Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление государственным долгом Республики Беларусь
Управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания. Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами. Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, регламентирующий весь комплекс правоотношений, связанных с управлением государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления. В соответствии с Положением о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь», Министерство финансов Республики Беларусь:
Правительство Республики Беларусь ежеквартально до 10-го числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет Президенту Республики Беларусь отчет о состоянии внешнего государственного долга. В соответствии с положениями Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации», целью управления валовым внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности. Основными условиями достижения цели являются сбалансированное экономическое развитие и минимизация диспропорций в экономике за счет соответствия темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса, стабилизация внешнеторговой позиции, привлечение прямых иностранных инвестиций, наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, поддержание жестких бюджетных ограничений, формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов. Основные задачи для достижения цели:
Принципами управления валовым внешним долгом Республики Беларусь являются:
Сферы ответственности Правительства Республики Беларусь и Национального банка в области учета, мониторинга, анализа, контроля, выработки предложений по управленческим решениям и реализации необходимых мер в области управления валовым внешним долгом для:
Свод и общая координация деятельности по мониторингу, прогнозу, анализу, выработке предложений по управлению валовым внешним долгом для представления в Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк возлагаются на Министерство экономики. Правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком сформирована следующая система учета и мониторинга валового внешнего долга Республики Беларусь в разрезе ее составляющих. Министерство финансов ежеквартально формирует и представляет в Национальный банк данные о внешнем долге органов государственного управления на отчетную дату, включая данные о предстоящих платежах по основному долгу и процентам. Национальный банк Республики Беларусь:
Министерство экономики Республики Беларусь:
Как показывает мировой опыт, внешнедолговой портфель может быть подвержен следующим рискам:
Комплексный анализ возможности возникновения указанных рисков позволит минимизировать их влияние на внешнедолговой портфель всех секторов экономики. Регулирование валового внешнего долга осуществляется:
Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций. Принятие решений, направленных на регулирование внешних заимствований, должно осуществляться на основании прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. Прогнозирование внешнего долга осуществляется в секторальном разрезе исходя из фактических данных, полученных в результате мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь, относимых к внешнему долгу (оцениваемых Министерством экономики при участии Национального банка). Полученный прогноз валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики анализируется Министерством экономики на предмет соответствия установленным критериям безопасности с последующей подготовкой аналитической записки для Совета Министров Республики Беларусь. Предполагается, что система управления валовым внешним долгом будет совершенствоваться по следующим направлениям:
Должен осуществляться мониторинг пороговых индикаторов экономической безопасности в сфере валового внешнего долга, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, а также индикаторов согласно приложению 1 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации». В случае возникновения рисков государственными органами вносятся предложения о необходимости применения мер реагирования согласно приложению 2 к Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации». Следует отметить, что регулирование внешних заимствований невозможно без прогнозирования социально-экономических процессов и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. С учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности. Таким образом, реализация Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 года № 574/12 «Об утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий по ее реализации» позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории. В целях выявления потенциальных рисков, связанных с внешней задолженностью, и обеспечения тем самым основы для надежного управления внешним долгом рассчитываются абсолютные и относительные показатели. Часть из них с установленными пороговыми значениями предлагаются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, устанавливающей наиболее важные показатели экономической безопасности в сфере внешних заимствований Республики Беларусь. Помимо установленных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь критериев оценка уровня внешнего долга должна осуществляться на основании следующих показателей.
· валовой внешний долг на душу населения; · отношение долгосрочного валового внешнего долга к ВВП; · отношение краткосрочного валового внешнего долга к ВВП; · отношение валового внешнего долга к поступлениям по счету текущих операций; · отношение обслуживания валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг; · отношение обслуживания валового внешнего долга к ВВП; · отношение международных резервных активов к валовому внешнему долгу; · отношение международных резервных активов к краткосрочному валовому внешнему долгу.
· открытая валютная позиция банков; · доля средств нерезидентов в пассивах банковского сектора.
· отношение балансовой стоимости к собственному капиталу предприятий (левередж); · доля краткосрочного долга в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга предприятий в иностранной валюте; · рентабельность активов (до выплаты налогов и процентов); · отношение чистого долга в иностранной валюте к собственному капиталу предприятий.
Комплексное отслеживание динамики указанных индикаторов позволит своевременно и качественно выявлять и минимизировать риски внешнедолгового портфеля всех секторов экономики. Среди основных мер экономического характера комплексно должны использоваться процентная, курсовая, кредитная, налогово-бюджетная политика, иные меры, воздействующие на уровень совокупного спроса и его составляющих, а также на инвестиционный климат. Также на постоянной основе необходима организация информирования иностранных инвесторов о макроэкономической ситуации в Республике Беларусь (включая информацию о состоянии валового внешнего долга) путем проведения презентаций, роуд-шоу и других мероприятий. Дополнительными мерами реагирования, возможными к принятию в случае выявления приближения фактических и прогнозируемых данных о состоянии валового внешнего долга к пороговым индикаторам экономической безопасности, являются:
· ограничение (прекращение) заимствований (за исключением потребности в рефинансировании существующего долга) бюджетами всех уровней; · реструктуризация, секьюритизация, досрочное погашение внешнего долга бюджетами всех уровней · дальнейшее развитие внутреннего рынка государственных долговых инструментов, так как этот рынок обладает низким уровнем кредитного риска; · минимизация валютных рисков путем диверсификации валютного портфеля внешних заимствований; · оптимизация критериев отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий и поручительств; · осуществление операций с производными финансовыми инструментами (фьючерсы, опционы), в том числе сделки по хеджированию внешних государственных займов. Данные финансовые активы позволяют помимо всего прочего нивелировать риски, что особенно актуально в период инфляции.
· ограничение (прекращение) заимствований Национальным банком, банками; · установление пороговых значений (лимитов) краткосрочных обязательств в структуре внешних заимствований банковского сектора.
· для организаций с долей государственной собственности: определение перечня организаций с преобладающим участием государства; разработка порядка осуществления контроля соответствующими государственными органами, обладающими правом владения и распоряжения государственными пакетами акций (долей участия), и (или) соответствующими местными исполнительными органами за эффективным внешним заимствованием, использованием средств займа и управлением рисками внешнего долга организаций с преобладающим участием государства, включая их дочерние организации; оптимизация порядка осуществления внешнеторговой деятельности (в части снижения доли промежуточного импорта); · для организаций частного сектора: совершенствование налогового администрирования; использование механизмов вычетов по отрицательной курсовой разнице в целях снижения подверженности предприятий валютному риску; утверждение механизмов по регулированию объемов внешнего долга негосударственного корпоративного сектора.
Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность частного сектора. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга частного сектора, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств частного сектора перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны. В зависимости от складывающихся внутренних и внешних условий, целей социально-экономической политики предложения о мерах реагирования могут включать корректировку индикаторов, их пороговых значений и мероприятий.
|