Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орган банковского регулирования и надзора





Успешное регулирование центральными банком денежного рынка требует наличия в государстве стабильности и надежности банковской системы. Банки функционируют главным образом как негосударственные, частные структуры, цель деятельности конторы – получение максимальной прибыли. Одновременно они выполняют общественно полезные и необходимые функции, что и делает регулирование и надзор за их деятельностью обоснованным и необходимым заданием государства. В большинстве рыночных экономик законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность центрального банка, возлагают на него функции регулирования банковской деятельности. Что касается надзорной функции, то её, кроме центрального банка могут выполнять специальные учреждения, созданные под эгидой министерства финансов или независимые учреждения, подотчетные парламенту. Например, в Германии и Японии созданы надзорные банковские структуры под эгидой министерства финансов, которые тесно сотрудничают с центральными банками (федеральное ведомство по контролю за банками в Германии и Бюро банков в Японии). Примером структуры банковского надзора, независимо от правительства, является Федеральная корпорация страхования депозитов в США, подотчетная Конгрессу.

Под регулированием банковской деятельности понимают:

- использование монетарных инструментов с целью влияния на объем и структуру банковских резервов, а также на уровень процентных ставок;

- одобрение положений, которые базируются на действующем законодательстве и регламентируют деятельность банков в виде нормативных актов, инструкций, директив;

- применение превентивных и протекционных мер, которые направлены на обеспечение стабильности и функционирования банковской системы и на проведение центральными банками эффективной монетарной политики.

Превентивные меры используются во избежание возможных негативных последствий от одной или другой экономической ситуации. К превентивным мерам, в частности, относятся:

- требования к размеру, структуре банковского капитала и его адекватности банковским активам с учетом их рискованности;

- требования относительно ликвидной позиции банков;

- требования относительно диверсификации банковских рисков (например, установление для банков нормативов, регламентирующих максимальный размер кредитов на одного заемщика, риск «больших» кредитов);

- ограничение для банков на некоторые виды деятельности (например, на инвестиции в корпоративные ценные бумаги).

Протекционные меры используются для защиты от уже существующей угрожающей для банка ситуации, которая может быть причиной неплатежеспособности, банкротства банка. К протекционным мерам, в частности, относятся:

- рефинансирование коммерческих банков центральным банком;

- создание и функционирование систем гарантирования банковских депозитов;

- требования к формированию банками резервов для компенсирования возможных затрат от проведения активных операций.

Под банковским надзором понимают мониторинг процессов, которые имеют место в банковской системе на разных стадиях функционирования банков – от момента создания банков к моменту их ликвидации, а также применения к банкам определенных корректирующих мер и способов влияния с целью регулирования их деятельности.

Государство в лице центрального банка и соответствующих уполномоченных органов ставит целью внедрение пруденционного надзора, направленного на обеспечение осмотрительного и взвешенного поведения банков, выполнения ими требований финансовой безопасности.

В мировой практике существуют разные модели институционального построения системы банковского регулирования и надзора, однако, для всех их очень важно, чтобы центральный банк или другие банковские регулятивно-надзорные органы имели все необходимые полномочия для эффективного исполнения поставленных перед ним задач. Кроме этого, эти полномочия должны быть предусмотрены на законодательном уровне.

К основным положениям центрального банка, как регулятивно-надзорного органа, принадлежат следующие:

- регулирование доступа к банковской системе. Это означает, во-первых, возможность определить определенные требования и условия, которые являются обязательными для получения лицензии на право заниматься банковской деятельностью, и, во-вторых, осуществлять надзор за соблюдением этих требований и условий;

- обеспечить рациональное регулирование деятельности банка, т.е. такое, которое с одной стороны, не ограничивает их самостоятельности в поддержании финансовой стойкости, а, с другой стороны – предусматривает определенные требования к банкам, направленные на минимизацию банковских рисков;

- регулярно получать от банков отчетность для проведения безвыездного надзора;

- осуществлять инспекционные проверки в банках;

- применять меры принудительного влияния на проблемы банков;

- принимать неплатежеспособные банки под особый надзор, приостанавливать их деятельность, организовывать реорганизацию и ликвидацию банков.

В Украине функцию банковского регулирования и надзора выполняет Национальный банк.

Банкир и финансовый агент правительства. Центральные банки (выступая в роли банкира правительства) тесно взаимодействуют с финансовыми органами. Они сотрудничают, как при решении общих вопросов монетарной и фискальной политики, так и во время ежедневного выполнения финансовых операций.

Центральные банки играют заметную роль в кассовом выполнении государственного бюджета. Суть кассового выполнения бюджета состоит в организации поступления денежных средств в бюджет (налоги, сборы, доходы от реализации государственных ценных бумаг) и выдача бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Центральный банк, как правило, ведет счет Министерства финансов (казначейства) и обеспечивает таким образом расчетно-кассовое обслуживание правительства, что дает возможность, в свою очередь, правительству, учитывая особый статус банка, минимизировать риски, связанные с банковским обслуживанием.

В процессе кассового исполнения бюджета средства списываются со счетов плательщиков налогов, покупателей государственных ценных бумаг, открытых в коммерческих банках, и зачисляются на счет министерства финансов (казначейства), открытый в центральном банке. В результате увеличиваются депозиты правительства и уменьшается денежная база. Когда правительство финансирует государственные расходы, то процесс развивается в обратном порядке. Например, при оплате оборудования для государственного медицинского центра, средства списываются со счета Министерства финансов (казначейства) и зачисляются на счета поставщиков оборудования, открытые в коммерческих банках. Депозиты правительства уменьшаются, а банковские резервы и соответственно денежная база возрастают.

В отдельных странах средства государственного бюджета сохраняются не только в центральном банке, но и в коммерческих банках. Например, в США средства, которые Казначейство получает от налоговых поступлений и доход от продажи государственных ценных бумаг, сохраняется на специально открытых правительственных счетах в самых больших коммерческих банках (так называемые «налоговые кредитные счета»). Текущие платежи Казначейства, в частности оплата выписанных Казначейством чеков, осуществляется главным образом со счетов, открытых Казначейству в федеральных резервных банках (так называемые «чековые счета»). Средства на «чековых счетах» перечисляются с «налоговых кредитных счетов» по мере надобности.

Поскольку поступления средств в бюджет и расходование этих средств в течении года во времени не совпадают, депозиты правительства в центральном банке характеризуются значительными колебаниями и, следовательно, могут быть источником колебаний в денежной базе. Однако большинство этих колебаний имеет временный характер и Центральный банк может их предусмотреть на основе информации министерства финансов об ожидаемых поступлениях и расходах, что дает банку возможность предпринять соответствующие меры путем проведения операций на открытом рынке и нейтрализовать влияние бюджетных колебаний на денежную базу.

В условиях несбалансированности бюджета правительство сталкивается с проблемой поиска источников финансирования дефицита государственного бюджета. В мировой практике известны три метода финансирования дефицита бюджета:

- налоговое финансирование. В основу этого метода – выпуск правительством долговых обязательств, доход от размещения которых направляется в бюджет. Долговое финансирование также не оказывает прямого влияния на денежную базу, кроме случаев покупки государственных долговых обязательств центральным банком;

- финансирование путем эмиссии денег. В основе этого метода – получение правительством кредитом от центрального эмиссионного банка в форме покупки банком государственных долговых обязательств. Эмиссия денег, которую таким образом осуществляет Центральный банк, прямо влияет на денежную базу, а также и на предложение денег, и может провести к нежелательным последствиям в будущем.

Если дефицит бюджета большой относительно ВВП, и это имеет постоянный характер, и финансируется за счет эмиссии денег – это способствует увеличению предложения денег высокими темпами, вызывает дальнейший рост уровня цен и провоцирует инфляцию.

В развитых странах стремятся избежать эмиссионного финансирования бюджетного дефицита. Хорошо развитый рынок капиталов дает возможность правительствам размещать необходимое количество государственных долговых обязательств и таким образом решать проблему государственных финансов. Одновременно во многих странах с целью защиты центрального банка от возможного давления со стороны правительства на законодательном уровне запрещается эмиссионное кредитование правительства путем покупки центральным банком государственных долговых обязательств предусматривается только через открытый рынок, т.е. вторичный рынок, на котором центральный банк проводит операции с целью регулирования денежного рынка, используя их как инструмент монетарной политики.

Развивающиеся страны, не имеют развитого и достаточного емкого рынка капиталов, на котором правительство могло бы разместить необходимое количество государственных обязательств, потому очень часто единственным источником финансирования бюджетного дефицита в таких условиях является дополнительная эмиссия денег, а центральному банку приходится выступать в роли кредитора правительства.

Центральные банки, выполняя роль финансового агента правительства, принимает непосредственное участие в организации выпуска государственных долговых обязательств, их размещении и поддержки рыночного курса, выплате доходов и погашении.

В Украине НБУ осуществляет расчетно-кассовое обслуживание правительства, выполняет функции платежного агента правительства по обслуживанию государственного долга, является кредитором правительства.

 

Проводник монетарной политики. Наиболее важной функций центрального банка является определение и реализация монетарной политики. Вообще функции центрального банка тесно переплетаются, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако, безусловно проведение монетарной политики является венцом деятельности центрального банка, поскольку именно в этой функции наиболее полно реализуется назначение центрального банка и в той или иной форме проявляются все другие его функции. Вместе с тем монетарная политика центрального банка служит ключевым элементом всей денежной системы страны на ней базируется весь механизм государственного регулирования денежного оборота.

В Украине проводником монетарной политики является НБУ как центральный банк страны.

Кроме рассмотренных основных функций, центральные банки выполняют еще и дополнительные функции, которые способствуют реализации их назначения. Они осуществляют анализ и прогнозирование экономической ситуации в стране на макроуровне, мониторинг состояния реального сектора экономики на микроуровне, составляют статистику, информируют общественность и дают разъяснения относительно монетарной политики, представляют интересы государства во взаимоотношениях с центральными банками других государств, с международными валютно-финансовыми организациями и банками.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию