Почему люди так ее боятся? Простак Саймон повстречал на ярмарке булочника. Говорит ему простак: «Покажи-ка свой товар». Булочник и отвечает: Гдe же денежки твои?» «А ты знаешь, был ответ, Денег у меня и нет». Шарль Перро, «Сказки матушки Гусыни»
Во все времена определение «простой человек» никогда не воспринималось как положительная характеристика индивида. Эпитеты «простак», «простоватый» носили откровенно негативный характер. Они означали, что человек глуп, легковерен, а то и вовсе слабоумен. Неудивительно, что люди боятся показаться простыми. Мы называем это «проклятием простака Саймона». Когда психологов спрашивают об этой боязни, выражение их лиц изменяется. (Понятное дело.) Научный сотрудник Института человеческих взаимоотношений при Йельском университете Джон Коллард выделяет семь общих типов страхов. (Каждому из нас присущи некоторые из них.) Боязнь неудачи. Боязнь секса. Боязнь самозащиты. Боязнь доверять другим. Боязнь думать. Боязнь говорить. Боязнь остаться в одиночестве. Мы пришли к выводу, что нежелание быть простым, или искать простые решения, возникает из страха под номером 5, «боязни думать». Проблема состоит в том, что вместо того, чтобы мыслить самостоятельно, мы полагаемся на интеллектуальные способности других людей. (Поэтому-то консалтинг как вид бизнеса, по расчетам, в 2000 г. вырос до $114 млрд.)
СИЛА ПРОСТОТЫ Вот что говорит Дж. Коллард: «Мышление не только тяжелый труд; многие люди боятся его как такового. Податливость, покорность, готовность следовать рекомендациям других экономит умственные усилия. Люди становятся зависимыми от других в отношении умственной деятельности и в любой трудной ситуации в первую очередь ищут защитников». Боязнь думать оказывает сильнейшее воздействие на информационный бизнес. Некоторые исследователи даже высказывают сомнения в его будущем. Обозреватель Ричард Ривз считает вероятность «конца эры новостей» весьма высокой, так как лавинообразный поток известий о стремительных переменах заставляет аудиторию в целях самозащиты «отключаться» от их восприятия. «Нашим» людям «не нужны сложные и эмоционально насыщенные рассказы, напоминающие об их собственной неудовлетворенности и их бессилии». Вероятно, Р. Ривз прав в своих выводах об уклонении людей от излишней сложности. «Род человеческий» не желает думать. Вот в чем заключена вся сила простоты. Сверхупрощение некоего сложного аспекта облегчает принятие решения, избавляет людей от лишних, с их точки зрения, умственных усилий. Вспомним сложное дело О. Дж. Симпсона (известного американского бейсболиста и киноактера, обвиненного в убийстве жены) и то, как его адвокат Джонни Кохран высказал свои аргументы одной незабываемой фразой: «Раз перчатка не подходит, вы должны оправдать обвиняемого». Имея в виду «дело Уайтуотер» (обвинение Хиллари и Билла Клинтонов в махинациях с недвижимостью в штате Арканзас), Пегги Нунан, известный специалист по написанию речей, утверждает: «Устраивайте по возможности более сложные скандалы, и вы гарантированы от наказания». Здесь, в отличие от Уотергейта, отсутствовал столь необходимый американской публике вразумительный сюжет. Психолог Кэрол Муг рассматривает проблему под другим утлом. Она утверждает, что в нашей культуре присутствует «паранойя упущений». Под этим она понимает возникающее у людей чувство необходимости предусмотреть все возможные варианты развития событий, поскольку они в любой момент ожидают внешней атаки. Ничего нельзя оставлять без внимания, в противном случае под угрозу ставится их карьера в организации. Другими словами, если у вас есть всего одна идея, которая вдруг оказывается неудачной, «соломки» вам никто не «под- стелит». А поскольку всеми нами движет стремление к успеху, это обстоятельство усиливает страх номер один, «боязнь неудачи». С простой идеей человек чувствует себя беззащитным. Имея несколько идей, индивид как бы страхуется от возможных потерь. В системе общего образования и в процессе подготовки менеджеров нас учат рассматривать каждую переменную, каждый возможный вариант, анализировать проблему со всех точек зрения. В результате все настолько усложняется, что нетрудно сойти с ума. Причем самые умные из нас выдают самые сложные предложения и рекомендации. Увы, но рассмотрение всех возможных вариантов решения дорога, ведущая к хаосу. В итоге у вас останутся противоречивые идеи и люди, «бегущие» в разных направлениях. Простота требует «отсеивания» заранее неприемлемых вариантов и возврата на одну-единственную дорожку. У К. Муг имеется несколько интересных наблюдений о модных выражениях. Для нее модное в менеджменте слово все равно что любовь к кинозвезде. Модное выражение является миру в красивой суперобложке и обязательно из уст известного оратора, обладающего тем, что мы все так горячо любим, харизмой. Понимаю я эту «старлетку» или нет не важно, потому что я ее люблю. И кроме того, люди опасаются задавать вопросы «крупным шишкам» или сомневаться в их идеях. (Это не что иное, как «боязнь говорить».) Единственный способ покончить с природными страхами концентрация на решении проблемы. Так танцовщики избегают
СИЛА ПРОСТОТЫ головокружения при исполнении пируэтов. Хитрость состоит в том, что они фокусируют взгляд на каком-то одном объекте из аудитории всякий раз, когда голова совершает очередной оборот. О том, что необходимо правильно идентифицировать проблему, на которой вы сконцентрируете свое внимание, лишний раз упоминать излишне. Если вы компания Volvo, то вам следует сфокусировать внимание на проблеме упрочения лидерства в концепции «безопасности», на которую посягают многие автопроизводители. Это очевидно. Однако бывает и так, что проблему никак не назовешь очевидной. Так было с одной из самых выдающихся компаний США и всего мира Procter & Gamble. Вы можете предположить, что проблема корпорации заключена в поиске новых способов продажи больших объемов товаров. Но новое руководство компании определило ее реальную проблему. Действительно ли потребители нуждаются в 31 разновидности шампуня «Head & Shoulders»? Или 52 вариантах зубной пасты «Crest»? Как сказал президент P&G Дарк Джагер в интервью журналу «Business Week»: «Невероятно, насколько за все эти годы мы усложнили жизнь нашим потребителям».1 Д. Джагер рассказывает в статье, что он и исполнительный директор компании Джон Пеппер поняли, что за десятилетия вывода на рынок «нового и улучшенного» того, «с запахом лимона» сего и «на 15% больше» всего товарные линии P&G оказались явно перегруженными. Решение этой проблемы было простым (чего не скажешь о процессе его реализации на практике). Компания стандартизировала формулы выпускаемых продуктов и сократила число комплексных «пакетов» и купонов. В общей сложности были отменены 27 различных видов мероприятий по стимулированию сбыта: от поощрения потребителей дополнительными упаковками товаров до экзотической «выдачи» золотых рыбок каждому покупателю «Spic & Span». (Тем более что в зимние месяцы рыбки просто превращались в «свежемороженых».) Кроме того, ПРОСТОТА компания P&G ликвидировала часть непопулярных марок, сократила число продуктов в товарных линиях и отказалась от выпуска некоторых новых товаров. При уменьшении выпуска объем продаж компании должен был снизиться, не так ли? Вы ошибаетесь. В одной только категории средств по уходу за волосами, число которых было сокращено наполовину, компания увеличила свою долю рынка на 5 пунктов. Наши друзья из P&G не убоялись простоты, и в течение пяти лет объем производства компании вырос на 30%. Это и есть сила простоты. Простой вывод Сложностью необходимо не восхищаться, а избегать ее.
ГЛАВА 2 Здравый смысл Может быть, сделать проще? Для того чтобы выделить главное и определить курс, достаточно обратиться к языку, логике и здравому смыслу. Авраам Линкольн ТIT астоящее лекарство от боязни простоты здравый смысл. К сожалению, многие из нас опираются на него только при поисках места на парковке по приезде на работу. Как заметил Генри Минцберг, профессор Университета Макгилла: «Менеджмент представляет собой весьма любопытное явление. Он щедро оплачивается, несет в себе огромное влияние и практически лишен здравого смысла».2 Здравый смысл мудрость, разделяемая всеми людьми. Нечто воспринимаемое обществом как очевидная истина. Простые идеи в большинстве своем представляются очевидными, потому что их окружает ореол истины. Но люди по- чему-то не доверяют своим инстинктам. Они чувствуют, что где-то должен быть скрытый, более сложный ответ. Неправильно. То, что очевидно для вас, очевидно для многих. Вот почему очевидное решение оказывается на рынке наиболее правильным. Один из секретов специалистов по новомодным словечкам: начать с простой, очевидной идеи и усложнить ее донельзя. Данный феномен прекрасно описан в рецензии журнала «Time» на книгу Стивена Кови: Он гениально усложняет очевидное, и, как результат, в его книгах царит живой хаос. Со страниц «нависают» графики и диаграммы. Боковые вставки и врезки разрезают главы на маленькие кусочки. Текст изобилует жаргоном делегирование полномочий, моделирование, связывание, агент перемен, без которого его книги окажутся пустыми, как спущенные колеса. У него больше восклицательных знаков, чем у Шджета.3 Если мы попытаемся найти определение здравого смысла в толковом словаре, то обнаружится, что это врожденная способность принимать разумные решения, свободная от эмоцио СИЛА ПРОСТОТЫ нальнои предвзятости или интеллектуальной утонченности. Не зависит она и от специальных технических знаний. Другими словами, опираясь на здравый смысл, вы видите вещи такими, какие они есть на самом деле. Вы следуете велению беспристрастной логики, ваше решение не зависит ни от чувств, ни от своекорыстия. Проще некуда. В предыдущей главе мы рассказывали об опыте Procter & Gamble. Новое руководство увидело мир супермаркетов таким, каким он был на самом деле: сбивающим с толку. И это четкое представление привело менеджеров к простой, здравой стратегии упрощения. Рассмотрим такой сценарий. Если 10 случайным людям задать вопрос о том, как будет продаваться «Cadillac», который выглядит, как «Chevrolet», все они как один ответят: «Не очень хорошо». В своем суждении эти американцы не руководствуются ничем, кроме здравого смысла. За их выводом не стоят ни сведения о новых дизайнерских разработках, ни результаты исследований рынка. У них нет ни технических знаний, ни интеллектуальной остроты ума. Для них «Cadillac» это большой и дорогой автомобиль, a «Chevrolet» должен быть меньшим по размерам и существенно более дешевым. Они видят вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако руководство General Motors предпочитает воспринимать мир не таким, какой он есть, а таким, каким они хотят его сделать. Здравый смысл игнорируется и появляется модель «Cimarron». Неудивительно, что продавалась она не очень хорошо. (И это еще мягко сказано.) Пошел ли урок впрок? Похоже, что нет. Сегодня корпорация GMпродвигает новую модель, «Catera», еще один «Cadillac», который выглядит как «Chevrolet». Как и предыдущая, новая модель, скорее всего, тоже будет продаваться «из рук вон», поскольку она не имеет никакого смысла. Это знаете вы, это знают авторы. Менеджмент GM этого знать не хочет. Великий Леонардо да Винчи рассматривал человеческое сознание как лабораторию, в которой поступающая от глаз, ушей и других органов чувств информация обрабатывается «орга
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ном» под названием «здравый смысл». Иначе говоря, здравый смысл представляет собой сверхчувство, объединяющее все остальные человеческие чувства. Сверхчувство, которому многие бизнесмены отказываются верить. Впрочем, последнее утверждение не совсем корректно. Здравый смысл игнорируется не только в бизнесе. Возьмите весь мир экономистов, людей, все усилия которых направлены на то, чтобы обмануть здравый смысл. Ничто не доставляет экономисту большего удовольствия, чем убеждение непосвященных в том, что следование за проявлениями чувств является грубой ошибкой. Они склонны игнорировать состояние человека и называют людей «максимизаторами полезности». ГЬворя экономическим языком, мы являемся «калькуляторами собственной выгоды». По мнению экономистов, если бы у нас было достаточно информации, мы принимали бы исключительно разумные решения. Любой, кто хотя бы немного вращался в маркетинговом мире, понимает, что люди порой ведут себя весьма нелогично. Например, на наших скоростных шоссе мы наблюдаем засилье полноприводных автомобилей, предназначенных для езды вне дорог. Кто-нибудь когда-нибудь с дороги съезжает? Относительно регулярно это делают менее 10% американских водителей. Нужны ли людям внедорожники? В общем, нет. Почему же они их покупают? Потому что их приобретают все. Ну как, разумно? Мир нельзя втиснуть в математические формулы. Он иррационален. Но таков уж он есть. Теперь несколько слов об интеллектуальной утонченности. Если компания позволяет себе идти на поводу у утонченных исследований и аргументов относительно того, куда направляется мир, ее менеджмент допускает ошибку. (Этого не знает никто, но многие думают, что знают.) Такие взгляды очень искусно формулируются и обычно преподносятся вместе с «гарниром» из принимаемых за реальные факты ложных предположений. Например, много лет назад менеджмент компании Xerox поверил «футурологам», утверждавшим, что в недалеком будущем
СИЛА ПРОСТОТЫ вся офисная техника (телефоны, компьютеры, копиры) будет интегрирована в единую систему. (Не самый удачный прогноз.) Для «игры» в этом мире необходимо предлагать все. Поэтому Xerox должна была в дополнение к производству копировальных аппаратов организовать (приобрести) выпуск компьютеров и другой необходимой в автоматизированном будущем оргтехники. Руководителей Хегохубедили в том, что решение данной задачи вполне по силам их организации, так как потребители рассматривают ее как опытную высокотехнологичную компанию. (Предположение было ложным. Покупатели воспринимали Xerox как компанию, выпускающую копировальные аппараты.) Через двадцать лет, затратив на организацию нового производства несколько миллиардов долларов, менеджмент компании осознал, что офис будущего по-прежнему остается делом будущего. И что любой не способный к копированию аппарат с маркой «Хегох» заранее обречен. Еще один урок тем, кто не понимает опасности ситуации, когда технические знания и интеллектуальная утонченность довлеют над разумными решениями. И в заключение главы несколько соображений о деятельности бизнес-школ. Складывается впечатление, что здравый смысл начинают «топить» именно там. К моменту окончания первого курса студенты уже прекрасно владеют терминами и умеют строить фразы, отличающие их как будущих обладателей дипломов магистров делового администрирования (MBA). Они свободно оперируют такими мало кому понятными выражениями, как «коэффициент риск/вознаграждение», «дисконтированные денежные потоки», «толкание цифр», «ожидаемая стоимость» и т. д. Через некоторое время этот необыкновенный «язык» начинает преобладать над критическим мышлением и здравым смыслом. Вид становится рассудительным в отсутствие сколько-ни- будь осмысленных рассуждений. Посетив Гарвардскую бизнес-школу, Росс Перо (удачливый бизнесмен, выдвигавший свою кандидатуру на выборах прези
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ дента США), поделился с ее студентами следующим наблюдением: «Ваша проблема состоит в том, что вы сканируете внешнюю среду, а мне достаточно выглянуть в окно». Простое, основанное на здравом смысле, мышление базируется на следующих принципах: При анализе ситуации необходимо «изолировать» собственное «эго». Принятие разумного решения основывается на реальных фактах. Чем больше вы пропускаете реальность через призму своего «Я», тем дальше вы удаляетесь от нее. Не принимайте желаемое за действительное. Мы хотели бы, чтобы все происходило строго определенным образом. Но развитие событий во многом не зависит от наших действий. В большинстве ситуаций здравый смысл соответствует естественной природе вещей. Учитесь слушать. Здравый смысл по определению основан на том, что думают другие люди. Это мышление, разделяемое многими. Те, кто не «прикладывают ухо к земле», утрачивают доступ к столь необходимому здравому смыслу. Здоровая доля цинизма. Иногда вещи происходят совершенно не так, как должны. Чаще всего это связано с тем, что кто-то из участников событий преследует собственные цели. Здравый смысл основан на опыте многих, но не на принятии желаемого за действительное в лице некоторых. Простой вывод Доверяйте своему здравому смыслу. Он подскажет вам, что делать.
ГЛАВА 3 Сложный язык Он затуманивает сознание людей Я заметил, что ты используешь ясный, простой язык, короткие слова и сжатые предложения. Именно так следует писать по-английски. Это современный и лучший способ. Придерживайся его. Марк Твен, из письма к молодому другу) еликий драматург У. Шекспир мог использовать в своих пьесах примерно 20 тыс. английских слов. Во времена президента США А. Линкольна английский «словарь» расширился до 114 тыс. слов. В современном Словаре Вебстера содержится свыше 600 тыс. слов. Наверное, в своем последнем тысячестраничном романе Том Клэнси использовал их все. Язык становится все более сложным. А в результате людям приходится отказываться от употребления новых и редко используемых слов. Что если бы известные афоризмы состояли не из легких, а более замысловатых слов? Вот образцы нескольких простых идей, которые средствами языка превращаются в сложные: Миловидность обладает свойствами исключительно внешнего характера. (Внешность обманчива.) Попытки индивида познакомить престарелого меньшого брата с инновационными маневрами неэффективны. Старого пса не научишь новым трюкам.) Исходящие от углеродсодержащих материалов видимые пары свидетельствуют о приближении момента их воспламенения. [Нет дыма без огня.) Под неподвижную массу гранитного конгломерата проникновение жидкости невозможно. (Под лежачий камень вода не течет.) Улавливаете смысл? Хороший текст и речь должны быть ясными и понятными для подавляющего большинства читателей и слушателей. Причем чем короче они будут, тем лучше. Телевизионный журналист Билл Мойере советовал: «Освободите свой рюкзак от всех прилагательных, наречий и сложзз СИЛА ПРОСТОТЫ ных предложений, демонстрирующих ваши успехи в языке, но замедляющих шаг. Путешествуйте налегке. Помните, что наиболее запоминающиеся предложения в английском языке одновременно являются и самыми короткими: Король умер и Черт побери». Но бизнесменам кажется, что им не хватает слов, и они начинают изобретать новые. Вот прямая цитата из одного футуролога (он же гуру менеджмента): «Менеджеры пришли к пониманию нескольких типов возможных перемен. Один представляет собой то, что я называю развитие парадигм, и связан с тотальным качеством, непрерывными улучшениями и тому подобными методами. Другой радикальные перемены, или изменение парадигм, не похож ни на какой другой тип перемен, с которыми мы сталкиваемся». В одной из статей в журнале «Fortune» сообщалось, что фирма Better Communications (г. Лексингтон, штат Массачусетс), занимающаяся обучением работников навыкам письма, составила сборник так называемых записок из ада (подборка разговорных фраз менеджеров компаний, входящих в список «Fortune 500»).4 Топ-менеджмент возвысил вйдение. (Боссы смотрят в будущее дальше, чем на неделю.) Добавленная стоимость является краеугольным камнем экспоненциального роста кривых прибыли. [Давайте увеличивать продажи и прибыли, предлагая покупателям больше товаров.) Необходимо определить рамки управленческих инициатив. [Давайте составим план.) Мы применили концепцию межфункционального опыта. (Состоялась беседа сотрудников из разных отделов.) Необходимо воспрепятствовать внешнему влиянию на программы стимулирования труда работников. (Не следует проявлять излишнее любопытство к заработкам других.) На данный момент ваше рабочее место определено как «защищенное». (Вас пока не уволили.)
сложный язык Почему деловые люди столь загадочно говорят о таких вещах, как стержневые компетенции (что мы делаем лучше всего), наделение властью (делегирование) или парадигмы (как мы работаем)? Все настолько плохо, что в книге под названием «Причуды советов директоров» (Fad Surfing the Boardroom) автор вынужден был ввести словарь новых бизнес-терминов, а газета «The Wall Street Journal» (от 8 июня 1998 г.) предложила провести соревнование по новому виду спорта под названием «словобинго». Работники набирают очки, подсчитывая, сколько жаргонных слов и выражений выдают их начальники. (Засчитываются такие слова, как «дебюрократизация», «амальгамация» и «недокапитализация».) Нам кажется, что употребляющие столь помпезные выражения бизнесмены хотят выглядеть как можно умнее, утонченнее и значительнее. Но все, чего они добиваются, неразборчивость. О чем прекрасно сказал в интервью «Harvard Business Review» Джек Уэлч, добившийся огромных успехов глава корпорации General Electric: Неуверенные в себе менеджеры все усложняют. Напутанные, нервные, они читают толстые, запутанные книги, пользуются ежедневниками, в которых записано все, что им когда-то довелось узнать. Настоящие лидеры не терпят информационного хаоса. Чтобы быть ясным, точным, уверенным, так, чтобы каждый сотрудник организации, безразлично, на высшей он должности или на самой низшей, понимал, ради чего работает компания, необходимо быть уверенным в себе. Но это так сложно. Вы и представить себе не можете, насколько тяжело быть простым, насколько люди боятся быть простыми. Они опасаются, что окружающие воспринимают простоту как ограниченность. В действительности дело обстоит как раз наоборот. Самыми простыми оказываются блестящие, умные люди.5 Как же менеджер должен бороться со сложностью? В этом ему могут помочь.
СИЛА ПРОСТОТЫ Доктор Рудольф Флеш предпринял одиночный «крестовый поход» против напыщенности и мрачности в письме. Его перу, в частности, принадлежит и книга «Искусство говорить просто» (The Art of Plain Talk), в которой высказывается мысль о том, что бизнесмены, которые пишут как говорят, пишут лучше. По Р. Флешу, ответ на письмо должен выглядеть примерно так: «Спасибо за предложение, Джек. Я обдумаю его и при первой возможности свяжусь с Вами». Противоположный подход выглядел бы следующим образом: «На сегодняшний день Ваше предложение получено, и после надлежащего и тщательного обсуждения мы сообщим Вам результаты». Другие ученые обнаружили, что простота письма может быть измерена. В 1950-х гг. Роберт Ганнинг предложил так называемый индекс завуалированное, показывающий, насколько легко читается текст в зависимости от количества слов и их сложности, числа содержащихся в нем законченных мыслей и средней длины предложения. Чтобы сделать свой текст более открытым и понятным, придерживайтесь 10 принципов ясного письма: Используйте короткие предложения. Подбирайте взамен сложных простые слова. Выбирайте знакомые слова. Избегайте ненужных слов. Наполняйте глаголы действием. Пишите так, как говорите. Используйте выражения, которые ваши читатели могут себе представить. Соотносите стиль письма и используемые слова с опытом читателя. (В этом состоит суть позиционирования.) Используйте все многообразие слов. Пишите, чтобы выразить себя, а не произвести впечатление на других.
сложный язык Старайтесь использовать простой, прямой язык. Откажитесь от модных бизнес-словечек не только в письме, но и в устной речи. Более того, простота есть лучший способ не только слушать, но и слышать других людей. Весьма трудная задача в эпоху беспрестанной болтовни. В соответствии с результатами психологических исследований люди способны вспомнить лишь 20% того, что они услышали за последние несколько дней. В статье от 10 июня 1997 г. «The Wall Street Journal» писала, что мы стали страной не умеющих слушать друг друга трепачей. Наше молчание лишь ожидание возможности заговорить. Более того, отмечал автор статьи, против внимательного слушания «выступает» и биология. Большинство людей говорят со скоростью 120-150 слов в минуту, хотя за это же время человеческий мозг легко может обработать 500 слов. Поэтому у нас остается масса времени для умственного беспокойства. Если собеседник говорит сложными и запутанными фразами, внимание к его речи требует героических усилий. Проще притвориться, что слушаешь. Устраиваемые по поводу и без оного совещания и презентации, на которых произносятся запутанные речи, являются пустой тратой времени и денег. Их участники просто отключаются (что может дорого обойтись компании). Однажды много лет назад мой коллега и я уходили с презентации, на которой дизайнерская фирма представляла свои рекомендации по логотипу одного из товаров (стоимость проекта миллионы долларов). Как обычно, выступающие использовали такие слова, как «модальности» и «парадигмы», и вдавались в пространные рассуждения о «цветовых предпочтениях». Нам представили неопределенные, запутанные концепции. Один из авторов этой книги, находившийся тогда на одной из первых ступенек организационной иерархии, признался коллеге, что не понял большую часть того, что было сказано, и попросил его объяснить основные детали. Неожиданно коллега улыбнулся, и на лице его отразилось облегчение. По окончании презен
СИЛА ПРОСТОТЫ тации он признался, что не понял из выступлений дизайнеров ни слова, но боялся признаться в этом, чтобы не показаться простаком. Компания потратила миллионы долларов на смену прекрасного логотипа, потому что никто из присутствующих на презентации не набрался мужества попросить ораторов объяснить их предложения простым, понятным языком. Если бы они это сделали, и дизайнеров, и новые логотипы тут же подняли бы на смех. Мораль истории такова: никогда не оставляйте непонятное слово или идею без вопроса. В противном случае вы рискуете допустить весьма дорогостоящие ошибки. Попросите выступающих переводить сложные фразы на простой язык. Никогда не бойтесь сказать: «Я не понял». Будьте нетерпимы к интеллектуальной заносчивости. Не сомневайтесь в своих первых эмоциях. Первые впечатления на поверку оказываются самыми точными. Не бойтесь показаться глупым. Иногда самые наивные вопросы могут оказаться самыми мудрыми. И еще несколько слов о простом языке из уст Питера Дру- кера. Одной из наиболее дегенеративных тенденций последних сорока лет является убеждение в том, что если вас можно понять, значит, вы не более чем заурядность. А ведь не так уж давно, экономисты, врачи, психологи лидеры в любой дисциплине воспринимали понятную речь как нечто само собой разумеющееся. А. Эйнштейн и три его сотрудника потратили годы на то, чтобы сделать теорию относительности понятной для непрофессионалов. Даже Джон Мейнард Кейнс старался сделать свои экономические тезисы доступными широкой публике. А на днях я узнал, что один серьезный ученый завернул работу младшего коллеги только потому, что ее поняли более пяти человек. Буквально. Мы не можем позволить себе такое высокомерие. Знание не только сила, но и власть. Именно поэтому знания нередко
сложный язык пытаются утаить. В посткапиталистическую эпоху источник власти не сокрытие, а распространение информации и ее продуктивное использование. Простой вывод Великие идеи почти всегда описываются короткими словами. МЕНЕДЖМЕНТ Как бороться со сложностью в организации, одновременно наводя в ней порядок.
ГЛАВА 4 Информация Ее избыток только мешает Мудрость есть знание того, что не достойно внимания. Уильям Джеймс, американский психолог, философ ложность бизнеса подкрепляется постоянно растущим объемом информации, которая «закачивается» в деловой мир самыми разными, уже изобретенными и только разрабатываемыми в Силиконовой долине, способами. И нет никакого спасения от того, что Дэвид Шенк назвал в своей книге «Информационный смог» (Data Smog) «вредоносной грязью и дрянью информационной эпохи». В настоящее время переработка информации формирует половину валового национального продукта США. Большая ее часть «оседает» на бумаге, которую кто-то должен прочесть. Следующая статистика может вас напугать, но объем прочитанных бизнес-менеджером текстов должен составлять миллион слов в неделю. (Вы можете позволить себе уделить чтению необходимое время?) Информационная эпоха началась с появлением первой, едва помещавшейся в большой зал, электронно-вычислительной машины. Сегодня мы имеем дело с различными по размерам компьютерами, умещающимися в портфеле, в кармане, на ладони да вы и сами знаете. И все они выдают информацию, от которой, как нам кажется, нет никакого проку. С нами согласен и Питер Друкер. «Вред, который наносят компьютеры бизнесу, говорит он, превалирует над их полезностью, поскольку они ориентируют менеджеров внутрь себя. Руководители настолько очарованы получаемыми с помощью компьютеров внутренними данными (пока это все, на что они способны), что у них не остается ни времени, ни желания искать информацию во внешней среде. Хотя результаты проявляются именно там. Я сталкиваюсь со все большим числом все менее информированных (о внешнем мире) менеджеров».6
СИЛА ПРОСТОТЫ Неудивительно, что в газете «USA Today» появилась статья под названием «Размягчение мозга», в которой говорится, что представители поколения демографического взрыва чаще, чем другие, страдают провалами в памяти. В статье высказывалось предположение о том, что причиной «беспамятности» служит не возраст. Виноваты информационные перегрузки. Ведь человеческая память все более напоминает компьютерную, слоты которой давно переполнены. Возьмем числа. Не так давно человек должен был помнить только номер телефона и свой домашний адрес. Сегодня к ним добавляются коды включения и отключения охранной сигнализации, номер социального страхования, номер телефакса, номер телефонной карточки, пин-код смарт-карты, адрес электронной почты. Цифры вытесняют слова. Некоторые исследователи считают, что вскоре информационная перегрузка превратится в медицинскую проблему. Так, Лен Риджио, исполнительный директор компании Barnes & Noble, предсказывает, что в XXI в. люди будут принимать специальные таблетки для «очистки» сознания. «Избавление от некоторых мыслей и стимулирование забывания будут эквивалентны направленной на сбрасывание лишнего веса диете», утверждает Л. Риджио. У нас есть несколько менее радикальных предложений о том, как сократить объемы информации прямо сейчас, если вы хотите, чтобы ваш разум работал с максимальной скоростью и эффективностью. Как прорваться через информационную завесу и не потерять понимания сути происходящих событий? Прежде всего придется признать, что вы не можете усвоить все, что считаете необходимым знать. Когда вы научитесь возводить этот ментальный барьер, дела пойдут легче. Вы сможете расставлять приоритеты, поручать работу другим и позволять событиям развиваться своим ходом. (Вы не должны отвечать на все то, что к вам поступает, и прочитывать все материалы.) Для некоторых менеджеров сама идея активного
ИНФОРМАЦИЯ уклонения от информации уже является табу. Но то, что похо же на цензуру, лишь способ самосохранения. Научившись ограничивать информацию, вы почувствуете к ней особый вкус. Будьте беспощадны в борьбе со всеми шумами. Очистите свой стол от ненужных бумаг. Начните с выделения пары часов на размышление о наиболее критичных источниках информации и сведений для вас и вашей компании. Какие информационные письма и периодические издания вам действительно необходимо читать? На какие источники оперативной информации стоит подписаться? На какие веб-сайты необходимы закладки? К каким ассоциа циям необходимо принадлежать? Сократите все это до самого нужного и читайте в первую очередь. Все остальное можно либо сократить, либо отбросить. А если вы занимаетесь коммуникациями, будьте экономичнее во всем, что вы пишете, печатаете, пускаете в эфир или публикуете в Интернете. Ваша обязанность принятие качественных решений, а не выполнение функций информационного эксперта. Предположим, вам необходимо что-то узнать. Если вы (или ваш помощник, или секретарь) не можете найти полный ответ за 15 минут, поручите работу специалисту или исследовательской фирме. К примеру, специализированная информационная компания Find/SVP имеет офис в США и представительства в 32 других странах. Если Бог дал вам помощника, пусть он или она выбирает и выделяет для вас все интересные статьи в газетах или специализированных журналах. Это поможет вам сократить время на поиск тонущей в пустой болтовне полезной информации.Healthcare Resources представляет собой прекрасный образец компании, публикующей выдержки из статей. Каждый месяц ее сотрудники просматривают тысячи публикаций в 150 изданиях и составляют десяток информационных бюллетеней наподобие «Проблемы маркетинга в здравоохранении» или «Обзор вопросов управления в медицинских учреждениях».
СИЛА ПРОСТОТЫ Основатель COR Дин Андерсон говорит: «Информационные бюллетени являются всего-навсего дайджестами статей. Но их ценность в равной мере определяется как их содержанием, так и тем, что было отброшено. Наша цель упростить такую сложную отрасль, как здравоохранение, представить ее в понятных рамках. Мы убеждены, что чем меньше сложность, тем ниже неопределенность, и лица, принимающие решения, могут полностью контролировать свою работу и свою жизнь». Если конспекты для вас составлять некому, начните с изучения содержания необходимых вам журналов. Ищите основные темы и резюме статей. Решите, что вы прочтете прямо сейчас, а какие страницы вырвете для того, чтобы прочитать их позже. Прочитав ксерокопию статьи, подчеркните или выделите все то, что понадобится вам для будущих ссылок. Если подчеркивать или выделять нечего выбрасывайте ее в корзину. Заведите папку «Это интересно» или «Прочитать позже» для статей и писем. Пригодится в самолете. Рассматривайте каждый клочок бумаги как не заслуживающий вашего внимания. Если он пройдет испытание, пускайте его в дело, пересылайте в случае необходимости или сохраняйте. Требуйте, чтобы каждый поступающий к вам отчет имел резюме размером с абзац или страницу. Если резюме отсутствует сразу отсылайте отчет подготовившему его сотруднику. Попросите своих прямых подчиненных, чтобы каждую пятницу они на одном листе бумаги перечисляли главное из того, что они сделали за неделю. Самое ценное в электронной почте (э-почте) дешевизна передачи информации. В этом же состоит и ее основной недостаток. Предполагалось, что э-почта явится одним из важнейших шагов на пути к безбумажному офису. Но в реальности она заменила убедительные, тщательно составленные записки на отвлекающую наше внимание каждые 60 секунд электронную бессмыслицу. (В мае 1998 г. проведенный компанией Gallup опрос показал, что типичный сотрудник офиса ежедневно отправляет и получает 60 электронных сообщений.)
ИНФОРМАЦИЯ К тому моменту когда вы прочитаете об этом, вы будете получать сотни сообщений в день от коллег и подчиненных, друзей, родственников, партнеров по бизнесу, поставщиков, клиентов. Примите решение о том, что вы будете открывать и читать электронные сообщения, исходя из их заголовков. Сортируйте их по отправителям и темам писем. Приоритетными должны быть сообщения от клиентов и руководства. Посмотрите, предусмотрены ли в вашей программе э-почты фильтры, позволяющие отделить послания важных для вас людей от прочей ерунды. Постарайтесь облегчить свою нагрузку Не указывайте адрес э-почты на визитных карточках. Давайте визитки только тем, кому они действительно необходимы. Отведите на ознакомление с э-почтой строго определенные часы (в начале или в конце рабочего дня). Отправитель все равно не знает, когда вы прочтете его сообщение и ознакомитесь ли с ним вообще. Если ваш компьютер постоянно сигнализирует о поступлении новых сообщений и вы постоянно отвечаете на них, эти маленькие бездельники будут «размножаться» еще быстрее. Отвечайте кратко. Ругайте тех, кто пишет вам длинные сообщения или оставляет длинные послания на автоответчике. Попросите друзей не пересылать вам всякие мелочи, пустую болтовню, анекдоты и прочий хлам. Если вам необходимо узнать чье-то мнение или получить ка- кие-то сведения, пользуйтесь э-почтой или телефаксом. Постарайтесь минимизировать число встреч. Они обязательны только в тех случаях, когда необходимо провести мозговой штурм или уладить групповую проблему Будьте осторожны при разработке программ по проведению презентаций. Они могут превратить очень простые мысли в очень сложные образы. Когда вы представляете информацию на экране, старайтесь делать ее проще. Семь строчек текста предел; одно изображение на слайд идеал. Вы не пробовали отказаться от традиционных совещаний в пользу видеоконференций? Проведите экспериментальную
СИЛА ПРОСТОТЫ «электронную» встречу. Вы убедитесь, что изображение и звук стали намного лучше. Вот как описывал вице-президент по инжинирингу телекомпании один из дней 1998 г.: «Я начинаю свой день с 40 электронных сообщений, звонящего телефона, постоянно поступающих факсимильных сообщений, и это лишь один из тех немногих дней, когда я нахожусь в офисе, а не в полете». Наш «осаждаемый» делами руководитель вооружен всеми персональными технологиями, которые нередко рассматриваются как бизнес-мода: сотовый телефон, ноутбук, двусторонний пейджер, портативный принтер. Упрощают ли они жизнь? Возрастает ли производительность менеджера? Повышается ли эффективность принимаемых решений? Вы шутите! Профессор Университета Джорджа Мейсона Хью Хекло высказывает наблюдение: «В долгосрочной перспективе избыток технологий означает переход сравнительных преимуществ от тех, кто владеет слишком большими объемами информации, к тем, у кого имеются упорядоченные знания; от тех, кто умеет быстро обрабатывать поступающие сведения, к тем, кто знает, какие данные имеют смысл и почему». Итак, пробираясь через информационный «смог», помните: Данные и информация не одно и тоже. Использование любимых средств коммуникации может перерасти во вредную привычку. Не будьте бумажной крысой. Любую информацию можно получить электронным способом. Большинство запросов не настолько неотложны, как считают их отправители. Всегда разделяйте срочные сообщения и те, что могут подождать. Всегда отвечайте коротко и по существу. Выдавайте сигнал, а не шум.
Простой вывод Освобождение разума от информационного хаоса способствует четкости мышления.
ГЛАВА 5 Консультанты Источник бессмыслицы Только в США имеется около 700 бизнес-школ, переполненных учеными, отчаянно пытающимися причислить себя к плеяде теоретиков менеджмента. Роберт Ленцер и Стивен Джонсон, «Forbes»? начале был Питер Друкер, без лишнего шума раздавав- ший желающим разумные советы по менеджменту. По словам руководителя корпорации Intel Энди Гроува: «Друкер мой герой. Он пишет и мыслит с необычайной четкостью, что отличает его от множества бестолковых торговцев фантазиями». Затем в 1980-х гг. на арене появились Том Питерс и Роберт Уотерман с книгой о поисках «совершенства» (в русском переводе «В поисках эффективного управления»). Ее «выход в свет» ознаменовал появление массы подражателей, которых мы назвали бы современными Робин Гудами (они, безусловно, перекладывают в свои «кошельки» часть прибыли богатеньких корпораций). Но вместо лука и стрел эта толпа вооружена сложными словесными конструкциями и идеями. В статье «В поисках простаков» (журнал «Fortune») отмечалось: «В полной тишине, без грома фанфар, был захвачен консультационный бизнес. Новые гуру, вооруженные исключительно авторучками, кабинетами и безграничным бесстыдством, подключились к нормальному, полезному делу: предоставлению разумных советов представителям бизнеса».7 Как-то Роберта Мердока спросили, кем из гуру менеджмента он восхищается или кому из них он подражает, «fypy? поинтересовался медиамагнат. Блестящие головы встречаются в разных местах. Но знаете, достаточно зайти в отдел экономической литературы любого книжного магазина, накупить замечательных книг на $300, а потом выбросить их все».8 Даже Том Питерс признает, что: «Мы единственное общество, которое верит в непрерывный прогресс. Поэтому мы присасываемся" к таким авторам, как я».9 О плохом, хорошем, злом и четвертом консультанте было немало сказано и не меньше написано.
СИЛА ПРОСТОТЫ Следует отдавать себе отчет в том, что сложность является неотъемлемой частью бизнеса плохого бизнес-консультанта. Считается, и, возможно, не без оснований, что компании просто не желают платить за простые ответы. Иногда даже кажется, что чем меньше компания разбирается в бизнес-процессах, тем больше она платит за советы «посторонних». Ведь в случае простого решения компания нашла бы его сама! Поэтому приходится постоянно изобретать новые, одну сложнее другой, концепции. К примеру, многие компании разбираются в рыночной конкуренции. Поэтому из статьи в журнале «McKinsey Quarterly Magazine» читатели могут узнать, что мир конкуренции разделился на рынок обычный и новый, «рынок электронный».10 (Замечательно, почти в рифму.) Последний связан с цифровыми активами, концепцией, от которой 60-летний директор не может «взгляд оторвать». Потом, чтобы немного потерроризировать читателя, его предупреждают, что «старые аксиомы бизнеса более не действуют» и компании «должны пересмотреть материальную цепочку создания стоимости, а также создать и развить виртуальную». Авторы статьи надеются, что со стороны читателя последует такая реакция: «Быстрее, дайте мне номер телефона этих двух ребят из Гарварда. Они написали статью, в которой я ни слова не понимаю. У нас могут быть проблемы». Мы не говорим, что вся эта информация плоха. Но у обычного руководителя компании масса проблем с выживанием на традиционном рынке. Когда у него дойдут руки до «виртуального»? Что действительно вызывает у нас улыбку, так это судебные тяжбы, в которых консультанты пытаются отстоять (оспорить) приоритет в разработке своих невероятно сложных (внешне) концепций. Как в случае с консалтинговой фирмой Stern Stewart, которая изобрела «горячую» финансовую «теорию» «эффективной добавленной стоимости». Другая крупная консалтинговая компания, KPMG, решила создать собственную версию под названием «Управление эффективной стоимостью».
КОНСУЛЬТАНТЫ Появляются юристы, начинаются судебные тяжбы и обильное поливание сторонами друг друга грязью. В стране Робин Гуда воцарился хаос. «Веселые людишки» пускают стрелы друг в друга, а не в богатеев. Но больше всего бессмыслицы создают эти восхитительные диаграммы и графики, призванные объяснить процесс, на который должно раскошелиться руководство фирмы-клиента. Взгляните на следующую описывающую «высокоэффективную организацию» диаграмму. Выглядит фатально. (Верите или нет, не мы ее придумали.) Система доставки товара/услуги Система доставки товара/услуги Система доставки товара/услуги Система доставки товара/услуги система !^система управлен^ "^ 5?3§Рства в высшем руко®9Ё£^ Все это выглядит так страшно, что компания, попытавшаяся внедрить такого рода схему, вылетит в трубу самое позднее через полгода. Теперь предположим, что вы консультант, который хочет разработать такой процесс, чтобы клиенты обращались к нему со своими стратегическими вопросами лет десять. Хитрость в том, что необходимо как можно дольше оттягивать принятие окончательного решения, которое завершает процесс работы с клиентом. Лучшее, что мы могли придумать, выглядит следующим образом (см. рис. на с. 58). Двигаясь по этому лабиринту, можно «выбирать направление» и «изменять направление». Один из вариантов переход к альтернативам, другой запутывание следов и «уточнение
ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СУ!
Принимающий(ие) решения Основные обсуждения Команда по подготовке и реализации решения ОДОБРЕНИЕ ГРАФИКА УТОЧНЕНИЕ ОРИЕНТАЦИИ . ОЦЕНКА (бизнесситуация) . РАЗРАБОТК/NX (альтернативы, информация уу и ценности) X/ . ОЦЕНКА (риск и доходность альтернатив) . ПЛАНИ^ХЧ РОВАНИЕ > (действий)уХ/ . ВНЕД РЕНИЕ
КОНСУЛЬТАНТЫ ориентации». И каждое такое «ерзанье» требует высокооплачиваемого времени. Мышление просто не должно быть таким сложным, если только его не усложняют намеренно. Более чем вероятно, что решение задачи повышения эффективности деятельности компании сводится к нескольким простым идеям и осуществлению жесткого контроля над их реализацией. Рассмотрим подход Джека Уэлча, которого можно назвать одним из лучших руководителей корпоративной Америки за всю ее историю. Его управленческие «заклинания» не отличаются сложностью. Во-первых, руководитель сообщает сотрудникам, что он верит в возможности компании выйти на лидирующие позиции в отрасли. В противном случае она может быть продана. А Дж. Уэлч всегда делал именно то, что он обещал, недаром его прозвали «нейтронным Джеком». Здания оставались, а вот люди оказывались за пределами заводской территории. Далее у него идет «безграничный» обмен идеями, процесс, разрушающий корпоративную иерархию и обеспечивающий двусторонние информационные потоки. В настоящее время Дж. Уэлч усиленно проталкивает программу снижения числа дефектов под названием «Шесть Сигма». Цель программы сокращение числа бракованных изделий до практически нулевого уровня. Выгоды: довольные покупатели и существенная экономия. Как писал журнал «Forbes», «секрет успеха Джека Уэлча кроется не в серии блестящих решений и дерзких предприятий, а в фанатичном внимании к деталям». Не поймите нас неправильно. Хорошие консультанты вносят в дело жизненно необходимый компонент под названием «объективность». У них есть опыт и собственный взгляд на вещи, которых иногда недостает работникам компании. Но, что самое главное, они являются людьми со стороны. В то же время сотрудники компании не испытывают недостатка в рецептах относительно того, как им жить дальше. Нередко фирма могла бы сэкономить большие деньги, обра
СИЛА ПРОСТОТЫ тись она к своим служащим, а не к посторонним. Почему же менеджмент не способен воспользоваться знаниями работников? Одна из причин состоит в том, что знакомство порождает неуважение. Многие руководители не видят в своих подчиненных ничего, кроме несовершенства и ошибок. Консультанты, напротив, контактируют с фирмой недостаточно долго, чтобы их недостатки стали заметны. Существует также вопрос компромисса. Хороший консультант должен найти подходящее для компании решение в свете того, что она может сделать и на что она точно не способна. Ему нет никакого дела до модных выражений и замысловатых процессов. Давайте вернемся к одному из наших героев П. Друкеру и познакомимся с его представлениями о хорошем консультанте: Меня научили в 1944 г., когда я получил первое консалтинговое задание по изучению структуры и политики менеджмента в General Motors Corporation. Альфред Слоун- младший, который тогда был председателем совета директоров и исполнительным директором компании, вызвал меня в свой офис, чтобы дать задание. Он сказал: «Я не буду говорить, что тебе необходимо изучать, что писать или к каким выводам необходимо прийти. Это твоя задача. Единственное, о чем я тебя прошу: описывай все так, как видишь и как считаешь правильным. Пусть тебя не беспокоит наша реакция, понравятся нам твои выводы или разочаруют. И пожалуйста, не иди ни на какие компромиссы, без которых твои рекомендации могут быть не приняты. В этой организации нет менеджеров, неспособных к каким бы то ни было взаимным уступкам без твоей помощи. Но они не смогут пойти на правильный компромисс до тех пор, пока ты не покажешь им, что есть правильно».11 Все дело в правильности, а не в модности. А как вам эти цифры? Консультанты сами признают свои недостатки. Проведенный Bain & Company в 1997 г. опрос пока
КОНСУЛЬТАНТЫ зал: 77% из 4 тыс. опрошенных руководителей признают, что приобретенные ими «на стороне» управленческие системы и процедуры обещали больше, чем могли на самом деле; при этом они не имели никакой связи с финансовым успехом компании. Прежде, чем прыгать вслед за всеми, подумайте о следующей критике большинства теорий управления: Они превращаются в преходящие увлечения, поскольку являются лишь непродуманными решениями жизненно важных проблем. Информация об успехах отличается крайней скупостью. Бездумное следование им означает ничем не оправданные затраты вашей энергии и ресурсов. Компания направляет сотни опытных менеджеров на семинары, на которых им приходится выслушивать проповеди только что покинувших студенческие скамьи «консультантов». Консультанты инициируют появление нереалистичных ожиданий. Их деятельность подрывает уверенность работников, которые встречают каждую новую идею руководства со все большим скептицизмом. Если вы еще не решили сделать паузу, нам остается только пожелать вам удачи! Простой ВЫВОД Никогда не доверяйте тем, кого вы не понимаете.
ГЛАВА 6 Конкуренты Просто враги На войне все очень просто. Но самое простое оказыва- ется наиболее сложными. Карл фон Клаузевиц, знаменитый военный историк изнес сегодня это не реинжиниринг бизнес-процессов и не постоянные усовершенствования деятельности. Бизнес мало чем отличается от военных действий. Впервые мы высказали это наблюдение 25 лет назад в книге «Маркетинговые войны».* Оглядываясь на прошлое, мы можем сказать, что эта книга была написана во времена «средневековья» бизнес-соперничества, когда еще не существовало такого понятия, как «глобальная конкуренция». Все технологии, которые мы сегодня воспринимаем как должное, были тогда не более чем идеями инженеров из Силиконовой долины, а глобальная коммерция оставалась уделом избранных мультинациональных компаний. В конце XX в. из 100 крупнейших экономических систем мира 51 не национальные государства, а корпорации. Объем продаж 500 крупнейших компаний составляет поразительную величину 70% мировой торговли. По сравнению с современным рынком былые сражения воспринимаются как невинные вечеринки с чаем. В каждой точке земного шара идут или готовятся войны. Каждый бизнес охотится за каждым. Везде. Таким образом, принципы «Маркетинговых войн» важны как никогда. Компании должны учиться бороться с конкурентами. Уметь нейтрализовать их сильные стороны. Знать как воспользоваться слабостями противников. Организации должны понять, что сегодня важна не столько готовность «умереть» за дело своей компании, сколько умение заставить «не щадить и самой жизни» за свои фирмы других. Проще говоря, стремящаяся к успеху компания должна ориентироваться на своих конкурентов. Она должна «разведать» *См. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны: юбилейное издание. СПб: Питер, 2007.
СИЛА ПРОСТОТЫ наименее укрепленные участки в занимаемых ими позициях, а затем направлять на них свои маркетинговые атаки. Все дело в выборе правильной конкурентной стратегии. А именно в понимании четырех типов маркетинговых войн и выбора наиболее соответствующей текущей ситуации стратегии. Данные принципы образуют простую модель выживания компании в XXI в. Давайте рассмотрим и подкорректируем их с учетом прошедших лет. Оборонительные войны ведут лидеры рынка. Первое место на рынке удел компаний, покупатели товаров которых воспринимают их как лидеров. (А не претендентов на лидерство.) Наиболее агрессивные лидеры готовы атаковать самих себя свежими идеями. В качестве классической стратегии обороны мы всегда приводим действия компании Gillette, которая каждые - 3 года выпускает на рынок новые бритвенные системы. Были бритвы с двумя лезвиями («Тгас-И»). Были бритвы с двумя лезвиями и плавающей головкой («Atra»). Были бритвы с демпфирующим элементом («Sensor»). Им на смену пришли бритвы с тремя лезвиями («Mach 3»). Конкурентам не за что «зацепиться». Агрессивный лидер всегда блокирует действия конкурентов. Когда компания Bic выпустила одноразовые бритвы, Gillette контратаковала ее одноразовыми бритвами с двумя лезвиями («Good News»). Сегодня она доминирует в данной категории.принадлежит 60% рынка бритвенных принадлежностей. Вот это лидер. . Наступательные действия стратегия для 2 или 3 в категории. Первый принцип действия «преследоватеСтратегический квадрат Оборонительные действияНаступательные действия Фланговая атакаПартизанская война
КОНКУРЕНТЫ лей» отказ от лобовых атак на укрепленные позиции лидера рынка. Необходимо выявить наиболее слабые места в обороне противника и атаковать их, сконцентрировав в наступлении все имеющиеся ресурсы. Самая быстрорастущая сеть пиццерий в Америке компания Papa John's Pizza. Направление ее атаки самое слабое место Pizza Hut ингредиенты. Основателю Papa John's Джону Шнаттеру принадлежало производство лучшего в США томатного соуса. Причем другие пиццерии не имели возможности приобрести его. Данное обстоятельство и стало краеугольным камнем концепции: «Лучшие ингредиенты вкуснее пицца».John's придерживается сфокусированной концепции в отношении всего, что составляет начинку пиццы, будь то сыр или другие топпинги. Вплоть до использования специально подготовленной, профильтрованной воды, чтобы тесто было вкуснее. Как заметила «The Wall Street Journal», «Papa John's отрывается». He самые приятные новости для Pizza Hut Один из лучших способов атаки на лидера использование технологии нового поколения. Контроль качества производства бумаги превратился в «забег» между компаниями Measurex (нынешним лидером) и Асси- Ray (входящий в состав АВВ ведущий производитель систем контроля качества). Компания AccuRay атаковала Measurex, представив рынку новое поколение электронных сканеров, которые измеряют весь бумажный лист, а не отдельные его части. Новое оружие называется «Hyper Scan Full Sheet Imaging» и обещает такую точность измерений, какой Measurex пока добиться не может. Нам представляется что предпринятая атака окажется удачной, потому что появление новых измерителей AccuRay означает моральное устаревание продукции ее конкурента. . Малые фирмы или пытающиеся закрепиться в категории новые игроки обычно уклоняются от крупных сражений и осуществляют фланговые атаки. Данная стратегия
СИЛА ПРОСТОТЫ обычно подразумевает тщательно подготовленный внезапный захват ничейной рыночной территории. Обычно это новая идея, такая как попкорн для гурманов («Orville Redenbacher») или дижонская горчица («Grey Poupon»). Иногда в моду входит «давно забытое старое» (внедорожники «Jeep»). Блестящий фланговый маневр сейчас осуществляется в мире гольфа. Если практически все производители выпускают всевозможные клюшки, то компания Adams Golf занялась областью, на которую никто никогда не обращал внимания. (Она находится метрах в двухстах от лужайки вокруг лунки.) Фланговый маневр Adams заключался в запатентованном дизайне идеальных для сложных ударов промежуточных насаждений. Суть заключалась в простом, но безупречном названии продукта: «Tight Lies Fairway Woods». Очень быстро компания стала крупнейшим производителем данного «товара» в США. Когда 19-летний парень по имени Майкл Делл организовал собственную компьютерную компанию, он осознавал невозможность конкуренции с известными производителями за место на прилавках магазинов (в соответствии со сложившимися в отрасли правилами игры). В то же время ни одна из крупных фирм отрасли не верила в положительное восприятие покупателями почтовой доставки столь «хрупкого» груза, как персональные компьютеры. Майкл Делл нарушил правила. Фланговая атака его компании заключалась в инновационном использовании прямого маркетинга. В результате за пять лет стоимость его компании возросла до $800 млн. . Партизанская война основной метод ведения боевых действий малыми фирмами. Основная задача поиск относительно ограниченного рынка, который способна защитить даже не обладающая значительными ресурсами фирма. Иными словами, это стратегия крупной рыбы в маленьком пруду.
КОНКУРЕНТЫ Но каких бы успехов ни добилась компания, она не «имеет права» действовать как лидер отрасли. «Головокружение от успехов» вот причина фиаско добившихся высоких результатов «партизанских» компаний. (Все помнят крах авиакомпании People's Express Airlines?) И наконец, вы должны быть готовыми к немедленной «передислокации» (в случае необходимости). Малые фирмы не могут позволить себе крупные потери. Чтобы прожить еще один день, придется «раствориться» в джунглях. Одна из наиболее интересных «партизанских войн» происходит на островах Карибского моря. Все они, большие и маленькие, воюют друг с другом за право принять у себя американских туристов. Гренада один из самых южных островов Карибского моря. Получившая известность после вторжения американских войск и подавления сопротивления кубинских «специалистов», Гренада изо всех сил пытается расширить свою долю в туристическом бизнесе. Поскольку остров относительно поздно «вошел в игру», на нем сохранилась девственная природа, здесь минимум бетона и максимум почти безлюдных пляжей. Высота практически всех зданий на острове не превышает высоты пальм. Стратегия привлечения туристов правительством Гренады базируется на концепции нетронутого цивилизацией острова, образца «настоящей жемчужины Карибского моря». Данная идея является «оборонительной», поскольку все остальные острова имеют развитую инфраструктуру и никоим образом не могут претендовать на «нетронутость». Однако «жителям джунглей» следует помнить о том, что и их леса могут в один «прекрасный» момент оказаться перенаселенными. Именно такой «стресс» пришлось пережить мини-пивоварням, когда-то преуспевающим партизанам пивных войн: их количество, согласно данным Института пивоварения, в период 1993-1998 гг. возросло в четыре раза и достигло 1306. Замученные причудами потребителей, требующих все новых сортов, имеющие легкий доступ к капиталу пивоварни вы
СИЛА ПРОСТОТЫ пускали, ни много ни мало, 4 тыс. различных марок пива. При таком количестве партизан на ограниченном рынке они должны были начать истреблять друг друга, что, впрочем, и произошло. После головокружительного роста на 50% в год в 1994-1995 гг. мини-пивоварни выдохлись, как вчерашнее пиво. Сегодня в стане пивоварен и пивных баров царит повальная паника. Кто из них выживет? Многие менеджеры предприятий пивоваренной отрасли ожидают, что среди уцелевших обязательно окажется Sam Adams (единственная мини-пивоварня, выпускающая марку национального уровня) и калифорнийские Sierra Nevada и Anchor Steam (они просто очень давно существуют). И последнее. Если компания ведет войну, ее руководитель должен обладать качествами лучшего военачальника: Гибкость. Вы должны уметь адаптировать принятую стратегию к развитию ситуации, а не наоборот. Хороший генерал может иметь предубеждения, но перед принятием решения он тщательно оценивает возможные варианты действий и выслушивает все имеющиеся мнения. Смелость мышления. В определенный момент вы должны уметь абстрагироваться от внешнего мира и принять решение. Хороший военачальник черпает в глубине себя волю, в нем преобладает смелость мышления. Решительность. Вы должны нанести быстрый и решительный удар в наиболее подходящий момент времени. Находясь в центре событий, необходимо действовать со всей имеющейся у вас энергией. Вот когда наступает время «пришпорить лошадей». Но остерегайтесь тех, кто проявляет слишком много мужества, имея на руках слабые карты. Знание фактов. Полководец строит свою стратегию с самых низов, начиная с деталей. Законченная стратегия будет простой, но мощной.
КОНКУРЕНТЫ Удача. Удача играет важную роль в любом успешном предприятии (при условии, что вы умеете ею воспользоваться). Если Фортуна отворачивается от вас, необходимо быть готовым оперативно предпринять меры по минимизации потерь. «Капитуляция не позор, говорил К. фон Клаузевиц. Хороший генерал никогда не пошлет на смерть последних оставшихся в живых солдат, точно так же, как хороший шахматист откажется от продолжения заведомо проигранной партии». Простой вывод Изучайте конкурентов. Нейтрализуйте их сильные стороны. Используйте их слабости.
ГЛАВА 7 Стратегия Отличаться, и никак иначе В сделках с недвижимостью главное расположение, расположение и еще раз расположение. В бизнесе дифференцирование, дифференцирование и еще раз дифференцирование. Роберт Гойзуэта, бывший исполнительный директор компании Coca-Cola сожалению, усилиями таких гарвардских гуру, как Майкл Портер, в разряд усложненных перешли и проблемы стратегии. В вышедшей в 1985 г. работе «Конкурентные преимущества» М. Портер описывает генерические (типовые) стратегии деятельности фирм. Но выбор менеджментом одной из них предполагает осуществление очень сложного процесса. Фирма должна проанализировать пять конкурентных сил (потенциальных участников рынка, покупателей, поставщиков, товары-субституты и конкурентов), а затем определить, к какому типу относится отрасль, в которой она оперирует (растущая, упадочная, созревающая, зрелая и т. д.). Кроме того, саму себя компания должна рассматривать не как цельную единицу, а как «цепочку создания ценности», состоящую из «дискретных видов деятельности». (Так, нужно передохнуть.) За всеми изысканиями и богатым примерами М. Портера скрывается простая истина: в мире, где каждый имеет право посягнуть на ваш бизнес, компания должна донести до покупателей основания, по которым они должны приобретать товары именно у нее, а не у конкурентов. В отсутствие такого рода резонов ей остается предложить потребителям очень хорошую цену. Данные основания могут быть выражены одним словом или фразой, которая позиционируется на реальном поле боя, а имен
|