Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Денежный рынок Рынок капиталов
Учетный Межбан- Валютный Рынок Рынок средне- и рынок ковский рынок ценных долгосрочн. бан- рынок бумаг ковских кредитов
Рис.7.2 Структура рынка ссудных капиталов.
Рынок ссудных капиталов (финансовый рынок) разделяется на денежный рынок и рынок капиталов (см. рис 7.2.). Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки. К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность. Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные ресурсы кредитный учреждений привлекаются и размещаются между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на которые сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. Они обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Рынок капиталов – основная часть рынка ссудных капиталов. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских капиталов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Рассмотрев структуру рынка ссудных капиталов, необходимо установить почему движение капитала в денежной форме называется рынком ссудных капиталов и отметить его особенности. Судный капитал – это особый товар. Его особенности заключаются в том, что он: - продается и покупается по особой цене, которой является ссудный процент; - имеет двойственный характер: единство и различие капитала-собственности м капитала-функции; - отчуждается не навсегда, а лишь на определенный срок. Рассмотрим эти особенности. Ссудный процент – это не обычная цена товара, а особая, иррациональная цена. Обычная цена товара – это денежная форма его стоимости. Ссудный процент стоимости (величины) ссудного капитала, а формируется на основе таких факторов, как средняя прибыль и предпринимательский доход. Ссудный процент – это часть средней прибыли за вычетом предпринимательского дохода. Процесс движения ссудного капитала от кредитора к заемщику имеет особые условия. В руках кредитора ссудный капитал всегда остается капиталом-собственностью, потому что заемщику передается не собственность на этот капитал, а лишь право его функционального использования, т.е. передается капитал-функция. Ссудный капитал предоставляется в ссуду на определенный срок (год, квартал, месяц и т.п.). Заемщик получает ссуду и дает кредитору долговую расписку – вексель, содержащий сведения о субъектах отношений, сумме долга, сроке погашения. Векселя обращаются как деньги на рынке ценных бумаг и выступают как расчетные средства при купле-продаже. Т.к. судный капитал является товаром, а ссудный процент – его ценой, то спрос и предложение выступают как элементы рынка ссудного капитала. Предложение ссудного капитала – это временно свободный капитал в денежной форме, который кредиторы желают предоставить в ссуду. Очевидно, что чем выше будет ставка ссудного процента, тем больше будет кредиторов, желающих отдать капитал в ссуду и тем больше будет его предложение. Спрос на ссудный капитал формируется из потребностей заемщиков в денежном капитале. Величина спроса также будет зависеть от ставки ссудного процента: чем ниже будет ставка процента, тем больше будет желающих получить ссуду и тем больше будет величина спроса на ссудный капитал и наоборот. Таким образом, на рынке ссудных капиталов объектом сделки является предоставляемый в ссуду денежный капитал, на основе соотношения спроса и предложения на этот товар и ставки ссудного процента.
Особенности развития рынка ссудных капиталов в Украине. В настоящее время в Украине происходит процесс формирования рынка капиталов. В условиях перехода к рыночной экономике ограничиваются возможности государственного вмешательства в распределение финансовых ресурсов, так как большинство субъектов хозяйственной деятельности переходят от государственной к акционерной или частной форме собственности. Они самостоятельно ищут материальные и денежные ресурсы на рынках, сами распоряжаются своими доходами. И именно рынок ссудных капиталов обеспечивает субъектам экономики доступ к необходимым денежным ресурсам. Так как формой движения ссудного капитала является кредит, рассмотрим становление и развитие денежно-кредитной системы Украины. Денежно-кредитная система Украины прошла сложный и противоречивый путь развития, который условно можно разделить на три этапа. Первый этап – становление этой системы (1991-1993г.г.). Особенность данного этапа в том, что, с одной стороны, была формально провозглашена рыночная идеология, в большинстве секторов экономики произошла либерализация цен, был ослаблен контроль за оплатой труда, (что способствовало переливу финансовых средств из государственного сектора в частный), а с другой – правительственные структуры тормозили трансформационные процессы (вследствие чего сохранился монопольный государственный сектор с льготным кредитованием отраслей и производств). При осуществлении денежно-кредитной политики в 1992-1993г.г. Национальный банк Украины использовал командно-административные методы, и в частности – централизованное распределение ресурсов, льготное кредитование, установление кредитных ограничений и др. До 1994 г. в Украине вообще не действовали такие инструменты рефинансирования, как кредитные аукционы. Политика рефинансирования банков проводилась только через единственный механизм – прямые кредиты, которые направлялись через бывшие государственные банки преимущественно в государственный сектор экономики. В результате государственный бюджет Украины на 1993 год был утвержден с дефицитом в 7,7% ВВП, единственным источником покрытия которого был кредит НБУ. Прямое кредитование НБУ бюджетного дефицита неуклонно возрастало и к концу года достигло 99% всей кредитной эмиссии. Это создало финансовую и правовую основы для «замораживания» трансформационных процессов в тех секторах экономики, где они начались. Межбанковские кредитные ресурсы преимущественно сосредоточились в бывших государственных банках. В 1994-1995 гг. НБУ начал внедрять новую монетарную политику – это послужило началом второго этапа в становлении денежно-кредитной системы Украины. НБУ отказался от практики централизованного распределения кредитных ресурсов на льготных условиях, о чем свидетельствует полная замена прямых кредитов, как механизма рефинансирования, на кредитные аукционы, где кредитные ресурсы распределяются на рыночных условиях. Произошло перераспределение кредитных ресурсов в сторону реальной экономики. Отдельные параметры денежно-кредитной системы Украины приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Отдельные параметры денежно-кредитной системы Украины. (млн. грн.)
Как видно из таблицы 7.1, объем денежной массы в 1995г. составил 6846 млн. грн., что значительно превышает показатель 1994г. (3216 млн. грн.); а по состоянию на 2000г. этот показатель составил 28076 млн. грн. При этом объем денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в 2000г. составил 2629млн. грн., что значительно превышает показатель конца 1999г. (2055млн. грн.). Жесткая денежно-кредитная политика 1994-1995гг. была крайне необходима для преодоления гиперинфляции и достигла своей цели. Между тем проявляются также отрицательные последствия, связанные с продолжением такой политики. Это кризис платежей, рост задолженности субъектов хозяйствования, увеличение внешнего долга, сокращение объемов производства. Нельзя добиться успехов в развитии экономической системы страны и решить главные задачи, в денежно-кредитной сфере постоянно сокращая реальный объем ВВП и увеличивая задолженность по выплате заработной платы и пенсий. Когда в 1995г. наметилась тенденция к снижению процентных ставок межбанковских кредитов и депозитов, учетной ставки НБУ и темпов инфляции Правительство Украины приняло решение о выпуске государственных ценных бумаг — ОВГЗ. С 1996г. эти облигации становятся одним из главных источников покрытия дефицита государственного бюджета. Всего в 1996г. были выпущены облигации номинальной стоимостью 3062,9 млн. грн., из которых 1571 млн. грн. пошли на покрытие дефицита государственного бюджета. Одним из основных недостатков проводимой денежно-кредитной политики было то, что большие внутренние резервы были направлены не на развитие производства, а на покрытие дефицита государственного бюджета. Поэтому уже в 1997г. ситуация существенно изменилась: к середине года доходность ОВГЗ значительно снизилась, а на начало 1998г. рынок государственного облигаций характеризовался большими долгами по выплатам и практически полным отсутствием спроса. По состоянию на 1 января 1999г. долг высшего органа исполнительной власти Украины перед НБУ достиг 7,5 млрд. грн. Одну часть этой суммы (3, 5 млрд. грн.) составили просроченные эмиссионные кредиты Минфину Украины, а вторую (4 млрд. грн.) - задолженность по просроченным кредитам, полученным в иностранной валюте для финансирования дефицита госбюджета. Практический опыт реализации жесткой денежно-кредитной политики за последние 5 лет показал, что Украина не решила главных экономических задач — не остановила падение производства и не преодолела финансовый кризис. Стало очевидно, что само только достижение денежной стабилизации не привело к экономической стабилизации экономики в целом. Таким образом, можно отметить, что кризис в денежно-кредитной сфере носит системный и многоуровневый характер, который проявляется, с одной стороны, в кризисе государственных Финансов и бюджетной разбалансированности, а с другой – в кризисе Финансов реальной экономики, постоянном росте дебиторской и кредиторской задолженностей между хозяйствующими субъектами. Произошло Фактическое раздвоение сферы оборота денежного капитала, который обслуживает дефицит государственного бюджета и через механизм самовозрастания сокращает основные Финансовые ресурсы государства. А это в значительной мере лишает производственный сектор кредитных ресурсов. Кредитование ведущих отраслей экономики полностью остановилось. Сначала кредитные ресурсы перекачивались на погашение Дефицита бюджета через прямое кредитование НБУ. Сегодня те же кредитно-финансовые ресурсы перекачиваются через Финансовый рынок. Кроме того, в кредитовании отраслей отечественной экономики не используется такой важнейший фактор, как сбережения населения (4-я часть сбережений населения Украины остается немобилизированной), который в ведущих странах выступает основным инструментом инвестиционных вложений. 2000-2001гг. является началом третьего этапа в развитии денежно-кредитной системы Украины. Данный этап должен характеризоваться взвешенной денежно-кредитной политикой, что непосредственно сейчас и происходит. Это сбалансированная политика в сфере кредитования приоритетных отраслей национальной экономики; создание систем общественного участия в капитале банков и нефинансовых организаций, в том числе привлечение денежных доходов и сбережений населения; активное законодательное формирование институтов рынка капиталов. Итак, можно сделать вывод, что рынок ссудных капиталов - явление сравнительно новое для украинской экономики, но его роль в экономической системе рыночного типа важна особенно. В последние годы в Украине идет активное становление и развитие рынка ссудных капиталов, что является неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Date: 2015-07-23; view: 450; Нарушение авторских прав |