Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление государственным долгом Республики Беларусь





 

Управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий весь комплекс правоотношений, связанных с управлением государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления.

В соответствии с Положением о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь», Министерство финансов Республики Беларусь:

  • ведет учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь;
  • осуществляет регистрацию государственных займов и гарантированных займов;
  • обеспечивает постоянный контроль за состоянием платежей по государственным займам и гарантированным займам;
  • ежемесячно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем, направляет отчет о состоянии внешнего государственного долга в Совет Министров Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Министерство экономики и Национальный банк.

 

Правительство Республики Беларусь ежеквартально до 10-го числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет Президенту Республики Беларусь отчет о состоянии внешнего государственного долга.

В соответствии с положениями Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации», целью управления валовым внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности.

Основными условиями достижения цели являются сбалансированное экономическое развитие и минимизация диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса, стабилизация внешнеторговой позиции, привлечение прямых иностранных инвестиций, наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, поддержание жестких бюджетных ограничений, формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.

Основные задачи для достижения цели:

  • осуществление системного анализа и контроля за состоянием валового внешнего долга и его составляющих;
  • организация эффективного взаимодействия органов государственного управления по системному учету валового внешнего долга;
  • формирование и корректировка системы пороговых значений индикаторов экономической безопасности в сфере внешних заимствований;
  • внесение предложений о своевременной и скоординированной корректировке макроэкономической политики, направленной на недопущение превышения пороговых показателей;
  • создание и совершенствование эффективной системы управления валовым внешним долгом, направленной на оптимизацию стоимости привлечения, сглаживание графика выплат, минимизацию рисков, возникающих при привлечении внешних заимствований.

 

Принципами управления валовым внешним долгом Республики Беларусь являются:

  • гласность;
  • комплексный подход к решению задач управления валовым внешним долгом;
  • разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач управления валовым внешним долгом;
  • оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков.

 

Сферы ответственности Правительства Республики Беларусь и Национального банка в области учета, мониторинга, анализа, контроля, выработки предложений по управленческим решениям и реализации необходимых мер в области управления валовым внешним долгом для:

  • сектора органов государственного управления – Министерство финансов;
  • сектора органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора – Национальный банк;
  • других секторов – Министерство экономики.

 

Свод и общая координация деятельности по мониторингу, прогнозу, анализу, выработке предложений по управлению валовым внешним долгом для представления в Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк возлагаются на Министерство экономики.

Правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком сформирована следующая система учета и мониторинга валового внешнего долга Республики Беларусь в разрезе ее составляющих.

Министерство финансов ежеквартально формирует и представляет в Национальный банк данные о внешнем долге органов государственного управления на отчетную дату, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам.

Национальный банк Республики Беларусь:

  • формирует данные о внешнем долге органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора на отчетную дату, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам (с разбивкой по срокам погашения, видам валют и в разрезе стран-кредиторов);
  • формирует данные о внешнем долге других секторов, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам (с разбивкой по срокам погашения, видам валют и в разрезе стран-кредиторов), на основании данных государственной статистической отчетности, формируемой Национальным статистическим комитетом, другой имеющейся информации;
  • ежеквартально формирует и направляет в Министерство экономики сводные данные о состоянии валового внешнего долга Республики Беларусь на отчетную дату и его составляющих, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам (с разбивкой по срокам погашения, видам валют и в разрезе стран-кредиторов).

 

Министерство экономики Республики Беларусь:

  • на основании полученной от Национального банка сводной информации о состоянии валового внешнего долга и с учетом предложений Министерства финансов и Национального банка ежеквартально проводит анализ состояния валового внешнего долга и предстоящих платежей по его обслуживанию;
  • направляет в Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк аналитические записки с соответствующими выводами и предложениями для принятия необходимых управленческих решений.

 

Как показывает мировой опыт, внешнедолговой портфель может быть подвержен следующим рискам:

  • риск ликвидности – риск нехватки ликвидных активов для обеспечения своевременного исполнения платежей по внешнему долгу в полном объеме и (или) возникновения непредвиденной необходимости немедленного исполнения платежей по внешнему долгу, в том числе вследствие ограничения доступа к внутреннему и внешнему рынкам капитала и концентрации платежей в определенном временном отрезке, связанной со структурой долга по срокам погашения;
  • процентный риск – риск увеличения стоимости обслуживания внешнего долга, связанного с неблагоприятным изменением процентных ставок;
  • валютный риск – риск увеличения объема долговых обязательств по отношению к источникам их погашения вследствие неблагоприятного изменения курсовых соотношений на мировом валютном рынке;
  • риск платежеспособности – риск потери способности страны выполнять обязательства по внешнему долгу на постоянной основе;
  • операционный риск – риск возникновения потерь вследствие неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников организаций, нарушения функционирования технологических, информационных и (или) других систем, которые осложнят либо воспрепятствуют выполнению обязательств по внешнему долгу.

 

Комплексный анализ возможности возникновения указанных рисков позволит минимизировать их влияние на внешнедолговой портфель всех секторов экономики.

Регулирование валового внешнего долга осуществляется:

  • Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков. Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками. Указанные меры Национального банка в совокупности с разработкой (в случае необходимости пересмотром) Основных направлений денежно-кредитной политики позволяют своевременно выявлять и минимизировать риски банков, связанные с внешними заимствованиями;
  • Министерством финансов посредством осуществления учета и операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, осуществления учета и операций по внешним займам, привлеченным под гарантию Правительства Республики Беларусь, а также посредством согласования внешних займов местными исполнительными и распорядительными органами. Управление внешним долгом органов государственного управления осуществляется путем разработки (в случае необходимости корректировки) проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • Министерством экономики посредством создания условий (включая формирование нормативного правового поля), реализации комплекса экономических инструментов, формирующих структуру побудительных мотивов, обеспечивающих поддержание дисциплины заемщиков и оказывающих влияние на стимулы по осуществлению внешних заимствований, позволяющих оптимизировать структуру и размер внешнего долга других секторов экономики. Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств субъектов хозяйствования перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны.

 

Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций.

Принятие решений, направленных на регулирование внешних заимствований, должно осуществляться на основании прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе.

Прогнозирование внешнего долга осуществляется в секторальном разрезе исходя из фактических данных, полученных в результате мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь, относимых к внешнему долгу (оцениваемых Министерством экономики при участии Национального банка).

Полученный прогноз валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики анализируется Министерством экономики на предмет соответствия установленным критериям безопасности с последующей подготовкой аналитической записки для Совета Министров Республики Беларусь.

Предполагается, что система управления валовым внешним долгом будет совершенствоваться по следующим направлениям:

  • совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления;
  • оценка механизмов и возможности выделения в системе анализа внешних обязательств организаций с долей государственной собственности;
  • совершенствование системы индикаторов, включая оптимизацию с учетом национальных особенностей показателей (интегральных и упреждающих индикаторов), разработку дифференцированных уровней их критичности с учетом политики социально-экономического развития страны;
  • разработка системы раскрытия информации и публикации регулярных отчетов, в том числе для зарубежных оценщиков и потенциальных иностранных инвесторов;
  • сокращение сроков обмена статистической информацией и подготовки аналитических документов;
  • углубление анализа, в том числе построение моделей оценки рисков, проведение стресс-тестирования портфеля долговых инструментов при экономических потрясениях;
  • внедрение единой компьютерной системы учета валового внешнего долга;
  • повышение информированности руководства предприятий реального сектора в части эффективных стратегий управления внешним долгом и минимизации рисков;
  • дальнейшее развитие внутреннего финансового рынка в целях мобилизации альтернативных источников финансовых ресурсов, необходимых реальному сектору экономики, включая развитие внутреннего рынка ликвидных и надежных инструментов;
  • создание условий для расширения использования операций с производными финансовыми инструментами, в том числе сделок по хеджированию рисков внешних заимствований;
  • исключение из мер государственной политики приемов ограничивающего и дискриминационного характера, а также стимулирующих приемов, устанавливающих неравные условия функционирования для отдельных предприятий или секторов экономики Республики Беларусь;
  • закрепление отдельными нормами законодательства механизма взаимодействия между государственными органами в целях системного учета, анализа и контроля валового внешнего долга;
  • привлечение международных финансовых организаций для анализа (аудита) системы управления валовым внешним долгом и определения дальнейших направлений ее совершенствования.

 

Должен осуществляться мониторинг пороговых индикаторов экономической безопасности в сфере валового внешнего долга, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, а также индикаторов согласно приложению 1 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации». В случае возникновения рисков государственными органами вносятся предложения о необходимости применения мер реагирования согласно приложению 2 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации».

Следует отметить, что регулирование внешних заимствований невозможно без прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. С учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности.

Таким образом, реализация Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации» позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории.

В целях выявления потенциальных рисков, связанных с внешней задолженностью, и обеспечения тем самым основы для надежного управления внешним долгом рассчитываются абсолютные и относительные показатели. Часть из них с установленными пороговыми значениями предлагаются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливающей наиболее важные показатели экономической безопасности в сфере внешних заимствований Республики Беларусь. Помимо установленных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь критериев оценка уровня внешнего долга должна осуществляться на основании следующих показателей.

  1. По валовому внешнему долгу Республики Беларусь:

· валовой внешний долг на душу населения;

· отношение долгосрочного валового внешнего долга к ВВП;

· отношение краткосрочного валового внешнего долга к ВВП;

· отношение валового внешнего долга к поступлениям по счету текущих операций;

· отношение обслуживания валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

· отношение обслуживания валового внешнего долга к ВВП;

· отношение международных резервных активов к валовому внешнему долгу;

· отношение международных резервных активов к краткосрочному валовому внешнему долгу.

  1. По долгу сектора органов государственного управления – отношение обслуживания внешнего государственного долга к доходам республиканского бюджета.
  2. По долгу сектора органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора:

· открытая валютная позиция банков;

· доля средств нерезидентов в пассивах банковского сектора.

  1. По долгу других секторов:

· отношение балансовой стоимости к собственному капиталу предприятий (левередж);

· доля краткосрочного долга в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга предприятий в иностранной валюте;

· рентабельность активов (до выплаты налогов и процентов);

· отношение чистого долга в иностранной валюте к собственному капиталу предприятий.

 

Комплексное отслеживание динамики указанных индикаторов позволит своевременно и качественно выявлять и минимизировать риски внешнедолгового портфеля всех секторов экономики.

Среди основных мер экономического характера комплексно должны использоваться процентная, курсовая, кредитная, налогово-бюджетная политика, иные меры, воздействующие на уровень совокупного спроса и его составляющих, а также на инвестиционный климат.

Также на постоянной основе необходима организация информирования иностранных инвесторов о макроэкономической ситуации в Республике Беларусь (включая информацию о состоянии валового внешнего долга) путем проведения презентаций, роуд-шоу и других мероприятий.

Дополнительными мерами реагирования, возможными к принятию в случае выявления приближения фактических и прогнозируемых данных о состоянии валового внешнего долга к пороговым индикаторам экономической безопасности, являются:

  1. По сектору органов государственного управления:

· ограничение (прекращение) заимствований (за исключением потребности в рефинансировании существующего долга) бюджетами всех уровней;

· реструктуризация, секьюритизация, досрочное погашение внешнего долга бюджетами всех уровней

· дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных долговых инструментов, так как этот рынок обладает низким уровнем кредитного риска;

· минимизация валютных рисков путем диверсификации валютного портфеля внешних заимствований;

· оптимизация критериев отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий и поручительств;

· осуществление операций с производными финансовыми инструментами (фьючерсы, опционы), в том числе сделки по хеджированию внешних государственных займов. Данные финансовые активы позволяют помимо всего прочего нивелировать риски, что особенно актуально в период инфляции.

  1. По сектору органов денежно-кредитного регулирования и банковскому сектору:

· ограничение (прекращение) заимствований Национальным банком, банками;

· установление пороговых значений (лимитов) краткосрочных обязательств в структуре внешних заимствований банковского сектора.

  1. По другим секторам:

· для организаций с долей государственной собственности: определение перечня организаций с преобладающим участием государства; разработка порядка осуществления контроля соответствующими государственными органами, обладающими правом владения и распоряжения государственными пакетами акций (долей участия), и (или) соответствующими местными исполнительными органами за эффективным внешним заимствованием, использованием средств займа и управлением рисками внешнего долга организаций с преобладающим участием государства, включая их дочерние организации; оптимизация порядка осуществления внешнеторговой деятельности (в части снижения доли промежуточного импорта);

· для организаций частного сектора: совершенствование налогового администрирования; использование механизмов вычетов по отрицательной курсовой разнице в целях снижения подверженности предприятий валютному риску; утверждение механизмов по регулированию объемов внешнего долга негосударственного корпоративного сектора.

 

Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность частного сектора. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга частного сектора, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств частного сектора перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны.

В зависимости от складывающихся внутренних и внешних условий, целей социально-экономической политики предложения о мерах реагирования могут включать корректировку индикаторов, их пороговых значений и мероприятий.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 5298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию